Выбери свой спорт

Фигурное катание - летящий спорт. История фигурного катания Фигурное катание виды соревнований

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ: КРАСОТА КАЖДОГО МИГА

Сколько себя помню в детстве, все мои знакомые и знакомые знакомых девочки замирали перед голубыми экранами, когда по телевидению транслировали эти соревнования. Ослепительный лед, нарядные изящные фигурки на восхитительных коньках - и неописуемой красоты движения, па, прыжки, поддержки… Фигурное катание я обожаю смотреть по сей день и, наверное, не преувеличу, если скажу, что если уж не каждый мальчик, то каждая девочка - точно! - в душе мечтала о карьере фигуристки.

Фигурное катание по праву пользуется славой одного из самых красивых видов спорта. А еще - одного из самых популярных и самых древних. Впрочем, обо всем по порядку.

Почему катание - фигурное?

Вы удивитесь, но фигурное катание - это одна из разновидностей конькобежного, а вовсе не танцевального вида спорта. В его основе - движения спортсмена, которые он делает под музыку, скользя на одной или обеих ногах, меняя направление движения, вращаясь, прыгая и демонстрируя комбинации шагов. Если фигуристов пара, к этому комплекту добавляются еще и поддержки разной сложности.

Фигурным конькобежное катание стали называть в связи с предусмотренным правилами обязательным исполнением геометрических фигур, кругов, восьмерок, параграфов, призванным продемонстрирова ть искусство спортсмена.

Минутка истории

Один из самых красивых зимних видов спорта - еще и едва ли не самый древний. Корни его уходят аж в бронзовый век (конец 4-ого - начало 1 тысячелетия до нашей эры)! Такое мнение высказывают археологи, обнаружившие костяные коньки, которые изготовлены из фаланг конечностей, принадлежащих крупным животным. Как спорт катание стало развиваться значительно позже, после появления в 12 веке в Голландии железных коньков. Тогда-то и появились зачатки новой спортивной дисциплины - участники состязались в умении вычерчивать на ледяном зеркале изящные вензеля, сохраняя красивые позы.

Что касается России, к нам коньки пришли в эпоху царствования Петра 1, именно он привез из Европы первые образцы коньков и придумал хитроумный способ крепления лезвий прямо к сапогам. Датой рождения русского фигурного катания как вида спорта считается 1865 год, когда для всех желающих открыли каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Он был самым благоустроенным в России.

В качестве самостоятельного и полноценного вида спорта фигурное катание сформировалось уже в 19 веке, а в 1871 году было официально признано на 1 Конгрессе конькобежцев. Первые состязания были организованы среди мужчин, в 1882 году в Вене. Кстати говоря, именно фигурное катание первым из зимних видов спорта попало в олимпийскую программу - прописавшись там в 1924 году, оно неизменно входит в перечень дисциплин Олимпиады.

Фигурное катание - официально

Официальные соревнования по фигурному катанию проводятся с 1986 года: это чемпионат мира, чемпионат Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие. Обычно их организуют под эгидой Международного союза конькобежцев (ISU).

Современные фигуристы катаются в пяти дисциплинах - мужском и женском одиночном катании, парном катании, спортивных танцах и групповом синхронном катании. Отмечу, что последняя дисциплина пока не стала законной частью официальных соревнований, однако, для любителей этого направления в фигурном катании проводится отдельный чемпионат мира.

Пара слов о видах фигурного катания. Итак,

  • женское и мужское одиночное катание

Как понятно уже из названия, спортсмен выступает на льду один. Фигурист должен продемонстрирова ть, насколько хорошо он владеет элементами катания - вращениями (заклон, волчок, либела), прыжками (лутц, флип, тулуп, аксель, сальхов, риттбергер), шагами (дуги, тройки, перетяжки, скобки, выкрюки, петли), спиралями (движения, когда одна нога поднята выше уровня бедра). Уровень спортсмена оценивается по степени сложности и качеству исполнения групп элементов. Но судьи учитывают также и эмоциональную составляющую выступления, эстетику - артистизм, пластику, музыкальность и связь движений со звучащей композицией.

Состязания одиночников традиционно включают два этапа - короткую и произвольную программы.

  • парное фигурное катание

В этой разновидности задача усложняется - спортсмены должны не только продемонстрирова ть мастерство исполнения элементов, но и создать впечатление единства каждого движения.

Фигуристы показывают те же прыжки, спирали, шаги, но есть и особые элементы, которые может исполнить только пара: поддержки, выбросы, подкрутки, тодесы, параллельные и совместные вращения. Судьи оценивают качество и степень сложности исполнения, артистизм, а также синхронность работы фигуристов в паре - это один из очень важных критериев.

Парники катаются также в короткой и произвольной программах.

  • спортивные танцы

Спортивные танцы - весьма любопытная дисциплина с точки зрения технических требований. В отличие от парного фигурного катания, здесь на первый план выходит совместное исполнение танцевальных шагов в различных танцевальных позициях (стандартных и нестандартных). При этом разъединяться партнерам на длительное время нельзя. Программа не включает выбросы, прыжки, поддержки и другие отличительные элементы предыдущей разновидности фигурного катания. Добавлю, что в олимпийскую программу танцы на льду попали лишь в 1976 году.

Спортсмены делают акцент на внешней привлекательност и, красоте и плавности движений, костюмах, потому спортивные танцы очень зрелищны и собирают толпы болельщиков. Соревнуются танцоры в двух танцах - коротком и произвольном (ну, не стали организаторы оригинальничать) .

  • синхронное фигурное катание

Относительно новая разновидность конькобежного спорта. Спортсмены выступают командами, каждая насчитывает 16-20 фигуристов, причем кататься могут и мужчины, и женщины. ISU разграничивает команды следующим образом: новисы (1 и 2 спортивный разряды, возраст до 15 лет), юниоры (кандидаты в мастера спорта, возраст 12-18 лет) и сеньоры (мастера спорта, возраст от 14 лет и старше).

Интересно, что техника скольжения и исполнение отдельных элементов в синхронном фигурном катании ничем не отличаются от классического. Но есть, конечно, и своя специфика - катание в команде вносит коррективы. Задача коллектива - выступить единым целым. Потому у синхронистов есть особенные элементы - линия, круг, колесо, блок, персесечение. А вот прыгать более, чем в один оборот, делать любые поддержки, спирали назад категорически запрещается.

Состязания по синхронному катанию, как и в других разновидностях катания, включают короткую и произвольную программу.

Прелесть этого вида спорта заключается в том, что для получения удовольствия нет необходимости знать все правила. О фигурном катании можно разглагольствова ть долго, но лучше - смотреть и наслаждаться!

Тая Теплая

Истоки конькобежного спорта лежат в далёком прошлом, и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н.э.), об этом свидетельствуют находки археологов — костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Подобные находки встречаются во многих странах Европы , а самые древние «коньки » были обнаружены на берегу Южного Буга

Изобретение коньков (доисторические времена)

Истоки конькобежного спорта лежат в далёком прошлом, и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н.э.), об этом свидетельствуют находки археологов — костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Подобные находки встречаются во многих странах Европы , а самые древние « коньки » были обнаружены на берегу Южного Буга недалеко от Одессы. Даже столь примитивные конструкции давали путешественнику или охотнику выигрыш в скорости, но для фигурной езды ещё не годились.

Зарождение (XVI—XIX век)

Рождение фигурного катания как вида спорта связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа , а не из кости . По данным исследований, впервые это произошло в Голландии , в XII — XIV веке . Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Первые клубы любителей фигурного катания появились в XVIII веке в Британской империи в Эдинбурге (1742 г.). Там же был разработан и перечень обязательных для исполнения в соревнованиях фигур, и первые официальные правила соревнований. Лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках» (1772 г.), в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны .

Из Европы фигурное катание попало в США и Канаду , где получило огромное развитие. Здесь были созданы многочисленные клубы фигуристов, разрабатывались новые модели коньков, создавалась своя школа техники. К середине XIX века в фигурном катании уже были известны практически все современные обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения, о чем свидетельствуют книги «Искусство катания на коньках» Д. Андерсона, президента клуба конькобежцев города Глазго , и труд X. Вандервела и Т. Максвелла Уитмана из Лондона . Эти книги содержат описания всех восьмёрок, троек, крюков и других простейших манёвров фигурного катания.

В то время фигурное катание выполнялось в чопорном «английском» стиле. Американец Джексон Хейнз (в другой транскрипции Гейнц; 1840 — 1875 ), танцор и конькобежец, объединил то и другое и получил свой собственный стиль катания: езда под музыку, танцевальные движения и « волчки » на льду. Коньки, прикреплявшиеся ремнями к обуви, не выдерживали таких нагрузок, тогда он — одним из первых — привинтил их к сапогам намертво. Впрочем, в пуританской Америке этот стиль принят не был, и в 60-х годах XIX века он уехал с гастролями в Европу. Гастроли прошли «на ура», Николай Александрович Панин-Коломенкин писал:

Первые чемпионаты (конец XIX века)

На I Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта.

В 1882 году в Вене состоялись первые в Европе официальные соревнования по фигурному катанию. Правда первоначально, как отмечает Мишин А. Н., «это были своего рода кулуарные соревнования», так как в них принимало участие всего несколько спортсменов.

Но подход к соревнованиям изменился после того, как на соревнования в Санкт-Петербург в 1890 году, посвященные 25-летию катка в Юсуповском саду, были приглашены лучшие фигуристы со всего мира. В Санкт-Петербург приехали: чемпион США Л. Рубен-стейн, чемпион Германии Ф. Кайзер, лучшие фигуристы Швеции, Австрии, Финляндии, Англии, Голландии, Швеции, Норвегии. Соревнования приобрели статус «неофициального чемпионата мира», победителем этих состязаний во всех видах программы стал почетный член «Петербургского общества любителей бега на коньках» Алексей Павлович Лебедев .

На следующий год в 1891 году в Гамбурге , состоялся первый чемпионат Европы в мужском одиночном катании (победил немецкий фигурист Оскар Улиг ).

Но демонстрация международного размаха и потенциала фигурного катания, показанного на соревнованиях в Санкт-Петербурге, не давала покоя. Поэтому уже в 1892 был создан Международный союз конькобежцев (ISU), который должен был руководить организацией международных соревнований.

Через 4 года, в 1896 -ом, в Санкт-Петербурге состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию (победитель — Гилберт Фукс , Германская империя ). В 1903 году в честь 200-летия Санкт-Петербурга «Петербургскому обществу любителей бега на коньках» было предоставлено право проведения 8-го чемпионата мира (1 место — швед Ульрих Сальхов , 2-е — Николай Панин-Коломенкин ).

Достоверно неизвестно, кто впервые снабдил фигурные коньки зубцом. Коньки Хейнза имели закруглённый носок (подобные коньки были известны в СССР под названием «снегурки»), у Сальхова зубец был, а в коньках системы Панина был острый упор, напоминающий иглу циркуля.

Первые соревнования по фигурному катанию проходили только среди мужчин-одиночников , женщины-фигуристки получили возможность участвовать в чемпионатах мира лишь через 10 лет. Правда, в 1901 году, под давлением общественности, ИСУ в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Медж Сайерс .

Развитие (1900—1960)

Официально первый чемпионат мира среди женщин-одиночниц прошёл в конце января 1906 года в Давосе (Швейцария ). Обязательные фигуры у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой художественностью, пластикой и музыкальностью движений.

Очевидно, парное фигурное катание появилось сразу же после того, как Хейнз продемонстрировал, как можно танцевать на льду; уже в 1897 году оно было кодифицировано как вид спорта. Но официально первые соревнования прошли только в 1908 году в Санкт-Петербурге . Немецкие фигуристы Анна Хюблер и Генрих Бургер вошли в историю как первые олимпийские чемпионы в парном катании.

Наиболее титулованный из довоенных фигуристов — одиночница Соня Хени (Норвегия). Блестяще обученная и как конькобежка, и как танцовщица, Соня подняла женское катание на новую высоту — её произвольные программы на то время были недосягаемо сложными, похожими скорее на балет . Не удивительно, что она выиграла десять чемпионатов мира и три олимпиады, прежде чем уйти в профессионалы. Из мужчин наибольших высот добился австриец Карл Шефер .

В парном же катании в 1920—30-е годы велась борьба «трюкистов» и «антитрюкистов». Первые поначалу выделялись эффектными, хоть и не сложными в исполнении, поддержками , не требующими от женщины особого умения кататься на коньках, вторые — слаженной ездой обоих партнёров. В конце концов ведущее место заняли «антитрюкисты».

До войны прыжки считались «высшим пилотажем», доступным не всем. Даже фигуристы мирового класса обходились двумя-тремя прыжками на программу. В 1948 году Дик Баттон совершил революцию, представив произвольную программу, насыщенную прыжками, включая двойной аксель. С тех пор прыжки прочно обосновались в арсенале фигуристов.

Спортивные танцы на льду возникли в 1930-е годы в Великобритании, а затем получили распространение во всём мире. В 1952 году спортивные танцы были включены в программу чемпионатов мира и Европы . В течение первых 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании. В программу зимних Олимпийских игр танцы на льду были включены с 1976 года .

Расцвет (1960—2000)

В 1961 году случилась трагедия: вся сборная США погибла в авиакатастрофе . Это положило конец доминированию США в фигурном катании.

Революцию в танцах на льду совершили брат и сестра чехи Ева Романова и Павел Роман . Они предпочитали танцевать под бурные латиноамериканские ритмы; их постановки на то время звучали вызывающе, но они сумели отстоять свои творческие взгляды, став 4-кратными чемпионами мира (1962 — 1965 ).

С появлением телевидения возник такой парадокс. Обязательные фигуры были крайне скучной дисциплиной, телевизионщики предпочитали показывать произвольную программу . Нередко встречалась ситуация: фигурист получал огромный отрыв на обязательных фигурах (которые давали 60% очков), откатывал невзрачную произвольную программу и становился победителем, обходя «любимцев публики» (этим известна, например, Беатрис Шуба ). В 1968 году произошёл первый шаг: стоимость обязательных фигур снизили до 50%. В 1972 году добавилась короткая программа , дававшая 20%. К 1990 году обязательные фигуры, короткая программа и произвольная программа оценивались уже как 20:30:50. С 1991 года обязательные фигуры упразднили окончательно.

Сложность программ повышалась стремительно: Белоусова и Протопопов продемонстрировали новые варианты тодеса ; Роднина с Улановым — необычные комбинации прыжков. Стандартным приёмом стали тройные прыжки и выбросы . В 1988 году Курту Браунингу был засчитан первый четверной прыжок — тулуп .

Практически весь пьедестал почёта в парном катании был занят СССР и Россией: Белоусова — Протопопов , Роднина — Уланов / Зайцев , Валова — Васильев , Гордеева —Гриньков , Бережная —Сихарулидзе … В танцах также СССР не было равных: пары Пахомова — Горшков , Линичук —Карпоносов и Бестемьянова — Букин принесли советской стране много первых мест.

В женском катании «правила бал» школа Ютты Мюллер (ГДР ), давшая таких спортсменок, как Зайферт , Пётч и Витт . В 1990-е на время вернули свои позиции США . Больше всего чемпионских титулов среди мужчин было за США и Канадой: Хамильтон , Орсер , Бойтано , Браунинг , Стойко . В постсоветские годы успех пришёл к тренеру Алексею Мишину , подготовившему таких спортсменов, как Урманов , Ягудин и Плющенко .

Современность (2000 — настоящее время)

По мнению арбитра С. Бьянкетти , время таких программ, как « Чаплин » Бережной —Сихарулидзе , к сожалению, прошло.

Фигурное катание граничит с искусством и поэтому в принципе не может иметь каких-либо объективных показателей, «кто лучше». Когда силы спортсменов близки, часто судьба медали определяется субъективным решением одного-двух судей. В такой ситуации нередки сговоры. Один из них был раскрыт на Зимних Олимпийских играх 2002 (Солт-Лейк-Сити ). Это стало толчком к появлению Новой судейской системы . Эффект оказался двояким: с одной стороны, был положен конец « подсечкам » через весь каток; даже короткие перебежки спортсмен старается превращать в маленькую дорожку шагов . С другой — исчезла театральность, программы разных участников стали всё больше похожи друг на друга: спортсмены предпочитают выполнять не красивые и необычные фигуры, а те, за которые дают больше очков.

Хотя в Новой системе оценок существуют неофициальные рекорды , большого смысла они не имеют: все 2000-е годы система отрабатывалась и балансировалась .

В мужском катании первые места занимали Евгений Плющенко , Стефан Ламбьель и Бриан Жубер . На олимпиаде-2010 сенсационно выиграл американец Эван Лайсачек . В женском — Ирина Слуцкая , Мики Андо , Ким Ён А и Мао Асада . В парном катании заслуженные победы получала пара Тотьмянина — Маринин ; также можно отметить китайцев Пан Цин — Тун Цзянь , Шэнь Сюэ —Чжао Хунбо и интернациональную пару Савченко —Шолковы . Наиболее титулованная из танцевальных пар последнего времени — Навка — Костомаров .

Несмотря на то, что сегодня большая часть видов спорта профессионализовалась , ИСУ всё ещё сохраняет любительский статус соревновательного катания. В чемпионат мира и Олимпийские игры профессионалам вход запрещён. В 2010 году Плющенко был дисквалифицирован за профессионализм.


Ситуация в СССР и России

Фигурное катание в России было известно ещё с времён Петра I . Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков — прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов — «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г.М.Паули — учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

Русское фигурное катание, как вид спорта, зародилось в 1865 году . Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов. В 1881 году в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вячеслав Измайлович Срезневский.

Когда закончилась революционная разруха, фигурное катание снова начало набирать силу — правда, в изоляции от остального мира. В 1924 на первом чемпионате СССР выиграли Александра Быковская и Юрий Зельдович , затем соревнования пар на чемпионатах проводились с перерывами, однако большое развитие советская школа получила после появления двух выдающихся пар: Раиса Новожилова — Борис Гандельсман (выигрывали чемпионат СССР в том числе в 1937 и 1939) и Татьяна Гранаткина (Толмачева) — Александр Толмачев (по разным данным, возможно, в 1937-38, 1941, 1945-52).

В 1960-е годы — после полувекового перерыва — Россия снова появилась на мировой арене. Первыми вписали свои имена в анналы истории Людмила Белоусова и Олег Протопопов . Впрочем, советские книги предпочитают умалчивать об их заслугах — в 1979 году они стали « невозвращенцами ». Ирина Роднина (с двумя разными партнёрами) повторила достижение Хени , став 10-кратной чемпионкой мира и 3-кратной олимпийской чемпионкой.

Конец XX века прошёл под полным доминированием СССР и России в фигурном катании. В парном катании Россия вообще была вне конкуренции, получив «золото» во всех Олимпийских играх с 1964 до 2006 г. Впрочем, имея огромное преимущество над остальными в парном и танцевальном катании и сильных мужчин, СССР так и не выиграл ни одной золотой медали в женском катании. Ближе всех пришла к заветному титулу Кира Иванова (серебро в чемпионате мира, бронза на Олимпийских играх). Уже в постсоветской России женский чемпионат мира выиграли Синхронное фигурное катание — новейшая дисциплина фигурного катания. В современном виде синхронное катание появилось в 60-х годах в США, хотя идея группового катания появилась намного раньше. Например, в России соревнования по групповому катанию на коньках (пары, четверки, восьмерки) проводились еще в середине 20х гг. прошлого столетия , но тогда данный вид популярности не получил. В США этот вид стал развиваться как развлечение зрителей в перерывах хоккейных матчей. Оказалось, что синхронное катание — очень яркий и интересный вид спорта.

Первые официальные соревнования по синхронному фигурному катанию прошли в 1976 году в Энн-Арборе, штат Мичиган,США. В 1994 году

История фигурного катания

С давних времен фигурное катание было популярным видом отдыха. Катали обычно на замерзших реках, озерах, прудах. Во второй половине XIX века в таких крупнейших городах России, как Петербург, Москва, Нижний Новгород, Саратов, Воронеж, для этих целей стали огораживать площадки и специально заливать их. Первый такой каток появился в Петербурге в 1865 г. Под него приспособили пруды Юсупова сада (ныне сад Октябрьского района). Именно там систематически стали заниматься фигурным катанием на коньках первые русские спортсмены, объединившиеся в 1877 в Петербургское общество любителей бега на коньках.

В 1890 г. на льду Юсупова сада был разыгран первый неофициальный чемпионат мира, в котором приняли участие сильнейшие фигуристы России, США, Австрии, Германии, Швеции. Во всех разделах катания сильнейшим был А.П. Лебедев. Катание этого выдающегося русского спортсмена отличалось высокой техникой, точностью движений, удивительным изяществом.

Выступления А.П.Лебедева, его педагогическая и общественная деятельность оказали влияние на формирование так называемого международного стиля катания. В развитие фигурного катания как вида спорта вложили свой вклад представители австрийской школы, фигуристы Норвегии, Швеции, Германии, Англии и США. Организационно он оформился в 1892 г. , был создан Международный союз конькобежцев (ИСУ). Тогда же на конгрессе ИСУ были утверждены правила проведения международных соревнований, определен порядок розыгрыша первенства Европы.

В 1896 г. ИСУ решил проводить первенства мира. Право организовать первые соревнования на столь высоком уровне было предоставлено Петербургскому обществу любителей бега на коньках. Соревнования состоялись на льду Юсупова сада. На старт вышли бронзовый призер чемпионата Европы немец Г. Фукс, «юсуповцы» Г. Сандерс и Н. Подусков. Победителем стал Г. Фукс, Г. Сандерс и Н. Подусков проиграли и в «школе», и в произвольном катании. Г. Сандерс оказался первым в исполнении спиральных фигур — особом разделе фигурного катания. Его фигуры считали самыми красивыми и самыми сложными.

Чемпионат мира 1896 г. стал своеобразным стимулом в развертывании учебной работы на катке Юсупова сада. Ее продолжал Панин, опираясь на традиции, заложенные А.П. Лебедевым. Систематическая и упорная работа вскоре дала свои плоды. Сам Панин участвовал в первых чемпионатах России по фигурному катанию на коньках и в 1901 г. сменил на пьедестале почета первого русского чемпиона А.Н. Паншина, завоевавшего этот титул в 1897—1900 гг. Победитель отлично выполнил школьные фигуры, в произвольном катании продемонстрировал высокое художественное мастерство, пластику. Его манера катания во многом напоминала манеру «дедушки русских фигуристов» А.П. Лебедева. Панин завоевывал титул чемпиона России и в 1902 , и в 1903 гг . О нем заговорили за рубежом.

В 1903 г. праздновалось 200-летие Петербурга и комитет Международного союза конькобежцев поручил Петербургскому обществу любителей бега на коньках провести розыгрыш очередного первенства мира. На катке Юсупова сада создали школу фигуристов. Из Австрии был приглашен известный тренер В. Зейберт. Под его руководством и тренировались Н.А. Панин, Ф.И. Даттин, К.А. Олло и другие петербургские фигуристы.

Чемпионат мира 1903 г. собрал сильный состав участников. Приехал двукратный чемпион мира швед У. Сальхов, экс-чемпион мира немец Г. Фукс, чемпион Австрии М. Богач и чемпион Германии Э. Лассан. От России был заявлен Н.А. Панин. Первое место тогда занял У. Сальхов, второе — Н.А. Панин.

Еще трижды Н. Панин был чемпионом России, неоднократно занимал высокие места на чемпионатах Европы и мира. В 1908 г. он решил прекратить выступать и посвятить себя тренерской работе. И все же ему пришлось выйти на лед. В феврале в соревнованиях на приз А.Н. Паншина на льду Юсупова сада он вступил в единоборство с семикратным чемпионом мира У. Сальховым. В общем зачете Н. Панин опередил прославленного фигуриста и занял первое место.

Судьба свела их снова в том же году в Лондоне на IV Олимпийских играх. Из-за нечеткого судейства обязательных упражнений Н.А. Панину пришлось отказаться от произвольного катания. В соревнованиях по специальным фигурам он продемонстрировал изумительное мастерство, безукоризненно выполнил все изобретенные им рисунки на льду и стал первым русским олимпийским чемпионом.

После Олимпийских игр Н.А. Панин переключился на педагогическую и тренерскую деятельность. Вскоре и его ученики добились больших успехов: К.А. Олло выиграл первенство России в 1910, 1911, 1912 гг.; К.Г. Цезар побеждала на всех чемпионатах страны с 1911 по 1915 г.

Серьезного успеха добились «юсуповцы» и на первенстве Европы 1911 г. , которое разыгрывалось на их льду. К.А. Олло занял тогда второе место. В соревнованиях среди женщин К.Г. Цезар была второй, Л.П. Попова — третьей.

Петербург явился одним из центров формирования международного стиля фигурного катания. Успех самобытного катания А.П. Лебедева, первая в России золотая олимпийская медаль Н.А. Панина и успехи группы фигуристов, ставших тренерами после Великой Октябрьской социалистической революции, таковы основные вехи в развитии катания того времени.

Важно отметить появление в 1910 г. труда Н.А. Панина «Фигурное катание на коньках (международный стиль)», в котором автор обобщил материал, накопившийся к концу первого десятилетия XX века в области техники и методики фигурного катания. Эта работа заложила фундамент теории фигурного катания.

Великая Октябрьская социалистическая революция определила дальнейшее развитие фигурного катания как части физической культуры страны. В общем строю фигурное катание проделало сложный путь развития, став одним из самых массовых видов спорта.

В первые годы после победы Великого Октября вся работа по физической культуре и спорту была подчинена главной задаче подготовке воинов для фронтов гражданской войны. Но и в грозное время, по свидетельству Н.А. Панина, любители фигурного катания находили возможность выделять время для занятий.

В 1920 г. были организованы первые соревнования по фигурному катанию иа катке ипподрома Семеновского плаца.

В 1923—1924 гг. состоялись показательные выступления фигуристов на катке Юсупова сада. В них участвовали Л.П. Попов К.Г. Цезар, А.Д. Конопатова, И.И. Богоявленский.

В 1926 г. в Ленинграде и Москве были созданы секции фигурного катания, появились новые площадки для фигуристов. Особую роль в развитии этого вида спорта сыграла школа фигурного катания — так называемая Семинария инструкторов фигурного катания.

Имена таких фигуристов, как Ю. Зельдович, И. Богоявленскнй, П. Чернышев, М. Петрова, Е. Оборина, А. Быковская, Т. Кузнецова, М. Станкевич, Р. и А. Гандельсман, были широко известны в довоенные годы.

После Великой Отечественной войны стали активно работать секции добровольных спортивных обществ «Динамо», «Спартак: ДСО профсоюзов в Москве, Ленинграде и Таллине. Была организована группа специализации по фигурному катанию в институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта (Ленинград). Появилась талантливая группа фигуристов, осваивавшая все более сложные программы, особенно в парном катании.
Чемпионами страны в эти годы среди женщин были В. Падури, Ю. Николаева, Н. Картавенко, Т. Лихарева, у мужчин И. Митрущенков, В. Захаров, И. Персианцев, в парном катании - Т. Гранаткина и А. Толмачев, М. Гранаткииа и В. Захаров, М. Беленькая и И. Москвин.

В 50-х гг. уже накопился известный опыт тренировочной работы особенно в парном катании. У советских фигуристов появилась возможность попробовать свои силы на международной арене.

В 1956 г. советские фигуристы впервые вышли на европейский лед, но первый большой успех был достигнут в Братиславе в 1958 г. — Н. и С. Жук завоевали первые медали и сразу же серебряного достоинства! Другая советская пара — Л. Белоусова и О. Протопопов продемонстрировала лиричную, полную изящества программу и заняла 10-е место. Впервые участвуя в том же году первенстве мира в Париже, Н. и С. Жук заняли 8-е, а Л. Белоусова и О. Протопопов 13-е место. Хорошей школой для советских фигуристов явилось их участие VIII Олимпийских играх в Скво-Вэлли в 1960 г. Наша первая пара — Н. и С. Жук заняла 6-е место, Л. Белоусова и О. Протопопов — 9-е.

В эти годы в числе сильнейших фигуристов страны были: Богданова, Е. Осипова (Чайковская), Т. Лихарева, Т. Немцова, Т. Братусь (Москвина), Л. Михайлов, В. Мешков и А. Веденин, Л. Герасимова и Ю. Киселев.

Настоящим триумфом советской школы фигурного катания явились IX Олимпийские игры, где Л. Белоусова и О. Протопопов завоевали золотые медали, а юные дебютанты Олимпиады — Т. Жук и А. Гаврилов заняли 5-е место.

Имена наших фигуристов И. Родниной и А. Уланова, а затем и Зайцева, Т. Москвиной и А. Мишина, Т. Жук и А. Горелика, Смирновой и А. Сурайкина, Т. Карелиной и Г. Проскурина в парном катании, И. Гришковой и В. Рыжкина, Л. Пахомовой и Горшкова в танцах на льду, С. Четверухина в одиночном катании прочно вошли в списки сильнейших мира.

Строительство закрытых ледяных площадок, необычайно расширившаяся география фигурного катания, широкая информация по телевидению и в кино содействовали большой популярности вcex видов фигурного катания. Наряду с массовостью в настоящее время весьма возросло мастерство фигуристов. Независимость от погодных условий помогла значительно интенсифицировать процесс обучения, больше времени отводить творческим поискам. Современная звукозапись, творческие контакты тренера и хореографа позволили повысить музыкальную и хореографическую культуру занятий, сыграли важнейшую роль в росте мастерства фигуристов.

Особая роль в этом процессе принадлежит тренерам С. Жуку, Е. Чайковской, И. Москвину и другим.

Фигурное катание – один из самых интересных видов спорта в составе зимних Олимпийских игр. Родители, восхищенные успехом наших спортсменов, с ранних лет отдают своих деток в спортивные секции фигурного катания. Такой вид спорта до недавнего времени и вовсе не интересовал людей.

Специалисты, изучающие историю появления коньков так и не смогли определить, когда и кем были созданы самые первые коньки. Однако археологические раскопки подтвердили факт их древнего происхождения.

Первые находки археологов были подобием, отдаленно напоминавшим современные коньки. Предположительное время их создания – бронзовый век, а точнее, в конце четвертого тысячелетия до нашей эры. Материалом для их создания служила кость крупного животного, которая обрабатывалась и шлифовалась неким инструментом. И таких находок было большое количество в разных местах нашей планеты, чаще всего в Европе.

Появлением коньков в европейских странах предшествовало резкое похолодание, которое пришло в XII-XIV веках. Внезапно замерзшие озера и каналы натолкнули людей на мысль о катании по льду. Так и появились первые металлические коньки с двумя ребрами, благодаря которым можно было свободно скользить по ледяной поверхности.

Хорошо освоив новый вид народной забавы, у многих появилась идея устраивать соревнования, в них каждый участник старался показать все свое умение, выписывая определенные элементы фигурного катания и стараясь при этом не упасть.

Первые спортивные секции по этому виду спортивной дисциплины начали открываться в Британской империи в первой половине XVIII века. А в 1742 году в Эдинбурге разработали и утвердили правила проведения игр. Утвержденный список фигур вышел чуть позже в 1772 году.

Большое развитие спорт получил в Америке. В начале XIX века была изучена вся обязательная программа. И в 1871 году катание на льду перешло из ряда народных забав в признание его видом спортивных соревнований. Появившееся телевидение тоже внесло свой вклад в успешность катания на льду, миллионы людей следили за состязаниями фигуристов по спортивным каналам.

Как и во всем, в этом спорте принимали участие преимущественно мужчины, выступавшие в одиночном катании. Парных выступлений не было вообще. Женщины пришли на каток немного позже, а в 1906 в городе Давос (Швейцария) были организован первые состязания среди представительниц прекрасного пола. И несмотря на то, что программа для выполнения была одинаковой, женское одиночное катание поразило особой грацией и художественным исполнением.

Парное катание вошло в классификацию спорта в 1897 году. Первые выступление пар можно было увидеть гораздо позже в 1908 году и проходили они в городе Санкт-Петербурге.

Для парных участников одними из самых сверхсложных считались прыжки, на выполнение которых шли только самые отчаянные фигуристы. Основой программой спортсменов всегда была поддержка. В Олимпийском списке парное катание оказалось в 1976 году.
С каждым годом сложность исполнения программ только увеличивалась. Немаловажную роль в становлении современного спортивного катания сыграли такие заслуженные тренеры, как С Жук, И. Москвин, Е. Чайковская и многие другие. Сложные фигуры уже оказались для спортсменов обычным делом. В 1988 году был зафиксирован удавшийся четверной прыжок – тулуп.

Средства массовой информации активно освещали новые победы фигуристов, да и кинематограф не оставался в стороне снимая фильмы о жизни спортсменов, все это посодействовало стремительному росту значимости этого вида спорта. Фигурное катание сегодня приравнено к настоящему искусству, которым восхищается все население нашей планеты.

Фигурное катание – спорт, который завораживает зрителя своей красотой. Но сколько же сил и времени нужно отдать спортсмену, что бы сложные и опасные трюки на льду выглядели настолько легко и воздушно!

Когда смотришь выступления профессиональных фигуристов, просто захватывает дух от их прыжков, удивительных пируэтов и волшебных движений. Но знаете ли Вы, что фигурное катание - конькобежный вид спорта, который относится к одному из самых сложнокоординационных видов спорта? Ведь основная суть катания заключается в перемещении фигуриста или пары спортсменов на коньках по скользкому льду с одновременным выполнением разнообразных элементов под музыку.

История фигурного катания

Находки археологов свидетельствуют о том, что впервые люди начали кататься на коньках еще в бронзовом веке. А первыми коньками служили фаланги конечностей крупных животных. И лишь в 12-13 веке в Голландии впервые начали выполнять коньки из железа. Тогда же фигурное катание начало развиваться не только как популярное развлечение, но и как вид спорта. Хоть задания для фигуристов-спортсменов были, по сравнению с современными программами, примитивны - им следовало просто вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивое положение верхней части тела.

В 18 веке в Эдинбурге появился первый клуб любителей фигурного катания. Там же были разработаны правила проведения соревнований и перечень необходимых для исполнения фигур, которые были описаны в «Трактате о катании на коньках». Он был издан в 1772 году лейтенантом артиллерии Робертом Джоунзом.

В дальнейшем фигурное катание стали активно развивать такие страны как Канада и США, где создавались новые спортивные ассоциации, совершенствовались модели коньков, росла и развивалась собственная школа техники.

Первые соревнования по фигурному катанию прошли в 1882 году в Вене и участвовали в них только мужчины. А участие женщин в соревнованиях стало разрешено лишь спустя 10 лет. Первый официальный чемпионат мира среди женщин-одиночниц был проведен в Швейцарии лишь в 1906 году.

В 1924 году фигурное катание вошло в программу зимних Олимпийских игр и до сегодняшних дней является одним из самых популярных зимних видов спорта.

Виды

В фигурном катании принято выделять 5 основных направлений:

  • женское одиночное катание
  • мужское одиночное катание
  • парное фигурное катание
  • групповое синхронное катание
  • спортивные танцы

Женское и мужское одиночное катание

Спортсмен в одиночном катании демонстрирует владение основными элементами - шагами, вращениями, спиралями, прыжками. Уровень фигуриста определяется количеством, качеством и сложностью выполняемых элементов. Важным показателем при оценке спортсмена является также чувство ритма, пластичность, грациозность и артистизм.

Соревнования осуществляются в два этапа. Первый этап представляет собой короткую обязательную программу, второй - произвольную.

Парное фигурное катание

В этом виде катания к основным составляющим добавляются специальные элементы, такие как поддержки, выбросы, подкрутки, тодесы, параллельные и совместные вращения. В парном катании на первый план выходит умение партнеров синхронно и качественно исполнять все движения, чтобы показать единство действий.

Как и в одиночном катании соревнования пар проходя в два этапа.

Синхронное фигурное катание

Данный вид спорта является самым молодым среди направлений фигурного катания. Команда может состоять как из женщин, так и из мужчин. Обычно в состав команды входит от 16 до 20 человек. Техника исполнения элементов такая же, как и при одиночном катании. Группа должна синхронно и красиво выполнить несколько обязательных элементов, таких как линия, круг, пересечения, колесо, блоки. Запрещаются прыжки более чем в один оборот, поддержки, спирали и пересечения.

Спортивные танцы

Основной акцент в данном направлении фигурного катания приходится на танцевальные движения. Здесь практически отсутствуют выбросы и прыжки, не допускается продолжительное разъединение партнеров.

В таком виде фигурного катания важно правильно подобрать костюмы фигуристов, музыку, придумать привлекательный образ для пары. Спортивные танцы на льду - одно из самых зрелищных и красивых направлений. Современные соревнования предусматривают исполнение парой короткого обязательного танца, а также произвольного танца.

Особенности фигурного катания

Фигурное катание - сложный и травмоопасный вид спорта. Для достижения профессиональных целей, начинать заниматься следует в возрасте 4-5 лет. Однако, в каждом индивидуальном случае бывают отступления от нормы.

Также следует знать, что даже если Вы научились кататься в зрелом возрасте, у Вас также есть шанс выступить на соревнованиях. Существуют неквалификационные чемпионаты для тех, кто по каким-либо причинам не может участвовать в квалификации.

Но даже если соревнования Вас не интересуют, в любом случае, фигурное катание может стать любимым и приносящим радость и здоровье увлечением. Ведь этот вид спорта дарит не только быстроту реакции, грациозность и осанку, но и массу позитивных эмоций.

История фигурного катания насчитывает много веков .

Суть данного вида спорта состоит в передвижении спортсмена или пары спортсменов по льду и выполнении различных элементов , показывающих ловкость и грацию фигуристов.

И хотя первые официальные соревнования по фигурному катанию прошли в позапрошлом веке , историческая наука находит множество куда более ранних свидетельств использования коньков в спортивных целях.

История возникновения фигурного катания

Первые приспособления для передвижения по льду были изобретены во времена бронзового века (IV—I тысячелетия до нашей эры) . Они изготавливались из костей животных, а точнее — из фаланг. Подобные изделия обнаруживают в ходе раскопок во многих местах Европы , в том числе и на Украине , в районе Одессы, там, где обитал кочевой народ киммерийцев.

Фото 1. Первый прототип коньков, изготовленный из кости животного. Изделия фиксируются на обуви при помощи ремешков.

Едва ли такие костяные «коньки» подходили для исполнения элементов во время спортивных состязаний, но они однозначно давали преимущество первобытным людям при передвижении по льду.

Сколько лет данному виду спорта? Зарождение в Европе в XVI—XIX веках

Зарождение этого вида спорта связывают с моментом, когда коньки стали изготавливать не из кости, а из металла. Поначалу их делали из железа или бронзы, а затем — из стали. Впервые такие изделия выпустили в Голландии в двенадцатом веке. Там во время катания на коньках люди передвигались по льду, вычерчивая на нём различные фигуры и сохраняя при этом равновесие и красивую позу.

Первые клубы любителей фигурного катания появились в Британской Империи в середине XVII века (Эдинбург, 1742 год) . Там были разработаны правила соревнований, опубликованы списки обязательных для исполнения фигур, согласованы нормативы. В 1772 году Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках» , в котором описал все известные на тот момент фигуры.

Появление в США и Канаде

Из Европы фигурное катание быстро пришло на американский континент.

В США и Канаде создавались многочисленные клубы фигуристов , проектировались новые модели коньков, развивались новые стили и направления.

В XIX веке уже были известны почти все современные приёмы и технические аспекты, о чём свидетельствует литература, выпущенная в тот период (Д. Андерсон, «Искусство катания на коньках» ).

В те времена катание было неторопливым и медленным. Житель США Джексон Гейнц объединил чопорный английский стиль с танцевальными элементами, добавил музыку и разнообразные «волчки». Пуританской Америке такое изобретение пришлось не по вкусу, но Гейнц получил популярность в Европе. Коньки, крепящиеся ремнями к обуви, не выдерживали интенсивных нагрузок, и американец впервые соединил обувь и коньки в одно изделие.

Первые чемпионаты, участие женщин и мужчин

Признание фигурного катания как вида спорта произошло в 1871 году в ходе Конгресса конькобежцев.

В 1882 году в Вене прошли первые соревнования. Но по заметкам очевидцев в состязании приняли участие всего лишь несколько спортсменов.

В 1890 году в Санкт-Петербург в честь 25-летия катка в Юсуповском саду были приглашены лучшие фигуристы со всего мира: из США, Австрии, Германии, Швеции, Голландии и других стран.

Соревнование получило статус «неофициального чемпионата мира». Победителем во всех дисциплинах стал член Петербургского общества любителей бега на коньках Алексей Лебедев.

В 1891 году состоялся первый чемпионат Европы по фигурному катанию, где победителем оказался немецкий спортсмен Оскар Улиг.

В 1892 был создан Международный союз конькобежцев.

Через четыре года после создания этой организации в Санкт-Петербурге прошёл первый чемпионат мира по фигурному катанию. В 1903 году в честь 200-летия города Петербургу было предоставлено право вновь принять чемпионат мира, на котором победителем оказался швед Ульрих Сальхов.

Поначалу соревнования проходили лишь среди мужчин, женщины на чемпионаты не допускались. Но в 1901 под давлением общественности было позволено участвовать в мужских соревнованиях женщине: англичанке Медж Сайерс.

Справка. Неизвестно, кто усовершенствовал конструкцию коньков так, чтобы у них был зубец.

Вам также будет интересно:

Дальнейшее развитие: прыжки, парное катание

В 1906 году в Давосе прошёл первый чемпионат мира среди женщин-одиночниц. Выполнять им приходилось те же фигуры, что и мужчинам.

Важно! Парное фигурное катание было официально включено в список видов спорта в 1897 году, но первые официальные соревнования по нему прошли лишь в 1908 году в Санкт-Петербурге. Первыми чемпионами в парном катании были немецкие фигуристы Анна Хюблер и Генрих Бургер.

Наиболее титулованным фигуристом первого десятилетия XX века была Соня Хени из Норвегии. Её произвольные программы были очень сложными и напоминали балет. Она выиграла десять чемпионатов и три Олимпиады.

Фото 2. Выступление норвежской фигуристки Сони Хени. Она одна из первых женщин в данном виде спорта.

В 20-е—30-е годы в парном катании шла борьба между школами «трюкистов» и «антитрюкистов» . Первые поражали публику разнообразными поддержками, не требующими от женщины развитых навыков фигурного катания. Вторые настаивали на том, чтобы фигуристы в паре не отставали друг от друга в мастерстве. В конечном счёте победила школа «антитрюкистов».

В довоенное время прыжки считались высшим пилотажем. Самые титулованные спортсмены совершали не более двух-трёх прыжков за время выступления. Революцию в этом направлении произвёл Дик Баттон, который на чемпионате 1948 года представил произвольную программу с большим количеством прыжков, в том числе и с двойным акселем.

Спортивные танцы на льду как отдельная дисциплина возникли в 1930-е годы. Сначала они были признаны в Великобритании, а затем, в 1952 году , были включены в программу всех мировых чемпионатов. Частью зимних Олимпийских игр танцы на льду стали с 1976 года.

Расцвет

В 1960-е годы революцию в танцах на льду совершили чехи Ева Романова и Павел Роман .

Они танцевали не под классическую музыку, а под горячие латиноамериканские мотивы.

Хотя часть общественности была возмущена, паре удалось отстоять свои взгляды, фигуристы стали 4-кратными чемпионами мира.

Важно! В 1961 в ходе авиакатастрофы погибла вся сборная США. Это на долгое время положило конец доминированию американцев в фигурном катании.

Появление телевидения внесло свои коррективы в фигурное катание. Для телезрителей обязательная программа выглядела неинтересной, их внимание больше привлекала произвольная программа . Любимцы публики, хорошо выступавшие в произвольных танцах, проигрывали профессионалам, делавшим упор на обязательную программу. В 1968 году была предпринята мера: стоимость обязательных фигур снизили с 60 до 50% . Позднее добавили ещё одну короткую произвольную программу, дававшую 20%.

Справка. В эпоху расцвета фигурного катания очень быстро повышалась сложность программ. Тройные прыжки и выбросы стали стандартными приёмами. В 1988 Курту Браунингу был засчитан первый четверной прыжок — тулуп.

Во второй половине века в женском катании доминировала школа Ютты Миллер, открывшая миру таких спортсменок, как Зайферт и Витт. В парном катании на пьедестале закрепились представители СССР: Белоусова — Протопопов, Гордеева — Гриньков и другие пары завоёвывали золотые и серебряные медали. В начале 90-х в мужском одиночном катании доминировали вновь американские спортсмены.

Современность

Все более растущая конкуренция между спортсменами приводила к тому, что часто победитель субъективно выбирался одним или двумя судьями.

Такая ситуация предрасполагает к заговорам. Один из заговоров был раскрыт на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити (2002) . Это привело к появлению новой судейской системы: с одной стороны, программы стали более насыщенными техническими элементами, с другой стороны, в выступлениях стало меньше театральности и проявлений творческого начала.

В мужском одиночном катании первые места завоёвывал Евгений Плющенко , на Олимпиаде 2010 года победил американец Эван Лайсачек , в женском катании — Ирина Слуцкая .

Внимание! Фигурное катание на мировом уровне все ещё сохраняет любительский статус. Участие профессионалов на Олимпийских играх и чемпионатах мира запрещено.

История в СССР и России, особенности женского катания

Фигурное катание известно в России со времён Петра I. Царь привёз в страну из Европы первые модели коньков, которые он крепил прямо к сапогам.

Первым учебником для фигуристов были вышедшие в 1838 году «Зимние забавы и искусство бега на коньках» (автор Г. М. Паули, учитель гимнастики).

Как вид спорта русское фигурное катание зародилось в 1865 году. В этом же году был открыт каток в Юсуповском саду. Он был самым благоустроенным в России и сразу стал центром подготовки фигуристов. 5 марта 1878 года на нем состоялось первое в стране состязание фигуристов. К 1881 году Общество любителей бега на коньках насчитывало 30 человек.

После революции фигурное катание начало вновь набирать популярность, но поначалу это происходило в изоляции от остального мира.

В 1924 году прошёл первый чемпионат СССР, где победителями оказались Александра Быковская и Юрий Зельдович.

В 1930—1940-е годы в СССР выступали выдающиеся пары: Новожилова — Гандельсман (победили на чемпионатах 1937 и 1939 ) и Быковская — Зельдович (победили на чемпионатах 1941, 1952 и др.).

60-е годы ознаменовались выходом советского фигурного катания из международной изоляции. На мировой арене первой из отечественных спортсменов выступила пара Белоусова — Протопопов. Вся вторая половина века прошла под знаком доминирования СССР и России в парном катании.

На всех олимпиадах с 1964 до 2006 года российские спортсмены получали «золото» в этой дисциплине. Но в женском катании советские фигуристы были не так сильны, не было выиграно ни одной золотой медали за 1960—1990-е годы . В постсоветской России на женском чемпионате мира победили Мария Бутырская и Ирина Слуцкая.

К концу 2000-х годов Россия начала сдавать позиции, проигрывая Китаю и Японии. Олимпиада 2010 года была позорно проиграна. Но впоследствии оказалось, что это была лишь временная неудача, связанная с перестановкой кадров. На Олимпиаде 2014 заветное золото в женском катании завоёвано Аделиной Сотниковой.

Фото 3. Выступление Аделины Сотниковой на Олимпиаде в 2014 году. Спортсменка завоевала золото.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором рассказывается об истории развития одиночного фигурного катания в СССР.

Загрузка...