Выбери свой спорт

Общая характеристика движений, обеспечива­ющих продвижение пловца. Техника спортивного плавания Положение тела и дыхание

ПЛАВАНИЕ

1. Как называли в Древней Греции человека, который не умел читать и плавать?

Ответ: такого человека называли необразован­ным.

2. Что такое плавание?

Ответ: умение человека держаться на воде (ста­тическое плавание) и продвигаться в нужном на­правлении (динамическое плавание).

3. Кто из великих русских полководцев особоевнимание в подготовке войск к боевым действиямуделял плаванию?

Ответ: Александр Васильевич Суворов.

4. Когда в программу современных Олимпийских игр включили плавание стилем баттерфляй?

Ответ: в 1956 г. на Олимпиаде в Мельбурне (Ав­стралия).

5. Когда спортсмены нашей страны впервые завоевали золотую олимпийскую медаль в плавании?

Ответ: в 1964 г. на Олимпийских играх в Токио (Япония) 16-летняя школьница из г. завоевала первую золо­тую медаль в истории российского плавания, быст­рее всех преодолев 200 м брассом за 2 мин 46,4 с (олимпийский рекорд).

6. На какой олимпиаде в неофициальном командном зачете пловцы нашей страны сумели впервые стать призерами?

Ответ: на Олимпиаде в Мехико (Мексика) в 1968 г. наша команда пловцов в общекомандном зачете заняла третье место.

7. Был ли случай, когда на олимпийских играхнаши пловцы занимали весь пьедестал почета?

Ответ: в 1976 г. на Играх в Монреале (Канада) спортсменки Марина Кошевая, Марина Юрченя и Любовь Русанова выиграли золото, серебро и бронзу в соревнованиях на дистанции 200 м брас­сом.

Ответ: самыми удачными для наших пловцов стали Олимпийские игры в 1980 г. в Москве. Глав­ным героем соревнований по плаванию стал Влади­мир Сальников, впервые преодолевший дистанцию 1500 м вольным стилем быстрее 15 мин (его резуль­тат - 14 мин 58,27 с).

9. Кто из российских пловцов наиболее успешновыступал в последние годы?

Ответ: четырехкратный олимпийский чемпион из.

10. Какой способ спортивного плавания является самым быстрым?

Ответ: кроль на груди.

11. Какие виды включает в себя плавание какразновидность двигательной деятельности?

Ответ: спортивное, прикладное, синхронное, подводное, игровое плавание, прыжки в воду .

12. Какие основные силы действуют на пловцаво время плавания?

Ответ: сила тяжести (она направлена вниз и то­пит человека), сила давления воды (направлена вверх, это подъемная сила, которая согласно зако­ну Архимеда, равна весу вытесненной жидкости и приложена в центре ее тяжести), сила сопротивле­ния воды (препятствует продвижению пловца впе­ред), сила тяги (эту силу развивает пловец своими активными мышечными усилиями).

13. Из каких движений состоит полный циклв технике плавания кролем на груди?

Ответ: цикл включает два гребка руками (пра­вой и левой) и шесть ударных движений ногами (по три каждой ногой).

14. Как называется «народный» способ плавания, прообраз кроля на груди?

Ответ: плавание саженками.

15. Как называется основное движение в плавании, обеспечивающее продвижение пловца?

Ответ: гребок.

16. Какие существуют способы спортивного плавания?

Ответ: кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй (дельфин).

17. Какой из способов спортивного плавания самый бесшумный?

Ответ: брасс.

18. В какой момент у пловца при плавании брассом ноги должны начинать движение?

Ответ: сразу после завершения гребка руками.

19. Какие существуют способы старта в плавании?

Ответ: старт прыжком с тумбочки, старт толч­ком от стенки бассейна.

20. На какие фазы разделяют технику выполнения поворота в плавании?

Ответ: подплывание, собственно поворот, исход­ное положение перед отталкиванием, отталкива­ние, скольжение, первые гребковые движения.

21. Как выполняют поворот при плавании кролем на груди?

Ответ: кувырком вперед.

22. Что изучают в плавании прежде всего - технику способов плавания или технику выполненияповоротов?

Ответ: сначала осваивают способы плавания, а потом изучают выполнение поворотов.

23. С какой стороны лучше всего подплыватьк тонущему человеку, чтобы оказать ему помощь?

Ответ: лучше подплывать к тонущему сзади, это наиболее безопасно.

24. Какой захват тонущего человека наиболееопасен для спасателя и как от него освободиться?

Ответ: наиболее опасен захват спасателя тону­щим сзади за туловище и опущенные вниз руки, от такого захвата лучше всего освобождаться резким движением рук в стороны с одновременным глубо­ким погружением в воду.

Ответ: при температуре воды ниже +15 С (иск­лючение составляют пловцы, специально подготов­ленные к плаванию и закаливанию в холодной воде).

26. Что необходимо сделать прежде всего, еслиу спасенного из воды человека отсутствуют сознание, дыхание и пульс?

Ответ: прежде всего необходимо освободить же­лудок и дыхательные пути пострадавшего от воды, для этого надо положить его животом на свое коле­но и надавить ему на спину.

27. Как освободиться спасающему от захватовтонущего за руки спасателя?

Ответ: поворотом рук спасателя в стороны боль­ших пальцев рук утопающего.

28. Что сразу же должен сделать человек, неумеющий плавать, попав в воду?

Ответ: успокоиться, принять удобное для дыха­ния положение над водой, не делать быстрых ха­отичных движений, спокойно освободиться от обу­ви, одежды, позвать на помощь и постараться про­двигаться к берегу.

29. В какую сторону лучше всего выполнять упражнения при обучении плаванию в открытом водоеме ?

Ответ: в направлении берега.

30. Как можно устранить внезапно возникшуюсудорогу икроножной мышцы во время плавания?

Ответ: надо захватить руками пальцы стопы и потянуть их к себе несколько раз подряд, а затем помассировать икроножную мышцу.

31. Что необходимо сделать, прежде чем начатькупание в неизвестном водоеме?

Ответ: осмотреть место для купания (в т. ч. дно водоема) и убедиться, что купание будет безопас­ным.

32. Какой захват тонущего для его транспортировки спасателем является наиболее надежными безопасным?

Ответ: «морской захват», когда спасатель про­пускает свою руку под рукой тонущего и захваты­вает его вторую руку за предплечье или локоть, поворачивает пострадавшего на спину и транспор­тирует его на боку, выполняя плавательные движе­ния ногами и свободной рукой.

33. Может ли участник соревнований по спортивному плаванию переходить с одной дорожки надругую?

Ответ: нет, он должен плыть только по своей до­рожке, в противном случае он будет дисквалифи­цирован.

34. В каком случае старт в заплыве считаетсявыполненным правильно?

Ответ: если до команды «Марш!» или стартового выстрела все участники заплыва были неподвижны.

35. После какого по счету фальстарта судья-стартер может снять спортсмена с соревнований по
плаванию?

Ответ: после третьего фальстарта.

36. Сколько гребковых движений руками и ногами может выполнить пловец под водой сразу после старта или поворота?

Ответ: не больше одного гребкового движения руками и ногами.

37. Можно ли пловцу во время прохождениядистанции подтягиваться за какие-либо предметы(например, плавающие канаты, поручни, лестницыи т. п.)?

Ответ: пловцу запрещается во время преодоле­ния дистанции подтягиваться за какие-либо пред­меты.

38. Считается ли нарушением правил соревнований случайное касание пловцом каких-либо предметов?

Ответ: не считается.

39. Как определяют результат участника соревнований по плаванию?

Ответ: этот результат определяют по времени, прошедшему с момента подачи команды «Марш!» (или стартового выстрела) до касания пловца рукой бортика бассейна на финише.

40. Существуют ли какие-либо различия в правилах соревнований по разным способам спортивного плавания?

Ответ: такие различия существуют.

41. Разрешается ли спортсмену-пловцу во времяпрохождения дистанции отталкиваться от дна бассейна?

Ответ: не разрешается отталкиваться не только от дна бассейна, но и от любых других предметов.

42. Для какого способа плавания предусмотреноменьше всего ограничений в правилах соревнований?

Ответ: для плавания кролем.

Раздел «Техника плавания» поделен на четыре части: в первой выложены материалы, посвященные основам обучения плаванию. Они будут полезны спортсменам из других видов спорта, готовящихся к соревнованиям по летнему полиатлону. Методические пособия не могут полностью заменить консультацию опытного тренера, однако помогут избежать многих ошибок при подготовке к соревнованиям.

Во второй части освещены более сложные методы для совершенствования техники в переводе фильма «What’s the limit? Aleksandre Popov».

Во третьей части выложена литература, посвященная технике и методике обучения плаванию самых разных направлений: в вузах, для детей, в триатлоне.

Основы плавания

Техника плавания описана в избранных главах из книги И. Л. Гончара «Основы и особенности техники спортивного и прикладного плавания»:

Кроль на груди (вольный стиль)
Положение тела: тело занимает горизонтальное положение, голова опущена в воду, глаза открыты, взгляд направлен вперед — вниз. При плавании туловище поворачивается вдоль продольной оси тела до 30 и более градусов, сопровождая рабочую и подготовительную часть гребка руками.

Движения ногами: попеременные, встречные вверх — подготовительное движение и вниз — хлыстообразное, стопой от бедра — рабочее. Движения ног обеспечивают горизонтальное положение тела и создают определенное тяговое усилие, способствующее продвижению в воде.

Дыхание: осуществляется в тесном контакте с работой рук. Как правило, пловец в конце гребка рукой поворачивает голову в сторону и через рот производит энергичный вдох во время проноса руки, затем поворачивает голову вниз, а при гребке рукой выполняет выдох через рот и нос одновременно, что исключает возможность попадания воды в дыхательные пути. Вдох обычно выполняется пловцом под
«удобную руку» на 2 гребка руками, на 3 и более — в зависимости от решения поставленных задач.

Координация движений: при плавании кролем на груди различают согласование 6 ударов ногами с 2 гребками руками — шестиударный кроль, 4 ударов ногами с 2 гребками руками — четырехударный кроль, 2 ударов ногами с 2 гребками руками — двухударный кроль. Применение указанных сочетаний обусловлено как индивидуальными особенностями пловцов, так и решением поставленных задач на коротких, средних и длинных дистанциях.

Техника плавания кролем на груди (по Д.Е. Каунсилмену, 1982)
1 — одна рука, выпрямленная в локтевом суставе, начинает гребок. Другая, сгибаясь в локтевом суставе, выходит из воды локтем вверх, ноги выполняют попеременные «порхающие» движения вверх-вниз.

2 — рука, выполняющая гребок, сгибается в локтевом суставе. Локоть удерживается в высоком положении.

3 — рука, выполняющая гребок, сгибается в локтевом суставе до своего максимального угла и оказывается под грудью пловца. В этот момент рука, выполняющая подготовительное движение над водой, входит в воду впереди пловца на ширине его плеча.

4 — в то время, когда рука почти завершила гребок, голова поворачивается лицом в сторону для вдоха.

5 — во время выхода руки из воды выполняется вдох (через рот).


Ошибки при обучении способу плавания кроль на груди и способы их устранения

Ошибки Причины Последствия Как исправить
Основные ошибки в положении туловища и головы
Голова поднята высоко над водой Туловище прогнуто Высокое положение головы над водой, обусловленное боязнью опустить голову в воду или неумением правильно дышать Увеличивается миделево сечение. Возрастает лобовое сопротивление. Нарушается нужная координация, так как мышцы шеи плечевого пояса и спины сильно напряжены Плавание на одних ногах, с вытянутыми вперед руками и опущенной головой. Смотреть вниз или даже назад. При плавании кролем в полной координации взгляд фиксировать на ноги: смотреть вниз — назад. Обучаться дыханию
Туловище согнуто в тазобедренных суставах Чрезмерное напряжение мышц туловища Увеличивается сопротивление, вследствие неправильного положения бедер Упражнения в скольжении на груди со свободными движениями ног кролем
Туловище отклоняется влево и вправо (извивается — «рыскает») Неправильно выполняется фаза входа рук в воду Возрастает величина пути. Увеличивается общее сопротивление Закреплять двигательный навык на суше и в воде путем правильного выполнения упражнения
Голова сильно опущена в воду Слабый контроль за положением головы. Глаза закрыты Высокое положение таза, неэффективная работа ногами. Затрудняется дыхание. Возрастает сопротивление Плавать с поднятой головой в серии тренировочных заданий. Плавать с задержкой дыхания, при этом смотреть вперед
Сильные колебания туловища относительно продольной оси тела Неумение держать равновесие:

А) при повороте головы для вдоха сильный крен выполняет туловище;

Б) после погружения рук в воду кисти далеко заходят за среднюю линию тела, а локти проваливаются

Увеличивается сопротивление воды Плавать с высоко поднятой головой. Плавать с помощью движений ногами и одной руки, вытянутой вперед. Плавать с задержкой дыхания на вдохе, следить за выполнением начала гребка Начало гребка выполнять с приподнятыми локтями
Резкое движение головой для вдоха Несвоевременный поворот головыдля вдоха Сбои дыхания Выполнять тренировочные упражнения на общую согласованность движений в способе с дыханием
Огромный угол атаки туловища (плавание стоя) Не работают ноги Значительно возрастает сопротивление, снижается скорость плавания Формировать навык работы ногами
Колебания тела пловца в вертикальной плоскости Сильная «вертикальная составляющая» в движениях руками; отсутствие должного ритма движений Значительное увеличение сопротивления Тренировочные задания на постановку гребка, особенно положения локтя(одного из важнейших требований)
Ошибки в движениях руками
Ошибки при входе руки в воду Ошибки в подготовительной части движения. Слабая подвижность в плечевых суставах Колебания тела на уровне линии плеч. Ошибки в фазе захвата Тренировочные задания на суше. Плавание с помощью движений ногами и одной рукой, вторая рука вытянута вперед.
Слишком продолжительный захват Стремление пловцов качественнее выполнить захват Увеличение «вертикальной составляющей». Уменьшение силы тяги в гребковом движении Взять под контроль при выполнении упражнений, направленных на совершенствование техники движений руками
«Заваливание» локтя во время средней части гребка Ладонь как основная рабочая поверхность не выходит в оптимальное положение гребка. Уменьшается опора. Увеличиваются колебания тела Низкий уровень силовой подготовленности пловца Включить в тренировку силовые упражнения на суше и в воде. Взять под контроль эту часть движения при совершенствовании техники плавания
Укороченный гребок Низкий уровень силовой подготовленности пловца. Очень высокий темп движений Снижение скорости плавания Работать над качеством гребка
Гребок выполняется стороной Снижается эффективность гребка, руки быстро утомляются Упражняться в гребковых движениях по элементами в полной координации. При этом следить за тем, чтобы движения кисти были бы прямолинейными
Медленный гребок Недостаточное развитие мышц плечевого пояса и спины Слабая тяга. Низкая скорость Специальные упражнения развивать мышцы плечевого пояса. Плавать короткие отрезки с высокой скоростью
Отставание кисти во время гребка Не выполняется основное требование гребка: нет высокого положения локтя Снижается эффективность гребка, уменьшается тяговое усилие Выполнять специальные силовые упражнения. Обращать внимание при совершенствовании техники плавания
Рука «шлепается» при входе в воду Ошибки в подготовительной части движения «Смазывание» начала гребка Выполнять специальные упражнения на изучение и совершенствование подготовительной части гребка на суше и в воде
Пронос над водой прямой руки Результат неверного обучения или отсутствия всякого обучения Ошибки в гребке, особенно в его начальной части Выполнять специальные упражнения
Ноги бьют по поверхности воды Излишнее сгибание ног в коленных суставах. Отсутствует движение ногами «от бедра» Плавать с помощью движений прямыми ногами. Упражняться в плавании с доской в руках. Плавать кролем с высоко поднятой головой
Ноги выполняют движения слишком глубоко Вялые движения ногами Растет сопротивление. Снижается скорость плавания Выполнять специальные упражнения на движения ногами
Амплитуда движений слишком велика Результат неверного обучения Падает эффективность движений ногами Взять под контроль амплитуду движений в работе над техникой
Стопы слабо подвижны Ограничена подвижность в голеностопных суставах Падает эффективность движений ногами Работать над увеличением подвижности в голеностопных суставах
Нет движения от бедра Занимающийся не понял задачи Низкая скорость. Возможно появление стоп на поверхности и обилие брызг Больше работать прямыми ногами. Плавать с доской. Плавать с высоко поднятой головой
Во время вдоха прекращается работа ногами Двигательный навык не закреплен Нарушается передача количества движения с одного звена на другое. Возрастает сопротивление Больше плавать «на одних ногах», закреплять навык непрерывной работы ногами
Поздний вдох Нарушена согласованность движений рук и дыхания Лицо погружается в воду — затрудняется дыхание. Нарушается вход в воду и захват, т.е. начало гребка Упражняться в согласованности движений руками и дыхания. Следить за тем, чтобы вдох выполнялся вмомент, когда тело наклонено максимально на бок, это совпадает с выходом руки из воды и началом ее проноса по воздуху
Чрезмерное напряжение мышц рук и ног Недостаточная специальная подготовленность Быстрое утомление, уменьшение скорости плавания Выполнение многочисленных заданий, варьируя при этом напряжение мышц рук и мышц ног
Длинный наплыв после погружения руки в воду Чрезмерное увлечение наплывом при обучении Нарушение равномерности в продвижении, снижение темпа плавания Выполнять различные упражнения для согласованности движений руками

Совершенствование техники плавания

Перевод (субтитры) разделов фильма «What’s the limit? Aleksandre Popov», посвященных технике плавания:

  • принцип байдарочного весла и необходимые упражнения
  • принцип «Трех Р»: ритм, размах, расслабление
  • 12 особенностей стартов и поворотов Александра Попова
  • интервью с тренером Геннадием Турецким


Литература


Шейла Таормина, участница сборной команды США на четырех Олимпиадах, рассказывает о том, как сделать гребок наиболее эффективным. Подводные фотографии чемпионов по плаванию подтверждают ее теорию, а описания тренировочных упражнений позволяют применить новые познания на практике.


В этой книге представлены: материал, характеризующий разностороннее влияние плавания на организм человека; краткая история развития данного вида спорта и техника спортивных способов плавания; «идеал» элитного пловца (особенности его телосложения, силовая и функциональная подготовленность,уровень развития гибкости и др.); современные средства подготовки сильнейших пловцов (тренажерные устройства, специальные бассейны - гидротредбан, специальные приспособления для развития силы в воде, комплексы специальной гимнастики пловца), с помощью которых были воспитаны рекордсмены и чемпионы мира, олимпийские чемпионы - Галина Прозуменщикова, Марина Кошевая, Владимир Сальников, Александр Попов, Денис Панкратов, Евгений Садовый и другие известные российские пловцы.


В пособии обобщен материал организации процесса обучения плаванию и формирования навыка плавания. В пособии собрано более 700 упражнений для обучения технике плавания.


Учебное пособие написано в соответствии с новой программой по дисциплине «Плавание». Большое внимание уделено методике обучения и преподавания плавания, современно представлена теория обучения двигательным действиям. За основу приняты новые правила соревнований, утвержденные ФИНА, программа для ДЮСШ. Адресовано студентам факультетов физической культуры вузов, будет полезно учителям, тренерам, спортсменам.


Книга в основном ориентирована на подготовку к триатлону. Но будет интересна и в полиатлоне, т. к. в ней изложены принципы тренировки, их периодизация, правильное питание, наращивание выносливости, растяжка, восстановление, профилактика травм.

СИЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРОДВИЖЕНИЕ ПЛОВЦА Забирай к себе на стену,почитаешь вечерком! Вопрос о том, какой закон лежит в основе продвижения человека в воде, до сегодняшнего дня не решен и является довольно спорным. Многие полагают, что теорема Бернулли, согласно которой продвижение обеспечивает создающая подъемную силу разница давлений на тыльную часть руки и ладонь. Эта разница в сочетании с давлением, действующим на руку, создает результирующую равнодействующую силу, продвигающую пловца, иначе говоря, силу тяги. Утверждению данной точки зрения во многом способствовали исследования Брауна и Каунсилмена, которыми был сделан вы¬вод, что гребок выполняется не строго назад, а и по диагонали. Не меньше, однако, оснований утверждать, что в основе продвижения пловца лежит третий закон Ньютона: действию всегда соответствует равное и противоположно направленное противодействие. Применительно к рассматриваемому явлению закон можно выразить следующей формулой: ускорение, которое пловец придает своему телу, пропорционально силе, с которой он отталкивает воду. Причем тот факт, что сила тяги преимущественно обеспечивается отталкиванием воды назад, а не ускоренным ее потоком у тыльной части руки, подтверждает существенное отличие этой силы при разном во время гребка сгибании руки в локтевом суставе. В противном случае его степень не имела бы столь существенного значения, как это есть в действительности. При диагональном движении руками пловец отталкивает воду назад. Кисть расположена под углом, большой палец расположен выше остальных, и именно это обеспечивает в основном отталкивание воды назад. Сила, направленная назад, вызывает, согласно третьему закону Ньютона, равную ей противодействующую силу, которая продвигает пловца. Таким образом, продвижение пловца объясняют и теорема Бернулли и закон Ньютона, однако закон Ньютона, по видимому, играет более значительную роль. Продвижение при плавании хорошо иллюстрирует принцип действия гребного винта лодочного двигателя. Хотя лопасти винта вращаются по круговой траектории, их изогнутая форма обеспечивает при прохождении воды от передних кромок к задним ее перемещение назад, а лодки - вперед. На рис. 1.9 четко видно, насколько подобны движения рук пловца и вращение лопастей гребного винта: в начальной части гребка, или, иначе говоря, при подтягивании, рука движется вовнутрь, вверх и назад, а в заключительной, или в фазе отталкивания - наружу, вверх и назад. Криволинейность траектории движения рук связана с обеспечением большей силы тяги при отталкивании медленно движущейся воды. Ускорив движение одних ее слоев, рука перемещается в еще не нарушенные слои и т.д. Такая траектория движений обеспечивает большую эффективность гребка и за счет увеличения его длины.

Законченная система движений пловца, повторяемая многократно, называется циклом. В едином потоке движений один цикл сменяется другим. Условно можно выделить начало и конец цикла, а также его фазы. Фаза -- это часть движений, во время которой существенных изменений в характере движений не происходит. Одновременно выделяются и граничные позы пловца -- мгновенные положения тела в момент смены фаз. Граничные позы могут служить конкретными ориентирами для педагогического контроля и самоконтроля за техникой плавания.

Фазы объединяются в периоды. Таких периодов два:

  • 1) период основных рабочих движений (период активной опоры);
  • 2) период завершающих и подготовительных движений.

В фазе захвата рабочие плоскости рук активно взаимодействуют с потоком воды, создавая подъемные и движущие силы. В это время необходимо:

  • 1) с помощью подъемных и минимальных движущих сил удержать внутрицикловую скорость на относительно высоком уровне, а тело -- в высоком и наиболее обтекаемом положении;
  • 2) вывести рабочие плоскости рук в положение, рациональное для выполнения основной части гребка, по наиболее эффективной траектории и с высоким положением локтя;
  • 3) ввести руку в плавный поток так, чтобы ощущать эффективное давление воды на поверхности кисти и предплечья.

Захват выполняется энергично, но с оптимальными мышечными усилиями. В современных вариантах плавания кролем на груди и на спине фаза захвата воды руками совпадает с передачей гребка с одной руки на другую, а в большинстве вариантов плавания брассом и баттерфляем -- с переходом от рабочего движения ног к рабочим движениям рук.

В фазе подтягивания плечевой пояс пловца приближается к рабочим плоскостям рук. Во всех способах плавания, кроме брасса, к концу фазы он оказывается над ними. За это время необходимо обеспечить такое ускорение тела пловца с тем, чтобы он смог выполнить наиболее эффективно последующую фазу цикла. На фазу подтягивания приходится и начало выведения отдельных звеньев тела на наиболее высокий участок их траектории движения над поверхностью воды. Оптимальное соотношение движущих и подъемных сил на рабочих плоскостях рук достигается в результате их небольшого отклонения от фронтальной плоскости. Например, при плавании кролем на груди и баттерфляем в конце фазы подтягивания рабочая плоскость «кисть-предплечье» все еще отклонена от фронтальной плоскости на 10-15 градусов. Спустя сотые доли секунды после перехода к фазе отталкивания эта плоскость руки выходит в вертикальное положение. Все же с самого начала гребка методически оправданной для пловца является установка -- без промедления вывести рабочую плоскость кисти в положение, близкое к вертикали.

Начало фазы подтягивания выполняется при помощи активного напряжения мышц, сгибающих руку в локтевом суставе и поворачивающих ее внутрь, при частичном участии мышечных групп плечевого пояса и спины. Эту часть фазы подтягивания справедливо называют «разгонной». Затем в работу полностью подключаются наиболее мощные группы мышц, разгибающие и приводящие плечо. К этому времени рабочая плоскость «кисть-предплечье» уже наклонена к общей линии продвижения пловца

Отталкивание -- наиболее мощная фаза гребка. Продолжается энергичное разгибание и приведение плеча, плечевой пояс отдаляется от рабочих плоскостей рук. В это время необходимо обеспечить наиболее высокую скорость продвижения пловца вперед и вывести руки в положение, удобное для начала последующего периода движений.

Выход руки из воды, движение над водой и вход в воду -- фазы, составляющие при плавании кролем, баттерфляем и на спине период завершающих и подготовительных движений. В способе плавания брасс такой фазой является выведение рук вперед. В это время необходимо с минимальным сопротивлением воды, как можно меньше нарушая обтекаемое положение тела, и в едином ритме с другими движениями пловца вывести руки в исходное рабочее положение.

При хорошо поставленной технике плавания некоторые подготовительные движения руками (например, маховое движение руки над водой с высоким положением локтя в кроле на груди или высокий пронос руки над телом при плавании на спине) повышают эффективность рабочих движений, выполняемых в это же время. Такие движения логично назвать вспомогательными.

Окончание выведения рук вперед в брассе или вход их в воду в других способах плавания непосредственно предшествуют новому периоду рабочих движений. В это время выполняется посыл плечевого пояса вслед за руками. Посыл помогает растянуть крупные мышцы спины и груди и сохранить оптимальной траекторию движения тела вперед.

Фазы движений ногами и обобщенные фазы полного цикла движений пловца рассматриваются при описании техники спортивных способов плавания. За начало цикла движений условно принято: начало фазы захвата воды руками при плавании кролем на груди, на спине и баттерфляем; начало фазы отталкивания ногами при плавании брассом.

Текущая страница: 1 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

А. С. Казызаева, О. Б. Галеева
Основы техники спортивных способов плавания. Учебное пособие

ВВЕДЕНИЕ

Современный уровень достижений в спортивном плавании характеризуется очень высокой плотностью результатов на крупнейших соревнованиях. Появились оригинальные пути повышения скорости плавания (использование специальных гидрокостюмов, позволяющих уменьшить сопротивление и повысить качество скольжения), изменились подходы к методике тренировки. Так, по данным Н. Ж. Булгаковой , начиная с 80-х годов XX века, наблюдается непрерывное снижение общего объема плавания. Дальнейший рост результатов происходит путём повышения качественного уровня учебно-тренировочного процесса на различных этапах подготовки.

В 90-е годы началось фундаментальное изменение плавательной философии. До этого тренеры делали упор на большое количество тяжёлой работы, теперь происходит качественный поворот к соревновательному плаванию. Мы стали свидетелями появления пловцов, выдвинувшихся благодаря совершенной технике плавания, а не только из-за высоких физических показателей и таланта. Знаменитый тренер спортивный учёный Г. Турецкий отмечает, что необходимо основываться на приоритете совершенной техники перед скоростью и силой .

В настоящее время сильнейшие пловцы мира, добиваясь высоких спортивных результатов, демонстрируют все более совершенную технику плавания, отличающуюся высокой эффективностью и целесообразностью. По определению Л. П. Макаренко , эффективная техника плавания характеризуется оптимальным сочетанием прилагаемых усилий и положения тела в каждый момент гребка. Знание общих закономерностей и характерных черт, присущих рациональным вариантам техники плавания, позволит будущему специалисту детально анализировать технику плавания своих воспитанников и исправлять ошибки.

В существующих учебниках и учебных пособиях по плаванию особенности техники спортивных способов плавания изложены недостаточно полно, что не может удовлетворить возросшие требования студентов, специализирующихся в данном виде спорта. Предлагаемое пособие частично компенсирует этот недостаток, в нем обобщены современные знания по технике спортивных способов плавания, основанные на достижениях современной науки и практики подготовки спортсменов.

Предлагаемое пособие предназначено, прежде всего, для студентов специализации «плавания», а также может быть использовано спортсменами и тренерами при проведении учебно-тренировочных занятий по плаванию.

ТЕМА 1. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ

Тренеру ежедневно приходится оценивать эффективность того или иного элемента или варианта техники. Ему, как специалисту, необходимо знание законов биомеханики и гидродинамики, правильное толкование специальных терминов и понятий. Прежде чем говорить о спортивном плавании, следует определиться с некоторыми понятиями.

Плавание – это способность человека передвигаться в воде без помощи поддерживающих средств.

Техника плавания – это рациональная система движений, позволяющая достигнуть наиболее высокого результата на соревнованиях.

Цикл движений – законченная система движений, повторяющаяся многократно. За начало цикла условно принимают: при кроле на груди, плавание на спине, дельфином – момент входа руки в воду, при брассе – крайний момент при выведении рук вперед перед разведением их в стороны.

Шаг – расстояние, преодолеваемое пловцом за один цикл движений.



где L – шаг, S – расстояние, N – количество циклов.

Темп – количество выполненных циклов в единицу времени.



где T – темп, N – количество циклов, t – время.

Ритм – соотношение времени отдельных частей (фаз) целостного цикла движений. От него зависит распределение усилий в цикле, акцентов выполнения фаз и моментов гребка.

Рабочая фаза цикла – фаза, в которой пловец выполняет движение, создающее силу тяги, направленную вперед.

Подготовительная фаза цикла – движение, в котором не создается сила тяги, продвигающая пловца вперед, при этом оно обеспечивает возвращение звеньев тела в исходное положение для выполнения рабочей фазы.

Сила тяги – максимальное приложение усилия в воде при выполнении гребкового движения на месте.

Угол атаки – угол, образованный продольной осью тела пловца и направлением движения. Если плечевой пояс пловца расположен выше таза, то угол атаки положительный, а если ниже таза, то отрицательный.

Траектория движения – след движения точки в пространстве. Траектория гребкового движения характеризует направление и величину пути кисти или стопы на протяжении цикла.

Амплитуда – расстояние между крайними точками траектории.

Скорость – расстояние, преодолеваемое в единицу времени.

Внутрицикловая скорость – изменение мгновенных значений скорости в цикле движений (обычно фиксируется по отдельным фазам).

Мидель – площадь фронтальной проекции тела.

Различают следующие основные оси и плоскости движения:

Продольная ось тела – ось, проходящая через центр таза и плечевого пояса в вертикальном положении.

Сагиттальная ось тела – ось, проходящая через центр тяжести спереди назад при вертикальном положении.

Фронтальная ось тела – ось, проходящая через центр тяжести справа налево. При изменении положения тела в пространстве название осей сохраняется независимо от их ориентации к горизонту.

1.1. Понятие техники плавания

Техника плавания, как наиболее рациональная система движений в воде, существенным образом определяется особенностями среды, в которых происходят движения пловца. Понятие «техника» охватывает форму, характерные движения, их внутреннюю структуру. В нее входят способность пловца наилучшим образом координировать и использовать для продвижения все внутренние и внешние силы, действующие на тело. Такая рациональная система, по мнению Л. П. Макаренко , неразрывно связана с индивидуальными особенностями организма, с уровнем развития его двигательных качеств и функциональных возможностей.

В. Н. Платонов отмечает, что результативность техники определяется её эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью.

Эффективная техника плавания должна соответствовать решаемым задачам и высокому конечному результату и предполагает не только внешнюю правильность движений, но и высокий уровень развития чувства воды, ритма, времени, темпа, развиваемых усилий, оптимальной координации деятельности нервной системы и мышечного аппарата и т. п.

Стабильность техники связана с её помехоустойчивостью, независимостью от внешних условий, функционального состояния спортсмена. Следует учитывать, что современная тренировочная и соревновательная деятельность характеризуется большим количеством сбивающих факторов.

Вариативность техники определяется способностью пловца к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы, функционального состояния организма в каждый конкретный момент проплывания дистанции, которая основывается на наличии лабильного навыка. Современная техника плавания чрезвычайно вариативна.

Она постоянно развивается и совершенствуется. На чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх спортсмены постоянно демонстрируют разнообразие стилей и вариантов, новые элементы техники плавания.

В качестве примера можно привести разновидности техники плавания кролем на груди, с успехом применяемые на различных дистанциях. Как показывают наблюдения ряда авторов, высококвалифицированные пловцы имеют свой почерк: различное положение головы, тела, разные амплитуды движений руками и ногами, характерную координацию и так далее. Но, по словам Л. П. Макаренко , было бы заблуждением за индивидуальными особенностями движений пловцов не видеть общих закономерностей и характерных черт, присущих рациональным вариантам техники плавания. На протяжении многих десятилетий тренеры экспериментировали, отбирали наиболее эффективные элементы движений и их согласования, уточняли взгляды на технику плавания в соответствии с закономерностями гидродинамики, биомеханики и данными объективных методов исследования. К ним относятся оптимальные направления и траектории рабочих движений пловцов, положения рабочих плоскостей рук и ног относительно воды, а также рациональные элементы в согласовании движений и т. д.

Техника спортивных способов плавания (кроля на груди, брасса, кроля на спине, баттерфляя), несмотря на свою сложность, носит предельно целесообразный характер и подчиняется единым требованиям:

1) пловец находится в воде в положении, близком к горизонтальному, чтобы испытывать меньшее сопротивление обтекающего потока;

2) некоторые незначительные колебания туловища, и особенно плечевого пояса, могут быть целесообразны тогда, когда эффект, получаемый от этого, полностью компенсирует затраты на дополнительное сопротивление и волнообразование;

3) движения рук и ног должны быть полноценными, то есть можно в большей мере способствовать продвижению спортсмена вперед;

4) согласование движений в каждом из способов плавания должно обеспечивать: а) равномерное продвижение вперед; б) глубокое и, возможно, более свободное дыхание; в) выгодное чередование напряжений и расслаблений работающих конечностей; г) такую согласованность напряжений, при которой движения ног не снижали бы эффективность движений рук или наоборот;

5) техника плавания любого спортсмена должна отвечать его индивидуальным особенностям.

Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии времени и пространства при выполнении движений. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энерготратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена . Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам, уровню физической, тактической, психологической подготовленности и высоким конечным результатом. Повышению экономичности техники способствует формирование гибкого лабильного навыка, совершенствование межмышечной и внутримышечной координации и техники дыхания.

Анализ теоретических и экспериментальных работ в области спорта позволил выделить основные факторы, оказывающие влияние на эффективность техники плавания. К ним относятся:

1) оптимальная траектория и амплитуда гребковых движений;

2) создание при гребке «неподвижной» опоры о воду. У более квалифицированных пловцов кисть во время гребка проходит путь всего 0,4 м, вместо 0,6–0,7 м у менее квалифицированных пловцов;

3) использование в рабочих движениях зон углов максимальной силы, что достигается сгибанием руки в локтевом суставе в фазах захвата и подтягивания и разгибанием предплечья в фазе отталкивания. Этому соответствуют два пика усилия во время выполнения гребка;

4) сокращение длительности неактивных фаз и периодов (проноса и наплыва), что обеспечивает непрерывное поддержание высокого рабочего усилия;

5) согласование работы мышц, обслуживающих разные суставы, позволяет достичь наибольшего рабочего усилия, обеспечить его передачу с одного звена на другое;

6) сведение к минимуму перепадов внутрицикловой скорости;

7) оптимальное соотношение между темпом и шагом плавательных движений;

8) снижение гидродинамического сопротивления во время плавания за счет выбора оптимального положения тела в воде и улучшение равновесия тела;

9) использование инерционных и реактивных сил для продвижения.

В спортивном плавании основным условием, определяющим технику плавания, являются правила соревнований. Они определяют размеры дистанций, способы плавания, правила старта и поворотов, правила проплывания дистанции, финиша и так далее . Техника спортивных способов плавания представляет собой структурное единство пяти элементов. Это движения ногами, движения руками, движения туловищем, движения головой и дыхательные движения.

Спортивная техника, как система движений, имеет определенную структуру. Структура движений – это закономерная связь составных частей движения как единого целого. Различают кинематическую, динамическую, ритмическую, информационную и другие структуры движений.

Кинематическую структуру техники движения составляют пространственные, временные и пространственно-временные характеристики. Кинематические характеристики отражают геометрию движений во времени.

К пространственным характеристикам относятся: положение тела в пространстве, шаг пловца, траектории его звеньев.

Временные характеристики: длительность движения (разность момента конца и момента начала движения); темп движений. С временными характеристиками тесно связан ритм движений (характеризуется соотношением длительности отдельных частей полного цикла движений).

Пространственно-временные характеристики: скорость – характеризует быстроту изменения положения точки тела в пространстве с течением времени; ускорение – быстрота изменения вектора скорости за период времени (линейное или угловое).

Динамическую структуру движения составляют силовые, энергетические и инерционные характеристики. Она отражает взаимодействие внешних и внутренних сил, действующих на спортсмена.

Внутренние силы:

Активные силы мышечной тяги;

Пассивные силы двигательного аппарата (упруговязкие свойства мышц, связок и сухожилий);

Реактивные силы отдачи звеньев;

Силы инерции.

Внешние силы:

Сила тяжести;

Силы сопротивления среды;

Сила реакции опоры;

Гидростатическая выталкивающая сила;

Сила тяги;

Подъемная сила;

Инерционные силы;

Силы трения.

Ритмическая структура техники движения отражает соотношение длительности частей движения, согласование суставных движений и изменение характера развиваемого усилия во времени.

Информационную структуру техники составляют биоэлектрические процессы, протекающие в мозге и мышцах. Она отражает порядок включения и характер участия тех или иных мышечных групп в работе.

1.2. Физические свойства воды

Основной особенностью плавания является то, что данный вид мышечной деятельности осуществляется в водной среде, которая по своим физическим свойствам значительно отличается от воздушной. Основными физическими свойствами воды являются: плотность, удельный вес, вязкость, сжимаемость, теплопроводность, звукопроводность и преломление.

Плотность воды – это её масса в единице объема. Плотность обозначается греческой буквой (ро) и измеряется в килограммах на кубический метр (кг/м3):



где m – масса жидкости, кг; V – объем жидкости, м 3 .

Плотность пресной воды при 4С составляет 1000 кг/м 3 . Плотность воды в 775 раз больше плотности воздуха (1,29 кг/м 3), поэтому в воде затруднены движения. В сравнении с легкоатлетическим бегом в плавании скорость передвижения значительно меньше. От плотности воды зависит ее удельный вес.

Удельный вес воды – вес единицы её объема. Его обозначают греческой буквой γ и измеряют в технической системе единиц МкГСС в килограмм-силах на кубический метр (кг/м3):



где G – вес (сила тяжести) воды, кг; V – объем жидкости, м 3 .

Удельный вес дистиллированной воды при температуре 4С равен 1000 кг/м 3 (1 кг/л). Повышение или понижение температуры воды приводит к уменьшению удельного веса. Наличие в воде солей или других примесей приводит к увеличению удельного веса. Морская вода, в которой растворено много солей, имеет удельный вес больше 1 (1,03). Поэтому в морской воде человеку легче удерживаться на поверхности чем в пресной. Тела, имеющие удельный вес больше единицы, тонут. Тела с удельным весом меньше единицы всплывают.

Вещества, из которых состоит тело человека, имеют различный удельный вес. Так, удельный вес костей равен 1,04–1,07 жира – 0,9–0,93, воздуха, заключенного в легких, – 0,0013. В целом удельный вес тела человека чуть меньше единицы – 0,96–0,98.

Разные люди имеют различное сложение и пропорции соотношений веса мышц, костей, жировой прослойки, объема легких и др. Поэтому удельный вес тела у различных людей неодинаков. Люди с большой жизненной емкостью легких, тонкими костями и значительной жировой прослойкой могут иметь удельный вес меньше 0,95. Встречаются люди с малой емкостью легких, тяжелыми массивными костями и минимальной жировой прослойкой, у которых средний удельный вес тела больше единицы (1,01–1,05).

Удельный вес тела изменяется у одного и того же человека. При вдохе он уменьшается, при выдохе увеличивается. Кроме того, удельный вес тела человека изменяется с возрастом. Кальцинация (увеличение доли кальция в костях) и повышение удельного веса костей, уменьшение жизненной емкости легких и другие процессы могут вызвать повышение удельного веса тела.

Знание удельного веса воды позволяет судить о плавучести человека. Проведенные рядом ученых исследования показали, что дети обладают лучшей плавучестью, чем взрослые. Особенно хорошая плавучесть у детей 10–13 лет, что связано с увеличением в этом возрасте относительной доли жировой ткани. Женщины имеют, как правило, более хорошую плавучесть, чем мужчины. Изучение плавучести у пловцов нашей страны свидетельствует о том, что спринтеры обладают худшей плавучестью, чем стайеры.

Вязкость воды – это свойство оказывать сопротивление усилиям на сдвиг. В силу того, что вода обладает подвижностью, ее частицы и слои могут двигаться, скользя относительно друг друга. При этом между слоями жидкости возникают силы внутреннего трения, препятствующие движению. Эти силы и обусловливают возникновение вязкости.

Вязкость воды невелика. При повышении температуры воды с 20 до 30С вязкость уменьшается примерно на 20 %, что соответственно ведет к ухудшению опоры. С вязкостью воды связанно и то обстоятельство, что спортсмены, плывущие по центральным дорожкам, находятся в более выгодном положении, чем те, которые плывут по крайним дорожкам. Дело в том, что при движении спортсмена слои воды приходят в движение и частично движутся вслед за ним. Слои воды, соприкасающиеся с бортиком, имеют скорость, близкую к нулю, так как «прилипают» к бортику. Чем ближе спортсмен плывет к бортику, тем сильнее он ощущает это «прилипание», тем труднее ему разогнать слои воды, движущиеся вместе с ним.

Это же «прилипание» ощущают и пловцы-подводники при нырянии. Если спортсмен плывет слишком близко ко дну, то он не может развить более высокую скорость.

Сжимаемость – способность уменьшатся в объеме при сжатии. Сжимаемость воды крайне незначительна, но в результате сжатия в ней возникают силы гидростатического давления, хотя в объеме она не уменьшается.

В обычных условиях жидкость сжимается под действием силы тяжести (собственный вес жидкости и атмосферное давление). Погружение в воду на каждый метр дает увеличение давления на 0,1 кг/см 2 (т. е. на глубине 10 м давление составит 1 кг/см 2 или 1 техническую атмосферу). При нырянии в глубину увеличивается давление и может ощущаться боль в ушах. Для того чтобы избежать разрыва барабанной перепонки уха следует своевременно (при возникновении боли в ушах) проводить «продувание» (примерно через каждый метр погружения). Для того чтобы сделать «продувание» нужно пальцами зажать нос и выполнить выдох. В этом случае воздух через евстахиевы трубы повысит внутреннее давление на барабанную перепонку. Это упражнение повторяется несколько раз, пока боль в ушах не пройдет. Если «продувание» не делать, то барабанная перепонка может лопнуть, что, в свою очередь, может привести к кровотечению, а в крайних случаях – к потере сознания.

Теплопроводность – свойство, характеризующее процесс передачи тепла. Теплопроводность воды в 5 раз, а теплоемкость в 25 раз больше воздуха. Это свойство объясняет быстрое охлаждение тела пловца и дополнительную потерю энергии. При температуре воздуха +25С человек может находиться на поверхности любое количество времени. При этой же температуре в воде безопасное пребывание для здоровья человека ограничивается 12 часами. При температуре воды от 0 до +4 человек может находиться в воде от 10 до 30 минут, после чего погибает.

Резкое охлаждение в воде может привести к печальным последствиям. Теплопроводность воды может оказывать шоковое действие. Например, если человек долго грелся на солнце, а затем резко прыгнул в холодную воду, то вследствие быстрого сужения сосудов в том числе и головного мозга (реакция на холод), человек может потерять сознание и утонуть. Поэтому в жаркую погоду необходимо входить в воду постепенно и очень осторожно.

Устойчивость к охлаждающему воздействию воды колеблется в широких пределах. Она выше у людей с выраженным слоем подкожного жира и особенно высока у людей, тренированных в плавании в холодной воде.

Звукопроводность – способность проводить звук. Вследствие большой плотности воды по сравнению с воздухом, звук в водной среде распространяется быстрее, чем в воздухе. Скорость распространения звука в воде – 1400–1500 м/с, что в 4,5 раза быстрее, чем в атмосфере. Несмотря на хорошую проводимость звука, ориентироваться под водой очень сложно. Объясняется это тем, что четкого пространственного восприятия звука в воде не происходит. Поэтому установить направление источника звука под водой человеку очень трудно. Звуки под водой воспринимаются преимущественно путем костной проводимости. Костная проводимость на 40 % ниже воздушной. Поэтому слышимость под водой ухудшается. Дальность слышимости при костной проводимости зависит не столько от силы, сколько от тональности звука: чем выше тон, тем лучше слышен отдаленный звук.

Преломление – соотношение скорости света в воздухе и в воде. Скорость распространения света в воде в 1,33 раза меньше, чем в воздухе, поэтому все предметы в воде кажутся в 1,33 раза ближе и больше. Это свойство следует учитывать при наблюдении за техникой плавания, при нырянии, при всплытии на поверхность и при начальном обучении плаванию. При нырянии и начальном обучении следует помнить, что наблюдаемый предмет на дне и само дно кажутся ближе, чем на самом деле. То же самое происходит и при всплытии, когда поверхность воды кажется ближе, чем на самом деле.

Загрузка...