Выбери свой спорт

Лошадиный язык. Коммуникативное общение лошадей

«Язык» лошади

Лошадь, точно так же, как и человек, способна общаться. Наблюдая за ее поведением, легко понять и ее «язык». Если уши лошади стоят торчком, глаза внимательно смотрят на человека или другой обьект, то животное заинтересовано происходящим, отвлечено. Когда уши плотно прижаты к голове, глаз злобно косит на вас или другую лошадь, тело животного напряжено, как струна, - ждите «разборок» - лошади что-то не понравилось. Лучше всего, если лошадь не отвлекается на посторонние предметы, животных, а полностью готова ответить на любое ваше действие. Такое «рабочее» настроение можно определить по свободно движущимся ушам, спокойному и ровному шагу, взгляду вперёд и полному послушанию.

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля

Из книги Тайцзицюань. Искусство гармонии и метод продления жизни автора Ван Лин

Из книги Думай! 2 автора МакРоберт Стюарт

2. Язык тренировок Отказ - это именно та больная точка бодибилдинга, в которой сходятся ваша воля, желание вопреки всему добиться результата, сила эмоциональной мотивации и конкретные обстоятельства жизни, которые и не оставить вам энергии на интенсивный тренинг.Тот, кто

Из книги Уроки верховой езды автора Ливанова Татьяна К

Подход к лошади Подходите к лошади с левой стороны, негромко разговаривая с ней или посвистывая, Надевайте недоуздок или уздечку (рис. 2, 3, а, б) без резких движений, но смело и уверенно, не давая лошади вырвать голову из ваших

Из книги Тайны советского футбола автора Смирнов Дмитрий

Мытьё лошади В теплое время года лошадь можно купать (температура воды - не ниже 20 градусов, а дно водоёма должно быть плотным, без водорослей). Если нет условий для купания, то просто подогрейте воду в ведре и ополосните животное.В дождливую погоду конечности и живот

Из книги Маленькая книга о капоэйре автора Капоэйра Нестор

Из книги Секретные техники Тайцзи-цюань стиля Чэнь автора Цзячжэнь Чэнь

Из книги Учебник верховой езды автора Мюзелер Вильгельм

Из книги По морде? автора Гриффин Форрест

Язык тайцзи-цюаня Краткий словарь встречающихся терминов Атака, атаковать гун; цзиньгун; цзиньцзи; гунцзи (и др.)Бинтование (скрещение ног, рук) го.Ведение и привлечение (одно из древних наименований цигуна) даоинь.Вздрагивание доу.Взмывающая пустота (пустота рук при

Из книги На благо лошадей. Очерки иппические автора Урнов Дмитрий Михайлович

Подготовка лошади Лошадь очень добронравна, доверчива и более чутка, чем принято думать. Она очень восприимчива к ласкам, обладает исключительной памятью и остро выраженным чувством пространства. Она очень быстро приобретает привычки, рефлексы, которые сохраняет долгое

Из книги Всё о лошадях [Полное руководство по правильному уходу, кормлению, содержанию, выездке] автора Скрипник Игорь

Бойцовский язык, который тебе следует знать (в противном случае пусть Бог будет к тебе милосерден, недоносок)Геймнесс: желание продолжать бой; везде, в любое время, и даже подсознательно ты знаешь, что можешь победить. Это удивительное слово появилось в процессе

Я буду говорить о сообщениях, под-сообщениях, и вариациях. Эти термины, конечно, немного туманные и неясные. Это потому, что общение животных само по себе очень нечеткое и неопределенное, так как интерпретация любого сообщения — дело личное. Сообщение мы определяем как намерение, угрозу или вопрос, выражение чувства или утверждение, сделанное лошадью. Под-сообщение – это ответ на сообщение, или же развитие сообщения. Термин «вариация» — это сокращение саморазъясняющей фразы «вариация – это отклонение от наиболее общего способа передачи сообщения или под-сообщения». Некоторые сообщения могут быть выражены несколькими различными способами, звуками, жестами или их комбинациями. Наблюдая за тремя сотнями лошадей, мы заметили тридцать различных способов сказать «привет», и около тридцати вариаций фразы «где мой завтрак?».
В нашем словаре жестов и звуков мы указали не всё, так как в рамках этой книги сократили список до наиболее общих способов выразить каждую фразу. Фразы, которые мы использовали для выражения любого из сообщений – просто такие получились, без всяких задних мыслей, хотя мы, конечно, старались теми словами и фразами, что мы использовали, передать ощущение от сообщения. В словаре вы увидите, что некоторые похожие сообщения описываются двумя или тремя различными фразами, но вы также увидите, что контекст сообщений разный, и поэтому сами сообщения тоже отличаются. Это в первую очередь относится к сообщениям, которые являются в основном под-сообщениями, так как они являются развитием оригинального сообщения; но так как случается, что они используются и сами по себе, мы внесли их в список сообщений. Каждый, кому интерестен язык лошадей, в любом случае составит свой собственный словарь, и, конечно, использует другие слова для описания каждого сообщения – возможно, решит обойтись без различия, которое мы сделали между сообщениями и под-сообщениями, или добавит некоторые императивы или вариации в качестве отдельных сообщений. Так как каждая лошадь делает звуковые и визуальные сообщения по-своему, каждый из словарей будет иметь отличающуюся раскладку. Но в качестве руководства для тех, кто желает понять свою лошадь, я привожу здесь свой собственный словарь в сильно сокращенной форме. Я сделал алфавитный список фраз, указал количество под-сообщений, связанных с каждой фразой, и ссылку на номер в полном переводе, приведенном ниже. Так что, если вы хотите знать, как лошадь выражает идею «Я тебя люблю» и два ее под-сообщения, ищите номер 16 после таблицы.

Фраза Количество под-сообщений Номер сообщения
Больно! 1 14
Буду козлить! 44
Вот ты где… 10
Где ты? 8
Где, блин, мой завтрак?! 6 35
Давай пойдем быстрее! 1 40
Дорогу! 1 34
Здесь есть кто-нибудь? 7
Здесь примерные девочки 5 22
Иди и возьми! 20
Иди и пей 1 24
Иди сюда 1 5
Иди сюда и дерись 4 18
Классно! 15
Мамочка тебя любит! 1 23
Мне это нравится 39
На свободе хорошо! 47
Наверно, придётся… 43
Не волнуйся 32
Не надо этого делать 2 13
Не покидай меня 38
Не уходи 2 6
Ну давай же 37
Ну давай! 3 11
О, Боже мой! 31
Помогите! 30
Почеши здесь 46
Прекрати это делать 2 25
Привет 1
Смотри! 4 4
Со мной ты будешь в безопасности 2 21
Ты кто? 2 2
Убираемся отсюда к черту! 29
Уходи 2 12
Что это? 2 3
Щекотно 45
Я – босс 1 33
Я боюсь 28
Я всего лишь малыш 27
Я голодна 3 36
Я здесь 9
Я король! 19
Я не могу 1 42
Я тебя люблю 2 16
Я тебя ненавижу 2 17
Я устала 1 41
Я хочу пить 26

1. Привет (добро пожаловать).

Используется как обобщение всех приглашающих и приветственных звуков, используемых лошадьми, из которых самый распространенный – приветственное «гугуканье» /whicker/. Громкость сообщения и энергичность движений выражают степень императива. Контекст, а также положение головы и хвоста, передают назначение приглашения.

2. Ты кто?

Используется двумя незнакомыми лошадьми при встрече. Это продолжение фразы «Привет», и выражается обнюхиванием или, чаще, дышанием друг на друга. Отношение лошадей друг к другу выражается резкостью или мягкостью дыхания, и положением головы и хвоста. За этой процедурой следуют под-сообщения: (а) «Я друг» – выражается продолжением мягкого обнюхивания и других дружественных движений, или (б) «Убирайся к черту» – укус или щипок со стороны одной из лошадей, топанье по земле передней ногой, угроза удара, или визг.

3. Что это?

Используется по отношению к находящемуся рядом объекту, обычно выражается обнюхиванием объекта; хотя лошадь может и постучать по нему передним копытом. За этой позой следуют два под-сообщения: (а) «Всё в порядке» – лошадь подходит, исследует незнакомый объект, а затем игнорирует его, и (б) «Это опасно» – отходит, шарахается от объекта, или же атакует.

4. Смотри!

Используется, чтобы обратить внимание на объект, и обозначается поднятием головы и хвоста, и фырканьем или ржанием для привлечения внимания других лошадей. Аналогично, под-сообщения: (а) «Что это» – лошадь высоко поднимает голову, настораживает уши и смотрит на незнакомый объект. Вторичная реакция на «Что это» – не звуковая. Реакцией будет или «Всё в порядке» или «Это опасно». Другим под-сообщением является (б) «Давайте туда пойдем» – лошадь смотрит в том направлении, куда она хочет идти, и перемещается туда же. Вторая лошадь, которая отвечает на «Что это», посмотрит на объект, и если она его узнает, то ответит или (в) «Не стоит беспокойства», или (г) «Осторожно» – храпением или предостерегающим ржанием.

5. Иди сюда.

Начинается как приветственное гугуканье, с повышением императива, который также может выражаться мотанием головы вперед-назад, если нет ответной реакции. Это сообщение может смениться на «Если ты не придешь, я из твоих кишок подтяжки сделаю», что подчеркивается угрожающим движением и приводит к ответу «Да ладно, я уже иду», который обычно говорится тихим гугуканьем.

6. Не уходи…

Это гугуканье или тихое ржание /whinney/, чтобы позвать компаньона обратно, и иногда варьируется от гугукания до громкого ржания /neigh/ «Ты где?». За ним часто следуют (a) «А ты куда?», или (б) «Подожди меня».

7. Здесь есть кто-нибудь?

Громкое ржание, повторяющееся несколько раз. Делается с вопросительной интонацией, поднятыми головой и хвостом. Если получен ответ – тоже громким ржанием, означающим «Я здесь» – первая лошадь затем говорит:

8. Ты где?

«Ты где» также может быть под-сообщением сообщения «Здесь есть кто-нибудь?», если используется кобылой, разыскивающей своего жеребенка, или лошадью, ищущей друзей. «Ты где» – чаще тихое ржание, чем громкое.

9. Я здесь!

Это громкое ржание, используемое для ответа на «Здесь есть кто-нибудь?». Это повторяется до тех пор, пока лошади не увидят друг друга. Опять же, это сообщение может быть использовано как под-сообщение в описанной в (7) и (8) последовательности.

10. Вот ты где…

Используется на расстоянии в ответ на «Ты где». Обычно это тихое ржание, пока лошади движутся друг к другу, и сменяется приветственным гугуканьем, когда они встречаются.

11. Ну давай!

Используется, когда две лошади пасутся вместе или отдыхают, и одна из них хочет куда-нибудь перейти или поиграть. Она выражает это подталкиванием своего компаньона или пританцовыванием вокруг и пощипыванием его. Она может издать гугуканье или просто уйти, надеясь, что компаньон последует за ней. На это она может получить ответы: (а) «Так и быть» – выражающийся ленивым поведением компаньона, (б) «Ага, давай!» – восторженный ответ, или (в) «Да ну тебя нафиг!» – выражающийся просто негативным ответом или даже угрозами или укусами.

12. Уходи!

Это оборонительный жест и нужен только для защиты. Это может быть умеренная угроза, обычно зубы или задние ноги, возможно только одна задняя нога. Если он игнорируется, предупреждение превращается в «Убирайся, или я тебя побью!». Это четкое и враждебное движение, быстро превращающееся в «Ты этого хотел?» – попытку укусить или ударить противника.

13. Не надо этого делать.

Это реакция на действие другой лошади или человека. Варьируется от дергания кожей до ударов передней ногой, отбивания или укусов. Ответом может быть (а) «Извини» – поспешное бегство с видом оскорбленной невинности, или (б) «А вот хочу, и буду!» – усиление раздражающего действия.

14. Больно!

Показывается вздрагиванием или дерганием кожей и шараханьем от агрессора. Имеет под-сообщение (а) «Нога болит», показывается подниманием ноги и хроманием. Вариации включают «Спина болит», «Шея болит», «Голова болит», или что-нибудь еще, но мы посчитали это всё одним под-сообщением.

15. Классно!

Это ответ на любое действие, приятное для лошади. Упоминается в трех под-сообщениях, но используется и как сообщение само по себе, как просьба продолжать. Выражается увеличением давления на партнера и используется, когда две лошади в тесном контакте, иногда сопровождается довольным хрюканием или шумным выдохом.

16. Я тебя люблю.

Мы используем эту фразу для выражения теплых чувств, отличных от материнских или сексуальных. Существует более тридцати способов выражения, наиболее общие – нежно выдохнуть через ноздри или потереться носом и головой. На это следуют ответы (а) «Я тоже тебя люблю» или (б) «Уходи!»

17. Я тебя ненавижу.

Жести и звуки, используемые в этом случае, отличаются от «Уходи», они более агрессивной природы, чем защитной. Используются передние ноги и зубы, что является ясным признаком антипатии между двумя лошадьми. Если получен ответ «Я тоже тебя ненавижу», за этим следует драка. Кроме того, ответ может быть «Извини», как и в сообщении 13: те же извинительные жесты, но к ним добавляются защитные действия, такие как разворот задом к агрессору или отбивание в его сторону.

18. Иди сюда и дерись.

Это ответ на вызов жеребца, пронзительное ржание или, возможно, крик ярости. За этим следует (а) «Я сотру тебя в порошок», которое является частью подготовительных маневров и угроз, и устанавливает психологическое преимущество перед битвой. После драки проигравший скажет (б) «Извини, я ухожу». Он показывает это бегством с опущенным хвостом, а триумфирующий победитель угрожает (в) «Если ты вернешься, я тебя убью». Затем жеребец идет к своим кобылам и говорит (г) «Видали, девчонки, как я его прибил?!» Он выражает это фырканьем и приплясыванием вокруг кобыл, он также может увести их в безопасное место. Такое приплясывание, как знак полного триумфа, может быть также использовано кобылой или мерином, оказавшимися сильнее другой лошади или человека.

19. Я король.

Это оповещающий сигнал жеребца, является или вызовом, или же обращением к группе кобыл. Сигнал повторится еще раз, когда он направится к кобылам.

20. Иди и возьми!

Это ржание кобылы в охоте в ответ на сигнал жеребца, используется, когда она покидает группу для встречи с жеребцом.

21. Со мной ты будешь в безопасности.

Это первая фраза любовной игры жеребца, говорится выдыханием через ноздри. Пока он не получил четкого «Нет» от кобылы, он будет продолжать это до тех пор, пока не услышит «девчоночье хихиканье», тогда он говорит (а) «Ты мне нравишься». Это делается щекотанием шеи кобылы и ее боков губами, и затем, в более настойчивой манере, он скажет (б) «Давай займемься любовью», пощипывая ее зубами. Потом он переходит к (в) «Ну давай же», – хватая зубами за шею, и пытаясь забраться на кобылу, или фактически забираясь на нее. Следующее под-сообщение будет (г) «Это было здорово». После того, как он обслужит кобылу, он опускается и выгибает шею, обнюхивает кобылу, фыркает, или другими способами проявляет свои чувства.

22. (Убирайся), здесь примерные девочки.

Это может выражаться очень агрессивными действиями, направленными несомненно в сторону жеребца. Инициативу берет на себя самая сильная кобыла, защищая добродетели остальных кобыл табуна от, чаще всего молодого, жеребца. Однако этот ответ может затем смениться на «девчоночье хихиканье», в ответ на фразу жеребца «Со мной ты будешь в безопасности». Это визг, издаваемый кобылой, она также может махнуть своей задней ногой, как бы говоря «Чего же ты ждешь?». Обычно это фраза очень «разгоряченной» кобылы, которая мочится, затем стоит с расставленными задними ногами и поднятым хвостом; она может открывать и закрывать вульву, или стоять со слегка приоткрытой вульвой. Но кобылы также непредсказуемы, как и женщины, в их реакции на мужчин, и в любовной игре кобыла может очень быстро перейти от «Уходи, я хорошая девочка» до «Иди сюда и возьми меня, чего ты ждешь?». Это полностью зависит от кобылы. Она может использовать все три сообщения как отдельные, или начать с «Уходи» и использовать остальные два как под-сообщения. Когда занятия любовью окончены, она может сказать (в) «Это был тяжелый труд». Она говорит это похрюкивая, сопя, обнюхивая и тщательно отфыркиваясь. Она может сказать (г) «И что – вот это всё?», просто встряхнувшись и уйдя пастись, или (д) «Это было здорово, давай еще раз?». В этом случае она будет гугукать и пытаться начать новую любовную игру.
Эти события, при удаче, после одиннадцати месяцев приводят к рождению жеребенка, следующей весной, и тогда станет нужна следующая группа сообщений, используемая заботящейся о жеребенке кобылой. Первое из них это:

23. Мамочка тебя любит!

Кобыла выражает это обнюхиванием жеребенка и нежным дыханием через ноздри. Если ее отпрыск напуган, она успокоит его и скажет (а) «Ты в полной безопасности». Это делается подталкиванием жеребенка к ее боку на противоположной стороне от опасности.

24. Иди и пей.

Она говорит это низким гугуканием или тихим ржанием, слегка отодвигая одну ногу в сторону, давая жеребенку доступ к вымени. Если она не желает кормить жеребенка, она скажет под-сообщение (а) «ничего там нету», оттталкивая его от себя бедром задней ноги, или коленом, или носом. Если жеребенок плохо себя ведет, она скажет:

25. Прекрати это делать.

Отличается от обычного «Не надо этого делать», используемого между двумя лошадьми, потому что «Не надо этого делать» говорится, когда две лошади находятся совсем рядом, и обычно жестами. Но кобыла может предупредить своего жеребенка на расстоянии, обычно резким ржанием, угрожая при этом движениями головы. Затем следует «Мама тебя предупреждала!», повышая тон голоса и увеличивая энергичность движений. Если жеребенок всё еще непослушен, она скажет «Напросился!» и накажет его, обычно укусом.
Жеребенок использует множество взрослых сообщений, но имеет и два собственных:

26. Я хочу пить.

Выражается обнюхиванием боков кобылы и попытками добраться до ее вымени.
Когда жеребенок напуган взрослой лошадью, он скажет:

27. Я всего лишь малыш.

Он показываает это, держа голову и шею прямо, иногда немного поднимая нос и делая ртом сосательные движения. Когда он так делает, другие лошади практически никогда его не обижают.

28. Я боюсь.

Это говорится всхрапыванием или ржанием. Если лошади находятся в огороженном месте, они жмутся друг к другу, ища спокойствия в группе.

29. Убираемся отсюда к черту!

Говорится фырканием или ржанием с высоко поднятыми головой и хвостом, с готовностью к бегству, и в свою очередь приводит к ответам «Да, смываемся!» или «Не о чем беспокоиться».

30. Помогите!

Это крик ужаса, и редко встречается. Я слышал его только однажды, но он очевиден.

31. О, Боже мой!

Это крик боли, и издается лишь лошадью, страдающей от невыносимой боли. Опять же, он безошибочно узнаваем.

32. Не волнуйся

Используется спокойной лошадью, для успокоения напуганной. Может выражаться гугуканьем, предложением своего тела как защиты, или просто успокаивающим телесным контактом.
Другая группа звуков связана с дисциплиной в табуне. В нем существует определенная социальная структура, убывающая от главной кобылы до самых последних годовичков. Меньшие жеребята обычно воспитываются их матерями. Даже у домашних лошадей эта табунная иерархия всё ещё наблюдается в группе. Главный член табуна имеет преимущество в еде, питье и перемещении, и может требовать своих прав угрозами:

33. Я босс.

Это говорится подчиненному в группе, обычно угрожая головой и зубами. Лошадь-босс также скажет «Назад!», махнув головой и угрожая любому подчиненному, который попытается обогнать ее. За этим следует или «Я тебя укушу», или «Я сотру тебя в порошок», затем босс прогоняет от себя подчиненного зубами или передними ногами. Если вторая лошадь социально равна первой, она ответит на утверждение «Я босс», сказав (а) «Нет, ты не босс!». Это выражается игнорированием угрозы, или же ответной угрозой. В других ситуациях используются похожие сообщения – например, «Назад!», «Сейчас ударю», «Я тебя укушу» могут быть использованы, когда главная лошадь ест, а к ней приближается подчиненная. В этом случае может быть показана угроза удара.

34. Дорогу!

Это говорится главной лошадью, идущей напролом сквозь табун, и разгоняющей своей головой всех направо и налево. С другой стороны используется под-сообщение «Извините» – подчиненной лошадью, пытающейся обогнать главную.
Следующий набор знаков и звуков выработан лошадьми в ходе их общения с человеком. Большая часть из них относится к кормлению. Первый, и возможно, самый старый из них, понять легко:

35. Где, блин, мой завтрак?!

Выражается множеством способов, от приветственного гугукания до ударов по кормушке. Каждый владелец знает, как его лошадь это говорит. Несколько под-сообщений, часто (а) «Я хочу воды» или (б) «Я хочу сена», которе может быть сказано перемещением в сторону кормушки с раздраженным видом. Когда лошадь накормлена, (в) она скажет «Спасибо», обычно приветственным гугуканием, или скажет «Я тебя люблю», показывая свое расположение. Конечно, она покажет, нравится ли ей еда, сказав (г) «Это здорово», жадно поедая пищу, при этом кусочки даже выпадают из рта; или, если вы угощаете ее лакомством, она скажет (д) «Дай мне еще немного», гугукая, обнюхивая ваши карманы, и толкая вас, чтобы напомнить, что она всё еще здесь. Если же ей не нравится то, что вы даёте, она скажет (е) «Отвратительно», выплевывая пищу, морща губы и корча рожи.
В то время как «Где, блин, мой завтрак?» используется лошадьми, привыкшими к регулярному кормлению – лошадь, которую никогда так не кормили, скажет:

36. Я голодна, или «Я хочу пить».

Это выражается ржанием при виде вас, и тем, что она принимает голодный и несчастный вид. Под-сообщение (а) «Я мокрая» очень похоже и выражается стоянием под дождем с опущенной головой и очень несчастным видом. Если лошади приходится выходить под дождь, она скажет (б) «Это ужасно», отворачивая оттуда голову, и идя с неохотой и отвращением. Она также может сказать (г) «Я замерзла», дрожа и, опять же, имея несчастный вид.
Когда вы верхом на лошади, есть постоянный контакт и взаимодействие сообщений. Мы пропустим сообщения, которыми человек выражает свои желания, так как это дело вкуса и тренировки; и мы уже обсуждали множество знаков со стороны лошади, так как они используются и между лошадьми; но они также используются и для общения с человеком. Первый знак, характерный для езды, это:

37. Ну давай же

Выражается ржанием и легким приплясыванием, чтобы показать свое удовольствие и желание двигаться.
Остающийся на месте компаньон будет кричать:

38. Не покидай меня

Говорится ржанием, и лошадь может попытаться разломать дверь денника в своем желании быть вместе со своим компаньоном.
Когда вы начнете поездку, ваша лошадь может сказать:

39. Мне это нравится

Приплясывая или двигаясь с поднятыми головой и хвостом и всем своим видом выражая удовольствие. Если ей особенно хорошо, она покажет свою “joie de vivre» (радость бытия) вполне определенным способом – «Как мне хорошо!» — подпрыгивая, повизгивая, и «подыгрывая».

40. Давай пойдем быстрее!

Говорится приплясыванием, упором в трензель, показывая сильное желание двигаться быстрее. Под-сообщения – это (а) «Да, давай!» — полный энтузиазма ответ на просьбу или приказ о чем-то. После работы лошадь может быть уставшей и так же безошибочно сообщит:

41. Я устала!

Лошадь сообщит это своим поведением. Под-сообщение это (а) «только не опять это…» – отказ повторить действие. Конечно, не все лошади старательны и послушны, иногда они могут отказаться делать то, что от них требуют, и сказать:

42. Я не могу

Отказываясь что-либо делать. Под-сообщение (а) «Я не буду» отличается от «Я не могу» только тем, что в этом случае вы точно знаете, что лошадь может это сделать. Так что, если вы ее заставите, она может сдаться, сказав:

43. Наверное, придется

И будет показывать свое нежелание почти так же, как Шекспир написал о школьнике: “неохотно ползет в школу, как змея”. Но перед тем, как сдаться, она может пригрозить:

44. Буду козлить!

Расставляет уши в стороны, выгибает шею и принимает позу для взбрыкивания. Похожие сообщения: «Буду свечить», выражается броском головы вверх и подниманием передней ноги от земли, или «Сейчас ударю», или «Сейчас понесу!»

45. Щекотно!

Говорит это дерганием кожей и, возможно, взмахом ногой, топанием копытом или визгом.

46. Почеши здесь

Показывает тем, что трется чешущимся местом. Если лошадь рядом с другой лошадью, она почешет ее зубами в том месте, где хочет, чтобы почесали ее.
И, наконец, последнее сообщение. Когда вы отпускаете лошадь на поле, она говорит:

47. На свободе хорошо!

И «радость бытия» — это то, что каждая лошадь выражает совершенно по-своему.

3 глава из книги Генри Блейка «Общение с лошадьми» (Henry Blake «Talking with horses»)

Фотография: Максим Мазин

Материал:

Ход мероприятия:

Ведущая:

Муса Жэлил, Муса Жэлил-

Халкыбыз кахарманы.

Улемсез анын исеме,

Стихотворение «Петушок»

На заре петух

Крикнул во весь дух:

- Кукурек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

Слышно там и тут

Петушки поют:

- Кукарек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

И скорей, скорей, скорей

В сад бежать гурьбою всей:

- Кукарек-ку,

- Кукарек-ку!

2 стихотворение «Сэгать» («Часы»)

Сэгать суга: «Дан-дан!»

Хэбэр бирэ таннан:

Бакчага барырга

Унбиш минут калган.

Сикереп торды Марат,

Курэ:эшлэр харап,

Тагын сонга калган

Шул йокыга карап.

Сэгать йори: «келт-келт,

Тиз мэктэпкэ кит-кит!»

Марат ана дэшэ:

«Тукта, мине кот-кот!»

Стихотворение «Яз коне» («Весной»)

Яз коне карга

Бала чыгара.

Кон дэ жим эзлэп

Авылга бара.

Авылда эби

Чебешлэр саклый,

Карга урлар дип,

Йокларга ятмый.

Стихотворение «Чишмэ» («Родник»)

Яр астыннан чишмэ ага,

Чылтырчылтыр тавышы.

Жил искэндэ иелеп кала

Ярда ускэн камышы.

Челтер-челтер чишмэбез,

Ярдан балчык ишмэгез.

Суны шуннан эчегез,

Башка жирдэн эчмэгез!

Стихотворение «Уныш бэйрэмендэ» («Праздник урожая»)

Аллы-голле гол чэчэклэр

Бакчабызны ямьлэде.

Килде язгы дэртле эшнен

Ямьле хезмэт бэйрэме.

Йогерэ-йогерэ алмагачтан

Без жыябыз алмалар,

Безнен эштэн шундый ускэн,

Шундый пешкэннэр алар.

«Кукушка»

Тихие сумерки.

Солнце садится.

Слышно, как плачет

Какая-то птица:

- Ку-ку, ку-ку!...

Если б кукушка

Жила не одна,

Так бы весь век

Не кричала она:

- Ку-ку, ку-ку!...

Это кукушка

Кричит на суку,

Словно прогнать

Она хочет тоску:

- Ку-ку, ку-ку!...

Пела б кукушка

Веселые песни,

Если б птенцы её

Были с ней вместе:

- Ку-ку, ку-ку!...

«Храбрый заяц» .

Заяц в сугробе

Продрогший сидит:

Уши обвисли,

И хвостик дрожит.

Ну-ка, возмем его

В школу с собой,

Чтобы в тепле

Отогрелся косой...

Заяц, однако,

Был вовсе не трус.

Глянул сердито:

Без вас обойдусь!

Прыгнули только

Следы на снегу:

Сам отогреюсь-

В лесу на бегу!...

Стихотворение «Мой пёс»

Я знаю.

Что пёс мой

Пока ещё мал.

Ну что же,

Зато он -

И смел, и удал.

Любую команду,

Какую не дай,

Послушно и точно

Исполнит Акбай.

Не зря же-упрямо,

И в зной, и в мороз,

Военному делу

Учился мой пёс.

Он может и ползать,

И смирно лежать,

«Кызыма»

Шаян кызым син минем,

Тан йолдызым син минем,

Йорэгемдэ кабынган

Шатлык жырым син минем.

Синен гомерен жыр булып

Янрар бэхет илендэ,

Йолдыз булып янарсын

Син туган ил кугендэ.

Таннан торып бакчада

Син уйнадын конозын.

Аргансындыр, кил, кызым,

Йокла инде, йолдызым!

«Мои песни» .

Мирное, уютное житье.

Вечное призвание мое.

Не нарушу клятву я свою.

Жизнь свою народу отдаю.

«Кызыл ромашка» («Красная ромашка»).

Иртэнге тан нурыннан

Уянды ромашкалар.

Елмаеп, хэл сорашып,

Кузгэ-куз караштылар!

Назлады жил аларны,

Тибрэтеп ак чукларын,

Тан сипте ослэренэ

Хуш исле саф чыкларын.

Герой не гибнет, умирая,

Двойная жизнь ему дана,

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна.

  • Памятник в Набережных Челнах
  • Памятник в Нижнекамске
  • Памятник в Мензелинске
  • Памятник в Казани
  • Памятник в Оренбурге
  • Памятник в Альметьевске
  • Улица Мусы Джалиля в Казани
  • Улица Мусы Джалиля в Москве
  • Улица Мусы Джалиля в Томске
  • Улица Мусы Джалиля в Ижевске
  • Улица Мусы Джалиля в Тюмени
  • Улица Мусы Джалиля в Уфе
  • Улица Мусы Джалиля в Киеве
  • Кинотеатр в Нижнекамске
  • Малая планета (1972 г.)

Титулы, награды и премии

  • с 1929 г - Член ВКП(б)

Сейчас стихотворение Рафиса Корбан «Песня о Джалиле» («Жэлил турында жыр»).

Элифбадан укып белэм

Муса Жэлил турында

Фашистлар белэн корэшкэн

Дошманнын уз тылында.

Туган илгэ биргэн антын

Тап тошерми саклаган.

Палач башын кискэндэ дэ,

Туган илен саклаган.

Жырлар язган Муса Жэлил,

Калэм булган коралы

Дошман килгэч, автоматка

Алмаштырган ул аны.

Муса Жэлил, Муса Жэлил,

Халкыбыз кахарманы!

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны.

Интересные факты

1.

2.

3.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературный вечер в старшей и подготовительной группе на тему:

« Знакомство с творчеством татарского писателя М. Джалиля»

Материал: Портрет М. Джалиля, его книги, презентация, выставка рисунков по произведениям М Джалиля.

Дети под музыку входят в зал. (Звучит песня на слова М. Джалиля «Этэч»)

Ход мероприятия:

Ведущая:

Муса Жэлил, Муса Жэлил-

Халкыбыз кахарманы.

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны. (Рафис Корбан)

Добрый день, уважаемые гости!Сегодня наш праздник посвящён герою-поэту Мусе Джалилю.

Муса Мустафович Залилов, которого весь мир знает как татарского поэта Мусу Джалиля, родился 15 февраля 1906 года в небольшой татарской деревушке, затерянной в Оренбургской степи. Это был самый обыкновенный мальчишка, разве что немного любознательней, отзывчивей и смелее многих своих сверстников. Мусе не было и шести лет, когда он начал проситься в школу. Сначала отец его не пускал, но после вмешательства матери взял за руку и отвел в школу. Отыскав учителя, отец сказал: “Мальчишка учиться просится, как быть?” Учитель взглянул на маленького Мусу, махнул рукой: “Пусть пока ходит. Надоест - сам бросит”. Но Муса не бросил школу. Способный мальчик хорошо учился, читал много книг, был трудолюбивым, старательным. С раннего возраста начал писать стихи, которые печатались в детских журналах под псевдонимом «Кечкенэ Жэлил». Джалиль, по собственному признанию, начал сочинять стихи с девяти лет. Первые стихотворные опыты поэта не сохранились. По воспоминаниям родных и близких, это были идиллические стихи про бабочек и гусей, про родную речку Неть и её зеленые цветущие берега. Первое его стихотворение «Бэхет» («Счастье») печатается в газете «Кызыл йолдыз». Ему тогда было 13 лет.

Около пяти лет Джалиль проработал редактором детских журналов. Почти всю литературную работу он вел один. В эти годы Муса приобрел вкус к работе с детьми, лучше узнал детскую психологию. В 1940 году он издал альбом детских песен, куда вошли стихотворения «Мой пес», «Родник», «Кукушка», «Колыбельная дочери» и т. д. положенные на музыку татарским композитором Дж. Файзи.

Сегодня мы собрались с вами чтобы почтить память Джалиля конкурсом чтецов, который называется «Муса джалиль - друг детей».

«Почему друг детей», - спросите вы. А все потому что Джалиль очень любил детей, дружил с ними, писал для них стихи. И некоторые из них мы сегодня услышим.

Стихотворение «Петушок»

На заре петух

Крикнул во весь дух:

Кукурек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

Слышно там и тут

Петушки поют:

Кукарек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

И скорей, скорей, скорей

В сад бежать гурьбою всей:

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

2 стихотворение «Сэгать» («Часы»)

Сэгать суга: «Дан-дан!»

Хэбэр бирэ таннан:

Бакчага барырга

Унбиш минут калган.

Сикереп торды Марат,

Курэ:эшлэр харап,

Тагын сонга калган

Шул йокыга карап.

Сэгать йори: «келт-келт,

Тиз мэктэпкэ кит-кит!»

Марат ана дэшэ:

«Тукта, мине кот-кот!»

Муса Джалиль любил свою родину, восхищался красотой её природы.

Стихотворение «Яз коне» («Весной»)

Яз коне карга

Бала чыгара.

Кон дэ жим эзлэп

Авылга бара.

Авылда эби

Чебешлэр саклый,

Карга урлар дип,

Йокларга ятмый.

Стихотворение «Чишмэ» («Родник»)

Яр астыннан чишмэ ага,

Чылтырчылтыр тавышы.

Жил искэндэ иелеп кала

Ярда ускэн камышы.

Челтер-челтер чишмэбез,

Ярдан балчык ишмэгез.

Суны шуннан эчегез,

Башка жирдэн эчмэгез!

Стихотворение «Уныш бэйрэмендэ» («Праздник урожая»)

Аллы-голле гол чэчэклэр

Бакчабызны ямьлэде.

Килде язгы дэртле эшнен

Ямьле хезмэт бэйрэме.

Йогерэ-йогерэ алмагачтан

Без жыябыз алмалар,

Безнен эштэн шундый ускэн,

Шундый пешкэннэр алар.

«Кукушка»

Тихие сумерки.

Солнце садится.

Слышно, как плачет

Какая-то птица:

Ку-ку, ку-ку!...

Если б кукушка

Жила не одна,

Так бы весь век

Не кричала она:

Ку-ку, ку-ку!...

Это кукушка

Кричит на суку,

Словно прогнать

Она хочет тоску:

Ку-ку, ку-ку!...

Пела б кукушка

Веселые песни,

Если б птенцы её

Были с ней вместе:

Ку-ку, ку-ку!...

«Храбрый заяц» .

Заяц в сугробе

Продрогший сидит:

Уши обвисли,

И хвостик дрожит.

Ну-ка, возмем его

В школу с собой,

Чтобы в тепле

Отогрелся косой...

Заяц, однако,

Был вовсе не трус.

Глянул сердито:

Без вас обойдусь!

Прыгнули только

Следы на снегу:

Сам отогреюсь-

В лесу на бегу!...

Стихотворение «Мой пёс»

Я знаю.

Что пёс мой

Пока ещё мал.

Ну что же,

Зато он -

И смел, и удал.

Любую команду,

Какую не дай,

Послушно и точно

Исполнит Акбай.

Не зря же-упрямо,

И в зной, и в мороз,

Военному делу

Учился мой пёс.

Он может и ползать,

И смирно лежать,

И ров перепрыгнуть,

Свои стихи поэт посвящал своей дочери Чулпан. Степанова Алина из ст. гр. №3 расскажет одно из них.

«Кызыма»

Шаян кызым син минем,

Тан йолдызым син минем,

Йорэгемдэ кабынган

Шатлык жырым син минем.

Синен гомерен жыр булып

Янрар бэхет илендэ,

Йолдыз булып янарсын

Син туган ил кугендэ.

Таннан торып бакчада

Син уйнадын конозын.

Аргансындыр, кил, кызым,

Йокла инде, йолдызым!

Когда началась Великая Отечественная Война, Муса ушел на фронт. И в перерывах между боями он писал стихи и очерки для поднятия боевого духа и настроения бойцов. Но в 1942 году раненный поэт попдает в плен к фашистам. И в тюрьме он продолжает писать свои стихи, на клочках бумаги, которые попадаются ему в руки.

А теперь послушайте стихотворения военных лет.

«Мои песни» .

Не обманет маленькое счастье,

Мирное, уютное житье.

В бедах мира кровное участие-

Вечное призвание мое.

И перед смертью-никому в угоду

Не нарушу клятву я свою.

Песню свою я посвятил народу,

Жизнь свою народу отдаю.

«Кызыл ромашка» («Красная ромашка»).

Иртэнге тан нурыннан

Уянды ромашкалар.

Елмаеп, хэл сорашып,

Кузгэ-куз караштылар!

Назлады жил аларны,

Тибрэтеп ак чукларын,

Тан сипте ослэренэ

Хуш исле саф чыкларын.

В августе 1944 года М. Джалиль героически погибает сражаясь за родину.

Джалиль ушел из жизни слишком рано, но все же он успел сказать многое из того, что хотел сказать, что подсказывало ему его неукротимое сердце. Его подвиг стал символом несгибаемой воли, страстной любви к своему народу. Имя поэта известно теперь далеко за пределами нашей страны. Нет, не затерялись его следы на дорогах большой войны. Он вернулся на родину. Мужество и талант как бы переплелись, слились в едином стремлении отдать все народу, отчизне. И не случайно муса Джалиль удостоен высокого звания Героя Советского Союза, а творчество его отмечено Ленинской премией. Ребята, Муса Джалиль не только поэт, а участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

Герой не гибнет, умирая,

Двойная жизнь ему дана,

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна.

И вправду прошло много лет, но народ помнит своего героя. Его имя увековечено в названиях улиц, его имя носят музеи, Татарский академический государственный театр оперы и балета и т. д.

Объекты, названные в честь Джалиля:

  • Посёлок Джалиль в Республике Татарстан
  • Памятник в Москве открыт 25 октября 2008 года
  • Памятник в Нижневартовске открыт 25 сентября 2007 года.
  • Памятник в Набережных Челнах
  • Памятник в Нижнекамске
  • Памятник в Мензелинске
  • Памятник в Казани
  • Памятник в Оренбурге
  • Памятник в Альметьевске
  • Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани
  • Мемориальная доска на здании МОУ СОШ №15 в Тобольске
  • Проспект Мусы Джалиля в Набережных Челнах
  • Улица Мусы Джалиля в Астрахани
  • Улица Мусы Джалиля в Жезказгане
  • Улица Мусы Джалиля в Казани
  • Улица Мусы Джалиля в Мензелинске
  • Улица Мусы Джалиля в Великом Новгороде
  • Улица Мусы Джалиля в Москве
  • Улица Мусы Джалиля в Нижневартовске
  • Улица Мусы Джалиля в Новосибирске
  • Улица Мусы Джалиля в Томске
  • Улица Мусы Джалиля в Ижевске
  • Улица Мусы Джалиля в Ташкенте
  • Улица Мусы Джалиля в Тюмени
  • Улица Мусы Джалиля в Тобольске
  • Улица Мусы Джалиля в Уфе
  • Улица Мусы Джалиля в Альметьевске
  • Переулок Мусы Джалиля в Тобольске
  • Улица Мусы Джалиля в Кокчетаве
  • Улица Мусы Джалиля в Киеве
  • Улица Мусы Джалиля в Черкассах (Украина)
  • Улица Мусы Джалиля в Агрызском районе
  • Улица Мусы Джалиля в Екатеринбурге
  • Кинотеатр в Нижнекамске
  • Малая планета (1972 г.)
  • Улица Мусы Джалиля в Бугульме

*В 1956 году посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».

Титулы, награды и премии

  • с 1929 г - Член ВКП(б)
  • 1956 г - Герой Советского Союза
  • 1957 г - посмертно присуждена Ленинская премия Комитетом по Ленинским и Государственным премиям в области литературы и искусства за цикл стихов «Моабитская тетрадь»

Современники Джалиля посвятили ему много стихотворений и песен.

Сейчас стихотворение Рафиса Корбан « Песня о Джалиле» («Жэлил турында жыр»).

Элифбадан укып белэм

Муса Жэлил турында

Фашистлар белэн корэшкэн

Дошманнын уз тылында.

Туган илгэ биргэн антын

Тап тошерми саклаган.

Палач башын кискэндэ дэ,

Туган илен саклаган.

Жырлар язган Муса Жэлил,

Калэм булган коралы

Дошман килгэч, автоматка

Алмаштырган ул аны.

Муса Жэлил, Муса Жэлил,

Халкыбыз кахарманы!

Улемсез анын исеме,

Мэнгелек анын даны.

Интересные факты

1. В мае 1945 года одно из подразделений советских войск, штурмовавших Берлин, ворвалось во двор фашистской тюрьмы Моабит. Там уже никого не было - ни охраны, ни заключенных. Ветер носил по пустому двору обрывки бумаг и мусора. Один из бойцов обратил внимание на листок бумаги со знакомыми русскими буквами. Он поднял его, разгладил (это оказалась страничка, вырванная из какой-то немецкой книги) и прочитал следующие строки: «Я, известный татарский писатель Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам - писателям в Москве».

Так пришла на родину первая весточка о подвиге татарского поэта-патриота.

Вскоре после окончания войны кружным путем, через Францию и Бельгию, вернулись и песни поэта - два маленьких самодельных блокнота, содержащие около ста стихотворений. Эти стихи получили сегодня мировую известность.

2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему политруку Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» он - первый среди поэтов - удостоен Ленинской премии.

2. Им были написаны 4 либретто для опер «Алтын чеч» («Золотоволосая», 1941, музыка композитора Н. Жиганова) и «Ильдар» (1941).

3. В концлагере Джалиль продолжал писать стихи, всего им было написано как минимум 125 стихотворений, которые после войны были переданы его сокамерником на Родину.


Я не эксперт в этом вопросе, но думаю, что язык тела – самая важная вещь, которую мы можем изучить для общения с лошадью. Они – очень честные и прямые коммуникаторы и мы должны приложить усилия, чтобы понять их. Отказ от этого часто вызывает проблемы между лошадью и человеком: к тому времени, когда животное отбивает или кусает, оно обычно даёт несколько более лёгких знаков о своих чувствах, которые проходят совершенно незамеченными со стороны человека. Очень часто произошедший инцидент начинают описывать со слов: “Я не знаю, ЧТО произошло…”

Наблюдение за лошадьми и другими людьми может помочь вам получить еще более ясное понимание. Я уверена, изучение языка тела лошадей – одна из тех вещей, на которую можно потратить оставшуюся жизнь и всё ещё не изучить до конца, так как это сложная тема, имеющая множество нюансов. Несмотря на это, я очень старалась сделать материал дружественным и лёгким для понимания.

Представьтесь

Вы когда-нибудь подходили к незнакомцу на улице, восторженно обнимали его и целовали в щёку? Конечно нет! Это смешно, но примерно так мы делаем, когда идём прямо к лошади, вторгаемся в её личное пространство и начинаем гладить.

Лошади довольно терпимы к “отсутствию манер” с нашей стороны, но это не повод так делать. Почти все лошади (за редкими исключениями) любят внимание людей, но даже они предпочли бы, чтобы их сначала спросили. Это достаточно легко сделать: просто подойдите к лошади и дайте ей возможность изучить вас (протяните руку, ладонью вниз или сжатую в кулак, это имитирует движение лошадей при знакомстве). Вот и все!

Личное пространство

Вы замечали, что у всех людей, есть различные границы личного пространства? Некоторые люди рады стоять на расстоянии в несколько футов при разговоре, в то время как другие чувствуют потребность стоять близко. Лошади в этом похожи на нас. У нашей Рины ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ личное пространство, в то время как Тая, не волнуется, когда люди или ее приятели по пастбищу подходят близко. Размер личного пространства нельзя рассматривать с позиции правильно – неправильно или думать, что это проблема обучения; это – больше вопрос индивидуальности, который нужно обязательно знать.

Основы языка тела

Лошади воспринимают большую часть информации при помощи зрения (мы – слуха), передавая множество мыслей и чувств посредством языка тела. Так же, как мы используем разные параметры голоса при общении (громкость, интонацию и т.д.), так и лошади используют различные уровни языка тела. В коммуникации могут участвовать одни или две части тела, например, голова и уши; для более решительных сигналов – несколько областей сразу, например, уши, нос и голова; и эквивалент лошадиного крика – например, зажатые назад уши, сморщенный нос, быстрое движение хвоста и движение головы назад и в сторону, чтобы указать на чрезвычайный гнев (последняя группа знаков часто предшествует укусу или удару ноги – см. фото ниже).

Лошадиный возглас (крик)

Вы не слушали то, что я сказал,

и Вы не слушали то, что я сказал,

Тааааак…..

ТЕПЕРЬ ВЫ МЕНЯ СЛЫШИТЕ?!

Уши

Направление ушей лошади, соединённое с другим языком тела, может показать, что она думает или чувствует, куда направлено её внимание.

Направлены вперёд «домиком» – тревога или бодрствующее состояние. Может указывать на интерес к объекту или звуку; любопытство и/или приближающаяся радость (смотрят, когда вы приближаетесь).

Немного обвислые – дремота, расслабленность и/или счастье.

Отведены назад – слушает, сосредоточена на чём-то позади себя (голова при этом в обычном положении) или сконцентрирована (голова немного наклонена вниз). Это то же самое, если бы наморщили лоб при сильной концентрации.

Зажаты назад – раздражение или гнев. Если лошадь слегка раздражена, то она может зажать уши назад буквально на секунду (это обычно сопровождается движением назад и немного в сторону) прежде, чем снова направить их вперёд. Если лошадь очень сердита, то ушу будут почти вжаты в гриву.

Разная направленность (оба уха направлены в разные стороны) – неуверенность, замешательство или слушает в двух направлениях сразу.

Резкое движение ухом – подтверждение (например, когда одно ухо резко поворачивается к вам и сразу возвращается к предыдущему положению; я сравниваю это с нашим “угу”).

Смещение ушей за предметом

Обратите внимание на изменение направления ушей Беллы, когда я помещаю дождевик на ее спину. Она все еще сосредоточена мне и в то же время уделяет внимание дождевику о чём говорит лёгкий наклон головы кобылы на правом фото.

Расслабленный (L) – Счастливый (R)

Леди дремлет (L), а Тень стала почти косоглазой от экстаза (R).

Спокойный (L) – Рассерженный (R)

Лошадь слева дремлет и/или слушает что-то позади себя. А вот пони справа явно чем-то рассержен (обратите внимание на зажатые ноздри и положение ушей). Возможно, что любая попытка контакта с этим малышом привела бы к укусу.

Стоячие (L) – Развернутые (R)

Это – Чемпион. Он очень любопытен и хочет познакомиться с «новым существом». На первом фото он уверенно знакомится с кроликом: его уши направлены вперёд, нос и ноздри не зажаты, шея выгнута. Но Чемпион был не так уверен при знакомстве с поросёнком на фото справа: обратите внимание на положение его ушей, указывающее на неуверенность, прямую шею и немного задранную вверх голову. Его неуверенность вполне оправдана – поросенок громко визжал прямо у морды коня и в результате Чемпион поспешно отступил в безопасное укрытие позади Леди.

Представление сверху – Резкое движение уха (L) и Гнев (R)

Фотография на левом фото показывает резкое движение уха (ответ на движение или звук). Положение ушей на фото справа указывает на гнев или чрезвычайное раздражение.

Глаза

У лошади красивые глаза, когда она спокойна, кажется, что в них отражается умиротворение всего мира.

Линия беспокойства – серия морщин, появляющаяся выше глаза, когда лошадь волнуется (очевидно), чувствуют неудобство, боль или обеспокоена. Часто это самый первый знак, который лошадь покажет из всего языка тела.

Видны белки глаза – страх, тревога (сопровождается расширяющимися ноздрями, уши указывают на источник тревоги или крутятся в разные стороны, голова поднята вверх), гнев (сопровождается зажатыми ноздрями, прижатыми ушами, опущенной и/или наклонённой головой, поджатым подбородком).

ПРИМЕЧАНИЕ: Лошади используют верхнюю часть глаза, чтобы видеть вдали и нижнюю часть, чтобы видеть объекты рядом.

Напуганный (L) – Обеспокоенный (R)

Обе лошади на фото демонстрируют складки над глазом, говорящем о беспокойстве. Но у лошади слева положение головы так же указывает на страх, в то время, как у лошади справа подбородок подтянут к груди, указывая на дистресс (страдание).

Аппалуза (L) и Испуг (R)

Важно отметить, что обе лошади на этих фотографиях демонстрируют белки глаз, но только лошадь справа боится. Хотя склера (белая часть) глаза аппалузы слева видна, лошадь при этом не испытывает страха. Это – особенность породы. Правда она действительно кажется несколько обеспокоенной фотографом (обратите внимание на положение ушей, говорящем о беспокойстве и морщинки над глазом).

Нос

Нос – вторичный знак, почти всегда соединяемый с другим языком тела. Чем более нос зажат, тем более интенсивно чувство и более явные морщины появляются позади ноздрей.

Расширенные ноздри – тревога, испуг, после работы или при присутствии сильного/необычного запаха.

Зажатый (сморщенный) – гнев, боль или очень серьезное занятие.

Вытягивание – я назвала это “Конский Экстаз” и считаю его визуальной версией нашего восхищенного «Ахххх!», такая форма носа показывает высшую степень восхищения.

Зажатый нос – Обычный нос

Зажатый нос (грязный слева) иногда бывает обнаружить труднее, чем другие знаки лошадиного языка (обратите внимание на крошечную морщинку, которая появляется за ноздрями).

Вытянутая губа – Заострённая губа

Я заметила, что выражение восхищения связано у лошади с уникальными выражениями на их морде. Если вы внимательно посмотрите на фотографию Рины слева, то заметите выпячивание верхней губы. Это указывает на удовольствие.

А теперь обратите внимание на фотографию Таи справа. Её нос и даже подбородок слегка удлинись, показывая состояние абсолютного счастья.

Чемпион в конском экстазе

Он чувствует себя очень хорошо!

Раздражение

Мало того, что ноздри этой лошади зажаты, она, кажется, скрипит зубами. Очевидно, что кто-то сегодня сильно действовал ей на нервы (обратите внимание на морщинку позади ноздрей и дополнительные морщины вокруг рта).

Голова и Шея

Голова и шея имеют тенденцию работать синхронно, потому они соединены в одном разделе

Шея в форме арки – колебание, любопытство, лёгкая тревога (новый объект / новая лошадь), ожидание, волнение или флирт (жеребца к кобыле).

Высоко поднята (вне нормального положения) – Страх/тревога или чрезвычайное возбуждение; высоко поднятая голова так же, как зажатый хвост, может указывать на близость удара задом, если у лошади нет возможности отбежать на безопасное расстояние.

Голова наклонена (уши заложены назад) – очень сердитая лошадь, обычно это равносильно заявлению – «оставляет меня одного».

Наклоненная голова – лошадь размышляет (уши развёрнуты); просьба (голова немного наклонена, уши развернуты).

Голова вниз/Подбородок подтянут – Гнев/агрессия (обращайте внимание на глаза и положение ушей), просит разрешения войти в пространство другой лошади или человека (взволнованный взгляд, уши развернуты). Последнее поведение часто принимается за агрессию.

Арка

Белла (L) в ожидании удовольствия от поцелуя (обратите внимание на положение уха в сторону фотографа); лошадь справа немного встревожена, но ей любопытно то, что находится в ведре.

Удивленный (L) – Напуганный (R) – глаза, ноздри, уши, голова.

У этих лошадей расширены ноздри и видны белки глаз, указывая на тревогу. Но обратите внимание на уши и положение головы. Лошади слева все еще любопытен предмет, который она увидела, тогда как уши лошади справа и положение её головы указывают на более интенсивную степень тревоги. Лошадь справа, скорее всего, убежит или отобьёт задом, если источник её испуга не будет удален.

Запаниковать или не запаниковать? Часто вы именно тот, кто даст лошади ответ на этот вопрос.

Эта лошадь была напугана чем-то поблизости и, скорее всего, перейдёт в состояние полной паники, так как привязана. К сожалению, Peter Pinhead (L) решил броситься вперёд и схватиться за корду, чем только сильнее напугал лошадь. После этого лошадь бросилась назад почти в сидячее положение и отчаянно боролась с привязью.

Просьба

Я думаю, довольно очевидно, что эта лошадь просит лакомство у человека. Уши лошади развернуты, нос спокоен, а голова слегка наклонена. Не это ли самое сладкое выражение?

Голова на бок и зажатая челюсть

Лошадь слева чётко даёт понять, что это сено ЕЁ. Лошадь справа явно сердита на фотографа и всех на свете (обратите внимание на прижатые уши, зажатые ноздри и выраженные белки глаз). Эта лошадь скорее всего будет агрессивна к любому подошедшему к ней.

Опущенная голова и битьё ногой может быть предшественником большой проблемы

Битьё передней ногой обычно указывает на возрастающую нервозность, раздражение или нетерпение. Эта лошадь хотела, чтобы кто-то забрал её оттуда прямо в эту минуту. Поскольку никто не пришёл на помощь – конь лёг на пол и стал кататься (ещё одна вариация конского «крика») в отчаянной попытке заставить кого-то слушать его.

Хвост

Кроме помощи в борьбе с мухами, хвост лошади является неотъемлемой частью её языка тела и обычно используется, чтобы показать какое-то очень сильное чувство.

Лошадь может бить (стегать) хвостом, если очень сердита или чрезвычайно счастлива.

Поднятый – чрезвычайный страх (при беге) или чрезвычайное восхищение (во время игры). *

Зажатый – испуг (обычно предшествует удару) или когда лошадь замёрзла/промокла.

* У некоторых пород от рождения более высокий постав хвоста

Обычный (L) – Зажатый (R)

У лошади обычно есть небольшое пространство под хвостом (L). У лошади справа хвост поджат из-за холода (такого положения следует опасаться – оно является так же предшественником удара ногой).

Сравнение положения хвоста

Обе эти лошади бегут с приподнятым хвостом, но у лошади справа он поднят гораздо выше. Я могу предположить, что лошадь справа – аравиец.

Как высокого может быть поднят хвост?

Эта фотография показывает лошадь с полностью поднятым хвостом (он почти лежит у неё на спине). Так делают две наши лошади: Тень (теннесийская) и Белла (аравиец).

Важно читать все сигналы в целом!

Смотря на фотографию выше, обратите внимание на зажатые уши, сжатые ноздри и подбородок. Легко понять, смотря на эти признаки, что лошадь сердита. А если ко всей картине добавить хвост в качестве восклицательного знака, то станет ясно – эта лошадь не просто сердита, она в ярости.

Социальные ситуации

Клацанье ртом

Это инстинктивное социальное поведение, являющееся врождённым у всех жеребят. Когда жеребёнок сталкивается с чем-то больше себя (или, когда другая лошадь проявляет агрессию в его сторону, как лошадь слева), жеребенок вытягивает шею и несколько раз подряд открывает и закрывает рот, клацая зубами. Он как бы говорит: «Пожалуйста, не причиняйте мне вреда, вы – босс».

Визг и удар

Когда две лошади встречаются, то они касаются носов друг друга и затем решают кто из них главный (обычно это более уверенная в себе лошадь). Она взвизгивает и ударяет передней ногой (или обеими ногами) для установления своего превосходства. На фото такой лошадью является Рина, которая недвусмысленно сообщает Корице, что здесь она – главная. Такое поведение Рины подорвало уверенность Корицы (обратите внимание на положение её ушей).

Соседство

У лошадей может быть очень твёрдое мнение о других. Несмотря на стену, разделяющую этих двоих, лошади слева явно НЕ нравится её сосед.

Во время работы

Сосредоточенный: уши и голова

Обе эти лошади сосредоточены на человеке. Их подбородки немного притянуты к груди, одно ухо отведено назад, говоря о концентрации, а второе – направлено на человека, дающего указания.

Обеспокоенный, но внимательный: уши и голова

Эти две лошади всё ещё пытаются слушать всадника, несмотря на очевидный дистресс (страдания). Конь слева явно страдает от боли или дискомфорта (обратите внимание на положение головы и глаза), конь справа находится в панике (так же обратите внимание на положение головы, расширенные ноздри и белки глаз).

Оцепенение

Эта лошадь полностью отвлечена чем-то справа от неё. Её обучение будет проходить намного лучше, если сначала устранить состояние оцепенения, в которое она впала.

Доктор Эллиот, BVMS, MRCVS - ветеринар с более чем 30 годами опыта в ветеринарной хирургии и лечении животных-компаньонов. Окончила университет Глазго в 1987 году по специальности «Ветеринарная медицина и хирургия». Работает в одной и той же клинике для животных в своем родном городе более 20 лет.

Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что лошадь пытается сообщить вам или другой лошади? Для общения с людьми и другими лошадьми лошади используют язык тела и звуки. Для правильного воспитания лошади и достижения благоприятных результатов, вам потребуется досконально изучить повадки и язык тела лошади. Научившись понимать поведение и сигналы лошади, вы сможете установить с ней более тесную связь и улучшить свои взаимоотношения.

Шаги

Интерпретация движения ушей, глаз и мимики

    Взгляните на глаза своей лошади. Следите за глазами своей лошади, чтобы понять, как она себя чувствует (встревожена она или, допустим, вялая). Помните, что поле зрения лошади отличается от человеческого. Лошади имеют панорамное восприятие своего окружения (как у панорамной камеры). Так как в дикой природе лошадь является животным-жертвой, им крайне важно иметь широкий угол обзора окружающей среды. Лошади также могут иметь плохое восприятие глубины, не позволяющее им правильно определять глубину водных источников. То, что для человека является мелкой лужей, для лошади может казаться бездонной впадиной.

    Обратите внимание на положение ушей вашей лошади. Разное положение ушей позволяет лошадям принимать различные звуки из своего окружения, а также показывает, как они относятся к происходящему вокруг. Лошади могут двигать обоими ушами как одновременно, так и по отдельности.

    Научитесь интерпретировать мимику своей лошади. Лошади могут менять свою мимику в ответ на внешние раздражители. Зачастую, изменения в мимике сопровождаются изменениями и в языке тела.

Интерпретация движений ног, позы и голосовых сигналов

    Обратите внимание на то, что лошадь делает своими ногами. Положение передней и задней пар ног лошади зависит от ее настроения. Лошади способны своими ногами причинить серьезную травму, поэтому для вашей же безопасности не лишним будет узнать, что пытается сказать вам лошадь.

    Взгляните на позу своей лошади в целом. Вы можете понять эмоциональное состояние лошади, взглянув на то, как она двигается и стоит. Например, если у лошади поднята спина, это может свидетельствовать о болезненных ощущениях, причиненных продолжительным ношением седла.

    Прислушайтесь к звукам, которые издает ваша лошадь. Лошади способны издавать широкий диапазон звуков в качестве средства общения. Интерпретация этих звуков поможет вам лучше понять, что ваша лошадь пытается сообщить вам или другим лошадям.

Интерпретация движений головы, шеи и хвоста

    Обратите внимание на положение головы лошади. Аналогично другим частям тела, положение головы лошади будет меняться в зависимости от ее настроения. Положение головы указывает на настроение лошади.

    Обратите внимание на движение хвостом. Иногда лошадь машет хвостом не только, чтобы отмахнуться от мух и других насекомых. Хотя естественное положение хвоста лошади зависит от ее породы, определенные положения являются общими для всех пород.

    Обратите внимание на положение и внешний вид шеи лошади. Различные положения шеи могут указывать на то, что лошадь напряжена, расслаблена и так далее. Разбираясь в этих положениях шеи, вы сможете лучше понимать язык тела вашей лошади.

Загрузка...