Выбери свой спорт

Гибель "Локомотива": "Там взорвалось и сгорело все". Неизвестные факты о гибели хоккейного «Локомотива Возвращение в КХЛ

«Мы научились любить, что имеем» 7 сентября 2011 года в авиакатастрофе погиб ярославский «Локомотив»

7 сентября в древнем Ярославле в память о трагически погибших хоккеистах «Локомотива» пройдет марш тишины. В нем примут участие тысячи болельщиков.

7 сентября в древнем Ярославле в память о трагически погибших хоккеистах «Локомотива» пройдет марш тишины. В нем примут участие тысячи болельщиков.

Как выяснил «Советский спорт», у этой народной инициативы есть автор. Это скромная ярославская девушка Екатерина Кожан. Как не поцеловать такой руку?..

Катя болеет за «Локомотив» с 2005 года. С тех пор, как студенткой переехала в Ярославль из Карелии…

– Официального фан-клуба в Ярославле нет. Зато какие преданные команде болельщики! И я постепенно влилась в эту семью… – вспоминает Екатерина. – Вообще на выезды за «Локомотивом» езжу не так уж часто. Но горжусь тем, что в декабре отправилась с нашими в Челябинск на матч чемпионата ВХЛ.

– Видели игру нового «Локомотива», которому предстоит стартовать в чемпионате КХЛ?
– Да. Два матча во время предсезонки. В Москве с ЦСКА и в Ярославле с питерскими армейцами. Важно было увидеть не только новые фамилии игроков, но и то, как играют ребята в хоккейных свитерах нашего любимого «Локомотива».

– Понравилась игра?
– Видно было, что многие молодые ребята буквально зубы оставляли на льду! Так они хотели себя проявить, попасть в основной состав. Ну и мячиками отскакивали от матерых соперников. Приятно было, что наши взрослые за них заступались. Алексей Калюжный рванул в драку… Сразу видно, что коллектив сплоченный.

«КАПИТАНОМ ВИЖУ КОЗЛОВА»

– А кто, на ваш взгляд, является лидером нового «Локомотива»?
– Пока не могу определить. Мне бы хотелось, чтобы им стал защитник Виталий Вишневский. Он ведь играл в «Локомотиве». И, значит, может передать новичкам особый дух нашей команды.

– И каков он, этот дух?
– «Локомотив» всегда был семейной командой. Наши ребята не просто играли вместе. Они и по жизни дружили. Я заметила, что люди с гнильцой в «Локомотиве» надолго не задерживались… Игроки часто собирались вместе. Могли всей командой укатить за город, душевно и тепло пообщаться с болельщиками. Потому и мы – фанаты – считали себя с болельщиками одной семьей.

– О лидере вы сказали. А кого бы вы хотели видеть капитаном нового «Локомотива»? Или капитан и лидер – это одно лицо?
– Виктор Козлов достоин быть капитаном. Знаю, к нему все игроки уважительно относятся. И сам он очень открытый человек.

ЭМИЛЯ ГАЛИМОВА ПРИНЯЛИ ТЕПЛО...

– Как ярославские фанаты отнеслись к тому, что в «Локомотиве» появился однофамилец Александра Галимова – Эмиль?
– Когда в декабре в «вышке» Эмиль забил в Ярославле первый гол, а диктор объявил: гол забил Эмиль… люди так прокричали фамилию Галимов, что у меня слезы брызнули из глаз. Этого новичка приняли болельщики очень тепло.

– Как вы думаете, а примут ли в целом новый «Локомотив» давние поклонники команды?
– Кому-то, конечно, сложнее, чем, например, мне принять новых игроков. Но ведь они же будут выступать в нашей, «классической» форме. Год без команды научил нас, болельщиков, ценить и любить то, что имеем здесь и сейчас. Нельзя все время жить одним только прошлым…

КАК ЭТО БЫЛО
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ ПОД ЯРОСЛАВЛЕМ ГОД НАЗАД


7 сентября в 15.58 самолет Як-42 с «Локомотивом» на борту получил разрешение на взлет в ярославском аэропорту «Туношна». Чартерный рейс должен был доставить команду в Минск. В столице Белоруссии на следующий день была запланирована встреча регулярного чемпионата КХЛ с местным «Динамо».

Через полторы минуты после взлета, пролетев около 120 метров, Як-42 упал на левое крыло. Практически сразу произошел взрыв керосина…

На борту находился весь основной состав ярославской команды – 37 хоккеистов, тренеров и персонала, а также 8 членов экипажа.

В момент авиакатастрофы выжили лишь два пассажира – нападающий команды Александр Галимов, у которого было 90 процентов ожогов тела, и бортинженер Александр Сизов с 15 процентами ожогов.

12 сентября Александр Галимов, боровшийся со смертью пять суток после катастрофы, скончался в столичном Институте хирургии имени Вишневского. Позже специалисты скажут, что выжить при таком проценте ожогов практически невозможно.

«90 процентов ожогов…Как бы вам объяснить, что такое столь обширный ожог, – рассказали врачи. – Ну, если очень приблизительно… Это как раздетого догола человека выгнать на лютый сорокаградусный мороз на несколько часов. В такой ситуации можно было надеяться только на чудо. К сожалению, его не случилось…».

Александр Сизов через некоторое время был выписан из больницы.

12 ноября Межгосударственный авиационный комитет обнародовал результаты расследования катастрофы Як-42, которая привела к гибели «Локомотива». Крушение самолета, по данным комиссии, спровоцировали действия одного из пилотов, который ошибочно использовал притормаживание вместо того, чтобы «жать на газ»…

Где взять патроны, которые не сдувает? В Рупольдинге сборной надо исправлять стрельбу В среду стартует 5-й этап Кубка мира. Российская команда попробует реабилитироваться после неудачного выступления в Оберхофе на минувшей неделе. 14.01.2020 19:30 Биатлон Тигай Лев

Сергей Шахрай: Где судьи нашли недочеты у Косторной? Обозреватель «Советского спорта» подвел итоги второго дня чемпионата России по фигурному катанию. 28.12.2019 08:00 Фигурное катание Волохов Юрий

Жизнь кипит, а результат – тот же. Сборная России в начале этого и прошлого сезонов Подводим итог выступления наших биатлонистов в первой трети Кубка мира-2019/20 и сравниваем показатели команды с тем, что было год назад. 02.01.2020 22:00 Биатлон Тигай Лев

С Надалем не справились. А с Джоковичем сможем? Россия сыграет с Сербией в четвертьфинале Сборная России вышла в четвертьфинал Кубка Дэвиса, пусть и со второго места в группе. И теперь в плей-офф сыграет против Сербии, ведомой самим Новаком Джоковичем. «Советский спорт» – о промежуточных итогах турнира. И фаворитах решающей стадии. 21.11.2019 22:30 Теннис Мысин Николай

сайт в годовщину авиакатастрофы «Локомотива» предлагает нашим читателям вспомнить погибших хоккеистов. У каждого есть какая-то история. Никто не забудет тот день - 7 сентября 2011 года...

«В тот день, 7 сентября 2011 года, сидела на работе и весь день ждала решение КДК о дисквалификации Веллитона (стык с Акинфеевым).
Дождалась........
Как вдруг мне на электронную почту приходит сообщение от моего бывшего начальника: «Погиб ХК «Локомотив».
Выбежала в коридор, побежала к нему в отдел:
- Коля, что ты такое говоришь?
Он поворачивает ко мне монитор и показывает информацию о трагедии.
Вся в слезах пошла в курилку...
Друзья увидели слёзы и говорят: «Маринк, ну и что ты так расстроилась? Подумаешь, Велику впаяли дискву. Плакать-то чего?
Я отвечаю:
- Ребята, ХК «Локомотив» погиб. Велик тут не при чем...»


«За час до матча состоялась пресс-конференция Александра Медведева, на которой глава лиги рассказывал о планах КХЛ. Хоккейные чиновники и журналисты много улыбались, шутили. Начало сезона – это праздник.

Разошлись по рабочим местам. А за 10 минут до первого вбрасывания (16.50 мск) на сайтах появилась черная новость о том, что в 16.02 под Ярославлем разбился самолет с командой «Локомотив».

Сразу об этом узнали только те, кто были у компьютеров. Да и то не поверили, оторопело уткнувшись в экраны. Хоккеисты начали игру. Защитник «Салавата Юлаева» Андрей Кутейкин даже забил первый гол чемпионата, красиво выстрелив от синей линии…

Но информация уже расползалась по стадиону и начала доходить до людей. Возле лавочки уфимской команды появился Медведев с бледным лицом. За пять минут до конца первого периода он вышел на лед. Поднял руку, чтобы привлечь внимание игроков, остановить их – хоккеисты не понимали, что происходит.

Сегодня произошло страшное горе, - с трудом подбирая слова, говорил президент КХЛ. – Упал самолет, на борту которого находились хоккеисты «Локомотива», администраторы и тренеры клуба. Из 37 человек выжил только один. Продолжать матч или нет, мы решим во время перерыва хоккейного поединка. Прошу почтить память погибших минутой молчания.

На стадионе повисла пауза. Капитан «Салавата Юлаева» Виктор Козлов заплакал. Хоккеистов увели в раздевалки...»

Память - главное, что мы можем сейчас дать. Если у вас есть какая-то личная история о «Локомотиве» и погибших игроках, если вы отчетливо помните тот день 7 сентября 2011 года - те первые секунды, когда узнали эту шокирующую новость - поделитесь в комментариях.

Это День памяти «Локомотива».

И мы будем помнить.

«Что ты делаешь-то?» — фраза одного из пилотов злополучного рейса, унесшего в 2011 жизни основного состава хоккейного «Локомотива» из Ярославля. Эти слова вмиг разошлись миллионным тиражом в российской печати и по просторам интернета.

Фраза хлёсткая, эмоциональная, берущая за душу и проливающая свет на то, кто, возможно, стал виновником трагедии. Всё это правда. Но эта фраза не позволяет нам понять причины случившегося. Скорее, это крик отчаяния, который вырвался у пилота в адрес бортмеханика в тот момент, когда изменить что-то было уже поздно. После неё только 12 секунд, и дальше — молчание длиною в вечность.

Ошибка на стадии подготовки

До последней фразы пилотов в радиоэфире в 15:59:57 «Всё, конец» (только нецензурно) и обрыва записи в 15:59:59 есть ещё почти десять минут переговоров, из которых становится ясно, что на самом деле могло стать причиной крушения самолёта, что позволяет забыть про мифические литерные рейсы, теории заговоров и прочие псевдонаучные расследования.

Интересующие нас переговоры начинаются в 15:51 по московскому времени с фразы «Сколько тебе? Девять?» Пилоты наугад выбирают положение стабилизатора из-за того, что им не известен точный вес снаряженного для полёта судна. Так происходит потому, что багаж перед взлётом не прошёл процедуру взвешивания.

Далее, в 15:57, следует команда начинать движение — стандартное российское «Поехали!» и предложение взлететь на номинальном режиме, который обычно используется для незагруженного самолёта. Проблема заключается лишь в том, что на борту этого Як-42 присутствовало 45 взрослых людей и огромный багаж хоккейной команды. На каждого игрока приходится не менее 50 килограммов снаряжения. В общем, самолёт был не просто загружен, а даже нагружен больше привычного.

После этого пилоты начинают спорить, с какого места им лучше начинать взлёт. Один предлагает начать с дальнего края взлётной полосы, сделав разгонное расстояние максимальным. Но первый пилот принимает решение разгоняться с точки, где было легче вырулить, лишив себя нескольких сотен метров разгона, которого, возможно, и не хватило для взлёта.

После руления пилоты решают, что в качестве «рубежа» должна быть выбрана скорость судна 190 километров в час. Рубеж — скорость, при которой должна окончательно оторваться от земли передняя планка самолёта. Если отрыва не происходит, пилоты обязаны начать торможение. Скоростью взлёта были выбраны 200 километров в час.

Начало движения

Начинается разгон — в Москве на часах 15 часов 58 минут 36 секунд. До катастрофы остаётся менее полутора минут. Двигатель набирает обороты, нормальные для номинального режима, судно начинает ускоряться.

«Скорость растёт. Параметры в норме. 130... 150... 170... 190...», — комментирует выживший бортмеханик. Передняя стойка начинает подпрыгивать на взлётной полосе, но никак не может оторваться от земли. Позже выяснится, что кто-то из пилотов мог случайно слегка нажать на педаль тормоза, что допустимо в похожих моделях самолетов Як, но не в этой, не в Як-42.

«Поднимайте!» — командует первый пилот. В этот момент скорость уже достигла 210 километров в час, но экипаж так и не начал торможение.

«Взлётный!» — говорит командир, решая врубить двигатели на полную мощность и идти до конца. В этот момент до края взлётной полосы остаётся менее полукилометра — точка невозврата уже пройдена. Дальше можно либо оторвать машину от земли, либо отказаться от взлёта и, выехав на самолёте далеко за пределы полосы, привести машину в негодность, либо при неудачной попытке взлёта попасть в авиакатастрофу.

«220... 230...» — комментирует бортмеханик набор скорости. Но самолёт продолжает всеми шасси касаться земли.

«Мы мало, наверное, стабилизатор развернули», — слишком поздно предполагает второй пилот.

«Взлётный! Взлётный!» — в панике кричит командир судна. Скорость достигает 250 километров в час. «Взлётный! Стабилизатор!» — продолжает отдавать команды первый пилот, начиная осознавать, что произойдёт через 17 секунд.

Только вперёд

Видимо, начинается паника, потому что в этот момент, когда самолёт на скорости 250 километров в час покидает взлётную полосу, командир отводит штурвал от себя, прижимая нос самолёта к земле.

Сейчас уже никто не сможет сказать, что было у него в мыслях. То ли он хотел остановиться. То ли пытался раскачать самолёт и, резко дёрнув штурвал на себя из нижней точки, в последний момент взмыть в воздух... то ли у него на уме было что-то другое.

Не понял задумки и бортмеханик, который решил, что командир начинает торможение. Механик сбросил мощность всех двигателей на минимум...

«Да что ты делаешь-то?» — прокричал в этот момент второй пилот в адрес командира, понимая, что тормозить уже поздно. В этот же момент оба пилота начинают изо всех сил тянуть штурвал на себя, а бортмеханик врубает полную мощность, всё же пытаясь оторвать судно от земли. Они уже понимают, что другого выхода нет. Попытка торможения приведёт к трагедии, а взлететь чудом, но ещё можно.

Спустя полкилометра после выезда со взлётной полосы самолёт всё же отрывается от земли, но, набрав высоту лишь в 6 метров, всей массой обрушивается обратно.

«Всё, конец!» — говорит командир (в оригинале из уст командира звучит нецензурная лексика). Самолёт падает в овраг. Спустя две секунды запись обрывается. Ещё секунду спустя московские куранты бьют 16:00.

Давать оценку новым данным будут специалисты. Решение, кто прав, а кто виноват, примет суд. Но в любом случае всё это не вернёт ни хоккеистов, ни пилотов, ни все тех, кто погиб в этот злополучный день, 7 сентября 2011 года.

© РИА Новости


© РИА Новости


© РИА Новости


Всем, кто хоть иногда одним глазом смотрит матчи Континентальной хоккейной лиги, не надо объяснять, что за дата такая - 7 сентября 2011 года. В этот день в авиакатастрофе погиб ярославский «Локомотив» . Весь, в один миг. Як-42, на котором команда отправлялась в Минск , выкатился за пределы ВПП, попытался взлететь с грунта, столкнулся с радиомаяком и рухнул. 44 человека - 36 пассажиров и 8 членов экипажа - погибли.

С тех пор 7 сентября стал мемориалом в память о разбившейся команде. В КХЛ действовал закон - не назначать на этот день матчей. Никогда, что бы не случилось, какие бы не приходилось неудобства терпеть другим клубам, жизнь в лиге замирала. 7 сентября в хоккее был днем настоящей тишины. Грустная традиция, в чем-то даже страшная. Но она хотя бы на один день напоминала, что есть более важные вещи, чем хоккей. Да и как-то неуместно было в эту дату устраивать шоу, которым по определению должен быть любой хоккейный матч.

Человечности в КХЛ хватило только на 6 лет. Сухой расчет хоккейных менеджеров, которым непременно нужен каждый день календаря, оказался сильнее эмоций. 7-го сентября 2018 года впервые поле трагедии Континентальная хоккейная лига проводит матчи, причем целых 6. Возможно, в этом нет ничего страшного. Первая боль того чудовищного кошмара затихла, жизнь продолжается, и с каждым годом все меньше и меньше вспоминают погибший клуб.

Но как-то грустно, что 7 сентября в КХЛ превратился в обычную дату. Все-таки этот день памяти сейчас отняли не у того «Локомотива» - что им сейчас? Не у родственников погибших хоккеистов - для них это число в календаре останется черным навсегда, независимо от того, что думают в КХЛ. Мы его отняли у самих себя: оказалось, что целый день памяти - это слишком большая роскошь для бизнеса под названием хоккей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Очевидцы авиакатастрофы: «Лайнер горел еще в воздухе...»

Самолет Як-42, на борту которого была ярославская хоккейная команда «Локомотив», разбился вчера, едва успев подняться в воздух с взлетной полосы аэропорта «Туношна». Спортсмены летели чартерным рейсом на матч стартующего чемпионата КХЛ с минским «Динамо». На борту находился весь основной состав ярославцев - 35 человек, а также 8 членов экипажа

Прерванный полет

История отечественного хоккея, увы, состоит не только из побед, кубков и медалей. Случались и по-настоящему черные дни. Один из них - 7 сентября 2011 года, когда под Ярославлем разбился Як-42, на котором местный «Локомотив» летел на матч с минским «Динамо». Погибли 25 игроков (еще один хоккеист позже скончался в больнице) и 11 тренеров команды, по праву считавшейся одной из самых ярких в чемпионате. В живых остались лишь те, кто не полетел в Минск, - форвард Максим Зюзякин и тренер вратарей Йорма Валтонен

«За час до матча состоялась пресс-конференция Александра Медведева, на которой глава лиги рассказывал о планах КХЛ. Хоккейные чиновники и журналисты много улыбались, шутили. Начало сезона – это праздник.

Разошлись по рабочим местам. А за 10 минут до первого вбрасывания (16.50 мск) на сайтах появилась черная новость о том, что в 16.02 под Ярославлем разбился самолет с командой «Локомотив».

Сразу об этом узнали только те, кто были у компьютеров. Да и то не поверили, оторопело уткнувшись в экраны. Хоккеисты начали игру. Защитник «Салавата Юлаева» Андрей Кутейкин даже забил первый гол чемпионата, красиво выстрелив от синей линии…

Но информация уже расползалась по стадиону и начала доходить до людей. Возле лавочки уфимской команды появился Медведев с бледным лицом. За пять минут до конца первого периода он вышел на лед. Поднял руку, чтобы привлечь внимание игроков, остановить их – хоккеисты не понимали, что происходит.

Сегодня произошло страшное горе, - с трудом подбирая слова, говорил президент КХЛ. – Упал самолет, на борту которого находились хоккеисты «Локомотива», администраторы и тренеры клуба. Из 37 человек выжил только один. Продолжать матч или нет, мы решим во время перерыва хоккейного поединка. Прошу почтить память погибших минутой молчания.

На стадионе повисла пауза. Капитан «Салавата Юлаева» Виктор Козлов заплакал. Хоккеистов увели в раздевалки...»

Загрузка...