Выбери свой спорт

Православный взгляд на йогу. Православие о йоге

Йога ― это техника, направленная на исцеление телесной оболочки человека и питание духа. Йогины, практикующие ее десятилетиями, уверены, что благодаря ей можно предотвратить развитие заболеваний и избавиться от уже имеющихся.

Людей, в том числе православных и воцерквленных, чаще привлекает внешняя сторона йоги. Им нравится выполнять асаны, расслабляться, практиковать прием холодных ванн, процедуры для очищения, учиться правильно дышать. В результате внутренние системы работают слаженно, улучшается пищеварение, потенция, память, настроение. Многие считают, что достаточно вооружиться практическими упражнениями, а мировоззрение, на котором йога зиждется, игнорируют.

Но индусская гимнастика ― не просто комплекс упражнений. Она содержит элементы направлений, связанных с так называемыми трансцендентальными медитациями и мистическим даосизмом. Часть из них имеет точки соприкосновения с буддизмом Тибета и его идеологией.

С точки зрения православия, йога ― это набор приемов, с помощью которых каждый человек сможет управлять происходящими в нем физиологическими и психологическими процессами. В нее входят и методы, которые помогают достичь определенного состояния духа. Любые физические тренировки становятся в первую очередь обрядами, а также оккультными медитациями, позволяющими проникнуться восточной философией. А асаны, которым человек учится в процессе занятий, отождествляют его с животными, а иногда даже с предметами. Принимая некоторые позы, человек влияет на сексуальные центры в теле, пробуждая энергию секса.

Православие придерживается мнения, что невозможно отделить веру, нравственность и исполнение внешних обрядов от физических упражнений. В йоге даже самые простые движения вбирают в себя знаковую систему, через которую телу и душе передается определенная информация. С помощью таких психотехнических приемов люди добиваются расширения сознания и раскрытия в них самих божественности. Это противоречит христианской вере, поэтому духовные наставники склонны запрещать своим ученикам йогу.

Многие думают, что ценности в буддизме и христианстве – одинаковые: преодоление мирских страстей, избегание грехов, любовь к живому и жертвенность. Но человек, проповедующий буддизм, должен отречься от привязанностей и желаний, что подразумевает и отказ от Христа. Разница заключается в том, что буддисты стремятся достичь того состояния, когда они ни к чему не привязаны, а душа чиста и не наполнена. Христианство же воспринимает жертвы, помощь и радость только сквозь призму живущей в душе любви. Отношение православной церкви к йоге неоднозначное, но чаще ― негативное.

Йога и христианская вера

Особенность йоги в том, что выполнение упражнений, или асан, а также дыхательная гимнастика являются подготовкой тела к переживаниям души. Цель техники ― не подтянуть или сделать более гибким тело. У нее религиозно-аскетическая основа. Искушенные йогины достигают , когда им подвластны все психические состояния и они могут свободно сосредотачивать разум на чем угодно. Тогда они освобождаются от телесной оболочки и выходят из круга реинкарнаций.

Христианское учение подразумевает противоположное. Когда душа соединяется с божественным началом, человек раскрывает все свои таланты и лучшие черты. Не требуется избавляться от личностных качеств, терять самого себя. Христианин не должен стараться изжить из сердца радость, любовь и прочие чувства, потому что только с их присутствием жизнь становится по-настоящему наполненной.

Нельзя забывать и про медитативные техники, применяемые в йоге. Во время медитации человек стремится сосредоточить мысли на одной идее. Происходит полное отрешение от объектов внешнего мира, достигается определенное состояние психики. Медитирующий словно общается с самим собой, погружается во внутренний мир, занимается самогипнозом.

Молитвы же, принятые в православии, направлены не внутрь, а вовне ― к Богу. Это разговор с Богом. Источник сил, вдохновения, духовного совершенства в этих двух случаях совершенно противоположный: в буддизме ― человеческая душа, в христианстве ― Бог.

Являясь, с точки зрения религии, религиозно-мистической практикой, медитация заставляет человека находиться вне Христа. Развивая свои способности, человек начинает думать, что проводник высших сил, света и откровений ― он сам, обладатель высшей миссии. Это причина, по которой церковный мир не приемлет йогу.

Неверно говорить, что йога не позволяет добиться значимых результатов. С ее помощью можно достичь внутренней уравновешенности, состояния покоя вне зависимости от внешних обстоятельств, привести в порядок нервную систему. Каждое упражнение позволяет развить какую-то способность. Но позиция христианства такова, что душу нельзя насильно успокаивать, она должна постоянно «болеть». Только тогда душа освободится от грехов посредством исповеди.

Воцерквленные православные люди убеждены, что ради сохранения бодрости и крепости духа можно прибегнуть и к обычной физкультуре. Гимнастика ― отличный способ поддерживать форму. Они опасаются проблем, которые возникают у тех, кто чересчур рьяно придерживается правил йоги. Так, прочищение носоглотки и кишечника со временем приведет к повреждению слизистых оболочек, а из-за неправильно составленной программы могут случиться вывихи, артриты и артрозы.

Можно ли православным практиковать йогу

В наши дни соблюдение здорового образа жизни превращается в настоящий культ. Йога распространяется повсеместно, приходя в первую очередь в крупные города. Но, становясь ее адептом, православные должны помнить о том, что это не вид спорта, а ответвление от религиозной традиции Востока.

Цель этой практики ― научить людей управлять не только телом, но и психикой. Делается это для достижения высшего состояния души и тела. Невозможно заниматься йогой только для развития тела. Посещая тренировки, каждый человек должен отдавать себе отчет в том, что он принимает духовные цели йоги и всю систему буддистского духовного воззрения. По этому поводу есть мудрое высказывание иеромонаха Серафима, даже занимаясь йогой исключительно для поддержания здоровья тела, человек неосознанно готовит себя к перемене духовных ориентиров и новым духовным переживаниям.

Церковь не рекомендует православным людям прибегать к этой практике. Она поясняет: йога считает положительным всякий духовный опыт, в том числе случающийся во время медитативных занятий. Православные же люди должны учиться различать духов, а также понимать, что прилив энергии и тепло во время молитвы в любых частях тела, располагающихся под уровнем сердца, опасны и должны отвергаться. А занятия йогой предполагают, что прорабатываются различные чакры и центры в теле человека, наполняются теплом и энергетическими потоками.

Йога и православие ― понятия несовместимые, особенно для тех, кто не приемлет поверхностности и стремится погрузиться в то, чем занимается и во что верит. Поэтому каждый человек должен самостоятельно сделать свой выбор духовных ориентиров.

В настоящее время, в России все больше людей отдают предпочтение йоге. В СМИ появляется огромное количество информации о йоге, открываются центры по занятиям йоги. Поскольку Россия является православной страной, напрашивается вопрос, йога и православие совмещаются? Как относится православие к йоге и можно ли православным людям применять йогу?

На просторах интернета, есть множество высказываний наставников российской православной церкви. В своем большинстве, православный взгляд на йогу достаточно отрицательный. Одни осуждают йогу за «бесовство», называют это учение «высвобождением дьявола», другие – намереваются позитивно оценивать физическую составляющую йоги. Взгляд православной церкви к учению йоги формируется, учитывая позицию Патриарха Кирилла. Исходя из высказываний Патриарха, православие и йога имеют возможность взаимодополнять друг друга в определенных направлениях, но он с осторожностью относится к медитации. В йоге, кроме асан, огромное значение уделяется медитации, что очень настораживает православие. Так, греческий владыка Анастасий, анализируя йогу, говорит, что это религиозное или «околорелигиозное» учение. А медитация – это индуистская направленность. Об опасности йоги есть видео дьякона Андрея Кураева.

Медитация в йоге опасна с точки зрения православия

С точки зрения православия, йога – это система религии и в основе всех асан заложены сложившиеся языческие верования.

Но по утверждению церкви – это сатанинская религия, потому что происходит поклонение определенным силам. После проделывания специальных ритуалов, силы, которым преклоняются, совершают в человеческом теле преобразования сверхъестественного характера. Человек наделяется невероятными способностями. Такие силы применяются в магии, спиритизме и других оккультических практиках. Выполняя, как бы, безобидное упражнение, для укрепления тех или иных мышц – совершается религиозный обряд, когда человек без своего сознания входит в подчинение сатанинским силам. В Библии говорится, что Бог ставит свою печать только на место чела, а сатана может оставить свой знак не только на челе, а и на руке. Бог воспринимает осознанность в служении Ему, сатане же подходит поклонение в любом виде (осознанное или неосознанное). Церковь говорит, что занятия йогой могут оставить своеобразный знак на руке. Если христианин такое допустит, то упражнения, воспринимающиеся, как безобидный инструмент для улучшения здоровья, будут своеобразной ниточкой для сатаны, чтобы затянуть человека в свою сеть.

В теперешнее время очень популярной становится Кундалини-йога. В ней раскрывается энергия «кундалини», применяя разнообразные методы. Концентрация такой энергии происходит в спящем состоянии в месте основания позвоночника. Но по мнению православной церкви, если во время молитвы чувствуются ощущения ниже области сердца, их необходимо отвергать.

Отличие Православия и Восточных религий

Для того, чтобы разобраться почему Православная Церковь не всегда приемлет йогу, нужно понять различия между Церковью и Восточными религиями.

Православие основывается по таким принципам:

  • Основа Церкви – это духовное возвышение через плотское усмирение.
  • Православный христианин убежден, что тело тленно, а душа – вечная.
  • Человеческие болезни православный человек воспринимает как возможность общения с Богом, помогая задуматься о неправильном образе жизни. Но не связывают болезнь с укреплением тела.

Православный взгляд на йогу

По традициям Востока, главным подтверждением религии является не только в каком состоянии находится душа, но и тело. Хорошая физическая форма – есть основное доказательство тому, что человек верен религии. Здесь учение о поддержании здоровья организма и совершенствовании тела не являются пустым звуком.

Поэтому, в Восточных религиях очень тесно связанны между собой физические упражнения, питание и дыхание.

Йогическое учение позволяет достичь совершенства своего тела, а также находиться в гармонии с окружающим миром, что дает возможность прочувствовать прекрасное ощущение единения с Богом. Это огромнейшая работа над собой.

Главные причины неприятия йоги православием

Многие православные настоятели находят достаточное количество причин в занятиях йоги, которые по их мнению, невозможны для принятия православием.

Но главным неприятием йоги у православия является медитация, как писалось об этом выше. Да, медитация в йогической практике, является основной составляющей. Это умение сконцентрироваться на определенной идее, цели, установке. Помогают в этом повторение многократно специальных мантр (изречений). В основе медитации лежит шиваистская антропология. Это представление того, что дух человека, по природе аналогичен Совершенству (безличному Господу). Поэтому в йоге, молитву заменяют медитацией.

Православные настоятели в этом видят самообожествление, потому что медитируя, йог находится наедине с собой. Если человек займется медитированием, молится ему будет в тягость.

Когда христианин молится, он обращается к Богу с любовью, а йоги обращаются к тайным резервам своего духа.

Во время молитвы у христиан происходит очищение ума, сердца, от дурных помыслов, страстей, образов. С помощью силы Божественной Благодати, которая находится за гранью человеческой природы, люди получают помощь.

Православное крещение в воде

Как говорят священники, мантры вводят человека в мир Вед и Упанишад. Оккультисты называют такое космические духи, а христиане – демоны. Церковные служители утверждают, что после занятий йоги, у человека происходит перекос в сознании. Он начинает воспринимать православие в искаженной форме, потому что влияют на это йогические понятия.

Основную часть времени в практике хатха-йога уделяется асанам. Это схоже с обычными физическими упражнениями, в которых человек остается некоторое время в застывшем состоянии. Асаны способны регулировать кровяной поток к некоторым участкам тела человека и улучшает их деятельность. В православном мире говорят, что увлекаться асанами не есть безопасно. Если длительное время этим увлекаться, произойдет заторможенность психики, что приведет к медлительности, тугомыслию и.т.д. А поскольку, занимаясь йогой, нужно соблюдать определенное питание, изменить образ жизни, то в нашем непростом современном мире, человек может стать гипертоником или сердечником.

Да, в некоторых асанах йоги есть противопоказания, как и в обычных физических упражнениях. Для этого нужна консультация доктора.

В йоге особое внимание уделяется также и распределению энергии.

Разные ли православие и йога в действительности?

Учение йоги и православная религия достаточно разные, но совместимые точки у них также есть.

Так, минимальная цель йоги – не болеть, чтобы душа стремилась к совершенствованию.

Какой же главный метод совершенства души – растворить собственное Эго, перестать думать о себе, как о центральной личности во Вселенной. Только так можно спокойно относится к незначительной страсти, обидам, презрениям и принимать мир с радостью, как это делают маленькие дети.

Установки йоги

Рассмотрим теорию йоги.

Для практикующих йогу дается 10 установок:

  • Пять установок, того, что запрещается, называется «яма».
  • Пять установок предписывающих («следует»)- «нияма».

Их главная цель – предотвратить вытекание энергии.

В яме первая установка записана, как ненасилия и не причинение вреда. Когда из сердца уходит склонность к притеснению, обиде других, получать выгоду за счет других – появляется благость в душе. Чувствуется очень хорошая параллельность к первой христианской заповеди Господа «Не убий» — не допущение гнева.

Четвертая яма в йоге называется брахмачарья, что означает контролирование самого себя. В большинстве случаев, данную установку многие относят к половому воздержанию, но смысл ее намного шире. Яма Брхмачарья – это научиться контролировать естественные желания и потребности человека, но самое сильное из них – половое влечение. Очень много энергии люди тратят на мысли в поисках чувственного наслаждения. И здесь приходит на ум седьмая православная заповедь «Не прелюбодействуй». Это расшифровуется не только как половое воздержание, но грех чревоугодия.

Приветствие Солнцу в йоге

Удовлетворение – не есть самодовольство, это умение воздержаться перед превратностями соблазнов. Все, что происходит, воспринимается, как воля Господа и радоваться этому. Не допускать уныния, поскольку это является грехом. Самоограничение – умение находиться в состоянии невхождения в окружающие вещи. Важно контролировать свои «хочу», «не хочу», стараться доводить начатые дела до завершения.

Самадахи

Высшее состояние в йоге называется самадхи. Чтобы его достичь, важно постоянно прорабатывать навык концентрирования и созерцания. Такая практика помогать держать под контролем свои чувства.

Когда человек способен контролировать собственные чувства, он способен полностью сконцентрироваться на едином предмете.

Упражнения по концентрации позволяют перенаправлять сознание на внутренний круг психической энергии. Так восприятие действительности происходит на более тонком уровне, когда в объекте созерцания сосредоточенны ум, рассудок, чувства, дыхание.

На наивысшем уровне йоги самадахи, человеческое сознание возвышается выше границ самосознания и воссоединяется с Верховным Вселенским Духом. На этой вершине сознания человек непрерывно находится в радости и покое.

Разве только йоге близки данные практики для получения состояния сознания на наивысшем уровне.

Исихазм

В православии также есть духовная практика, сближающая человека с Богом. И методы достижения очень перекликаются с йогическими.

Так, в православии есть специальная духовная практика, когда человек переживает единение с Господом. Она называется «исихазм», что означает покой, безмолвие. Это молитва созерцания, когда человек отказывается от своих мыслей, эмоций, образов. Это огромный труд над собой, но в результате, происходит обожествление, восхождение к Господу.

В основе метода исихазм лежит многократное повторение «Иисусовой молитвы». Человек находится в сидячей позе. Подбородок опущенный к груди, ум перенаправляет в сердце, дыхание замедляется для успокоения мысленных потоков. После этого начинается проговаривание молитвы, объединяя ее ритм с дыханием до тех пор пока молитва не переходит на этап самодвижения. Это когда человек уже не предпринимает никаких действий, а молитва без усилий, как бы протекает через него. Молящийся, периодически отбрасывает мысли, которые внезапно появляются. Так очищается ум, который становится наподобие пустого зеркала. Как описывает церковная литература в таком зеркале может отразиться благодатное касание «несозданного света». Называют его еще нетварным, что означает «несотворенный», «существующий вечно». Благодаря этому свету, молящийся входит в беседу с Богом. Заполняясь этим светом, он присоединяется к божественной жизни и ставится Богом по благодати. Таких людей причисляют к лику святых.

Йоги в православном храме

Те, кто знает технику работы с медитацией найдет много общего в этих методах.

Святой Никифор Уединенник ввел дополнительный прием, чтобы вдох и выдох делать в ритме с сердечными ударами и каждое слово молитвы проговаривать на один удар сердца. Также контролировать вдох и выдох:

  • На вдох произнести три первые слова «Иисусовой молитвы»;
  • На выдохе – три следующие.и.т.д.

Св. Никофор Уединенник говорил, соблюдая ритм повторения молитвы, связывая его с дыханием, утихают мысли, успокаивается ум.

Что делать христианину?

Хотя позиция Церкви достаточно консервативная, йога быстро распространяется в России и других странах бывшего СНГ. Когда человек чувствует эффект от занятий, у него улучшается здоровье, повышается жизненный тонус, он будет продолжать заниматься йогой. Как же быть, тем кто систематически посещает церковь?

Каждый человек должен взвесить все плюсы и минусы и самостоятельно принять решение. Современный православный христианин, умеющий анализировать, может охарактеризовать желание заниматься йогой так:

  • Йога великолепно воздействует на мое состояние здоровья и самочувствие.
  • Занимаясь йогой, я живу в гармонии с собой, мое психическое и физическое состояние находятся в равновесии.
  • Я остаюсь православным христианином и занимаюсь йогой сознательно.

Но в Православии и йоге есть объединяющие факторы. Это то, что относится к питанию. Так, в обоих учениях рекомендуют отказаться от тяжелой и жирной пищи. Лучше, когда в меню человека преобладают продукты растительного происхождения. В Православии чревоугодие является грехом. Истинный йог не будет переедать и слепо поглощать продукты для телесного удовольствия.

Йога в православии

Поскольку йога набирает популярности в православных странах, вокруг нее рождается множество спекуляций. Это уже не идет как беседа о йоге и православии, а такое можно охарактеризовать как разговор о псевдо йоге и православии.

Часто про учение йоги говорят совершенно не то что оно представляет на самом деле. Поэтому многие православные наставники не всегда говорят о йоге то, что соответствует действительности.

Популярность йоги на Западе привнесли в нее особенности своей культуры. Это привело к возникновению христианских методик, в основе которых заложены принципы классической йоги. На этом основании и возникло такое понятие, как православная йога. К примеру, Лоретт Уиллис, американка по происхождению, создала православную йогу. Назвала она свое детище система Борденкирхен. В данной практике проделывают йогические асаны, совмещая с повторением фраз из Псалтыря. Лоретт утверждает, что физическое здоровье для каждой личности также важно, как вера в Бога. Потому как йога помогает не только сделать привлекательнее свое тело, но и отвлечься от жизненных проблем и услышать глас Господа.

В заключении, с уверенностью можно сказать, что практиковать йогу можно православным, если взвешенно подойти к этому древнейшему учению.

Резюме

У каждого человека есть свои личные убеждения и познания о взаимоотношениях с Богом. Каждый сам делает свой выбор.

Но когда человек искренне молится или произносит мантру, в результате он достигнет состояния медитации. В этом состоянии у человека пропадают сомнения о существовании души и истины, что не позволяет человеку грешить и это очень важно.

Думать о йоге, что это просто физкультурное движение, равносильно тому, что «говорить, будто крещение – это просто упражнение под водой»

Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?
(2 Кор. 6: 14–16)

СКРЫТОЕ ПЛАМЯ: ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЙОГУ

По рождению я католик. Я любил молиться. Прогулки в лесу, игры на реке, странствия по необъятным просторам воображения. Всё это было видом молитвы для меня: тишина, покой, почти исихия, такая естественная для ребенка. Я не пребывал постоянно в этом молитвенном состоянии. Но я узнал его. Этот опыт достался мне даром, просто как действие в сердце.
Мы все – в различной степени – испытываем подобное. Этому даются какие-то именования – или вообще не даются, потому что все слова кажутся такими неподходящими для того, чтобы выразить движение сердца к Богу. Когда мы невинны сердцем, особенно в ранней юности, есть переживание двух в этом опыте. Любящего и Любимого. Кого-то Еще. Я, будучи ребенком, не мог отчетливо обозначить это Присутствие Христа – точно так же я никогда не называл родителей по имени. Я просто знал их.

Когда я учился в средней школе – мои дедушка и бабушка отдали меня в католическую школу для мальчиков, – я хотел стать монахом-траппистом. Я регулярно посещал службы и часто читал Библию. Писание, действительно, подобно двери. Ты можешь войти через нее, и Святой Дух перенесет тебя в разные места, даже не отрывая твоих подошв от земли. Но я знал, что было и нечто большее. Что есть разница между чтением о событиях и опытом встречи с Ним.

Доктор Гарри Бузалис пишет в Священном Предании: «Мы призваны не просто “следовать” Традиции или “подражать” Традиции. Мы призваны переживать ее… как поступали святые и продолжают поступать и сейчас». Мы знаем: чего-то не хватает в мире вокруг нас. Некоего богатства, некоей глубины, о которой мы интуитивно знаем и к которой стремимся. Это, конечно, богатство Божией любви, света и благодати. Но в тот период моей жизни у меня не было слов, чтобы выразить это. Как и многие, я связывал эту неудовлетворенность, это беспокойство с другими вещами.

В средней школе профессор психологии познакомил нас с самогипнозом. И вскоре завязалась моя интрижка с медитацией.Я расслабился. Я отбросил осторожность ради нового опыта. Я чувствовал себя так, будто черный ход моей души постоянно открыт. Я отверг Бога, «чтобы быть сам по себе». Я испытал – очень ясно, – как внутри меня погас свет. Присутствие, Некто, Друг уважил мое решение. Было ощущение, что Он тихо ушел. Он уважает свободу воли. Он никогда не навязывает Себя. Он стучит в дверь сердца и ждет.
Я стал медитировать регулярно. Поначалу мне, подростку, было очень тяжело сидеть часами со старыми тибетскими монахами, совершенно неподвижно, обращая все мысли к голой стене и бронзовой статуе Будды передо мной. Я углубился в учение о реинкарнации, карме и сансаре . Я тогда не знал, что тибетский буддизм происходит от шаманской религии Бон и что в него включены астрология, колдовство и другие оккультные практики.

Я хотел знать, как побороть тревогу и депрессию, как собрать рассеянные мысли. Посещая залы буддийской медитации и индуистские ашрамы, я был заинтригован «духовным фейерверком»: экстазом, трансом, чувствами и видениями. Всё это связано с различными уровнями медитации и йоги и умножается с практикой. Эти и другие опыты иногда даются сиддхи или силами, накопленными через садхану (практику медитации и йоги). Интрижка переросла в увлеченность, увлеченность стала привычкой. И я не заметил, как мой первоначальный «безвредный» интерес к йоге и медитации утвердился в привязанность. Я более десяти лет погружался в эту духовную пучину.

И все эти годы я задавал разные вопросы. Например, что знают католические священники и монахи о том, верили ли первые христиане в предсуществование душ и реинкарнацию? Они отвечали, что ничего не знают об этом. И вдобавок спрашивали: а что это вообще такое? Погружаясь всё больше в источники и понятия восточных религий, страстно желая проникнуть в бардо – промежуточное измерение между духовным и материальным мирами, – я принялся за изучение «Тибетской книги мертвых».

Я штудировал всю мистическую и эзотерическую литературу, что попадала мне в руки, всегда носил в заднем кармане томик Бхагавад-гиты и читал работы Парамахансы Йогананды. Я погрузился в чтение Ошо, Рама Дасса и Рамана Махарши, убежденный, что нет существа более божественного, чем я сам.
Но моя иллюзорная самость разрушалась мною же самим. Согласно множеству книг, что я прочел, и тому, что слышал, не могло быть личных взаимоотношений с Божественным, и это создавало конфликты в моей душе. Покой и мир детства ушли. Чем глубже я погружался в медитацию и йогу, тем чаще приходили внезапные, неожиданные мысли, приносившие мне боль. Моя душа была поражена. Это был очень темный и печальный период моей жизни.

В поисках спокойствия я принял обет бодхисатвы и вступил в созерцательный и мирный буддистский монашеский орден, пытаясь как-то где-то закрепиться. После начального периода относительного мира появилась дерзость, даже безрассудство, беспокойные духовные движения. Это было что-то вроде духовного алкоголизма. Но я тогда не подозревал об этом.

Блудный сын питался пищей свиней в далекой стране. Но он вернулся домой, когда вспомнил вкус хлеба в доме Отца. Более десяти лет я жил в этой далекой стране и питался ее едой.

Я видел так много людей – и друзей, и незнакомцев, – искавших растворения себя. У них было ненасытное желание потерять себя, но не в жизни и свете Бога, а в темноте пустоты, отделяя себя от Любви всё Превосходящего. Это отделение – ад. Немало мужчин, женщин и детей ищут этот ад, катясь сквозь беспорядочные отношения и выпрыгивая из окон наркотиков, через что столь многие пали.

Я же изучал и практиковал кундалини-йогу и шаманизм, узнавал присутствие страха и холода. Я приобрел репутацию гадателя по картам Таро. Я обучал йоге и был инструктором в группах по управляемым медитациям и песнопению в глубокомысленных пустынях. Мы экспериментировали с астральной проекцией – управляемым внетелесным опытом через бардо, описанным в тибетских книгах. Я повсюду носил с собой не только Бхагавад-гиту, но еще Упанишады и буддийские сутры.
Все эти занятия дальше и дальше уводили меня от святой горы Христа. Капля за каплей камень точит. Я с намазанным оранжевой пастой лбом звонил в колокольчик, принося фрукты и зажигая огонь при поклонении Кришне, скитался босиком по улицам Юджина, Сиэтла, Портленда, а потом и Ришикеша, Харидвара и Дхарамсала на севере Индии.

Архимандрит Захария в книге «Сокровенный человек сердца» пишет:

«Отделенный от Бога – Источника жизни, человек может уходить только в себя… Постепенно он опустошается и развращается».

В буддизме Бог, душа, личность – это иллюзия, которую надо преодолеть, отбросить, разрушить. Буддизм отвергает индивидуальность, душу и личность. Складывает руки в молчании против Бога. Страдание там не преображается. В буддизме есть кресты, но невозможно воскресение. Можно сказать, что буддизм находит пустой гроб и заявляет о его пустоте как о естественном состоянии вещей, даже о цели бытия. В буддизме всё: небеса, ад, Бог, индивидуум, душа, личность – это иллюзия, которую надо преодолеть, отбросить, разрушить. Вот цель. Полное уничтожение. В высказывании IX века сущность буддизма выражается так: «Если увидишь Будду – убей его».

Буддизм не претендует, и не способен, на исцеление души и тела. Душа и тело должны быть преодолены и отброшены. В Православной Церкви, наоборот, душа и тело получают исцеление. Буддизм учит, что ничто не имеет внутренней ценности.
Церковь учит, что всё сотворенное Богом имеет внутреннюю ценность. Включая и человеческое тело. Мы сложные существа. Действия наших тела, ума и души согласованы. И эти согласованные действия напрямую зависят он нашего общения с Богом и духовной сферой.

Для православных христиан всё – даже страдания – является тайной дверью, проходя которой мы встречаем Христа и через это обнимаем друг друга.

Однажды осенью я приехал в Ришикеш в Индии. Этот город назван в честь языческого бога Вишну – «бога чувств». Ришикеш – это «мировая столица йоги». Общепризнанно, что это место, откуда происходит йога. 40 дней я изучал и практиковал так называемый «тайный путь» интегральной йоги в предгорьях Гималаев. Она включала в себя не только гимнастику, как в Америке, – каждое занятие начиналось и кончалось молитвой к «богу рычащего шторма» Шиве.

В то время я преподавал английский тибетским беженцам и работал на Правительство Тибета в изгнании как редактор. Йога исторически укоренена в индуизме. Интересно, что, разговаривая с ринпоче в монастыре Далай-ламы в Дхарамсале, я спросил, кто или что есть эти индуистские боги по буддийской космологии.
Его ответ был пугающим: «Они сотворенные сущности, обладающие эго… Это духи, удерживаемые в воздухе».

Что такое йога? Что такое энергия кундалини?

Пробуждение энергии кундалини

Буквальное значение слова «йога» – «узы, связь». Это значит связывание своей воли со змеем кундалини и возведение ее к Шиве , познав вашу «истинную» сущность. Все направления йоги взаимосвязаны, как ветви дерева. Дерева с корнями, снисходящими в те же области духовного мира. Это отражено в древних книгах Бхагавад-гиты и Йога-сутрах Патанджали. Я узнал, что конечная цель йоги – разбудить энергию кундалини, свитую в основании позвоночника в виде змея, и это приведет в состояние, позволяющее познать Тат Твам Аси .

Конечно, йога может инициировать необычные состояния души и тела. Но того же самого можно добиться при помощи психотропных препаратов и безвкусных, незаметных ядов. Через йогу мало-помалу приобщаются к шакти, к которой йоги обращаются как к «божественной матери», «темной богине», связанной с другими основными индуистскими божествами. Эта энергия не от Духа Святого, и это не просто аэробика или гимнастика. Ко всей этой системе прилагаются бхаяны и киртаны – языческие эквиваленты православных христианских акафистов, а к индуистским богам – также мантры, являющиеся «сакральными» формулами, как телефонные карты или телефонные номера различных языческих гуру и богов.

Как йога связана с индуизмом?

Честно говоря, индуизм не является единой религией. Это термин, которым британцы назвали различные культы, философские школы и шаманские религии Индии. Если вы спросите индуса, верит ли он в Бога, он, возможно, скажет, что вы сам – бог. Но спросите другого, и он укажет вам на скалу, или статую, или пламя огня. Это индуистская полярность: или ты сам бог, или всё вокруг – бог.

Йога находится под зонтиком индуизма и по многим причинам – верхушка этого зонтика. Она выполняет функцию миссионерского рычага индуизма и эпохи Нью Эйдж за пределами Индии. Индуизм как матрешка: открываешь одну философию – и в ней оказывается десять тысяч других.

А неоткрытые таят в себе риски. Можно плавать легко и беззаботно в неведомых водах. Но, не зная о приливах и особенностях этого района, можно попасть в беду. Тебя может унести подводное течение. Ты можешь пораниться о невидимые скалы, или подхватить неизвестную инфекцию, или отравиться.

Так случается и в духовной жизни.

Когда мы ныряем в океане, нас может привлечь яркая, пестрая или интересная рыба, но самые пестрые и экзотичные – самые ядовитые и смертельно опасные.

Впервые приехав в Индию, я, сняв обувь и носки, шел по разлитой воде, кокосам, разбросанным конфетам и мерцающим огням храма Калкаджи. Это один из самых известных храмов, посвященных Кали – «богине смерти». Я не знал, что оказался посреди толпы, справляющей самый важный ее праздник. Храм был в хаосе, и напряжение достигло темного апогея.

Тысячи мужчин, женщин и детей собрались в том храме Ришикеша, чтобы поклониться этому демону. У женщины рядом со мной закатились глаза, руки двигались вперед-назад, язык свесился изо рта, ноги дергались вверх и вниз, как у марионетки. Это была явная демонская одержимость.

Однажды я прикладывался к Ситкинской иконе Божией Матери и испытал неописуемое тепло, слезы смирения и любви, ясность ума и мир. Как будто я прошел мимо окна, полного теплого, благоуханного солнечного света. В храме Калкаджи я испытал противоположное.

Кали часто изображают как страшную многорукую богиню с синей кожей, стоящей поверх человеческих голов, с кровавым языком, свешивающимся изо рта. На ней одето ожерелье из человеческих голов и пояс из рук.

Я пил кофе с людьми, активно участвовавшими в движении йоги, индуизма и Нью Эйдж в Америке, которые для посвящения в культ этой богини ели мясо трупов с непальских кладбищ. Не так давно популярная британская газета «Гардиан» писала о том, что в честь демона Кали в жертву был принесен ребенок. Всё это типично для индуизма.
И это всё связано с йогой, потому что позы йоги не нейтральны. Все классические асаны имеют духовный смысл. Например, как пишет один журналист, «Приветствие солнца» – а это, наверное, наиболее известная последовательность асан, или поз, хатха-йоги, особенно популярной и распространенной в Америке, – это в действительности индуистский ритуал.

«“Приветствие солнца” никогда не являлось традицией хатха-йоги, – пишет Субхас Рамперсауд Тивари, профессор философии йоги и медитации Американского индуистского университета в Орландо (штат Флорида). – Это полноценный круг ритуального почитания солнца, благодарность за источник энергии».

Думать о йоге, что это просто физкультурное движение, равносильно тому, что «говорить, будто крещение – это просто упражнение под водой», – пишет Свами Парам, представитель ашрама Академии классической индуистской йоги и дхарма-йоги в Манахавкин (штат Нью-Джерси).

Это богиня Кали стремится объединить практикующих через шакти с Шивой посредством йоги. В ее храме, недалеко от Нью-Дели, я видел отвратительный говорящий сам за себя идол: камень со странными бисерными глазами и клювом, покрытый желтоватой противной и комковатой съедобной субстанцией.

В индуизме идолы «будятся». Их одевают. Их кормят. Им поют. И потом их кладут спать. Я принимал участие в этих церемониях сотни раз.

Издание «Йога Джорнал» имеет более 5 миллионов подписчиков и является самым продаваемым журналом йоги в мире. Показательно, что написал «Йога Джорнал», когда, доказывая превосходство йоги как психотерапии, говорит о философии индуизма, скрытой за практиками йоги:

«В перспективе йоги все человеческие существа “рождены божественными”, и каждый человек в своей сердцевине имеет душу (атман), которая вечно обитает в неизменной, бесконечной, всё пронизывающей реальности (брахман). В классической формулировке этого воззрения Патанджали… мы уже есть то, к чему стремимся. Мы – божество в скрытой форме. Мы уже, по сути, совершенны, и наш потенциал готов в любой момент проснуться для этой истины, с пробужденным сознанием и просветленной природой».

Учителя и ученики йоги обычно приветствуют друг друга санскритским словом «намасте», что значит: «Я почитаю божественное в тебе». Это утверждение пантеизма и предательство истинного Бога, явленного в Библии. «Приветствие солнца», или «сурья намаскара», происходит от почитания индуистского солярного божества Сурья.

В церковной агиографии и иконографии мы почитаем святых – реальных людей, живших праведно перед Богом, приобщившихся и продолжающих приобщаться к Его свету и любви – и просим их заступления.

Как пишет отец Михаил Помазанский:

«Идолы же – это образы ложных богов, и поклонение им есть поклонение демонам или воображаемым существам, не имеющим бытия; и таким образом, по существу, это поклонение безжизненным объектам».

Я видел свами в Америке – тех, которые передают эту демоническую энергию кундалини, просто посмотрев человеку в глаза. И если он открыт для этого, его тело может трястись и вибрировать, как железная заводная игрушка.

И когда для меня пришло время принять эту проклятую энергию через Шактипат , невероятный страх сковал меня, словно ледяная, наэлектризованная вода, и я поднял свой щит и меч: я начал произносить Иисусову молитву. Слава Богу! Это жуткое присутствие было отражено именем Иисуса. Мы должны помнить, что, как пишет апостол Павел:

«наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).

С этой молитвой, как со щитом и мечом, я выплыл обратно ко Христу. Я вышел из страны далекой. Я сделал шаг к Дому Отца моего.

Йога и Православие

Йога – это психосоматическая практика, взаимодействие между разумом, телом и духом (духами).Мы должны помнить, что слово «йога» значит «иго» – деревянное перекрестие, возлагаемое на шею животных и присоединенное к плугу. Помните, что апостол Павел предупреждает нас:

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?»

Йога не относится к Писанию и не является частью Священного Предания нашей Церкви. Всё, что нам нужно, обретается через Православную Церковь. Так чего мы хотим от йоги?

Важно знать, что в йоге так же, как и во многих мистических школах, практикующим могут являться странные огни, но скорее всего они от демонов или тварные огни в сознании, ведь «сам сатана принимает вид ангела света» (2 Кор. 11:14).
Многие сталкивались и следовали за «духовными фейерверками» так называемого «нового» века. Конечно, это не тот Нетварный Свет, который видели Моисей и ученики на горе Фавор. Это не Божественный Свет, который защищал святителя Григория Паламу в XIV веке от западных схоластиков. Прямое знание Бога возможно, как и непосредственный опыт Его познания, но знание и опыт зла также безусловно доступны. У нас есть свободная воля, чтобы выбирать, кого и что мы ищем. Это, конечно, требует рассудительности и испытания, где изложение испытанного перед опытным духовником – необходимое условие. Вне сомнения, необходимо сердечное участие в Таинствах Церкви. Нам лучше смотреть на таинства в наших сердцах, чем развлекаться воображением ума.

Популярные формы гимнастической йоги опасны и могут нанести вред практикующему.

Также нужно несколько слов сказать о том утверждении, что популярные формы гимнастической йоги не несут вреда и опасности практикующему. Те, кто придерживается такого мнения, или недостаточно осведомлены, или специально игнорируют множество предостережений, встречающихся в руководствах по восточной йоге, говорящих о хатха-йоге для практикующих. Уведомлен ли инструктор об этих предостережениях и может ли гарантировать, что ученик не получит вреда?

В своей книге «Семь школ йоги» Эрнест Вуд предваряет описание хатха-йоги такими словами:
«Я должен обратиться к некоторым практикующим хатха-йогу со строгим предупреждением. Многие люди получили неизлечимые болезни и даже сошли с ума, потому что делали упражнения йоги без приведения души и тела в надлежащее состояние. Книги по йоге полны таких предупреждений… Например, Геранда Самхита объявляет, что если некто начнет упражняться в жаркую, холодную или дождливую погоду, то это приведет к болезни; также если нет умеренности в пище и желудок более чем наполовину наполнен тяжелой пищей… “Хатха-йога прадипика” говорит, что устанавливать контроль за дыханием нужно постепенно, “как приручают львов, слонов и тигров”, в противном случае “экспериментатор будет убит”; а при любых ошибках возникают кашель, астма, головные боли, боли в глазах и ушах и многие другие болезни».
Вуд заключает свои предупреждения о позах и дыхании словами: «Я должен ясно сказать, что я не рекомендую эти упражнения, так как считаю, что хатха-йога очень опасна».

Если православный христианин хочет поупражняться физически, то можно плавать, бегать, ходить или делать гимнастические упражнения, можно заняться аэробикой, фитнессом. Это безопасные альтернативы йоге. Также мы можем совершать земные поклоны перед Богом. Церковь не хочет сделать нас нездоровыми или несчастными. Мы должны доверять предписаниям Матери-Церкви и следовать им в той степени, как можем и как дает благодать Божия. Нельзя пытаться улучшить жизнь тела в ущерб душе.

Также не должно доверять собственному мнению. Должно быть руководство.

«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой»(Притч. 3:5).

Как православные христиане, мы знаем, что действия нашего тела, такие как поклоны, земные поклоны и крестное знамение, имеют влияние на состояние нашей души перед Истинным Богом. Зачем нам пытаться копировать телесные действия, которые в течение многих веков были напрямую связаны со служением демонам? Такие действия имеют серьезные последствия для души и тела, принадлежащих Христу.

«Будем мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф. 10:16).

Примечания:

Реинкарнация – в восточных религиях учение о повторном воплощении души после смерти тела в другое существо; переселение душ. Карма – в буддизме, индуизме и др. религиях Востока совокупность совершенных человеком поступков и их последствий, определяющая судьбу и характер его нового рождения, перевоплощения. Сансара (или самсара), «блуждание, странствование» – круговорот рождения, жизни и смерти.

Ринпоче – признанный перерожденным и продвинутым учитель в буддизме.

Кундалини означает «свернутый кольцом», «свернутый в форме змеи». В йоге, эзотерике - представление об энергии, сосредоточенной в основании позвоночника; существуют различные методы и практики, цель которых заключается в том, чтобы «пробудить змею», осуществив подъем энергии по позвоночнику. Присутствие «пробужденной» энергии кундалини, также называемой шакти, должно привести к единению с Шивой, родоначальником и богом йоги.

«То Ты Есмь» – одно из «великих речений» Упанишад. Его произнес, обучая своего сына Шветакету, учитель Уддалака Аруни. Им намекается на тождество сокровенной сути человека с «последним основанием внешнего мира», Атманом и Брахманом.

Шактипат (санскрит) – передача силы, духовной энергии кундалини от учителя, в котором она уже активна, ученику. Элемент обряда посвящения в тантризме. Передача может происходить через взгляд, касание, ментальный посыл, произнесение мантры, через вещи (фрукт, цветок, письмо), по телефону или телевизору.

Вопрос: «Можно ли заниматься йогой?»

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

– Вообще – это вопрос многоплановый. Я неоднократно на него отвечал, стараясь коснуться то одного аспекта, то другого.

Апостол Павел сказал: «Нам всё позволено, но не всё полезно». Заниматься йогой, как духовной дисциплиной – категорически запрещено, потому что эти духовные практики приводят человека в ад. Несмотря на то, что Владимир Семенович пел: «Хорошую религию придумали индусы…» – ничего хорошего в этой религии нет, потому что это – язычество, а боги язычников – суть бесы! Хотя определенная религиозная интуиция в йоге имеет свое проявление (впрочем, как и во всякой религии) в силу того, что каждая душа по природе своей – христианка.

Обычно говорят, что я, мол, занимаюсь только хатха-йогой, то есть исключительно физическими упражнениями. Но тут есть несколько опасностей.

Первое. Хатха-йога родилась, произросла и принесла плоды на каком дереве? На христианском? Нет. Поэтому совершенно понятно, что дерево, на котором произрастает хатха-йога – это дерево антихристианское. Поэтому, даже участвуя только в телесной части, самой низшей, ты все равно используешь плоды работы врага рода человеческого.

Второе. Большинство учителей (более 90%) различных йоговских упражнений – являются фанатами йоги и, как правило, не являются христианами. А значит, они являются носителями этих духов – и это очень опасно, потому что каждый учитель является для ученика авторитетом. Человек может пропитаться этими духами, которые рождаются в результате таких занятий.

И самый главный дух – это дух гордыни, потому что йога – это путь самосовершенствования. А для христианина нет ничего более опасного, чем – само. Самость – это самое антихристианское свойство! Потом десятилетиями придется выдавливать это из своей души! Да и то – лишь пытаться, потому что очиститься от этой гордости можно исключительно только благодатью Божией. Спрашивается: зачем подвергать себя такой опасности?

И третье. Обычно учителя йоги говорят, что йоговские упражнения без занятий пранаямой – то есть дыханием – невозможны. Есть, разработанное в древности отцами-исихастами, дыхательное упражнение при Иисусовой молитве, но более поздние отцы всем христианам запретили ходить в ту сторону, потому что это связано с особым воздействием на человека, а поскольку не каждый может распознать злых духов – можно впасть в прелесть и даже дойти до безумия.

Учителя йоги говорят, что просто физические упражнения – без дыхательных упражнений – это мертвому припарки.


– А так бесу-то легче будет войти!

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Бес – это все-таки духовное существо, хотя эта духовность и со знаком минус, но каким-то образом это связано. Ведь вся терминология йоги и ее учителей проистекает из учения, в основе которого лежит сам антипод Христа.

Поэтому, когда у меня человек спрашивает, я обычно говорю так: «Если бы ты был моим сыном (или дочерью) – я бы тебе этого не посоветовал». Потому что тот, кто не входит в дверь, а дверь – это Христос («Аз есмь дверь…» – сказал Христос), а «…перелазит инуде, тот есть вор и разбойник».

Поэтому: зачем нам, познавшим истину во Христе через Святое Евангелие и благодать через Церковь – лезть через забор? То, что люди ищут в йоге – это есть и в христианстве! Просто по невежеству своему люди этого не знают.

Даже Рамакришна – один из великих йогов прошлого – исследовав христианство, в какой-то период своей жизни был готов стать христианином, но потом опять сошел с этого пути и, как все нормальные йоги, закончил жизнь самоубийством. Такое самоубийство в этой системе называется нирвикальпа самадхи – человек входит в состояние самадхи, душа покидает его тело и потом не возвращается. В переводе на русский язык – покончил с собой, так как душа отлетела. То же самое произошло и с Вивеканандой. То есть – с обоими учителями и реформаторами этих практик.

Поэтому – выражусь помягче – врагу не пожелаешь, а другу – тем более…

Протоиерей Александр Березовский:
– Но ведь можно само упражнение почерпнуть из книг – необязательно общаться с самими носителями этих учений? Многие свидетельствуют о том, что упражнения, предложенные йогой, облегчают страдания, потому что некоторые болезни ослабевают…

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Страдания очень хорошо облегчает героин! Разве мы будем его рекомендовать? А самый простой наркоз – это алкоголь. Хоть режь тебя! Не всё, что облегчает – хорошо. И это – не панацея! Я не знаю ни одного человека, который бы, занимаясь йогой, остался бы неповрежденным! Может быть, такие люди и есть, но на моем пути (с тех пор как я в церкви) – ни одного не попалось!

Степень повреждения разная, но я знаю таких, которые перестали практиковать двадцать лет назад, но до сих пор у них проблемы! Они на мир – и в частности, на духовный мир – смотрят через призму йоги. И когда у них возникают мысли или переживания – они стараются для себя перевести их на язык йоги.

Есть такой феномен: если, допустим, русский человек уедет в Англию, то через двадцать лет он начнет думать по-английски, и чтобы говорить по-русски – ему сначала нужно мысленно перевести. Вот и здесь происходит нечто подобное: человек может забыть свой природный язык. А наш природный язык – это православное христианство, и нам незачем входить в другую религиозную систему. Это представляет для нас опасность. Поэтому закончу словами: «Нам всё позволено, но не все полезно». Святой апостол Павел.

Пишет Татьяна Танская, инструктор по йоге, Киевская школа йоги.

Я задумалась, какие же аргументы против йоги выдвигают священники. И с этим вопросом обратилась напрямую к служителям церкви.

"Йога – это грех, – мягко ответил отец Александр. - Православие и йога несовместимы. Она настолько же разнятся, как для желающего перебраться на другой берег реки лодка и камень на шее. Йога – это жестокий самообман, не стремление к Богу, а желание самому стать Богом. Стерегитесь этого - вот что я могу сказать вам про йогу".


"Аскетика православия и аскетика йоги действительно похожи. Но это только на первый взгляд кажется. На самом деле разница огромнейшая, - сказал отец Викентий. - Православный подвижник, совершая подвиг, укрепляется в смирении, углубляется в видении своих грехов, своих недостатков, начинает плакать о своих грехах. А йог, когда занимается своими упражнениями, тем больше укрепляется в гордыне, превозносит себя, считая, что становится всемогущим. Такое поведение недопустимо, потому что Господь гордым противится, а смиренным дает благодать".

Опросив еще нескольких священников, я пришла к выводу: никто не знает толком, что такое йога и чем занимаются ее приверженцы. А если кое-что и слышали, то уверены, что цель йогов – принять самую сложную позу и сильно гордиться этим. А кто даже какие-то труды почитал, приводит такие аргументы греховности йоги: в ней нет покаяния за грехи, нет любви к богу, йоги холодны и безразличны, потому что сосредоточены на себе, своем теле и психике, что говорит о стремлении достичь только личного благополучия, в них нет любви к людям, потому что им предписано не общаться с людьми, не испытывать эмоций.

Можно было бы посмеяться над этими утверждениями, если бы не было так грустно стремление очернить все то, в чем не разобрался, безапелляционное желание доказать, что только твой путь является единственно верным и правильным, если бы не была так печальна попытка отвечать на все "почему" просто "потому что".

Такие разные на самом деле?

У меня нет теологического образования и не я не достигла просветления в йоге. Но я родилась и всю жизнь прожила в православной среде и занимаюсь йогой достаточно давно, чтобы не видеть существующих точек соприкосновений. Давайте порассуждаем вместе.

Какая цель-минимум у йоги? Избавиться от болезней, чтобы не отвлекать душу от совершенствования. Какой основной метод совершенствования души? Растворить свое Эго, убрать его с почетного пьедестала, с переднего плана, перестать считать себя центром Вселенной. Только избавившись от преобладания Эго можно очиститься от шелухи мелких страстей, обид, ненависти и презрения и воспринимать мир с той непосредственностью, радостью и любовью, которые присущи только маленьким детям.

А какой же грех в православии самый страшный, самый тяжелый, самый непростительный, за который нужно каяться непрестанно и безостановочно? Нет, вовсе не убийство, не прелюбодейство и не чревоугодие. Самый ужасный грех – это гордыня. И ох как много верующих не знают об этом. Или знают, но не осознают. Ведь одно дело сказать на исповеди "каюсь в гордыне" и с чистой душой причаститься. А другое дело пойти после этого и зло обругать сына за немытую посуду, не пустить подчиненного в отпуск, чтобы не мнил о себе невесть что, жестко объяснить жене, где ее место в доме, и презреть соседа за пьянство.

Гордыня на каждом шагу. Неосознанная и от этого еще более страшная. Ослепленный гордыней человек и убьет, и изнасилует и все другие смертные грехи совершит. И найдет себе оправдание. Но, избавившись от гордыни, люди сливаются с Богом и свет Божьей любви озаряет их души.

Разве гордыня и эго не одно и то же?

Смертные грехи в православии

Всего же смертных грехов семь: гордыня, корыстолюбие, зависть, гнев, прелюбодеяние, чревоугодие и уныние.

Алчность приводит к умножению забот, ко внутренней злобе и замкнутости, а провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов и завистников.

Зависть или недоброжелательство предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка и противоречит христианским добродетелям - великодушию и состраданию.

Человек, который поддается гневу, чувствует себя обиженным или раздраженным, находится в постоянной опасности совершить ужасные поступки и причиняет вред себе и другим. Главная причина гнева - гордыня.

Блуд и обжорство являются формами сластолюбия. Они вызывают как телесное страдание, так и страдание души, так как предмет радости сластолюбца не является истинным благом. Борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое подавление позывов к пище, сколько размышление о ее истинном месте в жизни.

Уныние - состояние беспредметного недовольства, обиды, безнадежности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил.

Все смертные грехи являются обратной стороной гордыни или эго. А эго базируется на чувстве собственной важности, страхе смерти и чувстве жалости к себе. Хорошо видно, что грехи гордыни, алчности, зависти и гнева есть проявлениями чувства собственной значимости, а блуд, чревоугодие и уныние – потаканием своей слабости, что расценивается как жалость к себе.

Десять "заповедей" йоги

В "Йога сутрах" Патанджали даются десять установок для практикующего йогу: пять запретных (яма) и пять предписывающих (нияма) – "нельзя" и "следует" духовного пути. Как пишет Свами Криянанда, значение их в том, что они предотвращают "утечку" нашей энергии. Первое правило ямы – ненасилие, непричинение вреда. Как только из сердца изгоняется склонность притеснять других, так или иначе обижать их (в том числе и стремясь к личной выгоде за их счет), то сама собой появляется благожелательность.

Следующим принципом "нельзя" является воздержание от неправды. Правдивость является для нас естественной тенденцией, как только преодолевается желание искажать истину.

Третья яма – нестяжание, то есть отсутствие корыстолюбия. Это касается не только материальных вещей, но и более тонких, таких как похвала или должность.

Четвертая яма – самоконтроль (брахмачарья). Обычно эту установку соотносят с практикой полового воздержания, однако она имеет более широкий смысл. Брахмачарья означает контроль всех естественных потребностей, из которых половое влечение – самое сильное, но не единственное. Огромное количество энергии уходит на мысли или на поиски чувственных наслаждений. Йога не ставит вопрос о правильности или греховности секса, она говорит о том, как и куда мы должны направлять свою энергию.

Пятая яма: непринятие. "Непринятие" составляет естественную пару с "нестяжанием". Нестяжание означает непривязанность к тому, что не принадлежит нам, непринятие же означает непривязанность к тому, что мы обычно считаем своей собственностью. Дело в том, что нам на самом деле не принадлежит ничего. Все – наши тела, поступки и даже мысли – принадлежит Господу.

Ниям или "следует" тоже пять. Это чистота, удовлетворенность, самоограничение, интроспекция (самоанализ, самопознание) и преданность Господу, набожность.

Под "чистотой" разумеется сердечная, а не телесная чистота, хотя, конечно, она включает и последнюю.

"Удовлетворенность" это не самодовольство, а состояние, в котором следует мужественно пребывать перед лицом самых тяжелых превратностей. То есть, нужно принимать все, что ни случается, как волю Божью, и быть довольным.

"Самоограничение" - это не несение внешних аскез, а состояние невовлеченности во все внешнее. Следует научиться быть хозяином своих "хочу" или "не хочу" и уметь доводить до конца свои начинания.

Интроспекция (самоанализ, самопознание) - это, казалось бы, обращение вовнутрь, однако это больше, чем самоанализ. Самоанализ все так же держит ум привязанным к эго, тогда как, прежде всего, подразумевается обращение ума к Богу. Интроспекция позволяет нам увидеть Бога в себе. Нет необходимости в осуждении себя и своих качеств, нужно просто развить способность иметь абсолютно ясный ум и объективность.

Набожность – это преданность, направленная вовнутрь, а не разбрасываемая вовне в религиозных церемониях и ритуалах. Набожность направляет естественную любовь сердца от мирских объектов к Богу.

Как видите, смертные грехи очень сильно перекликаются с принципами ямы-ниямы. А если вспомнить еще и 10 заповедей, в частности, возлюби Господа Бога всем сердцем своим; возлюби ближнего своего, как самого себя; не убий; не прелюбодействуй; не укради; не возводи ложных свидетельств; не пожелай жены и добра ближнего своего, то эта взаимосвязь становится еще более очевидной.

Более того, возьму на себя смелость утверждать, что сходны не только общие принципы жизни, но и конкретные методы. В православии издревле существует духовная практика, в результате которой человек переживает единство с Богом. Такая практика называется исихазм.

Что такое исихазм?

По словам одного современного православного богослова, если монашество является средоточием православной духовности, то исихазм - самое ядро этого средоточия.

Слово "исихазм" происходит от греческого "исихия" - "покой", "безмолвие". В основе практики исихазма созерцательная молитва, отказ от мыслей, эмоций и образов. В результате практики происходит обожение и восхождение к Богу.

Не могу здесь не привести выдержки из замечательной статьи А.С.Ригина "Безмолвие и свет", посвященной исихазму.

"Основной метод исихазма состоит в многократном повторении "молитвы Иисусовой" ("Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного"). Приняв сидячую позу и опустив подбородок на грудь, молящийся "направляет свой ум в сердце", замедляет дыхание, чтобы таким образом успокоить поток мыслей, и начинает "творить молитву", связывая ее ритм с дыханием, пока молитва не становится "самодвижущейся", и уже не человек молится, предпринимая для этого определенные действия, а молитва как бы течет через него, не требуя никаких усилий. При этом молящийся последовательно отбрасывает "помыслы" (т. е. мысли), очищая таким образом ум и делая его подобным пустому зеркалу, в котором сможет отразиться благодатное касание "несозданного света", - пишет Ригин.

Созерцание этого света, который называют нетварным (то есть несотворенным, существующим вечно) или Фаворским (именно этот свет видели ученики Иисуса Христа при его преображении на горе Фавор), имеет большое значение для практики исихазма. Через этот свет подвижник входит в общение с Непостижимым Богом. Исполняясь этим светом, он приобщается божественной жизни, становясь Богом по благодати. Так происходит теозис – обожение человека.

Далее читаем у Ригина: "Считается, что "помещение ума в сердце" и замедление дыхания при совершении "молитвы Иисусовой" является основным приемом, восходящим еще к Симеону Новому Богослову и Григорию Синаиту. Ум "проникает в сердце" вместе с вдыхаемым воздухом, следуя за ним. Дополнительный прием, предложенный Св. Никифором Уединенником, состоит в том, что вдох и выдох связываются с ударами сердца, а каждое слово молитвы произносится на один удар сердца. При этом первые три слова "молитвы Иисусовой" произносятся на вдохе, а следующие три - на выдохе. Ритмичность повторяемой молитвы, связанной с дыханием, постепенно приводят к тому, что мысли угасают, а ум успокаивается и пребывает в сердце, где, по словам Симеона Нового Богослова, он поначалу встречает лишь "тьму" и кипение страстей, но потом за этой "тьмой" в глубине сердца открывается "неизреченная радость".

По мере продвижения в молитвенной практике подвижника начинает посещать состояние экстаза, однако, по словам Симеона Нового Богослова, экстаз является лишь начальной ступенью, а не целью практики, которая состоит в достижении постоянного, не нарушаемого единства с Богом, затрагивающего все естество человека - дух, душу и тело.

С практикой исихазма связано и учение о "телесных центрах". Это "головной центр", с которым связана деятельность ума; "гортанный центр", в котором зарождается речь, отражающая мысль; "грудной центр" и, наконец, "сердечное место" (расположенное в районе сердца), которому уделяется столь большое значение в практике исихазма. Ниже "сердечного места" находится область "чрева", средоточие "низменных страстей" (конец цитаты).

Не правда ли очень напоминает техники, присущие не только йоге, но и другим восточным практикам, а "телесные центры" вызывают совершенно четкие ассоциации с чакрами? Но автор очень мудро ушел от ответа на этот вопрос. "Учение о телесных центрах, а также приемы практики, связанные с дыханием и многократным повторением одних и тех же слов вызывают естественные ассоциации с рядом восточных традиций, однако мы не ставим себе цели в данной статье развивать эти ассоциации по ряду причин, главная из которых - самодостаточность всякой духовной традиции и наличие потенциальной возможности объяснять ее идеи, оставаясь в пределах самой этой традиции", - говорит он.


Немного истории и философии исихазма

Читая об истории исихазма, невозможно отделаться от мысли об удивительной схожести методов и практик, присущих православию и йоге. Смотрите сами.

Так, в сочинениях Макария Египетского (IV в.) есть учение об "обожении" - прикосновении божественного начала к человеку, преображающего душу и тело. Для подвижников это была не абстрактная идея, а факт их внутренней духовной жизни, реальность их духовной практики. Во время непрестанной молитвы ум освобождается от страстей и озаряется светом. Это приносит в душу особенный внутренний покой. Это не апатия или безразличие, а глубокая тишина и невозмутимость духа, отказывающегося от высказываний и проявлений. Такое состояние можно сравнить с гладкой поверхностью воды в безветренный день, оно наполняет душу радостью и блаженством. Это блаженство дает чистоту сердца и девственность души, ту цельность души, которая и есть целью духовной практики подвижника.

Подлинным отцом исихазма считают классика византийской мистики Симеона Нового Богослова (949-1022 гг.). Именно ему приписывается авторство трактата "О трех методах сосредоточения и молитвы", который описывает методы практики, о которых мы говорили ранее - приняв сидячую позу и склонив голову к груди, подвижник намеренно замедляет дыхание и начинает произносить "Иисусову молитву", соединяя ее с ритмом дыхания и направляя в сердце, пока молитва не становится "самодвижущейся".

Во второй половине XIII веке идеи Симеона Нового Богослова были развиты Никифором Исихастом (Никифором Уединенником), - итальянцем, принявшим православие и ставшим афонским подвижником; автором трактата "О трезвении и хранении сердца", где систематически излагается техника духовной практики исихазма.

Основное развитие методов исихазма связано с именем настоятеля ряда афонских монастырей Григория Синаита (около 1250 - около 1330 гг.). В своей работе "О безмолвии и о молитве" Григорий Синаит пишет о двух стадиях иночества - монашеском делании (посты, подвижничество, удаление от мира и т.п.) и созерцании, состоящем в неделании. Созерцание, по Григорию Синаиту, имеет три стадии:

Сосредоточение и "молитва умом";

Благодать и духовная радость, нисхождение "несозданного света", обретение безмолвия ума;

Высшая ясность, трезвость ("трезвение ума"), постижение сути всех вещей и созерцание своей собственной духовной сущности.

Наиболее разработана традиция исихазма была в XIV веке Григорием Паламой.

Григорий Палама (1296-1359) получил в молодости светское образование, в 1315 г. принял монашество на горе Афон, где был некоторое время игуменом монастыря Эсфигмен, а затем стал отшельником. По учению Паламы, человек, который достиг совершенства в любви, возлюбив Бога без всякого эгоизма и корысти, может посредством молитвы приобщиться к Божественной энергии, то есть живой и повсеместно действующей благодати Бога и возвыситься до самого Бога, увидев воочию Свет Его предвечной славы (Фаворский свет) – обожиться.

А идеологический противник Григория Паламы, монах Варлаам Калабриец, ставший впоследствии католиком, виденный Паламой Свет считал обычным самовнушением, а сам исихазм определял как ряд полумагических дикарских приемов. Варлаам утверждал, что видеть Божественный свет нельзя, потому что нельзя. Спор богословов разрешился в 1351 на Влахернском поместном соборе: критика Варлаама была осуждена, паламизм был объявлен официальной доктриной византийской православной церкви, а в 1368 году Григорий Палама причислен к лику святых.

Палама придал исихазму действительно философское обрамление, разработав учение о принципиальном различии сущности Бога, которая непроявлена и недоступна постижению, и самоизлучающихся энергий Бога, которые пронизывают весь мир, нисходя к человеку. Это несотворенное излучение Бога и есть тот нетварный Фаворский свет. При этом Палама ссылается на слова Дионисия Ареопагита о "неприступном свете" и Боге, как "сверхсветлой тьме", снова и снова утверждая принципиальную недоступность и трансцендентность этого света, входящего в сердце подвижника, "помыслы" (мысли) которого угасли, а душа пуста и прозрачна.

Тема преображения, достигаемого с помощью света и нисхождения благодати, является центральной в аскетическом учении Григория Паламы. Он считал, что такое просветление духа, будучи достигнутым, должно затронуть и тело. Дух животворит плоть, преображая ее, ибо "тело - храм, в котором пребывает телесно вся полнота Бога". Путь к такому преображению - "безмолвная" или "духовная" молитва, о которой Исаак Сирин писал, что на первой стадии молитва состоит из слов, а на второй стадии она уже не имеет ни слов, ни формы. Это действительно безмолвная, сама собой происходящая или "самодвижущаяся" молитва, дающая подвижнику глубинный покой, тишину и причастность к нетварному свету божественных энергий.

Преемницей Византии стала Русь. Идеи исихазма начали проникать сюда давно, с самого принятия христианства. Например, Антоний - основатель Печерского монастыря в Киеве - совершил паломничество на гору Афон, и прожил некоторое время в монастыре Эсфигмен (где позже настоятелем был Григорий Палама), обучаясь у афонских отшельников.

Последователем исихазма был Сергий Радонежский. Лучшие подвижники православного мира Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Амвросий Оптинский, Игнатий Брянчанинов мыслили и чувствовали во многом так же, как и Палама, который верил в то, что человек может взойти к Богу, верил в то, что человек не должен смиряться с собственным несовершенством, а должен преодолевать его.

Я не преследую цель доказать, что в православии используются элементы йоги. Это было бы не разумно, равно как и сравнивать несравнимое – йогу и религию. Это два совершенно разных пути. Но, мне кажется, что они проходят параллельно и ведут к одной цели. Поэтому и методы самосовершенствования, духовные практики, способы созерцания, избавления от Эго или гордыни сходны. Разве это не свидетельствует об их эффективности?

Отношения с Богом, на мой взгляд, очень интимное дело. Только вы имеете право решать, какой путь вам подходит больше. Хочу сказать только одно: я не причисляю себя к верующим, потому что не верю, а ЗНАЮ, что Бог есть. И я не считаю себя приверженцем какой-то одной церкви, потому что мне не нравятся посредники между мной и Богом, которые бесконечно борются за власть, за сферы влияния, за финансы, наконец.

Если высшая цель религии, в данном случае православной, привнесение в душу частицы света Божьего, раскаяние в грехах и пестование безграничной любви к Богу в сердце, то я православная. Потому что люблю Бога всем сердцем и вижу присутствие Его во всем, что есть на земле, и стремлюсь дарить всем существам – живым и неживым – радость и свет Господней любви. Разве это не йога в том высшем понимании этого слова, которое означает ЕДИНСТВО?

Моя подруга, о которой шла речь в начале, ходит в Киевскую школу Йоги. Моя знакомая ходит в церковь. Каждая – прекрасной, светлой души человек. Много общего я вижу в их стремлении к совершенству. Дай Бог им сил на их Пути.


Загрузка...