Выбери свой спорт

Методы тактической подготовки в спортивных играх. Виды индивидуальных тактических действий

Одним из базовых понятий криминалистической тактики является понятие тактического приема. Отметим, что анализ точек зрения ученых- криминалистов на суть тактического приема показывает, что данное понятие емкое и многогранное.

Эта дефиниция в разное время определялась по-разному. Так, А.Н. Васильев считал, что тактический прием - это «метод действия в расследовании для достижения цели, рассчитанный на оптимальный эффект при относительно минимальной затрате времени и сил» . Как совокупность приемов проведения следственных действий представляют себе тактические приемы

А.В. Дулов и П.Д. Нестеренко.

Однако, с позиции других авторов, тактический прием определяется как адекватный ситуации способ речевого и неречевого воздействия на объект (фрагмент объективной действительности, документ, предмет, человека), способствующий эффективному собиранию и использованию информации,

оптимизации решения других задач при проведении расследования.

При криминалистической интерпретации данного понятия следует учитывать ряд существенных обстоятельств. Субъектом применения тактического приема является следователь либо другое лицо, осуществляющее расследование по уголовному делу. Сфера его применения - деятельность по осуществлению расследования. Выступая в качестве способа решения задач, возникающих в ходе этой деятельности, тактический прием представляет собой не единственный, а лишь один из серии возможных в том или ином случае способов, вариантов познавательной деятельности. Выбор соответствующего варианта, пути решения задачи осуществляется с учетом особенностей объекта тактического воздействия и сложившейся следственной ситуации.

Именно оптимизации работы следователя подчинено большинство тактических приемов, применяемых при расследовании преступлений, поскольку эта процессуальная фигура, в силу специфики ее работы, может применять весьма широкий спектр тактических приемов. Поэтому представляется обязательным включение в определение рассматриваемого понятия указание на субъекта применения тактических приемов. Как справедливо отмечено в литературе, им является только лицо, производящее расследование, либо отдельное следственное действие .

Спорным являются утверждения многих авторов, которые называют субъектом криминалистической тактики адвоката и выделяют самостоятельный раздел криминалистической тактики - тактику профессиональной защиты 2 . Подобная позиция, на наш взгляд, противоречит природе и предмету криминалистики, а также тем целям, которые эта наука ставит перед собой. Таким образом, субъектом тактического приема может быть только следователь либо лицо, производящее следственное действие по его поручению (дознаватель, оперативный работник).

На сегодняшний день в криминалистике сложились два основных направления во взглядах ученых на сущность тактического приема. Одни авторы - Н.Р. Божкова, И.Е. Быховский, А.Н. Васильев, В.Г. Власенко, В.И. Комиссаров, С.П. Митричев и др. - рассматривают тактический прием как своеобразную научную рекомендацию . Другие - О.Я. Баев, Р.С. Белкин, Е.П. Ищенко, И.М. Лузгин, Н.И. Порубов, А.Р. Ратинов, Е.Р. Россинская, В.И. Шиканов, Н.А. Якубович, С.Ю. Якушин и др. - полагают, что тактический прием - это рациональный способ действия или такая же линия поведения .

Понятие «способ действия» и «рекомендация» являются неразрывными, однако не тождественными, отражающими различные аспекты такого явления как тактический прием. Как верно замечает А.А. Филющенко, тактический прием как способ реального действия используется в условиях конкретной следственной ситуации со всеми ее индивидуальными особенностями, в то время как тактическая рекомендация, разработанная в криминалистической тактике, рассчитана на применение в условиях типичной следственной ситуации, когда складываются основные условия эффективности тактическо-

го приема.

Также необходимо различать тактический прием как способ реального действия и описание этого способа в научных работах, и тактическую рекомендацию как научно обоснованный совет в применении того или иного приема в типичной следственной ситуации, содержащей описание не только самого тактического приема, но и условий, в которых этот прием может быть использован с наибольшим эффектом .

Как представляется, между характеристиками тактического приема как рекомендации или как способа действия не должно быть категорического противопоставления. Это следует объяснить тем, что понятие «прием», во- первых, может рассматриваться в двух аспектах: теоретическом и практическом , и, во-вторых, нельзя забывать, что одним из источников криминалистической тактики, а следовательно, и тактического приема является практическая деятельность по борьбе с преступностью.

При характеристике приема как продукта научной разработки криминалистики, представляющего собой практическую рекомендацию, которая определяется как научный совет по внедрению достижений криминалистиче-

ской науки в практику, следует исходить из его понимания как научно обоснованного совета, модели, алгоритма предстоящего образа действий, рассчитанного на применение в условиях типичной ситуации.

Практический аспект приема заключается в реализации следователем составляющих его содержание рекомендаций в условиях конкретной ситуации посредством совершения практических действий. Существует и обратная связь теории и практики, когда описанный способ действия следователя в конкретной ситуации при расследовании конкретного преступления в научной литературе рекомендуется для применения как научно обоснованный тактический прием.

Такая же связь существует между апробированностью приема и практикой его применения. Как представляется, об апробированности приема следует говорить тогда, когда он разработан в науке и рекомендуется к при-

менению на практике. В этом случае в ходе апробирования необходимо установить его практическую значимость, эффективность и целесообразность. Если же тактический прием выработан самой практикой и уже применяется, то здесь нет необходимости в его апробировании. Главное, чтобы он соответствовал критерию допустимости, о котором будет сказано ниже.

На сегодняшний день процессуальный закон не регулирует те приемы, которые в конкретной ситуации необходимо применять в целях раскрытия преступлений. Законодатель не может предвидеть все возможные ситуации, возникающие в ходе расследования. Данную задачу решают следственная практика и наука криминалистика. В отличие от нормы уголовно - процессуального закона, тактические приемы не имеют обязательной силы, их применение предопределяется обстоятельствами конкретного преступления и условиями проведения расследования .

За последние годы криминалистикой выработано большое количество тактических приемов, которые активно используются в процессе раскрытия и расследования преступлений. При этом отдельные тактические приемы, ранее в уголовно-процессуальном законодательстве не упоминавшиеся, по мере его развития могут получить законодательное признание, то есть статус нормы закона.

В связи с этим возникает закономерный вопрос - сохраняют ли эти положения процессуального закона значение тактических приемов или же в силу их обязательности утрачивают такое значение. Точка в данной дискуссии пока не поставлена.

Так, А.Н. Васильев пишет: «...всякое правило, содержащееся в процессуальной норме, есть закон и никаких тактических правил в процессуальных нормах не содержится» . По мнению Н.А. Селиванова, «то, что закон предписал как обязательное, не оставляет места для свободного усмотрения ли-

цам, применяющим закон, и, следовательно, не может рассматриваться как тактический прием» . На этих же позициях стоит и А.М. Ларин, отметивший, что в сферу криминалистической тактики входят неурегулированные законом вопросы выбора процессуального способа собирания доказательств, а также приемов его реализации 2 .

Эта позиция подверглась в литературе обоснованной критике. Так, Р.С. Белкин отметил, что «законодательная регламентация, закрепление тактического приема означают как раз признание законодателем, что этот прием и есть наиболее целесообразный. Наиболее рациональный, наиболее эффективный способ действий при производстве следственного действия настолько целесообразный и эффективный, что его следует или можно применять во всех случаях. От того, что данный способ действия стал обязательным, он не

перестал быть способом действия, т.е. тактическим приемом» . Данная пози-

ция ранее высказывалась другими учеными-криминалистами.

Ни с первым, ни со вторым подходом полностью не соглашается Е.О. Москвин, указывая на то, что постановка вопроса подобным образом вызывает сомнения . Аргументируя свою позицию, он приводит высказывания

А.М. Ларина: «В конкретном следственном действии процессуальное и криминалистическое - не взаимоисключающие, а сосуществующие, взаимодополняющие аспекты. Процессуально-правовая регламентация определяет грань между этими аспектами. Возникновение нового следственного действия в результате закрепления в законе того, что раньше было тактическим

приемом, не отменяет такого взаимодополнения, но перемещает разграничительную линию между указанными аспектами.

Так, введение процессуальных правил для опознания отнюдь не упразднило тактику предъявления, но напротив, стимулировало ее углубленную разработку» , а также мнение И.Е. Быховского, который указывает на то, что не стоит больше «возводить китайскую стену между нормами уголовнопроцессуального закона и тактикой производства отдельных следственных действий. Ибо тактика не только базируется на положениях закона, который в определенных случаях ограничивает возможность проведения тех или иных приемов, но и учит тому, как лучше выполнять требования закона, в том числе и требования норм, обязательных во всех случаях» .

Как мы полагаем, подход, предложенный Е.О. Москвиным, является компромиссным, однако не отражающим сущности тактического приема. Одним из свойств тактического приема является свобода его выбора следователем, дознавателем. Даже если норма уголовно-процессуального закона носит императивный, обязательный для исполнения во всех ситуациях характер, то и здесь есть свобода выбора. Например, требования закона, обязательные для исполнения при опознании, не исключают выбора способа опознания. Опознание может быть непосредственным или опосредованным. Выбор способа обуславливается следственной ситуацией, возрастом опознающего, особенностями опознаваемого и др. Исходя из всей совокупности факторов, следователь выбирает тот или иной способ проведения следственного действия.

Если же норма закона имеет альтернативный характер и предполагает выбор действия, то здесь можно и нужно говорить о том, что норма процессуального закона - это тактический прием. Норм, предлагающих альтернативу выбора действий, довольно много.

Важным аспектом определения понятия «тактический прием» является дискуссия ученых-криминалистов по проблеме использования в дефиниции этой научной категории словосочетания «линия поведения».

B. И. Шиканов считает, что понятие «линия поведения» является аморфным и некорректным, а тактический прием представляет собой локальный поведенческий акт, но не совокупность действий .

C. Ю. Якушин отмечает, что понимание линии поведения следователя должно связываться не с отдельным тактическим приемом, а с совокупностью методов практического осуществления следственных действий, направленных на отыскание, сбор и фиксацию доказательств в целях установления истины по расследуемому делу .

Е.О. Москвин говорит, что основываясь на трактовке поведения как внешней практической деятельности, состоящей из социально значимых действий или поступков, употребление термина «линия поведения» может быть обоснованным только для указания на некоторую совокупность (систему) действий (внешне активных или в виде бездействия), охватываемых единым тактическим замыслом. В противном случае применение этого термина не несет смысловой нагрузки, являясь синонимом «способа действия» и предлагает отказаться от совместного использования однопорядковых терминов «линия поведения» и «способ действия», указывая на то, что понятие «спо-

соб» действия является родовым при характеристике тактического приема.

Однако с такой позицией вышеперечисленных авторов сложно согласиться.

Так, Р.С. Белкин справедливо отмечает, что «тактическим приемом может быть и «поведенческий» прием, т.е. выбор и осуществление лицом,

производящим расследование, определенной линии поведения» . Н.А. Селиванов пишет, что прием криминалистической тактики представляет собой линию поведения следователя, а также «его действия (кроме технических), последовательность и условия их выполнения, наиболее целесообразные в определенной ситуации, обеспечивающие максимальную результативность расследования и выяснения истины по делу» .

Необходимо отметить, что расследование преступления требует комплексного, системного подхода. На наш взгляд, термин «линия поведения» придает определению тактического приема как способа действия ту самую необходимую системность, поскольку поведение не существует вне системы действий (поступков и поведения) человека.

Отметим также, что тактический прием может носить только осознанный характер. Следует согласиться с В.И. Шикановым, который отметил, что тактический прием представляет собой сознательно предпринятый поведен-

ческий акт. Поэтому необходимо различать применение тактических приемов, осознанно избранную линию поведения при использовании приема и бессознательное в поведении следователя.

Тактическим приемом может выступать не любой способ действия по расследованию преступления, а лишь рациональный и эффективный. Рациональность и эффективность тактического приема указывается в большинстве его определений. Включение этих признаков в рассматриваемое понятие представляется обоснованным и необходимым. Как отмечает Н.А. Селиванов, именно эти признаки подчеркивают «практическую полезность и оправ-

данность приемов, относящихся к категории тактических» .

Р.С. Белкин к числу факторов, которые влияют на признание способа рациональным и эффективным, относит:

1) системность операций, составляющих в своей совокупности способ действия, которая устанавливает последовательность их выполнения с целью решения поставленной задачи;

2) разрешающая способность используемых технико

криминалистических средств и иных технических устройств, обязательное соблюдение правил обращения с ними, что необходимо для достижения нужного эффекта;

3) параметры используемых технических средств (размеры, вес, возможность перемещения и т.д.);

4) физические и психологические возможности человека, от которых зависит содержание и условия применения приема;

5) индивидуальные особенности субъекта, использующего прием, обуславливающие формирование, выбор им данного приема и его реализа- цию .

Необходимо также рассмотреть еще один признак, указываемый при определении тактического приема, - его обусловленность сложившейся следственной ситуацией. В.А. Образцов при определении приема говорит о способе действия, который адекватен сложившейся следственной ситуации . В.И. Комиссаров отмечает, что «...каждая следственная ситуация активно влияет на выбор тактических средств и систем действий для достижения определенных целей. Можно хорошо усвоить рекомендации криминалистики, понять целевую установку их формирования и т.д., однако использование этих рекомендаций без учета ситуации может привести к нулевому, если не к

отрицательному результату» .

Взаимосвязь между избранием тактических приемов и следственной ситуацией состоит в том, что такая зависимость позволяет:

Определить перечень тактических приемов следственного действия; осуществить выбор тех или иных тактических приемов, обусловленных теми фактическими данными, которые имеют место;

Определить не только перечень тактических приемов, но и характер их конкретного содержания;

Установить последовательность реализации тактических приемов с учетом имеющейся информации .

Рассматривая понятие тактического приема, нельзя обойти стороной мнение В.Ю. Шепитько, предложившего в качестве одного из его признаков психологический механизм реализации. Согласно его точке зрения, такой механизм реализации тактического приема предполагает:

1) его психологическую направленность, связанную с разоблачением лжи, актуализацией забытого, воссозданием произошедшего события, обнаружением скрытого и т.п.;

2) непосредственное и опосредованное взаимодействие между следователем (судьей) и их респондентами;

3) психологический эффект от его использования (что связано с получением объективных показаний, обнаружением следов и орудий преступления, установлением местонахождения тайника и т.п.) .

Нельзя не согласиться с замечанием А.Ю. Г оловина, который говорит, что «...признак, предложенный В.Ю. Шепитько, характеризует лишь определенную группу приемов, но не рассматриваемое понятие в целом» . Здесь речь идет о приемах, основанных на данных психологии.

Однако, психологические аспекты играют важную роль при разработке и осуществлении тактических приемов в ходе проведения следственных действий, направленных на получение показаний. Разумеется, они могут приме-

няться и при производстве других следственных действий - осмотре места происшествия, обыске, где немаловажное значение будет играть знание основ рефлексивного мышления, которое кладется в основу тактических приемов поиска скрытых объектов и следов преступления, а также получения информации о скрывшемся преступнике.

В первую очередь речь должна идти об исходных психологических положениях, которые служат основой для разработки любых тактических приемов, предопределяют их эффективность, целесообразность, правомерность и допустимость. Как верно отмечает А.Р. Ратинов, «в таком качестве выступают более общие проблемы, к числу которых относятся: психологические основы организации и планирования следственной работы, принципы построения оптимальной стратегии следователя в конфликтных ситуациях, пределы психического воздействия в процессе расследования, изучение личности в процессе расследования» .

Следственные работники давно обратили внимание на большие потенциальные возможности психологии в деле расследования преступлений. Один из основоположников криминалистики Г. Гросс, излагая свои взгляды на тактику осмотра места происшествия, основным психологическим условием для успешной деятельности следователя считал его спокойствие. При характеристике личности следователя он предъявлял к ней высокие требования. По его мнению, следователь должен обладать в высшей степени твердой решительностью в характере и в действиях, основательно знать человека как главный материал предварительного следствия, быть способным хорошо ориентироваться в сложной обстановке на месте происшествия .

Подобные взгляды высказывались и в русской криминалистической литературе. Российские авторы в начале XX столетия в различных научных и практических руководствах по криминалистике отводили осмотру места

происшествия важную роль. При этом учитывались и психологические моменты. Вопросы психологии они не выделяли в самостоятельную группу и не рассматривали тактические приемы психологической природы. Но на границе двух столетий в отечественной криминалистике методы естественных и технических наук стали более широко использоваться при расследовании преступлений . Это коснулось и психологии. Применение психологического анализа и психологических методов исследования в уголовном процессе по- прежнему не носило законченной системы приемов и рекомендаций. Как и прежде, внимание уделялось, главным образом, общей психологической характеристике личности следователя.

Вопросы использования данных психологии не переставали интересовать процессуалистов и криминалистов. В это время появились работы А.Ф. Кони, К. Сотонина, А.Р. Лурия и других авторов, в которых освещались проблемы криминальной и судебной психологии. Наибольшее внимание в них уделялось психологии допроса свидетеля, подозреваемого и обвиняемого.

Мы вовсе не собираемся свести психологию лишь к характеристике психологических приемов следователя. Разумеется, его фигура является центральной в процессе расследования. Но есть здесь и другие важные стороны психологической деятельности, а именно психология участников - помощников следователя, находящихся под его руководством: специалистов, экспертов, оперативных работников. От их психологического настроя зависит очень многое. Потому следователь должен поддерживать деловой настрой всех участников процесса расследования, уметь их организовать, настроить и нацелить, несмотря на объективные негативные или даже конфликтные условия.

П.С. Элькинд правильно указывала, что правоотношения, будучи волевыми, «предполагают сложное взаимодействие воли участников уголовного процесса. Определяющая и решающая роль в этом взаимодействии принадлежит воле органов государства (их представителей)» .

Производство следственных действий требует от их участников не

только физических, но и больших психологических усилий. Это определяется прежде всего условиями осуществляемой ими деятельности. Поэтому при разработке тактических приемов и определении понятия тактического приема необходимо учитывать психологическую характеристику познавательной деятельности следователя и основные способы достижения цели этой деятельности, а именно коммуникативные и некоммуникативные средства. Задача заключается в том, чтобы они были настроены на преодоление различных трудностей.

Другим важным признаком тактического приема является его направленность. Наиболее конкретно о направленности применения тактического приема пишут Р.С. Белкин, Е.П. Ищенко, В.П. Лавров. По их мнению, это задачи по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательственной информации и предотвращению преступлений 3 . Такой подход к определению направленности тактического приема представляется нам наиболее обоснованным.

Важное теоретическое и практическое значение имеет учет специфики объектов, на которые с их помощью воздействует следователь. На этой основе выделяются:

Приемы и правила как средства управления собственными чувствами и поведением;

Приемы как средства управления поведением других участников следственного действия;

Приемы и правила, как средства овладения сложившейся следственной ситуацией;

Приемы и правила, как средства организации работы следователя по поиску и взаимодействию с неговорящими объектами (живой и неживой природы) .

Все выше перечисленные приемы можно разделить на коммуникативные и некоммуникативные. Значение такого подхода заключается в том, что, говоря о коммуникативном и некоммуникативном воздействии, мы указываем не только на способ воздействия, но и на направленность применяемого тактического воздействия.

Значение данного подхода заключается в том, что следователю при проведении расследования необходимо воздействовать не только на его участников (имеется в виду воздействие на подозреваемого, обвиняемого, лгущего свидетеля, оперативного работника, специалиста и т.д.) В этом случае следователь использует коммуникативные средства воздействия.

Когда же следователю необходимо воздействовать на обстановку на месте происшествия, на самого себя для полного овладения следственной ситуацией и т.п., он использует некоммуникативные средства воздействия.

Так, следователь перед началом проведения следственного действия должен избрать тактику собственного поведения в отношении подозреваемо-

го, манеру общения с ним и т.д. В дальнейшем, при производстве самого следственного действия, следователю необходимо прибегать к таким приемам, которые своим воздействием будут помогать ему контролировать ситуацию. Кроме того, расследование преступления, в особенности неочевидного, предполагает взаимодействие следователя с работниками оперативно- розыскных подразделений, с экспертами, специалистами и т.п. Для продуктивной организации взаимодействия и всего расследования следователю необходимо грамотно выбирать линию поведения при общении с другими участниками расследования и, естественно, способы воздействия на них. Исходя из изложенного, понятие тактического приема можно сформулировать следующим образом.

Тактический прием - способ коммуникативного или некоммуникативного воздействия следователя на фоне избранной линии поведения с целью получения доказательственной и ориентирующей информации по расследуемому преступному событию, а также для формирования определенной линии поведения у лиц, на которых направлено воздействие.

Тактический прием основным элементом криминалистической тактики. В юридической литературе определения понятия тактического приема до сих пор является спорным, и вызывает неоднозначное его понимание толкования

В криминалистике существуют два основных направления во взглядах на сущность тактического приема (ОМ. Васильев - рассматривает тактический прием как своеобразную научную рекомендацию, а. Р. С. Белкин - определяет его как спо лиц поведениянки).

. Тактический прием - это рациональный способ действия или целесообразная линия поведения лица, которое осуществляет расследование в процессе собирания, исследования и использования доказательственной информации. Тактический прием показывает, как с работодателем й которых тактических мероприятий, логических и психологических приемов лицо, осуществляющее расследование собирает и использует доказательную информациию.

Тактические приемы классифицируются по различным основаниям частности,. ВЯ. Колдин, учитывая задачи следственной деятельности, выделяет следующие приемы:

- познавательные - установление обстоятельств происшествия расследуемого преступления;

- управленческие - определение эффективности взаимодействия в ходе расследования преступлений;

- организационно-технические - обеспечение оптимальных внешних условий и необходимых организационно-технических мероприятий деятельности

С целью решения тактических задач тактические приемы делятся на: а) начальные (выходные), направленные на выявление, фиксацию, изъятие источников криминалистической информации б) промежуточные, которые применяются для установления доказательственных фактов или формирование выводов, обеспечивающих такое установление в) конечные, направленные на решение тактических задач расследования, обеспечивающих принятие процессуальных решений, прежде всего по предмету доказывания.

Тактические приемы целесообразно классифицировать по логическими основаниями. Такие основания, как гипотеза, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция, является научной основой познания расследуемого преступления

Данные научной организации труда и управления, достижения науки и техники способствуют постоянному совершенствованию форм и методов следственной и оперативной работы

Тактические приемы делятся на обязательные и рекомендательные

. Обязательные определяются законом, поэтому их выполнение обязательно, и называются они не тактическими приемами, а правилами. Однако по этому вопросу у криминалистов единого мнения не сложилось. Рекомендательные приемы разработаны криминалистической тактикой на основе данных различных наук (логики, психологии,. НОТ, информатики). Целесообразность применения таких приемов определяет следователь, исходя из конкретных си итуаций, состоящиея.

7 Принципы и классификация тактических приемов

К общим принципам относятся: а) законность - безусловная соответствие средств и методов деятельности предписаниям закона, которые обеспечивают процессуальные гарантии гражданам б) этичность - недопустимость применения средств и действий, унижающих честь и достоинство граждан, угрожают их жизни и здоровью в) научность - соответствие тактических приемов и рекомендаций современному уровню развития науки г) планомерность - последовательная реализация плановых основ, обеспечивающих целесообразность деятельности по сбору, иссл енню и использованию доказательственной информации д) взаимодействие - согласование деятельности соответствующих органов и лиц, обеспечивающих компетентное и эффективное применение тактических приемов для достижения реальных результатов

Тактическое сторону приема обеспечивают отдельные принципы, а именно: оперативность, избирательность, внезапность

. Оперативность означает своевременность и неотложность применения тактического приема; избирательность - наиболее целесообразный подбор средств и приемов в конкретной ситуации, которые обеспечат достижения нужного ре ату; внезапность - это выбор наиболее благоприятного момента для применения тактического приема, характеризуется элементом неожиданности для определенных участников расследования . Классификация тактических приемов:

- по виду процессуального действия: тактические приемы осмотра места происшествия; тактические приемы допроса; тактические приемы обыска; тактические приемы других процессуальных действий;

- за диапазоном применения: тактические приемы, используемые при производстве только отдельных следственных (судебных) действий (допрос на месте происшествия, ориентация на профессиональные навыки обыскиваемого т.п.); тактические приемы, кото стовуються в нескольких (многих) процессуальных действиях (постановка тех или иных вопросов, использования типовых аналогов, анализ следов, предметов, их признаков и т.п.)

- по объекту направленности (или сферы реализации): тактические приемы, направленные на осуществление воздействия на человека (разъяснение важности сообщения правдивых показаний, постановка контрольных, напоминающих, дополняющих и других вопросов, демонстрация фот тознимкив, оглашения выводов экспертиз или результатов следственных действий и др.); тактические приемы, направленные на исследование материальной среды (анализ следов, предметов, их признаков, размещения, ис вания мысленной реконструкции отдельных элементов события - моделирование с целью воссоздания события состоялась, сопоставление следов, обнаруженных на месте происшествия, и др.));

- за ситуационной вариативностью (тактические приемы, которые дифференцируются в зависимости от ситуации процессуального действия). Так, в ситуации сообщения ложных показаний во время допроса могут быть выделены такие тактические приемы: постановка к контрольных вопросов, предъявление доказательств, оглашение показаний других лиц, допрос на месте происшествия и т.д.;

- по характеру информации: тактические приемы, основанные на словесной информации (беседа на отвлеченную тему, разъяснение значения чистосердечного раскаяния, постановка тех или иных вопросов и т.п.) тактические приемы, основанные ся на материализованной информации (демонстрация доказательств, различной наглядной информации и др.).

Содержание процесса тактической подготовки определяется
наличием различных фаз в структуре тактических действий, тре­бующих теоретических знаний техники и тактики спортивной борьбы, способностей к прогнозированию соревновательных си­туаций и их анализу, умения выбирать и реализовывать оптимальные технико-тактические решения в условиях жесткой кон­куренции. В соответствии с этим процесс тактического совершенствова­ния предусматривает несколько относительно самостоятельных разделов и направлений, в совокупности обеспечивающих разно­стороннюю тактическую подготовленность.

В первую очередь сле­дует выделить овладение знаниями общих основ тактики спорта, положений, форм, видов и средств тактики конкретного вида спор­та, тенденций развития соревновательной деятельности, правил соревнований и особенностей судейства. Эти знания являются не­обходимой основой для практического освоения эффективных тех­нико-тактических действий и их реализации в условиях соревно­вательной борьбы. Процесс овладения специальными знаниями должен быть стро­го дифференцирован с учетом особенностей этапа многолетней подготовки. Так, на ранних этапах закладываются наиболее об­щие знания об основах спортивной тактики, изучаются правила соревнований и их влияние на формирование спортивной тактики, приобретаются знания основных средств, форм и видов тактики данного вида спорта. На этапе максимальной реализации инди­видуальных возможностей, при подготовке спортсменов к глав­ным соревнованиям на первый план выдвигаются изучение и ана­лиз основных технических и тактических действий предполагаемых соперников, уровня их физической, психологической и интеллектуальной подготовленности, мест проведения соревнований, со­стояния спортивных баз, особенностей судейства и поведения бо­лельщиков. Знания по тактике приобретаются с помощью широкого круга методов. В их числе анализ соревновательной деятельности вы­дающихся спортсменов по результатам наблюдений в процессе соревнований, изучение видеоматериалов, специальной литературы, беседы с тренерами и спортсменами высокого клас­са и др.

Важнейшим разделом тактической подготовки является овла­дение практическими элементами спортивной тактики: целесообразными средствами и способами соревнователь­ных действий, обусловливающими эффективность соревновательной борьбы; способами рационального распределения сил в процессе со­ревнований; приемами психологического воздействия на соперников и маскировки собственных намерений.

Эффективность овладения практическими элементами спортив­ной тактики определяется уровнем технической подготовленности спортсмена. Чем шире объем технических навыков и умений, тем больше возможности спортсмена в освоении и реализации эффек­тивных вариантов спортивной тактики. Основные элементы спортивной тактики представляют собой не что иное, как соединение спортивной техники с целесообразным способом ее использования, соответствующим конкретной соревно­вательной ситуации, т. е. являются тактическими формами приме­нения спортивной техники. Следует иметь в виду, что элементы тактики всегда крупнее элементов техники: первые включают в себя вторые в качестве своих компонентов, объединяя их в опре­деленном порядке в форме целесообразных способов ведения состязания. Именно необходимость этого единства технических и тактических элементов соревновательных действий должна по­стоянно учитываться в процессе тактического совершенствования.

Овладение элементами спортивной тактики осуществляется с помощью практических методов. Например, в видах спорта циклического характера таким методом является много­кратное выполнение соревновательных упражнений в строгом со­ответствии с разработанной тактической схемой и при постоянном контроле над эффективностью двигательных действий. При этом учитываются скорость и время прохождения дистанций и их отдельного цикла.

Специальные организационно-методические приемы, позволяющие моделировать тактику действий в спортивных играх и единоборствах:

· Метод тренировки без противника применяется для овладения основами технико-тактических действий, обучения ак­тивному и сознательному их анализу. Специфическими средствами в этом случае являются основные положения и движения, передви­жения, имитационные упражнения, различные их сочетания.

· Метод тренировки с условным противником предполагает использование вспомогательных снарядов и приспо­соблений: мишеней, манекенов, различных тренажерных устройств, моделей противника с программным управлением и т. п. Это позво­ляет отрабатывать дистанционные, временные, ритмические харак­теристики действий, развивать и совершенствовать зрительно-дви­гательные и кинестетические ощущения. Данный метод может успешно применяться для развития специфических качеств и при моделировании соревновательной деятельности.

· Метод тренировки с партнером - основной для овла­дения тактикой действий. Партнер в данном случае является актив­ным помощником. Основные средства при использовании этого метода: парные и групповые упражнения, которые отличаются большим разнообразием и направлены преимущественно на совершенствование тактики.

· Метод тренировки с противником применяется для
детальной отработки тактики действий, тактического совершенство­вания с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, воспи­тания умения использовать свои возможности в различных такти­ческих ситуациях, создаваемых противником. Этот метод позволяет
совершенствовать тактику действий в условиях информационного
и временного дефицита для решения тактических задач, простран­ственно-временной неопределенности, быстро изменяющихся ситуа­ций. Такие условия создают определенный эмоциональный фон и высокую напряженность, характерные для деятельности в условиях соревнований.

Выбор того или иного тактического варианта, его отработка и реализация в соревновательной деятельности обусловлены уровнем технического мастерства спортсмена и развития его двигательных качеств, возможностями важнейших функциональных систем, мо­рально-волевой и психической подготовленностью. Поэтому про­цесс овладения элементами спортивной тактики с помощью прак­тических методов можно рассматривать как своего рода объединя­ющее начало по отношению к другим составляющим спортивного мастерства.

Для спортсменов, специализирующихся в видах спорта цикли­ческого характера, система упражнений и методических приемов становления спортивной тактики включает следующие компоненты:

1) создание облегчающих условий при освоении рациональных
вариантов распределения сил на дистанции (лидирование, коррек­тирующая информация о скорости передвижения, темпе движений);

2) создание условий, усложняющих реализацию оптимального
тактического плана при закреплении тактических навыков (выпол­нение заданий в непривычных условиях, введение дополнительных помех);

3) выдерживание тактической схемы при существенной вариа­тивности пространственно-временных и динамических характери­стик движений или, наоборот, неожиданное изменение тактики по дополнительному сигналу либо в связи с резко изменившейся ситуацией;

4) реализация оптимальной тактической схемы при работе
в условиях значительного и постоянно прогрессирующего утомле­ния.

Аналогичные системы могут быть легко разработаны для лю­бого вида спорта.

Важным разделом тактической подготовки является изучение техники и тактики, психических и физических возможностей ос­новных соперников и партнеров, особенностей предстоящих сорев­нований. Данный раздел приобретает особое значение в процессе подготовки высококвалифицированных спортсменов к главным соревнованиям, характеризующимся высокой конкуренцией и плот­ностью результатов.

В первую очередь следует изучать технико-тактические возмож­ности спортсменов и команд. Это особенно важно в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, где резуль­тат связан с наличием прямого противоборства. При изучении возможностей соперников в этих видах спорта основное внимание следует обращать на излюбленные дей­ствия, тактические приемы и комбинации, применяемые в различ­ных ситуациях, особенности варьирования средствами и методами соревновательной борьбы в зависимости от условий соревнований.

Информация о предполагаемых соперниках может быть полу­чена с помощью просмотра и анализа результатов соревнований, анализа личного опыта встречи с этими соперниками. Сбор информации следует вести си­стематически с разбором и анализом технико-тактических, физи­ческих, психических и других возможностей соперника, изучением сильных и слабых сторон его подготовленности, стиля и манеры ведения соревновательной борьбы. Особое внимание необходимо обращать на изучение тех качеств, приемов и действий, которые могут оказать решающее влияние на ход спор­тивной борьбы и позволяют прогнозировать дальнейшие действия соперника.

Важным разделом тактической подготовки является оценка ус­ловий соревнований и выбор в соответствии с ней технико-такти­ческой схемы ведения соревновательной борьбы.

Изучение и учет климатических и погодных ус­ловий могут иметь решающее значение для реализации эффектив­ных технико-тактических схем.

На основе полученных знаний прогнозируется рациональная тактика спорт­смена или команды. Обычно выделяют два уровня прогнозирова­ния:

а) прогнозирование основных форм, средств и видов такти­ки соперников, а также собственных технико-тактических планов, наиболее вероятных ситуаций, которые могут сложиться в ходе всего соревнования и конкретных стартов, встреч, поединков;

б) оперативное прогнозирование действий соперника и своих дей­ствий в отдельные моменты соревновательной борьбы.

Важным разделом тактической подготовки является разработка индивидуальных моделей тактических действий с учетом особен­ностей конкретных соревнований, возможностей основных соперни­ков, и умения реализовывать их в зависимости от хода соревнова­тельной борьбы.

При создании индивидуальных моделей тактических действий
необходимо руководствоваться:

· осознанием собственной технико-тактической оснащенности, достоинств и недостатков подготовки;

· пониманием взаимосвязи между подготавливающими дейст­виями и основными средствами ведения соревновательной борьбы;

· осознанием необходимости выдержки и разумного риска, знанием вариантов поведения в различные моменты поединка, уме­нием проводить разминку и регулировать психическое состояние;

· способностью противодействовать различным по стилю и си­
лам соперникам;

· пониманием психологической и тактической специфики со­ревновательной борьбы;

· четким представлением о целях подготовки, участия в со­ревнованиях, в отдельном поединке, о возможности и реальности достижения поставленной цели.

При совершенствовании рациональных моделей ведения так­тической борьбы спортсмен должен отрабатывать ее элементы и составные части, а также всю схему тактической борьбы в подго­товительных, контрольных и подводящих соревнованиях. При этом нужно создавать в этих соревнованиях условия, максимально близкие к тем, которые будут в главных соревнованиях. Особенно это относится к составу соперников, их технико-тактической осна­щенности в спортивных играх и единоборствах.

Детально разработанные модели оказываются наиболее эффективными в соревнованиях с хорошо знакомыми соперниками, а так­же в большинстве циклических, скоростно-силовых и сложнокоординационных видов спорта, где соревновательные действия сопер­ников строго детерминированы. Что же касается спортивных игр, единоборств, то здесь не уда­ется предвидеть все возможные варианты развертывания спортив­ной борьбы. Поэтому в процессе тактической подготовки следует разрабатывать несколько моделей тактических действий, которые могли бы быть реализованы в зависимости от условий, сложивших­ся в конкретном поединке. Одновременно следует предусматривать и возможность оперативной коррекции разработанных моделей, адекватной требованиям соревновательной ситуации, что обуслов­ливает лабильность, вариативность и эффектив­ность применяющихся моделей. Способность интуитивно находить и реализовывать правильные решения в сложных и вариативных ус­ловиях спортивной борьбы, связана с творческими возможностями спортсмена, особенностями его мышления, своеобразным талантом. Эти возможности совершенствуются в процессе приобретения спортивного опыта, в результате много­численных встреч с различными по манере ведения соревновательной борьбы соперниками, разнообразной атмосферой тренировочной деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте спортивную стратегию и тактику, как компоненты соревновательной деятельности.

2. Дайте характеристику типов и видов тактики.

3. Что такое тактические умения и навыки, тактические знания, тактическое мышление?

4. Покажите технологию обучения тактике.

5. Перечислите задачи, средства, методы тактической подготовки в игровых видах.

6. Назовите задачи, средства, методы тактической подготовки в циклических видах спорта.

Тактика - это учение о бое, она является составной частью военного искусства и охватывает теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями, воинскими частями и соединениями.

Тактика зародилась с появлением армий. Её развитие было связано с совершенствованием оружия, появлением новых средств вооружённой борьбы, качественным изменением личного состава войск.

Тактическая подготовка - это обучение личного состава, и воинских частей подготовке и ведению боя. Она является основой полевой выучки воинов. Это обусловливается тем, что только на тактических занятиях и учениях возможно максимальное приближение обучения к реальной боевой обстановке.

Тактические действия - организованные действия подразделений, воинских частей и соединений при выполнении поставленных боевых задач.

Формы тактических действий . Основной формой тактических действий является бой.

Бой - это организованное вооружённое столкновение подразделений и частей воюющих сторон. Бой может быть общевойсковым, дальним (бесконтактным), огневым, противовоздушным, воздушным и морским.

Удар - одновременное и кратковременное поражение группировок войск и объектов противника путём мощного воздействия на них всеми имеющимися средствами поражения.

Огонь - поражение противника стрельбой из различных видов оружия.

Манёвр - организованное передвижение подразделений (огневых средств, военнослужащих) в ходе боя. В ходе манёвра подразделения занимают выгодные положения для ведения огня и атаки или выходят из-под удара противника. Манёвр проводится силами и средствами, а также огнём. Видами манёвра силами и средствами являются: охват, обход, отход.

Охват - манёвр, совершаемый подразделениями для удара во фланг противника.

Обход - глубокий манёвр, совершаемый подразделениями для удара по противнику с тыла.

Отход - манёвр, применяемый в целях вывода своих подразделений (огневых средств) из-под удара противника, выигрыша времени и занятия более выгодного рубежа (района).

Виды общевойскового боя . Виды общевойскового боя: оборона и наступление.

Оборона осуществляется с целью отразить наступление превосходящих сил противника, нанести ему максимальные потери, удержать важные районы (объекты) местности и тем самым создать благоприятные условия для последующих действий.

Оборона может подготавливаться заблаговременно до начала боевых действий или организовываться в ходе боя. Она должна быть устойчивой, активной, способной противостоять ударам всех видов оружия противника.

В обороне каждый солдат должен, используя своё оружие, фортификационные сооружения и выгодные условия местности, умело противостоять наступающему противнику и успешно вести борьбу с его бронеобъектами.

Наступление проводится в целях разгрома (уничтожения) противника и овладения важными районами (рубежами, объектами) местности.

Наступление заключается в поражении противника всеми имеющимися средствами, решительной атаке, стремительном продвижении подразделений в глубину его боевых порядков, уничтожении (пленении) живой силы, захвате вооружения, военной техники и намеченных районов (рубежей) местности. Оно должно проводиться с полным напряжением сил, в высоком темпе, безостановочно днём и ночью, в любую погоду, при тесном взаимодействии штатных, приданных и поддерживающих подразделений.

Наступление может вестись на наступающего, отходящего и обороняющегося противника. На наступающего противника наступление осуществляется путём встречного боя и продолжается до тех пор, пока одна из сторон не откажется от наступления. Наступление на отходящего противника проводится путём его непрерывного преследования, осуществляемого как с фронта, так и по параллельным маршрутам.

Передвижение . Марш - организованное передвижение подразделений в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж в установленное время, в полном составе и в готовности к выполнению боевой задачи. Он является основным способом передвижения подразделений. При совершении марша осуществляется походное охранение.

Расположение на месте . При расположении подразделений на месте организуются боевое, сторожевое и непосредственное охранение.

Обеспечение боевых действий проводится для создания условий успешного и своевременного выполнения подразделениями и частями поставленных перед ними задач. Оно включает боевое, техническое и тыловое обеспечение. Боевое обеспечение составляют: разведка; охранение; радиационная, химическая и биологическая защита; тактическая маскировка; инженерное обеспечение; идеологическая работа.

Техническое и тыловое обеспечение - пополнение бое- припасов, заправка горючесмазочными материалами, прове- дение технического обслуживания боевых машин и вооруже- ния, обеспечение личного состава средствами индивидуальной защиты и специальной обработки, продовольствием, водой и другими материальными средствами.

Специальные войсковые действия . Для уничтожения вооружённых формирований противника соединения, части и подразделения Сухопутных войск во взаимодействии с формированиями других силовых структур могут проводить специальные войсковые действия. Основу действий подразделений, ведущих борьбу с диверсионно-разведывательными экстремистски настроенными преступными вооружёнными группами, составляют быстрый и гибкий манёвр и внезапность.

Основными способами действий подразделений при выполнении специальных задач являются:

  • блокирование (изоляция, окружение);
  • поиск;
  • рейд, засада, налёт, атака, штурм;
  • преследование;
  • прочёсывание (зачистка);
  • поддержание установленного режима комендантского часа (военного положения);
  • сторожевое охранение;
  • сопровождение колонн;
  • караульная служба;
  • патрулирование.

Блокирование - действие войск по изоляции района вероятного расположения противника. Цели блокирования: воспретить выход противника из района, обеспечить его поиск, захватить или уничтожить.

При блокировании мотострелковое подразделение может назначаться в заслон, засаду или находиться в резерве. Заслон - способ тактических действий по прикрытию направления, на котором предполагается появление противника или выявлено его продвижение.

При обнаружении противника блокирующие подразделения принимают меры к его захвату, при оказании сопротивления - вступают с ним в бой и уничтожают. Подозрительных лиц задерживают. При прорыве (обходе) заслона или засады блокирующие подразделения остаются на занимаемом рубеже до завершения проведения разведывательнопоисковых действий.

Поиск - тщательный осмотр местности и местных предметов в целях обнаружения (при благоприятных условиях - захвата, при вооружённом сопротивлении - уничтожения) противника в местах его вероятного расположения, а также выявление его опорных пунктов, баз, складов, пунктов управления.

Поиск обычно осуществляется в блокированном районе, но могут осматриваться и неблокируемые районы. Для подразделений, ведущих поиск, назначаются исходный район или исходный рубеж для поиска и полоса (направление) поиска. Для поиска назначаются также уравнительные рубежи, рубеж встречи, конечный рубеж, участок поиска.

Засада - способ действий подразделения, при котором оно скрытно располагается на пути движения боевиков (диверсантов), а затем внезапно нападает на них, наносит им максимальное поражение огнём прямой наводкой, кинжальным огнём и применением минно-взрывных заграждений.

В ходе ведения боевых действий командиру подразделения при выполнении специальных задач предоставляется право: выставлять служебные наряды и контрольно-пропускные пункты на охраняемом объекте; осматривать местность и населённые пункты, а также конфисковывать оружие, боеприпасы и военное имущество у местного населения. Ему предоставляется право останавливать и проверять автотранспорт, следующий через охраняемый объект (зону); вести войсковую разведку, направленную на выявление враждебных и преступных элементов.

  1. Назовите формы тактических действий. Охарактеризуйте виды манёвра.
  2. Что такое бой? Каким может быть современный бой?
  3. Назовите виды общевойскового боя и охарактеризуйте их.
  4. Расскажите о целях и основных способах действий при выполнении специальных задач.

Сен 30, 2015 Сен 18, 2017 by vaulter

Цель спортивной подготовки

Целью является достижение максимально возможного для данного индивидуума уровня технико-тактической, физической и психической подготовленности, обусловленного спецификой вида спорта и требованиями достижения максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Основные задачи спортивной подготовки

  • освоение техники и тактики избранного вида спорта;
  • обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в данном виде спорта;
  • воспитание должных моральных и волевых качеств;
  • обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
  • приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;
  • комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена.

Указанные задачи в наиболее общем виде определяют основные стороны (направления) спортивной подготовки, имеющие самостоятельные признаки: техническую, тактическую, физическую, психологическую и интегральную . Из содержания каждой из этих сторон вытекают конкретные задачи подготовки.

В области технического совершенствования такими задачами являются: создание нужных представлений о спортивной технике, овладение необходимыми умениями и навыками, усовершенствование спортивной техники путем изменения ее динамических и кинематических параметров, а также освоения новых приемов и элементов, обеспечение вариативности спортивной техники, ее адекватности условиям соревновательной деятельности и функциональным возможностям спортсмена, обеспечение устойчивости основных характеристик техники к действию сбивающих факторов.

Тактическое совершенствование предполагает анализ особенностей предстоящих соревнований, состава соперников и разработку оптимальной тактики на предстоящие соревнования. При этом следует постоянно совершенствовать наиболее приемлемые для конкретного спортсмена тактические схемы, отрабатывать оптимальные варианты в тренировочных условиях путем моделирования особенностей предстоящих соревнований, функционального состояния спортсмена, характерного для соревновательной деятельности. Необходимо также обеспечивать вариативность тактических решений в зависимости от возникших ситуаций, приобретать специальные знания в области техники и тактики спорта.

В процессе физической подготовки спортсмену необходимо повышать уровень возможностей функциональных систем, обеспечивающих высокий уровень общей и специальной тренированности, развивать двигательные качества - силу, быстроту, выносливость, гибкость, координационные способности, а также способность к проявлению физических качеств в условиях соревновательной деятельности, их «сопряженное» совершенствование и проявление.

В процессе психологической подготовки воспитываются и совершенствуются морально-волевые качества и специальные психические функции спортсмена, умение управлять своим психическим состоянием в период тренировочной и соревновательной деятельности.

Отдельная группа задач связана с интеграцией, т. е. объединением в единое целое качеств, умений, навыков, накопленных знаний и опыта, преимущественно связанных с различными сторонами подготовленности, что достигается в процессе интегральной подготовки .

Разделение процесса подготовки на относительно самостоятельные стороны (техническую, тактическую, физическую, психологическую, интегральную) упорядочивает представления о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления процессом спортивного совершенствования.

Вместе с тем в тренировочной и, особенно, соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно; они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей (Платонов, 1997). Степень включения различных элементов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие обусловливаются закономерностями формирования функциональных систем (Анохин, 1975), нацеленных на конечный результат, специфический для каждого вида спорта и компонента тренировочной или соревновательной деятельности.

Следует учитывать, что каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и обусловливает их уровень. Например, техническое совершенствование спортсмена зависит от уровня развития различных двигательных качеств - силы, быстроты, гибкости, координационных способностей.

Уровень проявления двигательных качеств, в частности выносливости, тесно связан с экономичностью техники, уровнем психической устойчивости к преодолению утомления, умением реализовывать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. С другой стороны, тактическая подготовленность связана не только со способностью спортсмена к восприятию и оперативной переработке информации, умением составить рациональный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации, но и определяется уровнем технического мастерства, функциональной подготовленностью, смелостью, решительностью, целеустремленностью и др.

Возникающие в процессе спортивной тренировки задачи конкретизируются применительно к однородным группам спортсменов, командам, отдельным спортсменам с учетом этапа многолетней подготовки, типа занятий, уровня спортивного мастерства, состояния здоровья, подготовленности и других причин.

Средства спортивной подготовки – разнообразные физические упражнения, прямо или опосредованно влияющие на совершенствование мастерства спортсменов. Состав средств спортивной підготовки формируется с учетом особенностей конкретного вида спорта, являющегося предметом спортивной специализации.

Физические упражнения

Средства спортивной тренировки – физические упражнения - условно могут быть подразделены на четыре группы: общеподготовительные, вспомогательные, специально-подготовительные, соревновательные.

К общеподготовительным относятся упражнения, служащие всестороннему функциональному развитию организма спортсмена. Они могут как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и находиться с ними в определенном противоречии (при решении задач всестороннего и гармоничного физического воспитания).

Вспомогательные (полуспециальные) упражнения предполагают двигательные действия, создающие специальный фундамент для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности.

Специально-подготовительные упражнения занимают центральное место в системе тренировки квалифицированных спортсменов и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности и действия, приближенные к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма.

Соревновательные упражнения предполагают выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, в соответствии с существующими правилами соревнований. Соревновательные упражнения характеризуются рядом особенностей. Во-первых, при их выполнении достигаются высокие и рекордные результаты; определяется предельный уровень адаптационных возможностей спортсмена, которого он достигает в результате применения в своей подготовке общеподготовительных, вспомогательных и специально-подготовительных упражнений. Во-вторых, сами соревновательные упражнения можно рассматривать как наиболее удобные и объективные наглядные модели резервных возможностей спортсмена (Лапутин, 1986).

Средства спортивной тренировки разделяются также по направленности воздействия. Можно выделить средства, преимущественно связанные с совершенствованием различных сторон подготовленности — технической, тактической и др., а также направленные на развитие различных двигательных качеств, повышение функциональных возможностей отдельных органов и систем организма.

Методы спортивной подготовки

Под методами спортивной подготовки, следует понимать способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества, формируется мировоззрение.

В практических целях все методы условно делят на три группы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

В процессе спортивной тренировки все эти методы применяют в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной подготовки. При подборе методов следует следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности. В спорте, где особое место уделяется связи с практикой, а также в силу специфических особенностей спортивной деятельности основная роль отводится практическим методам.

К словесным методам , применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение. Эти формы наиболее часто используют в лаконичном виде, особенно при подготовке квалифицированных спортсменов, чему способствует специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний и команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

Наглядные методы , используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обусловливают действенность процесса подготовки. К ним, прежде всего, следует отнести правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен.

В спортивной практике широко применяются вспомогательные средства демонстрации — учебные фильмы, видеозаписи, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, электронные игры. Широко используются также методы ориентирования. Здесь следует различать как простейшие ориентиры, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др., так и более сложные - световые, звуковые и механические лидирующие устройства, в том числе с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию.

Методы практических упражнений:

1) методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники , т. е. на формирование двигательных умений и навыков, характерных для избранного вида спорта;

2) методы, преимущественно направленные на развитие двигательных качеств .

Следует учитывать, что освоение спортивной техники практически всегда предполагает одновременное овладение тактикой применения технических приемов и действий в соревновательных условиях. Особенно это характерно для единоборств, спортивных игр, велосипедного спорта, горнолыжного спорта, в которых овладение тем или иным техническим приемом (например, приемом в борьбе или баскетболе) непременно предполагает изучение тактики применения этого приема в условиях соревнований.

Широкий арсенал и разнообразие физических нагрузок, характерных для второй группы методов, развивают не только физические качества, но и совершенствуют технико-тактическое мастерство, психические качества. Обе группы методов тесно взаимосвязаны, применяются в неразрывном единстве и в совокупности обеспечивают эффективное решение задач спортивной тренировки.

Методы, направленные преимущественно на освоение спортивной техники

Следует выделять методы разучивания упражнения в целом и по частям. Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако при освоении целостного движения внимание занимающихся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

При использовании методов освоения движений как в целом, так и по частям большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. Подводящие упражнения служат для облегчения освоения спортивной техники путем планомерного освоения более простых двигательных действий, обеспечивающих выполнение основного движения. Это обусловливается родственной координационной структурой подводящих и основных упражнений. Так, в тренировке бегуна в качестве подводящих упражнений применяется бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, семенящий бег, бег прыжками и др.

Каждое из этих упражнений является подводящим по отношению к бегу и способствует более эффективному становлению его отдельных элементов: эффективного отталкивания, высокого выноса бедра, уменьшения времени опоры, совершенствованию координации в деятельности мышц-антагонистов и др.

В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий. В качестве имитационных упражнений может быть использовано педалирование на велоэргометре — для велосипедистов, имитация плавательных движений — для пловцов, работа на гребном тренажере — для гребцов и т. д. Имитационные упражнения очень широко используются при совершенствовании технического мастерства как новичков, так и спортсменов различной квалификации. Они не только позволяют создать представление о технике спортивного упражнения и облегчить процесс его усвоения, способствовать настройке оптимальной координационной структуры движений непосредственно перед соревнованиями, но и обеспечивают эффективную координацию между двигательными и вегетативными функциями, повышают эффективность реализации функционального потенциала в соревновательном упражнении (Дьячков, 1972; Шапкова, 1982).

Эффективность методов, направленных на освоение спортивной техники, в решающей мере зависит от количества, сложности и особенностей сочетания применяемых упражнений. При освоении движений, особенно сложных в координационном отношении, очень важно подобрать совокупность упражнений, объединенных общностью программы, исходных положений, подготовительных и основных действий, и различающихся лишь координационной сложностью. При этом освоение каждого сложного технического приема предполагает наличие большого количества упражнений различной сложности, увязанных в единую дидактическую цепь. В случае рационального подбора и распределения упражнений в этой цепи удается обеспечить планомерный процесс освоения спортивной техники с широким использованием возможностей положительного переноса двигательных навыков, при котором освоение нового упражнения опирается на широкий фундамент предпосылочных умений и навыков (Гавердовский, 1991, Матвеев, 2001).

Эффективность методов обучения прямо связывают с подбором упражнений на основе их структурных отношений и соответствующих им медицинских приемов. В качестве основных приемов, разработанных на материале одного из наиболее сложных в техническом отношении вида спорта — спортивной гимнастики, рекомендуются следующие:

  • включение - введение ранее хорошо освоенного движения в состав нового, двигательного действия;
  • экстраполяция - усложнение движения путем количественного наращивания признака, уже включенного в движение;
  • интерполяция - освоение нового упражнения на базе уже освоенных более легкого и более трудного упражнений, когда требуется формирование промежуточного по сложности навыка.

Методы, направленные преимущественно на развитие двигательных качеств

Важнейшими показателями, определяющими структуру практических методов тренировки, является то, имеет ли упражнение в процессе однократного использования данного метода непрерывный характер или дается с интервалами для отдыха, выполняется в равномерном (стандартном) или переменном (варьирующем) режиме.

В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных методов — непрерывного и интервального.

Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы; интервальный - предусматривает выполнение упражнений с регламентированными паузами отдыха. При использовании обоих методов упражнения могут выполняться как в равномерном, так и в переменном режимах. В зависимости от подбора упражнений и особенностей их применения тренировка может носить обобщенный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер.

При обобщенном воздействии осуществляется параллельное (комплексное) совершенствование различных качеств, обусловливающих уровень подготовленности спортсмена, а при избирательном — преимущественное развитие отдельных качеств.

При равномерном режиме использования любого из методов интенсивность работы является постоянной, при переменном - варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

Непрерывный метод тренировки, применяемый в условиях равномерной работы, в основном используется для повышения аэробных возможностей, развития специальной выносливости к работе средней и большой длительности. В качестве примера можно привести греблю на дистанциях 5000 и 10 000 м с постоянной скоростью при частоте сердечных сокращений 145-160 уд-мин -1 , бег на дистанциях 10 000 и 20 000 м при такой же частоте сердечных сокращений. Указанные упражнения будут способствовать повышению аэробной производительности спортсменов, развитию их выносливости к длительной работе, повышению ее экономичности.

Возможности непрерывного метода тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнения, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных видов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта.

В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Например, при пробегании на коньках дистанции 8000 м (20 кругов по 400 м) один круг пробегается с результатом 45 с, следующий свободно, с произвольной скоростью. Такая работа будет способствовать развитию специальной выносливости, становлению соревновательной техники, повышению аэробно-анаэробных возможностей.

Прогрессирующий вариант связан с повышением интенсивности работы по мере выполнения упражнения, а нисходящий — с ее снижением. Так, проплывание дистанции 500 м (первый стометровый отрезок, который проплывается за 64 с, а каждый последующий - на 2 с быстрее, т. е. за 62, 60, 58 и 56 с) является примером прогрессирующего варианта; пробегание на лыжах 20 км (4 круга по 5 км) с результатами соответственно 20, 21, 22 и 23 мин - пример нисходящего варианта.

Интервальный метод тренировки, предполагающий равномерное выполнение работы, широко применяется в практике спортивной тренировки. Выполнение серии упражнений одинаковой продолжительности с постоянной интенсивностью и строго регламентированными паузами является типичным для данного метода. В качестве примеров можно привести типичные серии, направленные на развитие специальной выносливости: 10 х 400 м — в беге и беге на коньках, 10 х 1000 м — в гребле и др. Примером варьирующего варианта могут служить серии для развития спринтерских качеств в беге: Зх 60 м с максимальной скоростью, отдых – 3-5 мин; 30 м с хода с максимальной скоростью, медленный бег — 200 м.

Примером прогрессирующего варианта являются комплексы, предполагающие последовательное прохождение отрезков возрастающей длины (пробегание серии 400 м + 800 м + 1200 м + 1600 м 4- 2000 м) либо стабильной длины при возрастающей скорости (6-кратное проплывание дистанции 200 м с результатами 2 мин 14 с, 2.12, 2,10, 2.08, 2.06, 2.04). Нисходящий вариант предполагает обратное сочетание: последовательное выполнение упражнений уменьшающейся длины или выполнение упражнений одной и той же продолжительности с последовательным уменьшением их интенсивности.

В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты. В качестве примера может быть представлен комплекс, широко применяемый для развития специальной выносливости в плавании на дистанцию 1500 м: 600 м, отдых 30-40 с; 400 м, отдых 20-30 с; 200 м, отдых 15 с; 100 м, отдых 10 с; 50 м, отдых 5 с; 50 м (скорость 85-90 % максимально доступной на соответствующем отрезке). В этом случае от одного повторения к другому планомерно возрастает скорость плавания и убывает протяженность отрезков.

Выполнение упражнений с использованием интервального метода может носить непрерывный характер (например, 10х800 м — в беге, 6 х 5 км — в лыжном спорте и др.) или серийный 6 х (4 х 50 м) - в плавании и т. п.

В качестве самостоятельных практических методов принято также выделять игровой и соревновательный. Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для нее правил, арсенала технико-тактических приемов и ситуаций. Применение игрового метода обеспечивает высокую эмоциональность занятий и связано с решением задач в постоянно изменяющихся ситуациях, эффективно при наличии разнообразных техникотактических и психологических задач, возникающих в процессе игры. Эти особенности игровой деятельности требуют от занимающихся инициативы, смелости, настойчивости и самостоятельности, умения управлять своими эмоциями и подчинять личные интересы интересам команды, проявления высоких координационных способностей, быстроты реагирования, быстроты мышления, применения оригинальных и неожиданных для соперников технических и тактических решений. Все это предопределяет эффективность игрового метода для решения задач, относящихся к различным сторонам подготовки спортсмена. Однако действенность игрового метода не ограничивается решением задач, связанных с повышением уровня подготовленности спортсменов. Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения результативности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с исключительно высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психологическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований с тем, чтобы максимально приблизить их к требованиям, в наибольшей мере способствующим решению поставленных задач. Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по отношению к тем, которые характерны для официальных соревнований.

В качестве примеров усложнения условий соревнований можно привести следующие:

  • проведение соревнования в среднегорье, в условиях жаркого климата, при плохих погодных условиях;
  • соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньшего размера, при большей численности игроков в команде соперников;
  • проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами против нескольких соперников;
  • соревнования в играх и единоборствах с «неудобными» противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы;
  • применение в процессе соревнований утяжеленных снарядов (в метании молота, толкании ядра), ограничения дыхательных циклов в циклических видах спорта.

Облегчение условий соревнований может быть обеспечено:

  • планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности в циклических видах, уменьшением продолжительности боев, схваток — в единоборствах;
  • упрощением соревновательной программы - в сложнокоординационных видах;
  • использованием облегченных снарядов – в метаниях, уменьшением высоты сетки — в волейболе, массы мячей - в водном поло и футболе;
  • применением «гандикапа», при котором более слабому участнику предоставляется определенное преимущество - он стартует несколько раньше - в циклических видах, получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах - в спортивных играх и т, д.

Материал взят из книги В.Н. Платонова «Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте»

Загрузка...