Выбери свой спорт

Противопоказания лфк при бронхиальной астме. Лечебная физическая культура для детей

Физкультура – это один из методов по восстановлению здоровья и возвращению к нормальному дыханию. Регулярное выполнение лечебной физкультуры при бронхиальной астме совместно с принятием медикаментов способно предотвратить развитие болезни и уменьшить число приступов.

Это заболевание вызывает развитие . Появляется отёк слизистого слоя, в котором возникает мокрота, вызывающая спазмы мышц. В результате происходит сжатие бронхов и в дыхании, сильный кашель, приступы удушья.

ВАЖНО! Среди причин появления бронхиальной астмы выделяются: аллергия на шерсть или пыльцу, пыль, наследственность, лекарства.

Астма не возникает вследствие инфекций. Для её лечения , а применяют специальные лекарства. Бронхи реагируют на каждый возбудитель, которыми являются: табачный дым, порошок или пыль, острые запахи, холод. Они могут спровоцировать приступ или сильный кашель. Дети и молодёжь наиболее расположены к бронхиальной астме, но она может возникнуть у любого человека.

Задачи лечебной физкультуры

Часто врачи и сами пациенты недооценивают влияние лечебной физкультуры в процессе лечения. Применение современных и дорогих лекарств без неспособно полностью восстановить организм. Со временем может произойти ухудшение состояния здоровья и развитие более серьёзных заболеваний.

ВАЖНО! Лечебная физкультура полезна всем без исключения пациентам. Нет ограничений по половым признакам, возрасту, стадии болезни. Бронхиальная астма способна доставить много неприятностей и её лечение следует проводить незамедлительно.

У оздоровительных мероприятий следующие цели:

С целью повышения работоспособности мышц дыхательной системы, разработано несколько видов упражнений.

Действия лечебной физкультуры

Лечение выполняется между приступами при нормализации состояния организма.

  1. Упражнения восстанавливают частоту дыхания.
  2. Звуковая способна предотвратить развитие эмфиземы, и улучшить обмен веществ. Во время работы мышц в организме происходит умеренный выброс адреналина.
  3. Появляется нагрузка на мышцы, задействованные в процессе дыхания, что предотвращает возникновение болезни. Можно остановить развитие бронхиальной астмы на начальной стадии.
  4. Программа упражнений составляется для каждого пациента отдельно в зависимости от его состояния здоровья и степени развития болезни.
  5. В комплекс часто включаются лечебная физкультура и дыхание одновременно.

Выполнение программы

Не следует спешить и стараться за короткий срок выполнить как можно больше упражнений. Скорость может спровоцировать появление , и качество выполнения упражнений оставит желать лучшего. На начальных стадиях бронхиальной астмы необходимо начинать с небольшого количества упражнений лечебной физкультуры и постепенно переходить к более сложным упражнениям и со временем повышать нагрузку на организм.

ВАЖНО! Первые несколько дней больной проходит подготовительный курс физкультуры, который подводит его к выполнению основной части лечения.

Дыхательные упражнения позволяют наполнить организм кислородом, укрепить бронхи и очистить их от скоплений слизи, восстановить кровообращение. Лечебную физкультуру рекомендуется выполнять на свежем воздухе или в проветриваемой комнате.

У упражнений имеются противопоказания. Несоблюдение этих рекомендаций может осложнить бронхиальную астму:

  • появление обострения;
  • во время инфекций дыхательных путей;
  • холодная погода (если упражнения выполняются на улице).

Подготовительный курс лечебной физкультуры:

  1. Сидя на стуле держа спину ровно необходимо сделать глубокий вдох через нос. Выдох осуществляется через рот. Необходимо сделать от 5 до 10 вдохов.
  2. Начальное положение то же. Во время вдоха поднимается рука с задержкой дыхания на несколько секунд, после чего с выдохом она опускается.
  3. Сидя на стуле руки опущены на колени. Выполняется круговое движение кистями рук и стопами. В каждую сторону нужно сделать 10 вращений.
  4. Прижавшись к спинке стула или кресла, выполняется несколько глубоких вдохов с задержкой дыхания на 5 секунд. Выполняется 8 подходов.
  5. Нажав на грудь с применением небольшого усилия, происходит покашливание. Нужно покашлять 5 – 8 раз.

Основные мероприятия лечебной физкультуры

Они помогут справиться с бронхиальной астмой, если качественно их выполнить.

  1. Стоя выполняется вдох, при котором происходит наклон вперёд. С выдохом тело возвращается в изначальное положение. Выполняется 5 – 10 повторов.
  2. Стоя, прижав руки к телу, делается вдох носом. В это время руки поднимаются и касаются плеч. Выдох возвращает руки в первое положение. Количество повторов 4 – 15 раз.
  3. Происходит вдох через нос с выставлением живота вперёд. Выдох сопровождается втягиванием живота в себя. Всё продолжается 1 – 2 минуты.
  4. Стоя с прижатыми руками к туловищу происходит глубокий вдох с одновременным подъёмом колена к груди. Нужно постараться довести колено как можно ближе к груди, если это не получается, то на максимально возможную высоту. С выдохом нога опускается на прежнее место. Количество повторений 5 – 7 раз для каждой ноги.
  5. В том же положении во время вдоха происходит наклон вбок со скольжением руки вдоль тела. Выдох, возврат в начальное положение. Выполняется 5 – 10 повторений.
  6. Лёжа на кровати, колено подтягивается к груди с глубоким и медленным вдохом через рот. Выдыхая носом, нога возвращается в первоначальное положение. Число повторений 4 – 8 для каждой ноги.
  7. Стоя на носках, руки разводятся в стороны. С глубоким вдохом руки скрещиваются на груди, ударяя ладонями по лопаткам. Руки возвращаются в начальное положение одновременно с вдохом.

Во время дыхания можно произносить различные звуки. Упражнение может сопровождаться длительным произнесением букв: е, о, у. В основной программе лечебной физкультуры это буквы: с, р, з. На завершающем этапе: ж, х. Звук произносится около 5 секунд с увеличением времени до 1 минуты. Эти упражнения повторяются 3 раза в день по 5 минут, с перерывами в 20 секунд между звуками.

Положительные свойства йоги при бронхиальной астме

Йога отлично влияет на оздоровление организма при бронхиальной астме. Она способна улучшить состояние больного, развить гибкость суставов не только при астме, но и при других заболеваниях. Рекомендуется заниматься йогой и при бронхиальной астме. Упражнения позволяют избавиться от многих симптомов, а некоторые ослабить. Йога позволяет поднять настроение, улучшить физическое состояние больного.

В неё входят дыхательные упражнения и растяжка. После прохождения курса йоги больной научиться и расслаблять все группы мышц.

ВАЖНО! После занятий йогой при бронхиальной астме, через несколько месяцев появятся видимые улучшения. Многие больные замечают восстановление дыхания, улучшения состояния здоровья, исчезновение многих симптомов астмы.

Лечебной физкультуры возрастёт, если начать её применение на начальной стадии болезни. Быстрая ходьба, медленный бег, дыхательные упражнения отлично совмещаются с медикаментозным лечением. Правильно составленная программа упражнений позволит сократить возникновение приступов и предотвратит ухудшение состояния бронхиальной астмы.

Бронхиальную астму (БА) называют легочной чумой XХ – ХХI вв. По данным статистики, известно, что в мире БА болеет каждый 10 человек и каждые 10 лет это число удваивается. Ежегодно 2 млн человек погибают от астмы в приступе. БА характеризуется приступами удушья из-за сужения просвета мелких и средних бронхиол (спазм гладких мышц бронхов, набухание слизистой, появление в просвете бронхов патологического секрета). Дыхание затрудняется, особенно выдох (экспираторная одышка). Возникает ощущение нехватки воздуха, беспокойство, страх смерти. Воздух задерживается в легких, они растягиваются (эмфизема). Считается, что БА – инфекционно-аллергическое заболевание. Распад бактерий в органах дыхания человека, их токсины создают состояние повышенной чувствительности к ним (сенсибилизация). Аналогичное состояние возникает при аллергии к запаху цветов, сена, грибов, птичьему, рыбному кормам, к консервам, к пыли, в том числе бытовой, книжной, к холоду и т. д.

В приступе больной принимает характерную позу (сидя с упором на руки), страдание на лице. В дыхание включены дополнительные мышцы, затруднен выдох. В конце приступа уменьшается спазм бронхов, улучшается дыхание, отходит мокрота. Частота приступов разная: при легкой степени – один в несколько лет, при тяжелой – несколько раз в день. Длительность приступа от нескольких минут до нескольких часов. В механизме развития БА отмечают нарушения взаимоотношений между разными отделами ЦНС, которые регулируют тонус гладких мышц бронхов. Аллергены тоже возбуждают подкорку, блуждающий нерв, все это усиливает спазм мышц, формируется приступ.

Лечение БА комплексное: двигательный режим, психотерапия, малоаллергенная диета (исключить цитрусовые, красные плоды и овощи, яйца, рыбу и проч.), лекарства, расширяющие бронхи и улучшающие отхождение мокроты, физиолечение, ЛФК и массаж.

ЛФК способствует нормализации тонуса ЦНС, ликвидации застойного патологического очага (уравновешивание процессов возбуждения и торможения к коре и подкорке), снятию мышечного спазма бронхов, умению управлять дыханием (спокойный неглубокий вдох и длинный плавный выдох), тренировке диафрагмального дыхания для увеличения подвижности грудной клетки, предупреждению осложнений, активизации трофических процессов в тканях, созданию психологического настроя на борьбу с болезнью, увеличению силы дыхательных мышц. ЛФК противопоказана при сильно выраженной (декомпенсированной) дыхательной недостаточности и декомпенсированной сердечно-сосудистой недостаточности.

Формы ЛФК при БА: лечебная гимнастика (ЛГ), утренняя гимнастика, дозированные прогулки. ЛФК назначается с учетом: возраста, тяжести и частоты приступов, функции кардиореспираторной системы.

Исходное положение в приступе: лежа на спине с приподнятым изголовьем, сидя на стуле, облокотившись на спинку; вне приступа – сидя, стоя. Курс ЛФК в стационаре состоит из двух периодов.

Подготовительный период (2–3 дня) – для ознакомления с функциональным состоянием больного.

Тренировочный период состоит из специальных и общеукрепляющих упражнений. Делают дыхательные упражнения с произношением звуков (гласные, согласные, шипящие), простейшие гимнастические упражнения (сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение конечностей и туловища, наклоны вперед, назад) и массаж. Подобные комплексы повторяются самостоятельно несколько раз в день.

Эти же упражнения рекомендуется выполнять при появлении предвестников приступа (напряженность, беспокойство, нарушение дыхания). При этом следует принять удобное положение: сесть, руки положить на стол, или на спинку стула, или на бедра. Кроме того, следует максимально расслабить мышцы спины, плечевого пояса, живота, диафрагмы, ног. Это облегчает выдох при удушье. Дышать больной должен без глубоких вдохов, так как они усиливают спазм; на выдохе следует задержать дыхание на 4–5 с для уменьшения потока патологических импульсов в дыхательный центр.

ЛГ начинается с легкого массажа лица, задней поверхности шеи, надплечий и грудной клетки. Включаются элементы самовнушения для мышечного расслабления. Общеукрепляющие упражнения чередуются со специальными: удлинение выдоха, произношение звуков (для детей подражания звукам самолета, паровоза, жука, комара), с сопротивлением на выдохе (через сжатые губы, зубы, через трубочку в воду, надувание резиновых игрушек). Необходимо уменьшить гипервентиляцию, так как потери углекислоты возбуждают дыхательный центр. Все упражнения выполняют в начале в покое, затем в сочетании с ходьбой. Если от этого приступ не снимается, то следует применять лекарство.

В межприступный период необходимо учиться поверхностно дышать с постепенным увеличением времени задержки дыхания на умеренном выдохе (контроль по секундомеру). Тренировка дыхания в этот период должна проводиться осторожно, под контролем спирографии (метод исследования дыхательного аппарата), так как даже кратковременный бег, оптимальная ходьба, психическое напряжение приводят к приступам. Следует стремиться к увеличению подвижности диафрагмы, грудной клетки, силы дыхательных мышц. После достижения стабильных показателей внешнего дыхания можно включать в занятие общеразвивающие упражнения, которые тренируют экстракардиальные факторы кровообращения, увеличивают силу мышц спины, конечностей. Эти упражнения (через 1–2) чередуются с упражнениями на расслабление.

Оценка эффективности ЛФК ведется по числу и длительности приступов, по интенсивности применяемой лекарственной терапии (нужно ли и сколько препаратов), по пульсу, частоте дыхания, времени задержки дыхания на вдохе или выдохе (пробы Штанге, Генчи). Для улучшения адаптации к нагрузке аппарата внешнего дыхания упражнения выполняются при поверхностном дыхании (наклоны, повороты туловища, приседания, отведения ног назад). После каждого упражнения надо максимально расслабить мышцы спины, шеи, живота, грудной клетки. Отдельные упражнения следует выполнять на задержке дыхания, на выдохе. Тренировка дыхания должна быть длительной.

В межприступный период добавляют упражнения с предметами, с отягощением, на снарядах, с произношением звуков (пф, ррр, брор, дорох, брух). После умеренного вдоха на медленном выдохе сдавливается грудная клетка в средних и нижних отделах и произносятся звуки (особенно рр с 5–7 с до 25–30 с). Повторять с удлинением звуков с 4 до 10 раз. Выдох удлиняется с 4–5 с до 12–25 с. Выведение мокроты идет параллельно с кашлевыми толчками. Покашливание – без глубоких вдохов, чтобы не усилить спазм. Эти же упражнения можно делать с полотенцем (опоясать грудную клетку полотенцем, концы впереди) и сдавливать грудную клетку на выдохе и произносить звуки (6-10 раз). Возможно также в положении полусидя (в постели, на кушетке) после умеренного вдоха на медленном выдохе подтягивать ноги к животу и груди. После выдоха поверхностный вдох.

Спустя 1–2 месяца проводятся по 3–4 занятия в день и добавляются упражнения с отягощениями для укрепления дыхательных мышц.

Массаж шеи, грудной клетки и надплечий (поглаживание, растирание, разминание, прерывистая вибрация, сдвигание), вначале массируется передняя, затем задняя поверхность грудной клетки.

Массируют воротниковую область, спину, затем грудную клетку, дыхательную мускулатуру (грудино-ключично-сосцевидные, межреберные мышцы, мышцы живота). Проводится интенсивный массаж мышц спины (особенно паравертебральных областей) на кушетке с приподнятым ножным концом. Продолжительность массажа – 10–15 мин. Курс – 15–20 процедур в сочетании с оксигенотерапией, ЛФК, прогулками, ездой на велосипеде. Массаж проводится до выполнения мышечных нагрузок. В реабилитационном периоде в занятия лечебной гимнастикой включаются дозированная ходьба, плавание, лыжи, коньки, волейбол и др.

Инновационные упражнения (элементы фонационной гимнастики)

Под фонетической ритмикой понимается система социально направленных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Целью данных комплексов упражнений является развитие и укрепление аппарата внешнего дыхания у больных и ослабленных людей, профилактика и реабилитация заболеваний органов дыхания. При этом необходимо начинать с дыхательных упражнений (тренировка диафрагмального дыхания), затем переходить к фонационным упражнениям (произношение звуков, фраз, слов, слогов на выдохе); возможно сочетание движений с разным ритмом, темпом речи, голосом и интонацией. Элементы фонетической ритмики можно использовать также на занятиях в специальных медицинских группах, на статических и динамических уроках во время восстановительных пауз, а также в период самостоятельной (или совместно с родителями) работы в домашних условиях.


Похожая информация.


Физические упражнения рекомендованы при заболеваниях дыхательных органов. Они помогают улучшить кровообращение, ускорить доставку кислорода к бронхам, вывести мокроту, поднять общий тонус организма. ЛФК при астме нормализует количество кислорода во всех органах, учит больного управлению дыхательными циклами, стабилизирует нервную систему, помогая предотвратить приступы удушья. Упражнения способствуют улучшению самочувствия и качества жизни.

Выполнение упражнений является частью комплексного лечения астмы. Специальные программы ЛФК предназначены для достижения следующих целей:

  1. Укрепление мышечного корсета, улучшение общего самочувствия.
  2. Формирование и регулирование физиологического ритма дыхания, улучшение вентиляции легких.
  3. Вывод лишнего воздуха из дыхательных путей, стабилизация состава крови.
  4. Расслабление мышц, участвующих в дыхании.
  5. Предотвращение аллергических дыхательных проявлений.
  6. Укрепление гибкости и упругости грудной клетки.

При развитой мускулатуре груди легче справляться со спазмами бронхов. Укрепление сосудов помогает улучшить питание кислородом всех органов и предотвратить приступы удушья. Среди задач ЛФК при бронхиальной астме – укрепление веры в собственные силы и снятие психосоматических причин астматических реакций.

Занятия физкультурой показаны в период между обострениями астмы, их цель – уменьшить число и выраженность приступов. Среди противопоказаний к упражнениям:

  • регулярные приступы удушья;
  • острые состояния с воспалением и температурой выше 38°;
  • кровотечения или опасность их возникновения;
  • злокачественные новообразования;
  • сердечная и дыхательная недостаточность (пульс – выше 120, дыхание – больше 25 в минуту).

Упражнения выполняются регулярно, прерываются только при ухудшении состояния. В комплекс ЛФК при бронхиальной астме входит дыхательная гимнастика, которую можно делать при любом состоянии, а также звуковая, тренирующая связки, как часть дыхательных органов.

Механизм действия ЛФК

Болезнь и затруднение дыхания ослабляют организм. Это еще больше вредит дыханию, так как отсутствие сильных мышц и слабые сосуды ухудшают поступление кислорода.

Специально подобранный комплекс упражнений ЛФК при бронхиальной астме укрепляет мышцы спины, груди, диафрагму. За счет этого увеличивается эластичность мускулатуры грудной клетки, пресса и объем легких.

Дыхательная гимнастика воздействует на бронхи – ускоряет кровообращение и процессы обмена. За счет этого уменьшается отек, улучшается отток жидкости, слизистые выделения быстрее покидают бронхи. Просветы между бронхиолами становятся шире, в легкие попадает больше кислорода. Частота дыхания нормализуется.

Звуковая часть гимнастики укрепляет другие части мышечного комплекса дыхательной системы. Колебания голосовых связок передается в дыхательный аппарат и грудные мышцы, что стимулирует вентиляцию альвеол и тренирует дыхание.

К сведению: из большого набора упражнений для каждого пациента составляется комплекс, который учитывает физические возможности, особенности течения астмы, частоту приступов, возраст.

Повышение двигательной активности приводит к выбросу адреналина, поднимается тонус мышц всего организма, улучшается настроение. Во время занятий ЛФК пациент приобретает навыки диафрагмального дыхания, учится контролировать приступы, приобретает уверенность в себе.

Правила выполнения

На начальных этапах занятия рекомендуется проводить в присутствии специалиста ЛФК. После того, как все правила будут усвоены, можно переходить к самостоятельным тренировкам. Комплекс упражнений ЛФК при астме может дополняться и изменяться в сторону повышения нагрузок по мере укрепления мышц.

При самостоятельных занятиях следует придерживаться следующих правил:

  1. Занятия проводят в хорошо проветриваемом помещении с открытым окном или форточкой. Рекомендованы занятия на улице.
  2. Во время обострений занятия не проводят (дыхание чаще 25).
  3. При ухудшении состояния ЛФК прекращают.
  4. Упражнения выполняют регулярно, при плохом самочувствии перед занятиями по совету врача принимают бронходилататоры.
  5. В дополнение к ЛФК полезны плавание и пешие прогулки на свежем воздухе, лучше в парковой зоне.

При самостоятельных занятиях без контроля врача предварительно проверяют возможности больного, уровень его физического развития, чтобы правильно выбрать нагрузку.

Комплекс упражнений

Начальный этап занятий готовит пациента к более интенсивным нагрузкам, которые нужно будет постоянно увеличивать по мере готовности и укрепления мышечного корсета.

Первые 5-7 дней выполняется дыхательная гимнастика, которая учит контролировать дыхание.

Упражнения в положении сидя:

  1. Поза свободная, спина прямая. Вдох носом, более длинный выдох ртом. Кратность – 4-8 раз.
  2. На вдохе поднять одну руку вверх, задержка дыхания на 1-2 сек, выдох длинный – руку опустить. Повтор – другая рука вверх. Число повторов – 4-8.
  3. Сидя на стуле одновременно сгибать стопы и кисти в суставах. Выполнять 10-12 раз.
  4. Вдох носом, задержать дыхание на 1-2 секунды, длинный выдох. Кратность – 6-8 раз.

Основной комплекс упражнений ЛФК при астме, стоя:

  1. При вдохе кисти фиксируют под мышками. На выдохе – поднимают вверх и опускают. 6-8 повторов.
  2. На вдохе руки поднимают вверх, при выдохе – наклон корпуса влево вместе с руками. Возврат в исходное положение, повтор – в другую сторону. 6-8 повторений.
  3. Вдох носом, на выдохе наклон корпуса вправо, рука движется вниз по ноге. Возврат в исходное положение. Повтор – влево. 6-8 раз.
  4. На вдохе поворот корпуса влево с одновременным разведением рук в стороны, ладони вверх. На выдохе – возврат в исходное положение. 6-8 повторов.
  5. На выдохе ногу сгибают в колене и поднимают к груди, на вдохе опускают и встают прямо. 6-8 раз.

Упражнения ЛФК сопровождаются дыхательной и звуковой гимнастикой. Разработано несколько видов дыхательных практик – метод Стрельниковой, Бутенко, которые улучшают вентиляцию легких, снимают спазм бронхов. Многие выбирают дыхательные упражнение из йоги.

Разогреть мышцы перед тренировкой помогает массаж или простое растирание груди. Правила проведения дыхательных упражнений:

  • не выполнять на холоде;
  • задержка дыхания не больше 5-7 секунд;
  • не увеличивать рекомендованную врачом нагрузку.

Результатом дыхательных занятий не должно быть удушье и затруднение дыхания.

К сведению: заниматься лучше до обеда, когда еще не накопилась усталость.

Особенности дыхательной гимнастики для детей

Дыхательные упражнения полезны всем детям, а ребенку с астмой они необходимы. С детства полезно закрепить навыки правильного дыхания, которые не только облегчат течение астмы, но и помогут правильно говорить.

Внимание! Упражнения ЛФК при бронхиальной астме выполняются с 3-х лет.

Вместе с дыхательной и звуковой гимнастикой они позволяют укрепить мышцы груди и дыхательных путей. У самых маленьких уходит больше месяца, чтобы полностью освоить выполнение комплекса.

Основные особенности занятий с детьми:

  1. Ребенку нужно объяснить, зачем проводится зарядка, зафиксировать в его сознании, что ему лучше после упражнений.
  2. Проводить занятия в удобное время, когда он не устал, не хочет есть или спать.
  3. Придумывать упражнениям интересные названия, увлекая ребенка игрой.
  4. Следить, чтобы он во время выполнения не двигал плечами, корпусом, не напрягал ненужные мышцы и не надувал щеки.
  5. Научить правильному методу речевого дыхания – короткий вдох носом, более длинный выдох через рот.
  6. Упражнение повторяют 4-6 раз, не больше.
  7. Задания нужно менять, чтобы сохранять у ребенка интерес.
  8. Упражнения легче выполнять под счет или с музыкой.
  9. Нельзя заниматься дыхательной зарядкой при насморке или общем недомогании.

Одним из основных правил является регулярность занятий, нужно находить время, чтобы заниматься каждый день, прерываясь только на время болезни.

Перед занятием нужно заготовить кусочки ваты, стакан с водой и соломинкой и использовать их для тренировки дыхания. Подручные средства будут разнообразить занятия, сделают их менее скучными. Ребенок, тем не менее, должен понимать, что это не игра, а серьезное дело, которое ему поможет легче дышать.

Дыхательные занятия у детей улучшают функции бронхов, формируют носовое дыхание, улучшают обменные процессы, успокаивают нервную систему, борются с деформациями позвоночника и грудной клетки.

Звуковая гимнастика

Упражнения на дыхание с одновременным произнесением звуков называют звуковой гимнастикой. Вибрация голосовых связок передается на горло и дальше на дыхательную систему, тренируя мышцы.

Правила звуковой гимнастики :

  1. Вдох в 2-3 раза короче выдоха.
  2. Звуки произносятся во время выдыхания воздуха.
  3. Начинают занятия с произношения гласных – у, е, и, о, позже подключают з, р, с, заканчивать следует шипящими – щ, ш,ж.
  4. В процессе занятий присоединяют слоги с буквами б,р,х,д – «бахх», «друхх» и другие.
  5. Произносимый на выдохе звук следует постепенно удлинять. Начальное время – 4 секунды, дойти можно до 30 секунд.

Такие занятия проводят коротким сеансом 2-3 минуты по несколько раз в день.

ЛФК при бронхиальной астме учит контролировать состояние, развивает и укрепляет мышцы, улучшает вентиляцию легких. Регулярные занятия, пешие прогулки поднимают и общий тонус организма, заряжают энергией. ЛФК повышает устойчивость нервной системы, ведь при астме многие обострения провоцируются нервными срывами.

Сочетание медикаментозного лечения с физиопроцедурами и ЛФК делает лечение астмы более успешным. Правильный выбор нагрузки, регулярное выполнение физических и дыхательных упражнений помогают избежать приступов, облегчают течение болезни.

Бронхиальная астма характеризуется приступами экспираторной одышки (удушья), обусловленной сужением просвета мелких бронхиол и появлением в них экссудата. B результате возникает острая задержка воздуха в легких и растяжение альвеол воздухом; вдох короткий, выдох замедлен и затруднен. Продолжительные и частые приступы могут привести к развитию хронического бронхита.

Бронхиальная астма имеет инфекционно-аллергическую природу. В качестве аллергена, вызывающего приступ удушья, могут быть самые разнообразные причины: запах сена, некоторых цветов, пищевые и лекарственные вещества и др.

Бронхиальная астма рассматривается как результат нарушения нормальных взаимоотношений различных отделов ЦНС, peгулирующих функции гладкой мускулатуры бронхов. Повышенная возбудимость подкорковых центров приводит к возникновению рефлекторного спазма бронхов и бронхиол под воздействием аллергенов. У больных бронхиальной астмой блуждающий нерв находится в состоянии повышенной чувствительности. При раздражении его наступает внезапный спазм гладкой мускулатуры бронхов и сужение их просвета, что затрудняет продвижение воздуха, особенно во время выдоха. Задержка воздуха приводит к расширению альвеол легких - эмфиземе.

Во время приступа у больного отмечается громкое дыхание, сопровождающееся свистом и хрипами. Больной опирается руками о стол, чтобы фиксировать пояс верхних конечностей, благодаря чему вспомогательные дыхательные мышцы принимают участие в дыхании. Дыхательные упражнения рефлекторно уменьшают у больного спазм бронхов и бронхиол (влияние носолегочного рефлекса).

Основными задачами являются:
1) восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических кортико-висцеральных рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;
2) уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;
3) активизация трофических процессов в тканях;
4) противодействие развитию эмфиземы легких;
5) обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;
6) обучение удлиненному выдоху.

Курс лечебной физической культуры в стационаре делится на 3 периода: I (щадящий), II (функциональный) и III (тренировочный). I и II периоды протекают в стационаре, III - в условиях поликлиники или санатория.

I период служит для ознакомления с состоянием больного, его функциональными возможностями. Продолжительность периода зависит от тяжести заболевания.

Во II периоде занятия проводятся в исходных положениях сидя, стоя с опорой о стул, стоя. Формы занятий следующие: лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки.

В занятиях лечебной гимнастикой используют специальные упражнения:
1) дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;
2) дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующие рефлекторному уменьшению спазма бронхов и бронхиол;
3) упражнения на расслабление мышц пояса верхних конечностей;
4) диафрагмальное дыхание;
5) упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;
6) массаж грудной клетки и мышц предплечья (уменьшает скованность грудной клетки и облегчает дыхание).

В занятия лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые дыхательные упражнения (рис. 6).


Рис. 6. Специальные дыхательные упражнения, способствующие выдоху

Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу отдыха для расслабления мышц (20-30 с). Дозировка упражнений- 4-12 раз. Темп медленный и средний.

Применение массажа оказывает рефлекторное положительное воздействие на состояние больных бронхиальной астмой. Вначале массируют переднюю поверхность грудной клетки (применяя поглаживание, растирание, разминание, прерывистую вибрацию, сдвигание), затем область спины.

III период курса лечебной физической культуры протекает в условиях санатория или поликлиники. Занятия лечебной гимнастикой проводятся в исходном положении стоя. Применяются те же специальные упражнения, что в предыдущих периодах.

Людям молодого возраста с редкими приступами наряду с утренней гигиенической гимнастикой, лечебной гимнастикой в санаторно-курортных условиях показаны дозированные занятия греблей, плаванием, лыжами, коньками, волейболом, баскетболом и др.

Примерное занятие лечебной гимнастикой при бронхиальной астме в функциональном (II) периоде
Часть занятия Исходное положение Описание упражнений Дозировка Методические указания
Вводная Сидя на стуле Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз Темп средний
6-8 раз То же
Основная Стоя, с опорой руками о столик или спинку кровати 4-6 раз
Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на затылке Наклоны туловища в стороны 4-6 раз При наклоне выдох.

Темп средний

Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены Отведение рук в стороны (вдох) с последующим сжиманием грудной клетки в нижней ее части (выдох) 4-6 раз Темп медленный, выдох удлиненный
Стоя, в руках набивной мяч Поднять руки вверх с мячом - вдох, опустить вниз - выдох 6-8 раз Темп средний, выдох удлиненный
Стоя, правая рука на груди, левая - на животе Диафрагмальное дыхание 4-6 раз На вдохе - брюшная стенка поднимается, на выдохе - опускается
Стоя, в руках набивной мяч Передача мяча от груди партнеру 6-8 раз Выполняется на выдохе
Стоя Отвести руки в стороны под углом 45° - вдох, опустить вниз - выдох 4-6 раз Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей и грудной клетки
Стоя Ходьба обычна 1 мин. Дыхание свободное
Стоя, с опорой руками о столик или спинку стула Дыхательное упражнение с произношением Ж 4-6 раз Темп медленный, выдох удлиненный
Сидя на стуле «Ходьба» 15-30 с Дыхание свободное
Заключительная Сидя на стуле, кисти к плечам Поднимание согнутых рук в стороны (вдох) с последующим постепенным сжиманием грудной клетки (выдох) 4-8 раз Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей
Пауза отдыха 60 с
Сидя на стуле Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 4-8 раз Дыхание свободное

Бронхиальная астма является достаточно распространенной патологией органов дыхания. Данное заболевание нередко протекает в тяжелой форме, что существенно снижает качество жизни пациентов.

Лечение бронхиальной астмы комплексное, с использованием лекарственных препаратов, методов физиотерапии и специального комплекса лечебной физкультуры. Последний имеет огромное значение, поскольку оказывает большое количество положительных эффектов на организм пациента.

Врачам и пациентам необходимо знать показания и противопоказания к проведению ЛФК при бронхиальной астме. Лечебная физкультура назначается всем пациентам, которым выставлен данный диагноз.

Обострение бронхиальной астмы не является противопоказанием для выполнения упражнений, отличие состоит в том, что интенсивность нагрузки снижается.

После купирования приступа пациенту необходимо постепенно наращивать количество манипуляций физкультурного комплекса для того, чтобы снова выйти на достигнутый уровень.

Регулярные упражнения будут эффективно способствовать релаксации гладкой мускулатуры органов дыхания, при этом степень подвижности грудной клетки только увеличивается. Данные процессы способствуют повышению показателя жизненной емкости легких, что существенно улучшает общее состояние пациентов.

Дыхательная гимнастика стимулирует элиминацию мокроты из воздухоносных путей, улучшает доставку кислорода. Последний процесс наиболее важен, поскольку происходит полноценная оксигенация тканей, что существенно улучшает метаболизм и самочувствие пациента.

Физкультура оказывает стимулирующее действие на весь организм больного, обладает успокоительным эффектом. Важно отметить, что в процессе выполнения гимнастики пациент учится правильно дышать, что также ведет к уменьшению количества обострений.

Противопоказания

Специализированные упражнения показаны пациентам с любой формой и стадией бронхиальной астмы. Но при этом больным важно знать, что имеются противопоказания, при которых выполнение физкультуры категорически запрещено .

Выглядят они следующим образом:

  1. Тяжелые сопутствующие патологии у пациентов.
  2. Высокий риск развития внутренних кровотечений.
  3. Наличие онкологических заболеваний.
  4. Острые инфекционные патологии.

Лечебная физкультура при бронхиальной астме также противопоказана в тех случаях, когда у пациента при ее выполнении начинается выраженный болевой синдром. Если симптоматика существенная, то гимнастика противопоказана, либо нагрузка должна быть минимальной.

Комплекс упражнений ЛФК при бронхиальной астме

Существует множество методов выполнения упражнений лечебной физкультуры при бронхиальной астме. Для начала необходимо выполнить разогревание организма. Делается это путем осуществления разминки для верхних и нижних конечностей.

После можно перейти к туловищу, его разминка делается при помощи наклонов и небольших скручиваний в разные стороны. Организм при этом настраивается на дальнейшую физкультуру, увеличивается общий тонус пациента.

Важно отметить, что большинство врачей советует перед нагрузкой посетить сеанс массажа. Данная манипуляция стимулирует кровообращение мышечной ткани, разогревает ее, что уже подготавливает организм больного к предстоящим физическим упражнениям . Массажисты делают легкие круговые движения в области верхних и нижних конечностей, живота, грудной клетки (особенно межреберных промежутков). Это манипуляция способствует более эффективному выполнению упражнений лечебной физкультуры.

Комплекс ЛФК может различаться. Пациентам можно использовать следующий перечень упражнений:

Каждую манипуляцию требуется проводить минимум 5 раз. Главное правило – выдох должен быть длиннее вдоха. Лечебную гимнастику при бронхиальной астме рекомендовано делать в помещении с теплым воздухом, поскольку холод может спровоцировать обструкцию. Специалисты рекомендуют делать ЛФК до обеденного времени, поскольку большинство людей более активны в этот период дня.

Имеются также методики по Бутейко и Стрельниковой. Эти комплексы улучшают механику дыхательных движений. Пациенты нечасто выполняют их в домашних условиях, поскольку им необходимо хорошо предварительно обучиться каждому упражнению .

По этой причине на начальных этапах больные постоянно осуществляют нагрузку в медицинских учреждениях и только после этого переходят на домашнюю физкультуру. Важно отметить, что происходит подобное нечасто, так как многие пациенты не в состоянии самостоятельно выполнять нагрузку по этим методикам.

Для астматиков

Как упоминалось выше, нагрузку можно осуществлять при бронхиальной астме любой степени тяжести, а также при обострениях. Исключение составляет такое состояние пациента, как астматический статус. Во время этого процесса больному требуется проведение лечения в отделении интенсивной терапии. После купирования приступа постепенно можно осуществлять нагрузку. Интенсивность последней будет наращиваться, что поможет пациенту быстрее достигнуть стабильного состояния.

Комплекс упражнений при бронхиальной астме для таких больных будет несколько отличаться. Выглядит он приблизительно так:

Оптимальное количество повторений – 5, но при утомлении больного или ухудшении самочувствия процедуры следует прекратить. После отдыха можно продолжать дальше. В период обострения заболевания нагрузка не должна быть интенсивной, нельзя задерживать дыхание, это может только ухудшить состояние больного человека.

По мере улучшения физических показателей можно выполнять комплекс ЛФК не только для органов дыхания, но и для верхних и нижних конечностей, живота и спины. Это будет способствовать укреплению мышечного корсета всего туловища, что положительно скажется на общем состоянии больного и будет уменьшать клиническую симптоматику бронхиальной астмы.

Постепенно можно вводить такие виды активности, как плавание, езда на велосипеде, бег, упражнения с гантелями. Но осуществлять подобное нужно только в периоды стойкой ремиссии.

Общая длительность выполнения комплекса ЛФК должно составлять минимум полчаса, 4-5 раз в неделю. В некоторых случаях перед нагрузкой можно сделать вдох бронхорасширяющего препарата через ингалятор.

Положительным моментом ЛФК является то, что оно подходит пациентам детского возраста. Этой группе больных также рекомендовано укрепление всех групп мышц туловища, перед физкультурой нужно разогреваться (можно путем обтирания сухим полотенцем), сами процедуры проводятся при комфортной температуре в помещении . ЛФК имеет важное значение в терапии детей, поскольку им гораздо легче полностью избавиться от заболевания при регулярном выполнении нагрузки.

Заключение

Лечебная физкультура является очень эффективным методом терапии бронхиальной астмы. Достаточно большому количеству пациентов удается полностью избавиться от заболевания или существенно улучшить течение патологии, перевести ее в более легкую форму.

По этой причине больным необходимо рекомендовать лечебную физкультуру, обучать правильному выполнению упражнений. Пациенты должны постоянно находиться под наблюдением медицинского персонала, выполнять все рекомендации. Только соблюдение этих рекомендаций поможет рассчитывать на положительный результат.

Загрузка...