Выбери свой спорт

Подготовка в спорте. Техническая подготовка: понятие, виды, задачи, средства и методы

В спорте едва ли не главную роль играет организованность и дисциплина. Поэтому процесс спортивной подготовки - это совокупность многих факторов, которые и есть твердой основой для развития любого спортсмена. Именно развитие, в спортивном плане, и есть самоцель подготовки спортсменов.

Спортивная подготовка или тренировка

Достаточно часто понятия «спортивная тренировка» и «спортивная подготовка» совмещают, делая их синонимами. Но на самом деле, все обстоит несколько иначе. То есть, первое понятие есть неотъемлемой частью второго.

Рассмотрим на примере: если спортсмен выполняет определенные физические упражнения, значит это тренировка как центр спортивной подготовки. А если спортсмен оттачивает свои технические навыки, используя при этом видеоматериал, тогда тренировка как таковая осуществляться не будет. Но подготовка спортсмена все равно будет продолжаться.

Таким образом, стоит отметить, что тренировка есть частью подготовки спортсменов, но не является ее основным методом.

Цель спортивной подготовки

Как и любая целенаправленная деятельность, подготовка спортсмена имеет определенную цель, а именно - получение максимального уровня физической, тактической, технической и психологической подготовленности, в рамках определенного вида спорта для достижения высоких результатов в соревнованиях.

Задачи спортивной подготовки

Для достижения главной цели спортивной подготовки спортсмена обязателен к выполнению ряд задач:

  • высокий уровень теоретических и практических компетентностей в рамках определенного вида спорта;
  • высокий уровень физиологической подготовки и устойчивости основных систем организма, которые переносят основную нагрузку в данном виде спорта;
  • достижение высокого уровня тактико-технической компетенции в выбранном виде спорта;
  • развитие психологической подготовленности, на необходимом для осуществления спортивной деятельности уровне, в выбранном виде спорта;
  • осуществление интегральной подготовки, которая включает комплексное взаимодействие основных видов подготовленности спортсмена в соревновательной деятельности.

Средства

Спортивная подготовка - это процесс, который реализуется определенными средствами. Эти средства характеризуют данный процесс как целенаправленную физическую деятельность. К ним относятся физические упражнения разных типов. Классифицируются они относительно необходимого спортивного усовершенствования, а именно: направленные на подготовку к соревнованиям, на общую подготовку спортсменов и специально-подготовительные.

Соревновательные упражнения включают условия схожие с условиями спортивных соревнований, и имеют довольно высокие требования к уровню подготовленности спортсмена. Это делает данный вид упражнений не таким эффективным как специально-подготовительные, поскольку второй вид учитывает особенности определенного вида спорта, и не направлен на достижение высоких результатов во время проведения тренировки.

Эти упражнения отличаются своей вариативностью и возможностью развивать различные стороны физической подготовки путем использования их разными способами. Например, для легкоатлета специально-подготовительные упражнения будут имитировать бег как основную техническую единицу вида спорта, но в то же время будут варьироваться для более успешного достижения целей спортивной подготовки. К ним будут относиться: бег с препятствиями, с ускорениями по отрезкам дистанций и т.д.

Свою нишу в спортивной подготовке занимают и обще-подготовительные упражнения, которые способствуют усовершенствованию общей физической формы. В то время, когда специальные упражнения направлены на развития тех спортивных навыков, которые присущи данному виду спорта, общие - способствуют росту желанных результатов на фоне укрепления общей спортивной подготовки.

Методы спортивной подготовки

Также спортивная подготовка - это совокупность и методическая распределенность методов. Они, в свою очередь, группируются на три типа:

  • Получение знаний.
  • Выработка двигательных умений и навыков.
  • Развитие общих двигательных способностей.

К первой группе относятся:

  • Устные: объяснения, рассказы, беседы, описания.
  • С помощью печатных ресурсов: работа с учебниками, пособиями, карточками.
  • С помощью наглядности: непосредственная наглядность (когда демонстрация происходит с активным участием одного из подчиненных), опосредованная наглядность (видео записи, рисунки, схемы и др.) и активные методы (с объяснениями на примере самого участника).

Вторую группу составляют два метода работы над физическими упражнениями: разделенное и целостное упражнение.

В третью группу входят:

  • метод повторов;
  • метод интервалов;
  • метод круговых повторений;
  • игра;
  • метод переменостей;
  • метод равномерности;
  • метод соревнований.

Условия спортивной подготовки

Как и любая другая деятельность, спортивная подготовка имеет перечень своих, необходимых для успешного достижения поставленной цели, условий. К ним относятся:

  • соответствующие природные условия;
  • простейшие сооружения на местности;
  • спортивные сооружения на открытом воздухе;
  • закрытые спортивные сооружения;
  • спортивные центры и базы.

Этапы подготовки спортсменов

Согласно общепринятым стандартам спортивной подготовки определены ее основные этапы, которые направлены на многолетнюю деятельность. Основные этапы:

  • начальный или спортивно-оздоровительный;
  • начальная спортивная подготовка;
  • учебно-тренировочный;
  • совершенствования спортивного мастерства;
  • этап высшего спортивного мастерства.

Виды спортивной подготовки

Подготовка спортсмена - это комплексный педагогический процесс, который включает в себя множество факторов, которые в целостности способствуют достижению цели. Поэтому разделяют 6 видов спортивной подготовки:

  • Теоретическая подготовка. Базу или центр спортивной подготовки составляют все необходимые теоретические знания и навыки, которые необходимы для успешного физического развития в рамках определенного вида спорта.

  • Физическая подготовка. Процесс развития физических качеств и функциональных возможностей организма, с целью осуществления возможности достижения высоких спортивных результатов.

  • Техническая подготовка. Этот вид подготовки подразумевает овладение определенными техническими навыками двигательной деятельности, которые присущи отдельным видам спорта.
  • Тактическая подготовка. Это процесс овладения рациональными тактическими приемами для ведения эффективной соревновательной деятельности. При этом специальные технические приемы - неотъемлемая часть данной подготовки.
  • Психологическая подготовка. Спортивная деятельность напрямую связана с психологическим давлением. Поэтому подготовка спортсмена должна предусматривать развитие стрессоустойчивости, его моральных и волевых качеств.
  • Интегральная подготовка. Недавно стали выделять еще один комплексный вид подготовки спортсменов. Этот процесс направлен на развития способностей к вариативной, но целостной реализации всех выше перечисленных видов подготовки к соревновательной деятельности.

Следует также отметить, что спортивная подготовка - это целенаправленный педагогический процесс, который должен быть грамотно и методически верно организован с точки зрения чередования и объединения всех видов.

Программа

Программа спортивной подготовки - это часть и основа длительного процесса подготовки к соревновательной деятельности в любом виде спорта. Она предусматривает:

  • ключевые понятия и компоненты всех видов подготовки спортсмена, учитывая особенности конкретного вида спорта;
  • методический, теоретический и практический для руководствующих процессом подготовки спортсменов;
  • особенности и нюансы контроля и мониторинга уровня развития спортсменов.

Стандарты подготовки спортсменов

Все вышеуказанные части, компоненты и термины, связанные со спецификой отдельных видов спорта, регулируется на государственном уровне. А точнее, это федеральные стандарты спортивной подготовки, которые являются совокупностью минимальных требований к уровню спортивной подготовленности как в олимпийских, так и в неолимпийских видах спорта. Эти требования должны быть соблюдены всеми организациями, которые осуществляют спортивную подготовку спортсменов согласно соответствующим законам РФ.

Спортивная деятельность - это воспитание духа и характера, которое должно быть правильно организованным и проконтролированным.

Реферат

по дисциплине: Теория спорта

тема:

спортивно-техническая подготовка в спорте


План

1. Задачи и требования спортивной техники.

2. Средства технической подготовки.

3. Формирование двигательных умений и навыков.


1. Задачи и требования спортивной техники

Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

Основной задачей технической подготовки спортсмена является обучения его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники.

В процессе спортивно-технической подготовки необходимо добиться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям :

1. Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.

2. Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности.

3. Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена.

Современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуются большим количеством сбивающих факторов. К ним относятся активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжелательное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.

4. Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях соревновательной борьбы к успеху не приводит. Например, в циклических видах спорта стремление сохранить стабильные характеристики движений до конца дистанции приводит к значительному снижению скорости. Вместе с тем компенсаторные изменения спортивной техники, вызванные прогрессирующим утомлением, позволяют спортсменам сохранить или даже несколько увеличить скорость на финише.

Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острым лимитом времени для выполнения двигательных действий, активным противодействием соперников и т.п. (единоборства, игры, парусный спорт и др.).

5. Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энергозатратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена.

В спортивных играх, единоборствах, сложно-координационных видах спорта важным показателем экономичности является способность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.

6. Минимальная тактическая информативность техники для соперников является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой - не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирующих тактический замысел спортсмена (В.Н. Платонов, 1987).

Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку.

Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков (школы движений), а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта.

Основной задачей в специальной спортивно-технической подготовке является формирование таких умений и навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяют спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях и обеспечивают прогресс технического мастерства в процессе занятий спортом.

2. Средства технической подготовки

Средствами технической подготовки являются общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения, которые должны отвечать следующим требованиям:

1. Упражнения, направленные на формирование соревновательных действий по частям, не должны отличаться по главным структурным признакам от воспроизводимых частей соревновательного упражнения.

2. Порядок формирования или перестройки фаз соревновательного упражнения зависит как от особенностей структуры, так и от подготовленности спортсмена, в том числе от имеющегося у него двигательного опыта. Чем сложнее соревновательная комбинация и отдельные элементы, которые войдут в нее, тем труднее затем собрать все расчлененные упражнения и сформировать необходимый ритм всего соревновательного действия в целом.

В пределах выполняемых фаз необходимо сформировать и уточнить двигательные задачи, положения тела (исходные, конечные), взаиморасположение звеньев тела, а затем способ перехода из начального в конечное положение.

3. Независимо от того, разучивается ли действие преимущественно сразу в целом или по частям, спортсмен должен на первом этапе научиться контролировать и корректировать движения (сначала зрительно, затем без участия зрения), для чего необходимо знать главные «контрольные точки» в каждой фазе (положения и взаимоположения звеньев двигательного аппарата).

4. Закреплять навыки расчлененного выполнения соревновательного упражнения целесообразно, если не возникает серьезных препятствий для объединения частей в целое. Это зависит от того, насколько органически они связаны друг с другом. Например, в гимнастических комбинациях опасность чрезмерного закрепления этих элементов как отдельных навыков сравнительно невелика, а при вычленении фаз прыжков, метаний - гораздо больше.

5. Успешная реализация задач по формированию новой техники соревновательных действий и преобразованию старых навыков на первом этапе (этапе начального разучивания) определяется использованием методических подходов и приемов, облегчающих технически верное выполнение упражнения, особенно когда они отличаются координационной сложностью и связаны с предельными усилиями скоростно-силового характера.

Кроме приемов расчленения упражнения на части и прямой физической помощи тренера применяются:

1) технические средства:

а) средства формирования и уточнения представлений о движениях в сознании занимающихся;

б) средства, вводящие в обстановку обучения (различного рода ориентиры);

в) средства срочной и сверхсрочной информации о выполняемых движениях;

г) тренажеры, применяемые для обучения движениям;

д) тренажеры для совершенствования двигательных действий и развития специальных двигательных качеств;

е) средства, обеспечивающие страховку.

2) облегченные тренировочные снаряды и специальное оборудование: подвесные лонжи, подкидные мостики для прыжков, батуты, наклонные дорожки, беговые, гребные и плавательные тредбаны.

3. Формирование двигательных умений и навыков

В процессе технической подготовки спортсмена осуществляется большая кропотливая работа по усвоению знаний, формированию двигательных умений и навыков.

Двигательное умение - это способность выполнять двигательные действия на основе определенных знаний о его технике, наличия соответствующих двигательных предпосылок при значительной концентрации внимания занимающихся построить заданную схему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания. Многократное повторение двигательных действий приводит к постепенной автоматизации движений и двигательное умений переходит в навык, характеризующийся такой степенью владения техникой, при которой управление движениями происходит автоматизировано, а действия отличаются высокой надежностью.

В процессе спортивной тренировки двигательные умения несут вспомогательную функцию. Она может проявляться в двух случаях:

1) когда необходимо освоить подводящие упражнения для последующего разучивания более сложных двигательных действий;

2) когда необходимо добиться простого освоения техники соответствующих двигательных действий, формирование умений является предпосылкой для последующего формирования двигательных навыков.

Формируемые двигательные навыки стабилизируются тогда, когда система необходимых воздействий воспроизводится часто и относительно стереотипно. Основные положения стабилизации спортивных навыков следующие:

1. Стабилизация навыка происходит тем легче, чем стандартнее в процессе повторного выполнения действия воспроизводятся его закрепляемые черты. Отсюда следует правило: вначале закрепления навыков целостного выполнения действий следует по возможности исключать факторы, способные вызывать отклонения от оптимальных параметров техники движения (затрудняющие условия внешней среды, утомление, психическая напряженность) и создавать условия, уменьшающие вероятность таких отклонений путем регулирования нагрузок и отдыха, распределения упражнений в структуре занятий, способствующих закреплению навыков, использования соответствующих технических средств, тренажеров, лидирующих устройств, стандартизации условий внешней среды.

ВВЕДЕНИЕ

1. Общее понятие технико-тактической подготовки.

1.1 Техническая подготовка

1.2 Тактическая подготовка

2. Проявление технико-тактической подготовки в спорте.

2.1 Техника соревновательной деятельности

2.2 Тактика соревновательной деятельности

3. Технико-тактическая подготовка в единоборствах

4. Особенности технико-тактической подготовки в КУДО.

4.1 Экипировка в кудо

4.2 Разрешённые действия в кудо

4.3 Участники соревнований и время поединков

4.4 Оценки и решения судей

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ.

Подготовка спортсмена - понятие широкое и представляет собой направленное использование всей совокупности факторов (средств, методов, условий), с помощью которых обеспечивается готовность спортсмена к спортивным достижениям.

Наряду с физической подготовкой большое место в спортивной тренировке занимают практические разделы технической и тактической подготовки спортсмена. Спортивная техника представляет собой более или менее совершенные способы выполнения соревновательных действий, а спортивная тактика является формой объединения всей совокупности данных действий в процессе достижения соревновательной цели. Этим объясняется теснейшая взаимосвязь технической и тактической подготовки спортсмена, которые можно разделить условно.

Результаты подготовки - спортивный результат, достигнутый на соревнованиях. В единоборствах такая цель - победа над соперником в соревнованиях.

Будущий спортивный результат похож на здание. Если под него подведён массивный фундамент, то оно стоит прочно и его можно надстраивать.

1. Общее понятие технико-тактической подготовки.

1.1 Техническая подготовка.

Под спортивной техникой (техникой вида спорта) следует понимать совокупность приёмов и действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение двигательных задач, обусловленных спецификой конкретного вида спорта, его дисциплины, вида соревнований. Специализированные положения и движения спортсменов, отличающиеся характерной двигательной структурой, но взятые вне соревновательной ситуации, называются приёмами. Приём или несколько приёмов, применяемых для решения определённой тактической задачи, являются действием.

Определений технической подготовки данное Матвеевым Л. П.: «технической подготовкой» спортсмена называют обучение его технике действий, выполняемых в состязании или служащих средствами тренировки, и доведение сформированной техники до необходимой степени совершенства. Тогда как Холодов Ж. К. не различает понятий техническая подготовка и подготовленность.Техническая подготовленность - степень освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов .

Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков (школы движений), а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта. В процессе общей подготовки широко используется эффект положительного переноса навыков: навыки, формируемые в ней входят - обычно в преобразованном виде - в состав образующихся на их основе специфических спортивных навыков и содействуют их совершенствованию (как, например, ряд гимнастических навыков при формировании навыков прыжка с шестом, прыжков в воду, фигурного катания на коньках). Общая техническая подготовка спортсмена включает также обучение технике упражнений, привлекаемых в качестве средств физической полготовки (поскольку раньше, чем использовать то или иное упражнение как средство воспитания физических качеств, надо научиться технически правильно его выполнять).

Центральная задача в специальной технической подготовке - обеспечить формирование таких навыков выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в состязаниях, а также неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом. Решение этой центральной задачи предполагает последовательное решение ряда поэтапных задач: познание основ спортивной техники; моделирование её индивидуализированных форм, соответствующих наличным возможностям спортсмена; формирование двигательных умений и навыков, позволяющих участвовать в текущих соревнованиях; последующее преобразование или обновление форм техники в соответствии с возросшими возможностями спортсмена; создание на достаточно высоких ступенях овладения мастерством принципиально новых вариантов спортивной техники, в том числе не применявшихся ранее; доведение их до возможно высокой степени совершенства.

По степени освоения приёмов и действий техническая подготовленность характеризуется тремя уровнями:

1. Наличием двигательных представлений о приёмах и действиях и попыток их выполнения.

2. Формированием двигательного умения.

3. Образованием двигательного навыка.

Требования к спортивной технике:

Результативность;

Эффективность;

Стабильность;

Вариативность;

Экономичность;

Минимальная тактическая информативность.

К основным задачам, которые требуют решения в процессе технической подготовки спортсмена, необходимо отнести следующие:

Увеличение объема и разнообразия двигательных умений и навыков;

Достижение высокой стабильности и рациональной вариативности специализированных движений-приемов, составляющих основу техники вида спорта;

Последовательное превращение освоенных приемов в целесообразные и эффективные соревновательные действия;

Усовершенствование структуры двигательных действий, их динамики и кинематики с учетом индивидуальных особенностей спортсменов;

Повышение надежности и результативности технических действий спортсмена в экстремальных соревновательных условиях;

Совершенствование технического мастерства спортсменов, исходя из требований спортивной практики и достижений научно-технического прогресса.

1.2 Тактическая подготовка.

Под спортивной тактикой следует понимать способы объединения и реализации двигательных действий, обеспечивающие эффективную соревновательную деятельность, приводящую к достижению поставленной цели в конкретном старте, серии стартов, соревновании. Уровень тактической подготовленности спортсменов зависит от овладения ими средствами спортивной тактики (техническими приемами и способами их выполнения), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

В структуре тактической подготовленности следует выделять такие понятия, как тактические знания, умения, навыки.

Тактические знания представляют собой совокупность представлений о средствах, видах и формах спортивной тактики и особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности.

Тактические умения - форма проявления сознания спортсмена, отражающая его действия на основе тактических знаний. Могут быть выделены умения разгадывать замыслы соперника, предвидеть ход развития соревновательной борьбы, видоизменять собственную тактику и т. п.

Тактические навыки - это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных и коллективных действий. Тактические навыки всегда выступают в виде целостного, законченного тактического действия в конкретной соревновательной или тренировочной ситуации.

Тактическое мышление - это мышление спортсмена в процессе спортивной деятельности в условиях дефицита времени и психического напряжения, непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач.

Тактика соревновательной деятельности предусматривает мыслительные операции, выражающиеся в тактическом замысле, и практические действия, обеспечивающие реализацию этого замысла. Оптимальным является вариант точного соответствия тактического замысла возможностям спортсмена в отношении его технического, физического и психологического потенциала. Самые эффективные тактические модели не будут в полной мере реализованы, если уровень подготовленности спортсмена не достаточен для их реализации. И, наоборот, потенциальные технические, физические и психологические возможности спортсмена не найдут своей полной реализации в соревновательной деятельности в случае несовершенства тактического замысла.

Основу тактической подготовленности отдельных спортсменов и команд составляют:

Владение современными средствами, формами и видами тактики данного вида спорта;

Соответствие тактики уровню развития конкретного вида спорта с оптимальной для него структурой соревновательной деятельности;

Соответствие тактического плана особенностям конкретного соревнования (соперники, состояние мест соревнований, характер судейства, поведение болельщиков и др.);

Обеспечение взаимосвязи тактики с уровнем совершенства других сторон подготовленности - технической, психологической, физической.

В зависимости от квалификации соперников, их индивидуальных особенностей тактика может быть алгоритмичной, вероятностной и эвристичной.

Алгоритмичная тактика строится на заранее запланированных действиях и их преднамеренной реализации. В ходе поединка спортсменам приходится действовать, предполагая, со стороны противника активное противодействие. В таких случаях спортсмен предварительно планирует свои действия, заранее определяя их технико-тактическое содержание, действует преднамеренно.

Вероятностная тактика представляется действиями, в которых планируется определенное начало с последующими вариантами продолжения в зависимости от конкретных реакций соперника и партнеров по команде. Это связано с тем, что в соревнованиях постоянно возникают ситуации, в которых спортсмену приходится прекращать или корректировать действие по ходу его выполнения в соответствии с характером противодействий соперника. В таких случаях спортсмен переключается с действий, предварительно запланированных, на действия, наиболее соответствующие возникшей ситуации, т. е. действует преднамеренно- экспромтно.

Эвристичная тактика строится на реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации поединка. Зачастую в соревнованиях сложная ситуация возникает внезапно, в момент недостаточной готовности спортсмена. В таких случаях спортсмен должен, мгновенно оценив ситуацию, действовать экспромтно. Это наиболее сложный вариант действий.

Исходя из тактических задач, все действия в спортивном поединке могут быть направленными на подготовку, нападение и оборону. Подготавливающие действия характеризуются разведкой, выбором момента для начала активных действий, разгадыванием намерений противника, маскировкой замыслов, обманами, маневрированием и др. Нападение осуществляется атакующими и контратакующими действиями. Оборона может быть позиционной, маневренной и комбинированной.

Следует учитывать, что все действия по тактической направленности могут быть действительными и ложными.

Для тактики действий в спорте характерным является применение традиционных или новых приемов, разрабатываемых тренерами и спортсменами исходя из индивидуальных особенностей спортсменов, современных тенденций спорта и т. д. .

В тактической подготовке необходимо выделить следующие основные направления:

Изучение сущности и основных теоретико-методических положений спортивной тактики;

Овладение основными элементами, приемами, вариантами тактических действий;

Совершенствование тактического мышления;

Изучение информации, необходимой для практической реализация тактической подготовленности;

Практическую реализацию тактической подготовленности.

2. Проявление технико-тактической подготовки в спорте.

2.1 Техника соревновательной деятельности.

Развитие тактики спорта, изменение правил соревнований, спортивного инвентаря и др. заметно влияют на содержание технической подготовленности спортсменов. Так, например, в греко-римской борьбе сокращение времени поединков, повышение требовательности судей к активному ведению борьбы и др. существенно сказалось на характере и соотнесении двигательных действий квалифицированных спортсменов.

Соревновательная деятельность спортсменов проходит в постоянно и быстро изменяющихся ситуациях спортивного поединка. В этих условиях спортсмены применяют разнообразнейшие действия, направленные на достижение победы. Количество возможных действий, применяемых спортсменами в соревнованиях, особенно в единоборствах и играх, весьма велико. Так, например, в футболе применяется более 640 действий. При описании техники ближнего боя в боксе приводят более 70 способов нанесения, только одиночных ударов и 30 способов вхождения в ближний бой в момент атаки противника.

В связи с бесчисленным множеством вариантов соревновательных ситуаций, необходимостью быстро реагировать на каждую из них адекватными действиями двигательный стереотип соревновательной деятельности в единоборствах выработать сложно и нецелесообразно. Если бы тренеры и спортсмены все же пошли по пути выработки такого стереотипа, то это вряд ли привело бы к успеху. Ведь каждый раз спортсмен, встречаясь даже с хорошо известным противником, применяя одни и те же действия, никогда не встречается с точным повторением пространственных, временных и других условий. Очень изменчиво и функциональное состояние организма спортсменов даже в пределах одного соревнования.

В связи с вышеизложенным для усовершенствования процесса обучения и тренировки необходимо дифференцировать понятия «прием» и «действие».

Специализированные положения и движения спортсменов, отличающихся характерной двигательной структурой, но взятые вне тактической ситуации, вне поединка, называются приемами. Все специализированные положения и движения в каждом виде спорта можно классифицировать по группам приемов, близких по характеру, условиям выполнения и решаемым двигательным задачам. Так, например, учитывая особенности деятельности спортсменов, целесообразно классифицировать приемы на три группы: исходные положения, передвижения, основные движения. К исходным следует отнести все специализированные положения спортсменов - стойки, захваты в борьбе и т. д. Группа передвижений охватывает все способы перемещения по рингу, ковру. К основным движениямследует отнести удары, подставки, отбивы, уклоны, перевороты, броски, подсечки и др.

Различные приемы могут применяться отдельно или в сочетании с другими для решения какой-либо тактической задачи. Одним и тем же приемом, в зависимости от создавшейся соревновательной ситуации, можно решать разнообразнейшие тактические задачи. Например, прием удар может быть использован и для подготовки (обман в нападении), и в различных разновидностях атак, и т. д.

Одна и та же позиция в зависимости от решаемой тактической задачи может применяться как в подготовках (вызовы, обманы), в обороне (защиты), так и в нападении. При этом основные характеристики техники приема почти не изменяются.

Прием или несколько приемов, применяемых для решения определенной тактической задачи, являются действием. Если исходить из тактических задач, то все действия спортсменов в спортивном поединке можно классифицировать как действия подготовки, нападения и обороны.

Одной из отличительных особенностей техники соревновательной деятельности единоборцев является опосредованный контакт со своими спортивными противниками и партнерами.

Следует особо подчеркнуть преимущественную разнохарактерность деятельности зрительного и двигательного анализаторов в процессе действий единоборцев. Двигательный анализатор выполняет главную роль технической реализации тактических замыслов. Зрительный анализатор в большей степени связан с анализом ситуации на основании восприятия пространственных взаимоотношений, основанных на дистанционных и позиционных положениях и действиях, участников поединка. Техника вида спорта совершенствуется в зависимости от изменений правил соревнований и судейства, усовершенствования спортивного инвентаря и оборудования.

2.2 Тактика соревновательной деятельности.

Под тактикой в спорте следует понимать целенаправленные способы использования технических приемов в тактических действиях для решения соревновательных задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности (своей, партнеров и противника), а также условий среды. В каждом виде спорта способы решения тактических задач специфичны и зависят от правил соревнований, особенностей спортивной техники, традиций вида спорта, опыта спортсменов и др.

Тактика может соотноситься с соревновательными, стартовыми (бой, поединок, забег, заплыв, схватка и др.) и ситуационными целями. Особенностями тактики является ее индивидуальный, групповой или командный характер, определяемый видом спорта и особенностями соревнований.

В единоборствах соревновательное общение с противником, постоянный дефицит пространства и времени, быстро и вариативно изменяющиеся условия спортивного конфликта ставят перед спортсменами сложные мыслительные и двигательные задачи.

Характерным для соревновательной деятельности в единоборствах является то, что спортсмен должен учитывать не только известные ему обстоятельства, но и по возможности те решения, которые принимает его противник и которые ему самому достоверно не известны.

В соревновательных условиях спортсмены, специализирующиеся в единоборствах, зачастую оказываются в ситуациях, известных по предыдущей тренировочной и соревновательной деятельности. Однако в вариативных конфликтных ситуациях единоборств постоянно неизвестным является прием, которым противник будет решать конкретную задачу, и момент начала его применения.

В спортивных единоборствах сложность тактических действий определяется возникающими затруднениями восприятия, принятия решения и реализации действий из-за их большого разнообразия, дефицита времени, ограниченности пространства, недостаточности информации, маскировки действительных намерений, неопределенности момента начала действий и др. Перечисленные характеристики поединка умышленно создаются противодействующим соперником. Все это затрудняет оценку создавшейся ситуации, осуществление оптимальных двигательных решений, предъявляет повышенные требования к нервно-мышечным процессам и возможностям вегетативных систем, усиливает психическую напряженность.

3. Технико-тактическая подготовка в единоборствах.

Можно условно разделить на 3 вида единоборств:

1) Борьба (дзюдо, вольная и греко-римская борьба, самбо и т.д.)

2) «Ударные» виды (бокс, кик-боксинг, муай-тай и т.д.)

3) Комплексные (кудо, рукопашный бой, ушу-саньда, версии М-1 и К-1).

Под техникой спортивной борьбы понимаются способы выполнения действий, используемых в поединке с целью достижения победы, хотя направленность этих действий в конкретной ситуации бывает различной (атака, защита, создание активного фона или промежуточных действий) . Следует различать технику «модельную», на основе которой строится процесс обучения, и реальную, т. е. освоенную в результате обучения. В свою очередь, реальная техника может быть рациональной и нерациональной. Техническая подготовка - это процесс обучения технике и доведения ее до уровня навыков.

Тактика- способ объединения технических действий для достижения соревновательной цели, форма организация соревновательной деятельности в целом . Различают тактику соревнований, схваток, выполнения технических действий . Тактическая подготовка есть процесс повышения уровня специфических знаний спортсмена и практического освоения способов рациональной организации технических действий в различных условиях соревнований для достижения намеченной цели.

Техника и тактика образуют единый комплекс : во-первых, каждое техническое действие может быть использовано для решения тактических задач, во-вторых, в настоящее время практически ни один прием (атакующее техническое действие, оцениваемое судьями в баллах) не может быть проведен без тактической подготовки, в-третьих, все технические действия вообще преднамеренно организуются с тактическими целями. Поэтому все большее распространение получают такие понятия, как технико-тактическое действие (техническое действие, которое можно использовать в тактических целях), технико-тактическая подготовка (обучение не просто технике и тактике борьбы, но с обоснованием и практическим освоением способов их комплексного использования), технико-тактическая подготовленность (результат предыдущего), технико-тактическое мастерство (высокий уровень технико-тактической подготовленности).

Анализ современной литературы по борьбе свидетельствует о слишком произвольном, толковании понятий «техническая подготовка», "тактическая подготовка", «технико-тактическая подготовка». В результате разные понятия часто взаимозаменяют. Чтобы избежать этого, следует, по-видимому, исходить из учета того, какие задачи решаются в процессе подготовки (они должны быть всегда конкретными). Освоение и совершенствование технических действий, например, предполагает техническую подготовку. Сложнее обстоит дело с двумя другими понятиями. Процесс изучения тактики можно понимать как тактическую подготовку, а практическое её освоение (проведение множеств, технических действий в соответствии с определенными требованиями) - как технико-тактическую подготовку. Кроме того, когда идет отвлеченный разговор о совершенствовании компонентов технико-тактического мастерства, но не известна или не указана конкретная задача, следует также пользоваться понятием «технико-тактическая подготовка» (ТТП).

ТТП можно рассматривать как некий интегральный показатель подготовленности в целом. Наиболее совершенной формой его проявления признана комбинационная борьба , которая, благодаря динамичности, характеризуется высокой зрелищностью. ТТП должна быть ориентирована на выполнение наиболее общих стратегических установок (табл. 3.1).

Таблица 3.1 Технико-тактическое умение и подготовленность.

Стратегия

Доминирование атакующих действий

Техническая разносторонность с высоким уровнем эффективности

Вариативность в реализации «цепей действий» (рис 3.1)

Целеустремлённость в ведении борьбы, высокий темп повторных атак, спуртов

Техническая специализация на основе индивидуальных комплексов приёмов

Подчёркнутое сохранение индивидуальной тактики во всех ситуациях поединка (в атаке, защите, контратаке, комбинации и связке)

Акцентирование первого действия (взятие инициативы)

Овладение четырьмя - шестью

индивидуальными «цепями действий» с высокой

соревновательной надёжностью (рис. 3.1)

Оптимальная установка на схватку

Рациональное расположение центра тяжести и усилий при проведении атакующих действий

Усиление применения комбинаций в стойке и партере

Одним из важнейших факторов прогресса спортсменов заключается в максимальном использовании индивидуальных особенностей при соблюдении основополагающих организационных и методических принципов тренировки, которые охватывают все виды подготовки, в том числе технико-тактический. Следование этим принципам ведет к формированию индивидуального арсенала часто употребляемых технических действий и способов подготовки их выполнения, а, в конечном счете - к выработке индивидуальной манеры ведения поединка .

Особенности организации соревновательной деятельности, выработанные в процессе многолетней тренировки (они характерны для отдельного индивида и наиболее отчетливо проявляются в схватках, в которых последний добился победы), одни авторы называют стилем, а другие манерой ведения борьбы. При таком подходе можно говорить, что манера ведения борьбы спортсмена, преимущественно соответствует такому-то стилю. Следовательно, стиль - это обобщающее понятие .

Совокупность морфологических, функциональных и психологических особенностей лежит в основе формирования индивидуальной манеры ведения поединка . Отметим, что морфологические и функциональные особенности спортсменов очевидны или их сравнительно легко выявить и учесть в процессе освоения и совершенствования техники и тактики единоборцев. Гораздо сложнее распознать и тем более рационально учесть при подготовке индивидуальные психологические особенности . Результаты исследований показывают, что полный анализ структуры подготовленности и преимущественной предрасположенности к ведению поединков в определенной манере позволяет дифференцировать совершенствование ТТП квалифицированных борцов и на этой основе формировать нужную манеру. Такой подход способствует быстрому росту уровня ТТП и повышению эффективности соревновательной деятельности (Р<0,05).

При оценке эффективности тренировочного процесса юношей и юниоров основным критерием должна быть и техническая подготовленность, а не один результат , который достигается иногда за счет опережения в биологическом развитии либо преимущества физических качеств. Единоборцам, имеющим неправильные технические навыки, совершенствование дается с большим трудом. Технико-тактическая и физическая подготовленность тесно связаны . Это надо учитывать при планировании процесса обучения, как и то, что функциональное совершенствование в движениях тесно соприкасается с развитием координационных механизмов, в том числе межмышечной координации .

Техническую подготовку можно рассматривать как совокупность двух процессов - обучения и тренировки. Методами обучения определяется владение способами решения специфических задач, т. е. техникой. Недостатки в обучении едва ли можно компенсировать увеличением объема тренировки, которая повышает физические возможности для выполнения технических действий, но существенно не влияет на перестройку сформированных при обучении способов действий. Более того, в результате тренировки происходит закрепление отработки этих способов. Поэтому важность и единство обоих компонентов очевидны.

4. Особенности технико-тактической подготовки в кудо.

4.1 Экипировка в кудо.

КУДО - вид восточных единоборств, отличающийся максимально приближенными к реальному бою правилами соревнований, но при этом с минимальным травматизмом для спортсменов.

Кимоно должно быть синего или белого цветов, для удобства работы судей, и плотным для выполнения бросков. Рукав укороченный, но должен закрывать локоть, что позволяет, используя захват, наиболее лучше контролировать руки противника, не позволяя ему наносить удары. Штанины должны закрывать щиколотки.

Защита рук.

В качестве защиты рук используются бинты для фиксации кистей длиной 1,5 м и по желанию кенсапы. Кенсапы - войлочные накладки, защищающие ударную часть кулака, но оставляют открытыми пальцы и ладони, что позволяет без помех применять захваты. Толщина войлока 2-3 мм. Использование кенсап отличительная черта кудо, в отличии от боксёрский перчаток и накладок, они не увеличивают массу удара. Недостаток - это большое количество мелких травм пальцев рук (в основном ссадины и рассечения) у спортсменов НП и УТ групп.

Защита голеностопа.

Щитки на голень разрешены к использованию только для юношей и юниоров, у женщин по желанию. Травмы голени (ушибы) чаще встречаются в НП и УТ группах и с ростом мастерства они практически прекращаются.

Защита головы.

Для защиты губ, языка и зубов используется капа. Для защиты головы применяется шлем «супер-сейф» с пластиковым забралом. Использование такого шлема позволило в правилах соревнований, без увеличения травматизма, разрешить удары в голову локтями, коленями и даже головой, что выдвигает особые требования к технико-тактической подготовке кудоистов. Также из-за забрала уменьшается приток кислорода, что вызывает гипоксию - что предъявляет особые требования и к физической подготовке.

Защита паховой области.

Для защиты паха применяется протектор на пах (ракушка). У женщин дополнительно разрешены к использованию защита груди и паховый бандаж.

4.2 Разрешённые действия в кудо.

Ударная техника в стойке.

Правилами соревнований разрешена вся ударная техника руками, ногами и головой во все части тела в контакт, кроме запрещенных ударов. Удары разрешено наносить также и в захвате (цуками), кроме захватов за шлем. Добивание без контакта (кимэ), выполняется двумя ударами рукой в голову или ударом ногой рядом с головой.

Запрещены удары в шею, затылок, открытый верх головы, пах, спину, в коленный сустав против анатомического сгиба. Любая атака после нокдауна, удары из стойки по спортсмену находящемуся в партере. Запрещены болевые и удушающие приёмы в стойке.

Борцовская техника в стойке.

Разрешены все виды бросковой техники, за исключением запрещённой. Запрещёно проводить любой бросковый приём с умышленным падением на голову или на соперника.

Техника борьбы в партере.

12 официально разрешённых удушающих и болевых приёмов:

Болевой приём - рычаг локтя с захватом руки между ног;

Болевой приём - рычаг локтя при помощи ноги сверху;

Болевой приём в стойке (если действие началось в партере) - рычаг руки внутрь;

Болевой приём - рычаг локтя с упором плеча в предплечье;

Болевой приём - узел дальней руки при удержании поперёк;

Болевой приём на ахиллесово сухожилие;

Болевой приём - перегибание коленного сустава;

Удушающий приём сзади плечом и предплечьем;

Удушающий приём захватом за одноимённые отвороты (ладони развёрнуты в разные стороны), -удушающий приём сзади захватом разноимённых отворотов;

Удушающий приём сзади предплечьем и разноимённым отворотом;

Удушающий приём снизу скрестным захватом руки и головы ногами.

Ударная техника в партере. В положении сверху:

Обозначение акцентированных ударов в область головы из позиции «Маунт-панч» или с фиксацией противника на татами коленом на грудь, без контакта. Удары руками и ногами, в том числе локтями и коленями сбоку по корпусу, за исключением запрещённых. Из положения снизу:

Все удары ногами и руками, включая локтями, коленями и головой в контакт во все части тела спортсмена, за исключением запрещённых.

4.3 Участники соревнований и время поединков.

Возрастные группы:

Юноши (девушки) - до 15 лет (включительно);

Юниоры (юниорки) - 16-17 лет;

Мужчины (женщины) - 18 лет и старше. Коэффициенты:

Сумма роста и веса спортсмена - индекс силы.

В юношеских соревнованиях 10 категорий: до 160 ед., 170, 180, 190, 200, 210, 220, 230, 240, свыше 240.

В юниорских соревнованиях 6 категорий: до 220 ед., 230, 240, 250, 260, свыше 260.

Во взрослых соревнованиях 6 категорий: до 230 ед., 240, 250, 260, 270, свыше 270.

Например: если вес спортсмена 75 кг, а рост 180 см, то его индекс силы составляет 255 единиц, т.е. категория до 260 единиц.

Примечание: взрослые спортсмены более лёгких категорий могут заявляться на участие в более тяжёлых категориях. А также среди взрослых спортсменов могут проводиться абсолютные поединки. Время поединков:

Основной поединок длится 3 минуты.

Отдых в случае команды «Хикиваке» (решение о назначении дополнительного времени) - 30 секунд.

Дополнительное время - 3 минуты. Оно может назначаться только 2 раза, после чего судьи обязаны вынести решение в пользу одного из спортсменов.

Партер - 30 секунд, после команды рефери, 2 раза в 3-ёх минутном поединке.

Цуками (работа в захвате в стойке) - 10 секунд, после команды рефери. Количество раз неограниченно.

Дзёгай (выход за площадку) после команды «Матэ», если в течении 5 секунд поединок не возобновляется, принимается решение «Дзикан стоп» - рефери останавливает время.

Если после приглашения спортсмен не явился на татами или является на татами не готовым к поединку (т.е. его экипировка не соответствует правилам кудо), то ему объявляется «Хансоку-1» и рефери даёт команду «Кейджи», после чего начинается отсчёт времени и после 30 секунд, если спортсмен по прежнему не готов к участию объявляется - «Хансоку- 2», после 40 секунд - «Хансоку-3», а 50 секунд - «Хансоку-4»- дисквалификация.

Если после команды рефери заправить форму, завязать пояс спортсмен не укладывается в 10 секунд, ему даётся предупреждение о нарушении - «Хансоку-1».

4.4 Оценки и решения судей.

Соревнования по кудо проходят по правилам полного контакта.

Существуют следующие оценки: «Кока», «Коа-ни», «Юко», «Вазаари», «Иппон».

Атака в уровень головы не приводит к нокдауну, однако голова сильно встряхивается, подгибаются ноги, нарушается стойка, спортсмен отступает назад.

Атака в корпус (средний уровень) заставляет спортсмена согнуться в животе.

Атака по ногам (нижний уровень) - спортсмен показывает боль, начинает волочить ногу.

В случае амплитудного броска (с отрывом двух ног), когда спортсмен, проводящий приём, остаётся в стойке. К таким броскам не относятся «Скручивание» и «Подсечка».

«Кимэ» (добивание) после броска, подсечки. Обозначение «Кимэ» (рукой, локтём, ногой) в верхнюю часть туловища, последовательно более двух раз.

«Кимэ» (добивание) из «Маунт-позиции» (сидя сверху), наносить последовательно 4-5 акцентированных ударов в открытую незащищённую часть головы.

В случае, когда противник получает «Хансоку-2».

«Кока» не выносится:

«Кимэ» чрезмерно далеки.

«Кимэ» в нижнюю часть туловища.

При выполнении «Кимэ» удары недостаточно сильны и резки, а также в случае когда спортсмен снизу защищается или наносит ответные удары.

Эффективная атака, в результате которой из-за полученного ущерба спортсмен упал или коснулся татами любой частью тела, кроме ступней ног, до двух секунд.

Получив удар, спортсмен не способен продолжать поединок (зашатался, подсел, опустил руки), нокдаун до двух секунд.

Односторонняя непрерывная атака преимущественно в область головы в течение от 2 до 4 секунд (соперник не наносит ответных ударов, слабо защищается).

В случае, когда противник получает «Хансоку-3».

«Вазаари»:

После атаки спортсмен не в состоянии вести поединок, находясь в состоянии нокдауна от 2 до 4 секунд, т.е. после объявления оценки «Юко» проходит 2 секунды.

Односторонняя непрерывная атака преимущественно в область головы в течение от 4 до 6 секунд (соперник не наносит ответных ударов, слабо защищается).

В случае, когда противник получает оценку «Хансоку-4».

После получения удара, повлекшего состояние нокдауна, спортсмен не в состоянии продолжать поединок более 4 секунд.

Односторонняя непрерывная атака преимущественно в область головы в течение 6 секунд (соперник не наносит ответных ударов, слабо защищается).

Болевой или удушающий приём, кроме запрещённых, приведший к сдаче (путём многократного похлопывания открытой ладонью руки или ступнёй ноги по оппоненту или по площадке, а также голосом).

Отказ секунданта или спортсмена от продолжения поединка.

Приоритеты техник при вынесении решений судьями.

В случае если нет очевидной разницы в оценках у обоих спортсменов, решение принимается в следующем порядке:

1. Превосходство в ударной технике.

2. Превосходство в бросках.

3. Превосходство борьбы в партере.

4. Превосходство в активных действиях. (Предпочтение отдаётся спортсмену, который активен в течение всего времени поединка или во второй его половине, а именно: наносил удары на продвижении вперёд, использовал разнообразный технический арсенал приёмов и т.д.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1991.- 543 с.

2. В. А. Стрельников. Техническая подготовка боксёра.- г. Улан-Удэ. 1992.- 47 с.

3. В. Н. Платонов. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте.- К.: Олимпийская литература. 2004.- 808 с.

4. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М: Издательский центр «Академия», 2002.- 480 с.

5. Теория спорта. Под ред. Проф. В. Н. Платонова.- К.: Вища ппс. Головное изд-во, 1987.- 424 с.

6. Czech G., Lergens D., Peukert E.,Freier Ringkamph. Lehrbuch fer Fortgeschrittene //Sportverlag Berlin, 1974. 131 S.

7. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977. 280 с.

8. Ленц А. Тактика в спортивной борьбе. М.: Физкультура и спорт, 1967. 152 с.

9. Чумаков Е.М. Тактика борца-самбиста. М.: Физкультура и спорт., 1976. 224 с.

10. Спортивная борьба: Учеб. пособ. для тренеров /Под общ. ред. А.Н. Ленца. М.: Физкультура и спорт, 1964. 496 с.

11. Петрунёв А.А., Вишневский В.А., Мороз В.В., Кузнецов А.И. Технико- тактическая подготовка //Подготовка квалифицированных борцов классического стиля. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. С. 34-35.

12. Нелюбин В. Перспективы управления подготовкой борцов //Материалы IV науч.-метод. конф. по пробл. тренировки в спортивной борьбе. Гомель, 1997. С. 4-7.

13. Оленик В.Г., Каргин Н.Н., Рожков П.А. Специфика физической подготовленности борцов различной тактических манер ведения схватки //Спортивная борьба. М., 1983. С. 21-24.

14. Оленик В.Г., Каргин Н.Н., Рожков П.А. Специфика мастерства борцов различных манер ведения поединка //Спортивная борьба. М., 1984. С. 8-11.

15. Олзоев К.С. Функциональное состояние, стиль борца и система предсоревновательной полготовки //Методы исследования и оценки системы кровообращения у борцов /Под общ. ред. В.А. Геселевича, М., 1980. С. 81-83.

16. Рожков П. А. Специфика технико.-тактического мастерства высококвалифицированных борцов в связи с их индивидуальными особенностями: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985. 25 с.

17. Станков А.Г., Клишин В.П., Письменский И.А. Индивидуализация подготовки борцов. М.: Физкультура и спорт, 1984. 240 с.

18. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособ. для ин-тов физ. культуры /Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни М., 1979. 143 с.

19. Ивлев В.Г., Петрунёв А.А., Акапян А.О. Особенности мастерства борцов высокой квалификации в зависимости от двигательных способностей// Спортивная борьба. М., 1983. С. 78-81

20. Колмановский А.А. Проблемы обучения и совершенствования в классической борьбе// Спортивная борьба. М., 1971. С. 39-45.

21. Ратов И.П. Проблемы возможностей функционального совершенствования в движениях //Спорт в совр. о-ве: Всемир. науч. конгр. Тбилиси, 1980 г. М., 1982. С. 293-294.

22. Анашкин Р.Н., Зорин В.И. Правила соревнований (Положение о судьях и правила соревнований кудо). М., 2008г.

Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия обеспечения жизнедеятельности человека. Понятием "физическая подготовка" пользуются тогда, когда необходимо подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой, военной, спортивной и иной деятельности. Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в выбранной сфере деятельности или виде спорта. Средствами ОФП являются физические упражнения (бег, плавание, спортивные и подвижные игры, лыжный спорт, велоезда, упражнения с отягощениями и др.), оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. С ОФП связано достижение физического совершенства - уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих спортивной, военной, профессиональной и иной деятельности.

Необходимость широкого разнообразия средств ОФП определяется тем, что в сферу занятий физическими упражнениями с общеподготовительной направленностью вовлекаются практически все слои населения - от младенческого до пожилого возраста.

Задачами ОФП являются: 1) укрепление и сохранение здоровья, совершенствование телосложения, гармоничное физическое развитие, поддержание общего уровня функциональных возможностей организма, многолетнее сохранение высокого уровня трудоспособности; 2) развитие всех основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, быстроты и ловкости; 3) создание базовой основы для специальной физической подготовленности к конкретным видам деятельности - трудовой, военной, бытовой и т.д.

ОФП - основная целевая задача педагогического процесса физического воспитания студенческой молодежи, ориентированная на укрепление их здоровья, повышение общей работоспособности и эффективности учебного труда. Однако следует помнить, что даже достаточно высокая общефизическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в подготовке к конкретному виду профессии или виду спорта. В этих случаях необходима дополнительная специальная подготовка: в области спорта - специальная физическая подготовка, в профессиональной деятельности - профессионально-прикладная физическая подготовка.

Специальная физическая подготовка (СФП) характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

Спортивная подготовка

Физическая подготовка (как общая, так и специальная) осуществляется в процессе спортивной тренировки.

Термин "спортивная тренировка" в значительной мере совпадает по своему содержанию с термином "подготовка спортсменов". Вместе с тем их необходимо различать. Подготовка спортсмена - понятие более широкое.

Спортивная подготовка - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Спортивная подготовка включает техническую, тактическую, психическую и физическую подготовку спортсмена.

Спортивная тренировка - это та часть подготовки спортсмена, которая построена на основе метода упражнения. Например, если спортсмен выполняет какие-либо физические упражнения, то это значит, что в ходе подготовки осуществляется спортивная тренировка. Если же он изучает особенности соревновательной деятельности соперников путем просмотра видеозаписей, то в этом случае подготовка проводится, а тренировка нет. Положительный эффект тренировки должен выражаться в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена, общей и специальной работоспособности. Функциональное состояние спортсмена, его тренированность - главный объект управления в процессе спортивной тренировки. В свою очередь, система подготовки спортсмена включает такие процессы, как соревнование, спортивную тренировку, материальное и информационное обеспечение условий подготовки.

В тренировочной, и особенно в соревновательной, деятельности ни один из видов спортивной подготовки не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный многофункциональный процесс, направленный на достижение наивысших спортивных результатов.

Техническая подготовка - обучение технике действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки. В процессе технической подготовки спортсмен овладевает техникой избранного вида спорта, осваивает соответствующие двигательные умения и навыки, доводя их до возможно высокой степени совершенства.

Тактическая подготовка спортсмена предполагает усвоение теоретических основ спортивной тактики, практическое освоение тактических приемов, их комбинации, вариантов, воспитание тактического мышления и других способностей, определяющих тактическое мастерство.

Физическая подготовка . Как уже указывалось выше, физическая подготовка разделяется на общую и специальную физическую подготовку. Каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсмена - уровню развития отдельных физических качеств, функциональных возможностей и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта и у спортсменов различного возраста и квалификации. Соотношение ОФП и СФП в тренировочном процессе зависит от решаемых задач, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена, вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса. В процессе многолетней тренировки с ростом мастерства спортсмена увеличивается удельный вес средств СФП и, соответственно, уменьшается объем средств ОФП. Эффективность тренировочного процесса можно определять по качеству таких понятий, как тренированность, подготовленность, спортивная форма.

Тренированность спортсмена характеризуется степенью функционального приспособления организма к предъявляемым тренировочным нагрузкам, формирующаяся в результате систематических физических упражнений и способствующая повышению работоспособности.

Тренированность подразделяется на общую и специальную.

Общая тренированность формируется под воздействием упражнений общеразвивающего характера, повышающих функциональные возможности организма.

Специальная тренированность приобретается вследствие выполнения конкретного вида мышечной деятельности в избранном виде спорта.

Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена и выражается в:

  • - повышении уровня функциональных возможностей его организма;
  • - специфической и общей работоспособности;
  • - достигнутой степени совершенства спортивных умений и навыков.

Подготовленность - это комплексный результат физической, технической, тактической, психической подготовок спортсмена.

Спортивная форма - это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовки спортсмена (технической, физической, тактической, психической). Спортивная форма связана с проявлением комплексного восприятия соревновательной деятельности в избранном виде спорта: "чувство воды", "чувство льда", "чувство мяча" и т.д.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая и специальная физическая подготовка.

2. Средства развития физических качеств

3. Методика развития физических качеств

Физической подготовкой спортсмена принято называть воспитание его физических качеств, проявляющихся в двигательных способностях, необходимых в спорте. Специфическое содержание физической подготовки составляет воспитание силовых и скоростных способностей, выносливости, ловкости и гибкости. В целом эта сторона спортивной подготовки в большой мере, чем другие, характеризуется физическими нагрузками, воздействующими на морфофункциональные свойства организма и направляющими тем самым его физическое развитие. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную, некоторые специалисты (В. В. Кузнецов, 1970) рекомендуют также выделить вспомогательную подготовку.

Под общей физической подготовкой спортсмена обычно понимают процесс гармонического развития двигательных качеств без учета специфики вида спорта.

Вспомогательная физическая подготовка строится на базе ОФП и ориентирована на создании специальной основы, необходимой для эффективного выполнения больших объемов работы, направленной на развитие специальных двигательных качеств. Такая подготовка предполагает повышение функциональных возможностей различных органов и систем организма, улучшение нервно-мышечной координации, повышение способности спортсменов к перенесению больших нагрузок, совершенствование способности к эффективному восстановлению после них.

Специальная физическая подготовка направлена на развитие двига­тельных качеств строго в соответствии с требованиями, предъявляемыми спецификой избранного вида спорта.

Физическая подготовка направлена на совершенствование физической подготовленности занимающихся, т. е. укрепление органов и систем, повышение их функциональных возможностей, развитие двигательных качеств спортсменов: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации. Физическая подготовка делится на общую и специальную.

Задача общей физической подготовки (ОФП) для любого спортсмена независимо от вида специализации в легкой атлетике – создать фундамент функциональной подготовленности для совершенствования в избранной специализации, добиться высокой работоспособности организма при выполнении любой деятельности.


Методика развития физических качеств с использованием легкоатлетических упражнений .

Физическими (двигательными) качествами принято называть определенные стороны двигательных возможностей человека. К ним относятся сила, быстрота, гибкость и ловкость. Эти физические качества развиваются в тесной взаимосвязи и для каждого человека или вида спорта имеют различное значение.

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий.

Любое проявление силы мышц создается нервными импульсами, идущими от двигательных центров коры головного мозга через нервные клетки спинного мозга к мышцам.К легкоатлетическим упражнениям для развития силы можно отнести различные прыжки в яму с песком, прыжки через препятствия, скачки на одной ноге, бег и прыжки в гору, бег или ходьба с отягощением, прыжки с возвышенности, бег с сопротивлением, толкание и метание спортивных снарядов.

Быстрота – это способность человека выполнять движения в короткий промежуток времени.

Можно выделить три основные формы проявления быстроты: латентное (скрытое) время двигательной реакции; скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении); частота движений. Данные формы относительно независимы друг от друга, и развивать их надо с учетом перечисленных особенностей.

Хорошими легкоатлетическими упражнениями для развития быстроты являются бег с ходу, бег в облегченных условиях (под ветер, по наклонной дорожке, бег с тяговым устройством), бег с высоким подниманием бедра, семенящий бег, эстафетный бег на коротких отрезках и др.

Упражнения на быстроту не вызывают глубоких изменений в организме, и поэтому рекомендуется выполнять их в начале основной части занятия.

Выносливость – это способность человека выполнять работу в заданной интенсивности в течение длительного времени, т.е. противостоять утомлению.

Обеспечивается выносливость деятельностью всего организма. В первую очередь, выносливость зависит от деятельности коры головного мозга, определяющей и регулирующей состояние центральной нервной системы и работоспособность всех органов и систем.

Выносливость бывает общая и специальная. Общая выносливость характеризуется способностью человека длительное время выполнять любую работу умеренной интенсивности. Специальная выносливость это выполнение человеком специфической работы оптимальной интенсивности для его деятельности.

Лучшими легкоатлетическими средствами для развития общей выносливости являются длительная ходьба или бег, выполняемые в равномерном темпе при пульсе 140-160 уд/мин. По мере роста подготовленности занимающиеся могут постепенно увеличивать нагрузку, включая бег с повышенной скоростью, бег по песку, бег по воде, бег по пересеченной местности. Регулировать нагрузку можно и продолжительностью выполнения упражнения.

Общая выносливость, обусловливая в значительной мере общую работоспособность человека и уровень его здоровья, вместе с тем служит основной для развития специальной выносливости.

Гибкость – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость человека зависит от анатомо-физиологических особенностей суставов, эластичности связок, тонуса мышц, состояния центральной нервной системы. Все движения, выполняемые с той или иной амплитудой в многочисленных легкоатлетических упражнениях, посредством которых осуществляется физическая подготовка, способствует развитию гибкости. Наибольшее влияние на развитие гибкости оказывают специальные упражнения барьериста, прыгуна, и метателя.

Ловкость- это способность человека быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность. Чтобы быть ловким в движениях, надо быть сильным, быстрым, выносливым, а нередко и высокие волевые качества. Чем не известнее и сложнее действия, тем выше должна быть ловкость. Ловкость особенно нужна при неожиданно возникающей двигательной задаче, требующей быстроты ориентировки и безотлагательного выполнения, когда нет ни секунды времени на раздумывание.

Особенно важно через ОФП укрепить те звенья в организме занимающихся, которые требуют своего целенаправленного совершенствования: повысить функциональные возможности отстающих органов и систем или усилить деятельность систем, определяющих деятельность занимающихся.

В процессе ОФП спортсмен не только получает разностороннее физическое развитие, характеризующееся высоким уровнем силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, работоспособности всех органов и систем, слаженностью их функций. Самое важное, что под влиянием ОФП улучшается здоровье спортсмена, организм его становится совершеннее. А чем крепче здоровье и работоспособность организма, тем лучше спортсмен воспринимает тренировочные нагрузки, быстрее к ним приспосабливается и достигает более высокого уровня развития двигательных качеств.

Специальную физическую подготовку (СФП) необходимо подразделить на две части: предварительную, направленную на построение специального фундамента, и основную, которой – возможно более широкое развитие двигательных качеств применительно к требованиям избранного вида спорта.

В основе специальной физической подготовки легкоатлета лежит развитие двигательных качеств, определяющих уровень работоспособности человека в избранном виде спорта.

Физические качества (быстрота, выносливость, ловкость и гибкость) существуют не сами по себе, а только в теснейшей взаимосвязи. Это становится более понятным, если учесть, что проявление каждого из физических качеств есть способность человека выделять и усиливать одну из сторон любого движения. Физические упражнения, выполняемые с усилием одной из сторон движения, называются специально развивающими.

Для преимущественного развития того или иного качества (силы, быстроты, выносливости) используются специальные упражнения.

Загрузка...