Выбери свой спорт

Тесты используемые для оценки уровня развития быстроты. Тесты для определения уровня развития силовых способностей

Силовые способности - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление.

Абсолютная сила - это преодоление максимального отягощения на один раз.

Относительная сила - это расчёт уровня силы относительно собственного веса.

Динамическая сила- это преодоление отягощения при выполнении движения

Статическая сила - это удержание позиции с внешним сопротивлением

На практике силовые способности тестируются двумя способами :

  1. С помощью измерительных устройств - динамометров, и тензометрических устройств, позволяющих избирательно оценить максимальную силу различных мышечных групп.
  2. С помощью специальных педагогических тестов силу.
Измерение силы кистевым динамометром не позволяет реально судить о силе спортсмена, т. к. в этом тесте участвуют мелкие мышцы сгибателей пальцев. Для того, чтобы получить объективные данные о силе спортсмена, необходимо обратить внимание на тестирование основных групп мышц тела: тазового пояса, туловища, бёдер и плечевого пояса. Для определения силы разгибателей позвоночного столба используют становый динамометр. На практике тренеры очень редко используют эти приборы. Для определения силовых способностей они применяют педагогические тесты. Их выполнение не требует применения специального дорогостоящего инвентаря и оборудования. Наиболее информативными являются измерения, проводимые при динамическом режиме работы мышц.

Критериями оценки максимальной силы спортсменов со стажем могут служить следующие тесты:

  1. Выполнение жима лёжа штанги (1 раз).
  2. Приседание со штангой (1 раз).
  3. Тяга становая (1 раз)
Данные тесты выполняются с максимальным весом на один повторный максимум.

Для людей которые не обладают профессионально техникой данных упражнений могут выполнить, например:

  1. Жим лёжа на 10 раз. При это предварительно провести разминку.
  2. Жим ногами в тренажёре на 10 раз.
Для тестирования детей эти измерения проводить запрещено. При тестировании детей следует применять простейшие методики с использованием веса собственного тела. Так силу сгибателей рук и широчайшей мышцы спины можно определить по количеству подтягиваний в висе на перекладине, при этом раскачивание не допускается. Темп выполнения упражнений произвольный. Подтягивание выше подбородка.

Силу разгибателей рук и грудных мышц можно определить с помощью упражнения: сгибание-разгибание рук в упоре лёжа.

Силу мышц брюшного пресса можно протестировать при помощи упражнения: поднимание туловища в сед из положения лёжа на спине.

Эти тесты силовыми можно назвать с большой натяжкой, т. к. здесь уже присутствует и силовая выносливость.

Во многих источниках приведены средние показатели для определённой возрастной группы, но тренеры не должны опираться только на них, т к. главное это прирост показателей при тестировании.

Скоростно-силовые способности проявляются в Д.Д. где наряду с большими величинами развитого в движении усилия требуется и высокая скорость. Виды движениях таких как различные виды прыжков, метания, при выполнении акцентированных ударов, быстрые защиты и неожиданные передвижения в боксе, рывок штанги и пр. проявляются скоростно-силовые способности.

Для определения уровня скоростно-силовых способностей применяют следующие упражнения:

  1. Прыжок в длину с места.
  2. Прыжок в высоту (тест Абалакова).
  3. Подтягивание на перекладине на время.
  4. Сгибание-разгибание туловища количество раз на время.
  5. Тройной прыжок (на левой и на правой ноге).
Силовую выносливость целесообразно оценивать при выполнении движений имитационного характера, близких по форме и особенностям функционирования нервно-мышечного аппарата к соревновательным упражнениям, однако с повышенной долей силового компонента. Так например на силомере в виде боксёрского мешка можно за тренировочный раунд измерить сколько боксёр нанёс ударов и тоннаж ударов за весь раунд. Для борцов работа с резиновыми амортизаторами или броски манекена в заданном режиме.

Таким образом, критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат количество двигательных действий (число подтягиваний, отжиманий, число прыжков) и время исполнения данных упражнений.

Силовая выносливость- это способность мышц выполнять работу с лёгкими отягощением длительное время.

Оценка силовой выносливости производится различными способами:

  1. По продолжительности заданной стандартной работы.
  2. По суммарному объёму работы, произведённой при выполнении программы теста.
  3. По показателю отношения импульса силы в конце работы, предусмотренной соответствующим тестом, к её максимальному уровню.
Для определения силовой выносливости юных спортсменов применяют следующие упражнения:
1. Максимальное количество отжиманий на параллельных брусьях.
2. Максимальное количество отжиманий от пола.
3. Максимальное количество отжиманий от гимнастической скамейки.

Быстрота, это способность спортсмена производить движение или выполнять определённое движение за минимальное время (за минимальный промежуток времени).
Быстрота, это физическая способность в значительной мере обусловленная наследственностью. При проведении тестирования скоростных возможностей как в отношении содержания тестов, так и методики их использования, следует помнить, что в процессе испытаний спортсмен должен находится в условиях высокой работоспособности, без признаков развивающего утомления. Время выполнения тестов максимальной интенсивности обычно не превышает 15 - 20сек.

Контрольные упражнения для оценки быстроты подразделить на четыре группы:

  1. Оценка быстроты простой и сложной реакции.
  2. Оценка скорости одиночного движения.
  3. Оценка максимальной быстроты движений в разных суставах.
  4. Оценка скорости, проявляемая в целостном движении (бег 30м.,60м.) и т.д.

  • Контрольные упражнения для оценки быстроты простой.


    Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (на выстрел стартёра спринтер начинает бег). В лабораторных условиях точность измерения достигает 0,01 или 0,001с. Испытуемый делает десять попыток, затем вычисляют среднее время реагирования.

    При измерении простой реакции можно применять линейку длинной 40 см.

    В условиях соревнований время простой реакции можно измерить с помощью контактных датчиков (старт спринтера в л/а, пловца).

    Сложная реакция присуща единоборцам и игрокам спортивных игр. Тип сигнала и способ ответа заранее неизвестен. В соревновательных условиях зарегистрировать время сложной реакции весьма трудно.

    Можно это сделать на специальном стенде оснащённым световыми датчиками. Единоборец по сигналу должен ударить в ту цель где загорелся световой датчик. Засекается время от начала светового сигнала до нанесения удара по цели.

    1. Для оценки скорости одиночного движения наиболее информативным показателем является время выполнения специфических движений или упражнений. К ним относят время удара в боксе, броска в борьбе, число разнообразных приёмов в единицу времени и др.
    2. Контроль частоты движений основан на выявлении количества движений в единицу времени. Максимальная частота движений в разных суставах оценивается с помощью теппинг тестов. Регистрируют число движений выполняемых поочерёдно одной или двумя руками за 5 - 20 секунд.
    3. Для оценки скорости, проявляемой в целостном движении (максимальной скорости) можно использовать бег от 5 до 60 метров, либо челночный бег.
    Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой.

    Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений. Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения:

    1. Подвижность плечевого сустава оценивается по расстоянию между кистями рук при выкруте. Ширина хвата сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого.
    2. Активное отведение прямых рук вверх из положения лёжа на груди, руки вперёд. Измеряется расстояние от пола до кончиков пальцев рук.
    3. Подвижность позвоночного столба определяется по степени наклона туловища вперёд и оценивается со знаком «+» или «-». При выполнении гимнастического мостика измеряется расстояние между пятками и пальцами рук.
    4. Подвижность в тазобедренном суставе определяется при проведении продольного и поперечного шпагата.
    При проведении измерения гибкости необходимо соблюдать стандартные условия тестирования:

    1. Проведение стандартной разминки перед тестированием.

    2. Одинаковые исходные положения.

    3. Повторное измерение проводить в одно и тоже время.

    Координационные способности

    В системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие «координация движений» - «организация управляемости двигательного аппарата» (Н.А.Бернштейн).

    Координационные способности, это - способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.

    В соответствии с критериями оценки координационных способностей мы считаем следующие четыре основных признака: правильность, быстроту, рациональность и решительность, которые в свою очередь имеют качественные и количественные характеристики.

    Контроль координационных способностей должен осуществляться при разных функциональных состояниях организма - в устойчивом состоянии, при высоком уровне работоспособности и оптимальных условиях для деятельности нервно-мышечного аппарата и в условиях компенсируемого или явного утомления. Это принципиально важно, так как высокий уровень координационных способностей в оптимальных условиях ещё не означает, что они будут проявляться при тяжёлом утомлении и интенсивном действии других сбивающих факторов, в частности психологического характера, особенно интенсивно воздействующих на спортсменов во время ответственных соревнований в окружении сильных соперников.

    Все вышеперечисленные перечисленные способности связывают с понятием - ловкость .
    Ловкость - сложная двигательная способность, уровень развития которой определяется многими факторами:

    1. Мышечное чувство - пластичность корковых нервных процессов.
    2. От быстроты нервных процессов зависит быстрота реакции и срочность образования координационных связей, быстрота перехода от одних действий к другим.
    Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в спорте используют различные показатели. Перечислим их.

    Факторы , определяющие координационные движения:

    1. Время, затраченное на освоение нового движения.
    2. Точностью выполнения движений.
    3. Стабильностью выполнения движений.
    4. Временем необходимым для перестройки с одной деятельности на другую.
    5. Сложностью выполняемого движения.
    6. Сохранение устойчивости при нарушении равновесия.
    Контрольными тестами в единоборствах могут служить:
    1. Челночный бег с заданиями
    2. Упражнение вертушка. Единоборец поднимает указательный палец вверх, смотрит на него и вращается в одну сторону 30 сек., 1 мин. После окончания ему необходимо выполнить точный серию ударов по силомеру, сохранив скорость, точность и силу ударов.
  • Чтобы этого не случилось, необходимо включать в занятия упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приемы.

    Л Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.

    Самый распространенный способ облегчения условий прояв­ления быстроты в упражнениях, отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения, - уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях.

    Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом занимающегося. Стре­мясь облегчить достижение повышенной скорости в таких уп­ражнениях, используют следующие приемы, выполняемые в ус­ловиях, облетающих увеличение темпа и частоты движений: а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил (например, непосредственная помощь преподава­теля (тренера) или партнера с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических и других упражнениях); б) ограни­чивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т.п.); в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.); г) применяют дозированно вне­шние силы, действующие в направлении перемещения (напри­мер, механическую тягу в беге).

    2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьи­
    рование отягощений.

    Скорость движений может временно увеличиваться под влия­нием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с грузом перед прыжком в высоту, тол­чок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т.п.). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных цент­ров, сохранении двигательной установки и других следовых про­цессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возра­стать степень ускорений и мощность производимой работы.

    Однако подобный эффект наблюдается не всегда. Он во мно­гом зависит от веса отягощения л последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередований обычного, утяжеленно­го и облегченного вариантов упражнения.

    3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений.
    Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за

    лидером-партнером и др.).

    Объем скоростных упражнений в рамках отдельного занятия, как правило, относительно невелик, даже у специализирующих-


    ся в видах деятельности скоростного характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряжен­ностью упражнений; во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скоро­сти движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее.



    Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных спо­собностей делятся на четыре группы: 1) для оценки быстроты

    простой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиноч­ного движения; 3) для оценки максимальной быстроты движе­ний в разных суставах; 4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных дей­ствиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.

    Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и аоожной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (на­пример, при загорании лампоч­ки отпустить кнопку, на выст­рел стартера начать бег и т.д.).

    В лабораторньгх условиях вре­мя реакции на свет, звук опре­деляют с помощью хронореф-лексометров, определяющих время реакции с точностью до 0,0] или 0,001 с. Для оценки вре­мени простой реакции исполь­зуют не менее 10 попыток и определяют среднее время ре­агирования.

    При измерении простой ре­акции можно применять линей­ку длиной 40 см (рис. 13).

    В соревновательных условиях время простой реакции измеря­ют с помощью контактных дат-


    чиков, помещаемых в стартовые колодки (легкая атлетика), стар­товую тумбу в бассейне (плавание) и т.д.

    Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вслед­ствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойствен­ны преимущественно играм и единоборствам). Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно.

    В лабораторных условиях время реакции выбора измеряют так: испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуа­циями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.

    Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движе­ний. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. опре­деляют с помощью биомеханической аппаратуры.

    Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты дви­жений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теттпингтестов. Регистрируется число движений ру­ками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или од­ной) за 5-20 с.

    Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие пока­затели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдель­ных фаз движения.

    7.4. Выносливость и основы методики ее воспитания

    Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

    Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характе­ра и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется мини­мальное время преодоления заданной дистанции. В игровых ви­дах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности дви­гательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятель­ности, связанных с выполнением точности движений (спортив­ная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем вынос­ливости является стабильность технически правильного выпол­нения действия.

    Различают общую и специальную выносливость. Общая вынос­ливость - это способность длительно выполнять работу умерен­ной интенсивности при глобальном функционировании мышеч-


    ной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливос­тью. Человек, который может выдержать длительный бег в уме­ренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возмож­ности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

    Общая выносливость играет существенную роль в оптимиза­ции жизнедеятельности, выступает как важный компонент физи­ческого здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой разви­тия специальной выносливости.

    Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная вынос­ливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятель­ности, в условиях которой решается двигательная задача (напри­мер, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с дру­гими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная вынос­ливость и т.д.).

    Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутри­мышечных источников энергии, от техники владения двигатель­ным действием и уровня развития других двигательных способ­ностей.

    Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой вы­носливостью, но недостаточной скоростной или низкой коорди­национной выносливостью.

    Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации. функциональ­ной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наслед­ственности), среды и др.

    Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные воз­можности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановле­ние энергии в процессе работы. Образование энергии, необходи­мой для работы на выносливость, происходит в результате хими­ческих превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и ана­эробные алактатные реакции, которые характеризуются скорос­тью высвобождения энергии, объемом допустимых для использова­ния жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допусти -


    мым объемом метаболических изменений в организме (Н. И. Вол­ков, 1976).

    Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому вос­становлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удале­ние продуктов метаболического обмена.

    Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максималь­ной интенсивности продолжительностью до 15-20 с.

    Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5-6 мин.

    Факторы функциональной и биохимической энономизации опре­деляют соотношение результата выполнения упражнения и зат­рат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энер­гообеспечением организма во время работы, а так как энергоре­сурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затруд­няющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше ква­лификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих про­явления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.

    Экономизация имеет две стороны: механическую (или биоме­ханическую), зависящую от уровня владения техникой или раци­ональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматри­вать этот процесс еще глубже - то за счет какой доли использова­ния жиров в качестве субстрата окисления.

    Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагопри­ятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (на­растание кислородного долга, увеличение концентрации молоч­ной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

    Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, ус­тойчивость установки на процесс и результаты длительной дея­тельности, а также такие волевые качества, как целеустремлен­ность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприят-


    ibie сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».

    Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэроб­ная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наслед­ственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетически» фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62-0,75) обнаружены в статической вынос­ливости; для динамической силовой выносливости влияния на­следственности и среды примерно одинаковы.

    Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской - при ра­боте умеренной мощности.

    Специальные упражнения и условия жизни существенно влия­ют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максималь­ного потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей.

    Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наи­более интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

    Задачи по развитию выносливости. Главная задача при развитии выносливости у детей школьного возраста состоит в создании ус­ловий для неуклонного повышения общей аэробной выносливос­ти на основе различных видов двигательной деятельности, пре­дусмотренных для освоения в обязательных программах физичес­кого воспитания.

    Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их - значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и ти­пов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации.

    7.4.1. Средства воспитания выносливости

    Средствами развития общей (аэробной) выносливости явля­ются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, пере­менной; суммарная длительность выполнения упражнений состав­ляет от нескольких до десятков минут.


    В практике физического воспитания применяют самые разно­образные по форме физические упражнения циклического и ацик­лического характера, например продолжительный бег, бег по пе­ресеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражне­ния, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7-8 и более упражнений, выполняемых в сред­нем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60-90 мин; работа осуществляется при глобальном фун-кдионировании мышц.

    Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей орга­низма, для чего используют любые упражнения, включающие фун­кционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.

    Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются спе­циально подготовительные упражнения, максимально приближен­ные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфи­ческие соревновательные упражнения и обще подготовительные средства.

    Для повышения анаэробных возможностей организма исполь­зуют следующие упражнения:

    1. Упражнения, преимущественно способствующие повыше­
    нию алактатных анаэробных способностей. Продолжительность
    работы 10-15 с, интенсивность максимальная. Упражнения ис­
    пользуются в режиме повторного выполнения, сериями.

    2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать
    алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжитель­
    ность работы 15-30 с, интенсивность 90-100% от максимально
    доступной.

    3. Упражнения, способствующие повышению лактатных ана­
    эробных возможностей. Продолжительность работы 30-60 с, ин­
    тенсивность 85-90% от максимально доступной.

    4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать
    алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжитель­
    ность работы 1-5 мин, интенсивность 85-90% от максимально
    доступной.

    При выполнении большинства физических упражнений сум­марная их нагрузка на организм достаточно полно характеризует­ся следующими компонентами (В. М.Зациорский, 1966): 1) ин­тенсивность упражнения; 2) продолжительность упражнения; 3) число повторений; 4) продолжительность интервалов отдыха; 5) характер отдыха.


    Интенсивность упражнения в циклических упражнениях ха­
    рактеризуется скоростью движения, а в ациклических - ко­
    личеством двигательных действий в единицу времени (темпом).
    Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на рабо­
    ту функциональных систем организма и характер энергообес­
    печения двигательной деятельности. При умеренной интен­
    сивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыха­
    ния и кровообращения без большого напряжения обеспечива­
    ют организм необходимым количеством кислорода. Небольшой
    кислородный долг, образующийся в начале выполнения уп­
    ражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в пол­
    ной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в даль­
    нейшем она происходит в условиях истинного устойчивого
    состояния. Такая интенсивность упражнения получила назва- .
    ние субкритической. ■

    При повышении интенсивности выполнения упражнения орга­
    низм занимающегося достигает состояния, при котором потреб- t
    ность в энергии (кислородный запрос) будет равна максималь­
    ным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения
    получила название критической. к

    Интенсивность упражнения выше критической называют над- ■ критической. При такой интенсивности упражнения кислородный F запрос значительно превышает аэробные возможности организ­ма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энер- i гообеспечения, которое сопровождается накоплением кислород- ■ но го долга.

    I

    Продолжительность упражнения имеет зависимость, обратную относительно интенсивности его выполнения. С увеличением про­должительности выполнения упражнения от 20-25 с до 4- 5 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее, увеличение продолжительности упражнения приводит к менее выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энерго- J обеспечения.

    Число повторений упражнений определяет степень их воздей­ствия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать вы­сокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ве­дет к исчерпыванию бес кисло родньх механизмов или к их блоки­рованию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращает­ся, либо резко снижается интенсивность их.

    Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значе­
    ние для определения как величины, так и особенно характера
    ответных реакций организма на тренировочную нагрузку. ш

    Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в I зависимости от задач и используемого метода тренировки. На-


    пример, в интервальной тренировке, направленной на преиму­щественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120-130 уд./мин. Это позволяет вызвать в дея­тельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, ис­ходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовно­сти к эффективному выполнению очередного упражнения, ле­жит в основе варианта интервального метода, называемого по­вторным.

    При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.

    1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту
    очередного повторения практически такое восстановление рабо­
    тоспособности, которое было до его предыдущего выполнения,
    что дает возможность повторить работу без дополнительного на­
    пряжения функций.

    2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная
    нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления.
    При этом не обязательно будет происходить существенное изме­
    нение внешних количественных показателей (в течение известно­
    го времени), но возрастает мобилизация физических и психиче-
    сих резервов организма человека.

    3. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха меж­
    ду упражнениями, после которого наблюдается повышенная рабо­
    тоспособность (суперкомпенсация), наступающая при опреде­
    ленных условиях в силу закономерностей восстановительных
    процессов в организме.

    Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном - заполняет паузы дополнительной деятельностью.

    При выполнении упражнений со скоростью, близкой к крити­ческой, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэроб­ной.

    Не менее важное значение имеют игровой и соревновательный методы, использование которых создает дополнительный стимул для предельного проявления скоростных возможностей за счет повышения интереса, мотивации, эмоционального подъема, духа соперничества занимающихся.

    Эффективным методом повышения скоростных возможностей является и вариативный метод.

    1.4 Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей

    Контрольные упражнения для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы: 1) для оценки быстроты простой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиночного движения; 3) для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах; 4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции .

    1.5 Воспитание двигательного качества быстрота

    При обучении основам техники и тактики игры учителю необходимо добиваться повышения уровня быстроты, скоростно-силовых способностей и прыжковой выносливости учащихся.

    Для воспитания быстроты движений используются скоростные упражнения. Продолжительность одного повторения скоростного упражнения колеблется в зависимости от пола, возраста, подготовленности учеников и конкретных задач – от 2-3 до 10-12 с. Длину дистанции выбирают такой, чтобы интенсивность работы сохранялась максимальной до конца попытки. Количество повторений не более 5-6.

    Интервалы отдыха между попытками от 1 до 2-3 мин. Чтобы поддержать возбудимость центральной нервной системы на достаточно высоком уровне, паузы между повторениями заполняют упражнениями малой интенсивности, при выполнении которых функционируют те же мышечные группы, что и в основном упражнении. Например, если учащиеся совершают серию рывков с мячом, то к месту старта они возвращаются медленным бегом или спокойной ходьбой, ведя мяч или жонглируя им.

    Чтобы предотвратить образование так называемого «скоростного барьера», заключающегося в стабилизации скорости и частоты движений, в занятия включают разнообразные игровые средства, постоянно их варьируя. В этом одна из причин широкого использования при воспитании быстроты подвижных игр и эстафет, в процессе которых ученики приспосабливаются к нестандартным условиям: передвигаются самыми неожиданными способами, моментально реагируют на смену обстановки. .

    Для воспитания скоростно-силовых качеств применяют всевозможные прыжки, разнообразные упражнения с баскетбольными и набивными мячами, подбирают такие упражнения, которые в координационном отношении сходны с уже освоенными двигательными навыками. Движения выполняются с полной амплитудой, например, приседания завершаются выпрыгиванием, часто применяются бросковые движения и т.п.

    Интенсивность и продолжительность работы в каждой попытке, число повторений, длительность и продолжений пауз отдыха - сохраняются такими же, как и в скоростных упражнениях. Не случайно упражнения на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств рекомендуют объединять в комплексы. Это создает дополнительные удобства при организации занятий и повышает моторную плотность урока физической культуры за счет ликвидации потерь времени на перестроение учащихся.

    Для повышения прыгучести школьников используют сочетания различных прыжков в «глубину» с последующим запрыгиванием на какое-либо возвышение или с выпрыгиванием вверх и доставанием высоко расположенного предмета (например, мяча, который учитель держит в поднятой руке, сетке баскетбольной корзины или нижнего края щита), многочисленные варианты прыжков через гимнастическую скамейку. .

    Важное место в скоростно-силовой подготовке учащихся на уроках футбола отводят подвижным играм, эстафетам с большим набором прыжкового, метательного и ударного характера. Например, в IV-V классах проводят такие игры, как «Охотник и утки», «Перестрелка», «Прыгуны», а в старших классах - различные варианты эстафеты «Гусеница», игра «Борьба за отскок» и т.п. Полезно также выполнять скоростно-силовые упражнения соревновательным методом, ставя перед учащимися задачи: «Кто дальше совершит пятерной прыжок?», «Кто выше подбросит набивной (для младших классов - баскетбольный) мяч?», «Какая пара сделает быстрее 10 передач в положении сидя на полу?» и др. При подборе средств скоростно-силовой подготовки предпочтение отдают движениям, сходным по структуре и условиям выполнения с игровыми двигательными действиями. Так, все чаще дают такие задания: выполнить в прыжке тот или иной прием ведения мячом (чаще всего ловлю-передачу); повернуться на 90, 180, 360о; перехватить высоко летящий мяч; накрыть бросок противника и т.п. Как перед отталкиванием, так и сразу после приземления при выполнении прыжков учитель следит за соблюдением правильной игровой стойки и рациональной техники всех перемещений игроков. .

    Для воспитания прыжковой выносливости в отдельные занятия включает такие специальные упражнения и игры, в которых развивается способность игрока длительное время выполнять прыжки максимальной мощности. Например, поймав мяч в прыжке, успеть до приземления передать его партнеру, бросить в корзину или ударить о баскетбольный щит. Применяют различные многоскоки, выполняемые на все большее расстояние.

    Прыжки со скакалкой способствуют не только развитию прыжковой выносливости, но и росту прыгучести и общей выносливости, совершенствованию координации движений, укреплению мышц голени и кистей рук. Однако далеко не все дети к четвертому классу умеют обращаться со скакалкой. Поэтому их необходимо вначале обучить навыкам прыжков со скакалкой. На это тратится не более 1 - 2 занятий, а для тех, кто продолжает отставать, разрабатывают индивидуальные домашние занятия.

    Прыжки со скакалкой выполняют различными по характеру движений и степени сложности способами. Можно прыгать последовательно, переступая каждой ногой скакалку, отталкиваясь от пола одновременно двумя ногами, на одной ноге. Можно совершать между прыжками промежуточные подскоки; вращать скакалку вперед и назад; делать один или два оборота за один прыжок; выполнять повороты вокруг своей оси на 45, 90, 180о; прыгать в полуприседе; сгибать в полете ноги назад или выносить колени вперед-вверх. С интересом выполняют старшеклассники совместные прыжки через скакалку, вдвоем и втроем, располагаясь затылком или боком друг к другу. Однако первоначально необходимо, чтобы учащиеся хорошо овладели навыком прыжка толчком двумя ногами с вращением скакалки вперед и затем переходили к изучению остальных разновидностей. .

    Чтобы учащиеся выполняли прыжки в заданном темпе, можно регулировать их метрономом. При отсутствии метронома учитель предлагает учащимся самостоятельно подсчитать, сколько прыжков (оборотов скакалки) они совершают за одну минуту, давая сигнал в начале упражнения.

    На втором этапе (11-14 лет) происходит формирование тактических умений. Совершенствование ранее изученных тактических действий осуществляется путем многократного повторения игровых и специальных упражнений. На этом этапе целесообразно использовать упражнения, в которых футболисту предлагается выполнить конкретное задание, например, «закрыть» определенного игрока, выполнять «открывание» на скорости, при атаке применять обводку соперника и т.д. на втором этапе начинается обучение футболиста умению взаимодействовать с партнером с дальнейшим совершенствованием этих действий. Тренер подбирает упражнения для разучивания простых взаимодействий: игра в «сетку», «скрещивание». Необходимым средством для обучения тактическим действиям на этом этапе являются просмотры игр команд мастеров, анализ игр своей команды с помощью видеозаписи. .


      Что же такое тест? Тест - это кратковременное технически сравнительно простое испытание, имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учёту и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у испытуемых. Процесс испытания называется тестированием, а полученное в итоге числовое значение - результатом тестирования.

      1. Шестиминутный тест.
      2. Бег на 600; 800; 1000 м.
      3. Марш-бросок - 3000-5000 м.

      Бег на 200; 300; 400 м.

      1. Подтягивание на перекладине.
      2. Отжимание от пола.
      3. Из и.п. лёжа на мате, руки за голову, ноги согнуты в коленном суставе - поднимание и опускание туловища.
      4. Лазанье по канату.
      1. Прыжок вверх с места.
      2. Прыжок в длину с места.
      3. Тройной прыжок с места.
      4. Пятерной прыжок с места.
      5. Прыжок в глубину.

      а) из-за головы;

      б) из-за спины;

      в) снизу-вверх.

      1. Толкание ядра.
      2. Метание гранаты с разбега.
      1. Челночный бег 330 м; 510 м.
      2. Бег по зигзагу.

    Просмотр содержимого документа
    «"Тестирование для определения двигательных способностей учащихся" »

    Тестирование для определения двигательных способностей учащихся – один из этапов здоровьесберегающей технологии

    на уроках физической культуры

    В средней школе, для того чтобы правильно планировать тренировочный процесс, педагогу необходима диагностика подготовленности школьников на занятиях физической культурой. Под диагностикой подготовленности понимается объективная оценка состояния двигательной функции занимающихся, а также их спортивно-технического мастерства.

    Оперативный контроль – оценивается эффект одного тренировочного занятия.

    Чаще всего мне необходимо осуществлять контроль через 1-2 месяца подготовки. Так проводят оценку показателей уровня развития двигательных качеств, степень овладения техническими навыками.

    Для получения достоверной информации мне необходимо знать:

      что и когда измерять;

      какими должны быть уровень и динамика контрольных показателей.

    Оценка состояния не должна и не может быть сведена в ходе педагогического контроля и оценке какого-либо одного показателя, а предполагает учет и анализ совокупности целого ряда параметров. Для оценки подготовленности занимающихся с помощью тестов необходимо, чтобы эти упражнения соответствовали специфике спортивной дисциплины, половым, возрастным, квалификационным особенностям учащихся, а сами тесты были надёжны, информативны.

    Что же такое тест? Тест – это кратковременное технически сравнительно простое испытание, имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учёту и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у испытуемых. Процесс испытания называется тестированием, а полученное в итоге числовое значение – результатом тестирования.

    Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называются двигательными или моторными.

    Одним из основных условий является простота тестов, допустимость измерений для учителя и необременительности для учащихся. Измерение различных сторон подготовленности учащихся должно проводится систематически, что даёт возможность сравнивать значения показателей на различных этапах тренировки. Необходима точность результатов контроля, которая зависит от стандартизации проведения тестов и измерения результатов.

    В настоящее время спортивная практика располагает достаточно большим количеством тестов, с помощью которых оценивается физическая подготовленность учащихся различного возраста. Я предлагаю вам распространённые тесты для определения двигательных способностей детей и подростков, занимающихся физической культурой.

    Тесты для определения выносливости

      Шестиминутный тест.

      Бег на 600; 800; 1000 м.

      Марш-бросок – 3000-5000 м.

      Ходьба спортивная 1000; 2000; 5000 м.

    Для определения скоростной выносливости.

    Бег на 200; 300; 400 м.

    Тесты для определения быстроты

      Частота движений в беге на месте за 1 мин.; 30 сек.; 10 сек.

      Быстрый бег с низкого старта на 20 м; 30 м; 60 м; 100 м.

      Быстрый бег с ходу на 20 м; 30 м; 40 м.

      Быстрый бег с высокого старта на 30 м; 40 м; 60 м; 80 м; 100 м.

      Эстафетный бег: 850 м; 580 м; 4100 м.

    С детьми младшего школьного возраста различные эстафеты («Весёлые старты») для воспитания быстроты.

    Тесты для определения силовых способностей

      Динамометрия (определение силы кисти).

      Подтягивание на перекладине.

      Отжимание от пола.

      Из положения в висе поднимание прямых ног.

      Из и.п. лёжа на мате, руки за голову, ноги согнуты в коленном суставе – поднимание и опускание туловища.

      Лазанье по канату.

      Подъём штанги на грудь (50-95% от максимума).

      Рывок штанги (50-90% от максимального веса).

      приседание со штангой (50-90% от максимального веса на время).

    Тесты для определения скоростно-силовых способностей

      Прыжок вверх с места.

      Прыжок в длину с места.

      Тройной прыжок с места.

      Пятерной прыжок с места.

      Прыжок в глубину.

      Метание набивного мяча из различных исходных положений двумя руками:

    а) из-за головы;

    б) из-за спины;

    в) снизу-вверх.

      Для детей младшего школьного возраста метание теннисного мяча с разбега, одной рукой, на дальность.

      Толкание ядра.

      Метание гранаты с разбега.

      Прыжки на двух ногах через скакалку на время (в течение одной минуты).

    Тесты для определения гибкости

      Наклон туловища вперед из положения в седее, ноги вместе.

      Из и.п. стоя ноги вместе наклон туловища вперед.

      Мостик. При выполнении мостика измеряется расстояние от пяток до кончиков пальцев испытуемого.

      Разведение ног в стороны (продольный, поперечный шпагат). Измеряется расстояние от вершины угла до пола.

    Тесты для оценки координационных способностей

      Челночный бег 330 м; 510 м.

      Метание теннисного мяча на точность попадания в цель.

      Бег по зигзагу.

      Метание теннисного мяча в цель, стоя спиной к мишени (метание мяча над плечом или головой).

      Отпускание палки (педагог держит гимнастическую палку за верхний конец на вытянутой руке, тестируемый держит открытую кисть на вытянутой руке у нижнего конца палки. Педагог отпускает палку, тестируемый должен поймать ее).

      Стойка на одной ноге. Тестируемый закрывает глаза и становится на одну ногу, другая согнута в коленном суставе и развернута. Пятка согнутой ноги касается колена опорной ноги, руки на поясе. Педагог включает секундомер. Фиксируется показатель удержание времени на равновесие.

      Выполнение различных сложнокоординационных упражнений (прыжок в высоту с разбега, прыжок в длину с разбега, бег с барьерами и т.д.).

    Загрузка...