Выбери свой спорт

Горький на дне анализ 1 акта. Чеховская традиция в пьесе «На дне

Увлечение Горького драматургией – начало ХХ века – на основе чеховского опыта. Горький использует чеховские открытия: 1) нет центральных героев (полифония), 2) традиционная интрига (Пепел убивает Костылёва из любви к Наташе) не играет главной роли, т.к. её развязка наступает уже в 3 акте, а не в последнем; 3) на сцене больше говорят, чем действуют; 4) много пауз, отвлечённых разговоров, любимых словечек и т.п.

Но есть и отличия. У Чехова всё главное для героев не проговаривается вслух, а упрятано в подтекст, превращается в «подводное течение», характеры противоречивы, неоднозначны. Порой изменчивы. У Горького – герои говорят в открытую, в центре не личные конфликты, а борьба взглядов, позиций, идеологий, поэтому характеры приближаются к типам, носителям определённой программы.

Анализ 1 акта пьесы м.Горького «На дне»

Что можно заметить уже в афише? У хозяев ночлежки – фамилия, имя и отчество, а у ночлежников чаще всего – либо фамилия (Сатин, Бубнов), либо имя (Анна, Настя), либо клички – потеря имени (Квашня, Актёр, Пепел, Барон). «Бывшие» люди ещё довольно молоды: от 20 (Алёшка) до 45 лет (Бубнов).

В ремарках Горький продолжает традицию Чехова. В описании обстановки 1 акта заложен контраст: «Подвал, похожий на пещеру», все самые мрачные тона, герои «кашляют, возятся, рычат» в нечеловеческих условиях – а в конце: «Начало весны. Утро». Может быть, не всё потеряно? Здесь не животные, а люди, здесь кипят страсти и идёт настоящая жизнь. Интересно, что каждый герой занимается самым характерным для него: Клещ мастерит, Квашня хозяйничает, Настя читает и т.д. В дальнейшем в пьесе ремарки короткие и обычно лишь указывают на действие или состояние героя. В 1 акте всего две паузы: когда Костылёв выспрашивает о своей жене у Клеща и когда Пепел спрашивает у Клеща об Анне (моменты неловкости).

Экспозиция – до появления Луки в середине 1 акта. Здесь намечаются все ведущие темы: прошлое героев, талант, труд, честь и совесть, мечты и грёзы, любовь и смерть, болезни и страдания, попытки вырваться со «дна» (в низменной обстановке говорят и спорят о высоком и вечном). У каждого своя философия, она выражается не только через диалоги, но и через афоризмы. БУБНОВ: 1) Шум смерти не помеха, 2) На что совесть? Я не богатый…, 3) Кто пьян да умён – два угодья в нём. САТИН: 1) Дважды убить нельзя, 2) Надоели… все человеческие слова…, 3) Нет на свете людей лучше воров, 4) Многим деньги легко достаются, да немногие с ними легко расстаются, 5) Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство.

Каждый из героев постепенно раскрывается, говоря на излюбленную тему. Костылёв всё время говорит либо о жене, которую ревнует, либо о деньгах. Клещ – о своих планах переступить через умирающую жену и «вылезти». Пепел – о совести и снах. Наташа – об умирающей Анне. Сатин – о «новых словах», о труде (говорит больше всех, и в его циничной иронии чувствуется наибольшая безысходность, т.к. он кажется самым умным).

Завязка и начало развития действия – с появления Луки, который говорит прибаутками, присказками, поговорками. Тут же проясняется будущий конфликт между Пеплом и Василисой. Сочувствие Луки, его слова о любви к людям почти сразу разбередили даже таких скептиков, как Бубнов и Барон, успокаивают Настю и Анну. Не случайно 1 акт заканчивается репликой именно Луки: дальнейшее развитие действия во многом будет связано с ним.

С появлением в ночлежке Луки ещё у нескольких ночлежников появилась вера в лучшую жизнь. Лука дал им точку отсчёта, идею, а они вокруг этой идеи создали свой образ идеального мира. Лука следует принципу "ложь во спасение". Не можешь жить в общем мире - создай свой. Анна и Актёр его создали. Анна умирала, и ей нужна была смерть как успокоение, она хотела, чтобы кончились её страдания на земле, а что будет дальше, ей было неважно. Лука смог убедить Анну в том, что жизнь после смерти будет гораздо лучше земной жизни, что Рай существует. И Анна поверила в Рай и даже подумала, что можно помучиться ещё немного на земле, раз уж потом не будет ни боли, ни страданий, а будет один только покой. Анна умирает со спокойной душой, потому что решает для себя самую неразрешимую загадку мироздания, загадку смерти. И пусть это решение было придумано ею самой, но она искренне уверовала в него как в единственно верное и последовала после смерти именно в тот мир, в который верила. Лука повлиял и на Актёра. Это было ещё легче, чем с Анной. Лука только рассказал Актёру о бесплатной лечебнице для алкоголиков, которая есть где-то, неизвестно где, как Актёр уже представил себе, какая она белая, чистая, как там кормят и как он вылечится, и даже стал собирать деньги на дорогу и бросил пить, чтобы подготовиться к лечению. Ему было всё равно, где эта лечебница находится, он твёрдо верил, что найдёт её. Но он не смог оградить свою мечту от других, и эти другие поспешили влезть туда. Сатин ни о чём не мечтал, не строил воздушных замков, и ему не нравилось, что это делают другие. Актёр же был хрупким, ранимым человеком, на него слова Сатина о том, что Лука соврал, что никакой лечебницы нет, подействовали самым худшим образом. Мечта Актёра лопнула, как мыльный пузырь. Его идеальный мир рухнул, а сам он, поверженный и униженный, лишил себя жизни, потому что душа его была низвержена из самого высшего и чистого мира в грязную, тёмную, жалкую ночлежку. Если тебя ранит правда, пугает окружающий мир, если ты глубоко несчастлив, то постарайся заснуть, и ты увидишь лучший мир, создашь себе новую цель и веру, а когда проснёшься, этот мир останется у тебя в сердце и тебе будет гораздо легчеЕ И пусть каждому воздастся по вере его.

    В недавнем прошлом Сатин, "представитель истинного гуманизма", противопоставлялся Луке, которому отводилась роль сторонника "ложного гуманизма", хотя еще Луначарский в статье "М.Горький" сближал проповеди Луки и Сатина....

    Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем - «Без солнца», и, наконец, -...

    Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием героя. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке....

    Драматургия Горького очень интересна своей проблематикой, силой философских размышлений. Определенного совершенства в этом плане достигла пьеса «На дне», представляющая совокупность социально-философских воззрений писателя. В экспозиции с помощью обширной...

  1. Новое!

    Долгое время бытовало упрощенное толкование горьковской пьесы как пьесы социально-критической. Разумеется, драме не отказывали в философском содержании, но разговор о нем часто ограничивался ритуальным указанием на спор с «утешительством» Луки да цитированием...

"На дне")

"На дне" Горькому удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченные философские категории. Что касается действующих лиц, то, по воспоминаниям автора, их состав определился не сразу. Какие-то лишние образы автор убрал, и тогда-то появился благородный старичок Лука. Что же в пьесе предшествует его появлению? Поднимается занавес, и сразу же нищенская, вымороченная жизнь: грязь, голод, болезни, озлобление. Идет обычное существование ночлежки, это даже и жизнью-то назвать нельзя. Скорее, это неминуемая гибель людей в условиях дна. И разговоры у них под стать: о смерти, драках, пьянке.

И в этой атмосфере общей злобы и ненависти вдруг как-то незаметно появляется такой старичок-домовичок. Никто из обитателей ночлежки не мог и предположить, что с его приходом начнутся острые внутренние смещения в их, казалось бы, незыблемой среде. Вид у Луки самый обычный, вид странника: С палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса. Но все же есть нечто, что отличает его от остальных босяков. Как-то постепенно, ненавязчиво, не переча никому, Лука потихоньку начинает строить отношения с обитателями ночлежки. И слова у него ласковые, проникновенные: милая, доброго здоровья, спасибо Лука принимает любой вариант жизни: Мне все равно, я и жуликов уважаю. Он не лезет в душу, а просто как бы присматривается, прислушивается, поддакивает и со всеми соглашается.

занятного старичишку-то привели. И для зрителя Лука пока непонятен, лишь речь выдает его крестьянское происхождение: давеча, всяко и т. д. Откуда же появился этот загадочный человек? На вопрос Барона Лука отвечает уклончиво: Все мы на земле странники Оставаясь для всех пока загадкой, он перекидывает мостики к новым знакомым. Да, Лука много пожил, повидал. И сущность человека он определяет сразу. Пьяному сапожнику Алешке он говорит: Запутался ты.

И Василисе дает точную характеристику: Ах, и неласкова ты, мать. А еще можно сказать, что Лука как бы настроен на добро: подметает полы, помогает Анне. Да, появление Луки в пьесе Горького не случайно. Что нужно истерзанной, измученной душе? Чего хочет обездоленный, никому не нужный, живущий без надежды на будущее человек? Хоть капли сочувствия, доброго взгляда, ласкового слова, капельку участия. И вот уже отогрелась душа, распахнулась навстречу этому крохотному росточку добра, затеплилась в сердце надежда. Вот потому и пришел в ночлежный дом странник Лука. Сцена появления Луки в ночлежке несет и определенную художественную нагрузку в пьесе. Во-первых, следует отметить особенность речевого стиля каждого персонажа. Ведь именно в ней отразилась судьба, происхождение, социальные связи, степень культуры героев пьесы.

Вот, к примеру, Василиса требует, чтобы Лука принес ей пачпорт, и сам Лука так же произносит это слово. А вот Барон, принимая строгий вид, спрашивает у Луки, есть ли у него паспорт. Горький использует двоякое значение слова и мастерски вводит его в речь персонажей. Слово накинут меняется в зависимости от контекста.

Клещ: Ты петлю на меня накинь.

Лука: Мяли много, оттого и мягок.

Речь Луки афористична: Где тепло там и родина, Порядка в жизни нет, чистоты, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают. Сценическое воплощение образа Луки имеет свою историю.

Поначалу, когда спектакль этот был впервые поставлен в художественном театре Станиславским, первый исполнитель роли Луки, великолепный русский актер И. Москвин, понял доброе начало горьковской драмы как луч света в темном царстве ночлежки. Однако впоследствии трактовка характера Луки претерпела самые решительные изменения и в критической литературе, и в сценическом истолковании этого образа. Луку стали понимать как олицетворение толстовского непротивления злу насилием, как ложь во спасение. Мое мнение таково, что именно в первом действии этот сценический персонаж воспринимается исключительно с душевной симпатией, его человечность и оптимизм заставляют звучать светлые струны в душе человека, а это уже немало.


Первоначальное название пьесы М. Горького «На дне» - «Ночлежка». Оно носит нейтральный характер и указывает на то, что предметом художественного исследования писателя является жизнь людей, лишённых дома, «босяков». Второе название «Без солнца» указывает не только на слабый свет в подвале, но и на внутреннее состояние обитателей ночлежки.

Солнце в религиозном сознании – символ Христа и любви к ближнему. Ночлежники лишены веры в себя и в жизнь, взаимоотношения между ними лишены тепла, любви, взаимопонимания. До появления Луки в подвале сцена представляет собой экспозицию пьесы, из которой мы узнаём о жизни ночлежников. Пространная ремарка, предпосланная первому акту, многозначительна. Описание подвала, похожего на пещеру, напоминает ад. Перед нами тяжёлые каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой. Свет, идущий сверху вниз, подчёркивает, что люди оказались на самом дне жизни и своей души. Из ремарки можно составить первоначальное представление о действующих лицах. Только три ночлежника заняты делом. Клещ сидит перед наковальней, примеряя ключи к старым замкам. Души обитателей ночлежки закрыты на замок. Путь со дна жизни, кажется, преграждён непреодолимой преградой. Где ключ к душам героев? Где ключ к той двери, которая выведет их со дна жизни наверх? Бубнов примеряет на болванке для шапок старые распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Как из старой жизни скроить новую? Выход со дна жизни – основной мотив пьесы. Деловитая Квашня хозяйничает за столом, гордясь своей самостоятельностью. «Барон жуёт чёрный хлеб» - в этой фразе кроется оксюморон. «Барон» - благородное звание. «Чёрный хлеб» - пища простого народа. Здесь подчёркивается та жизненная метаморфоза, которая произошла с этим персонажем. Настя читает растрёпанную книгу. В этой ремарке передаётся отношение девушки к реальной действительности. Жизнь отвратительна, убога, страшна, и выход из неё героиня видит в вымышленном мире. Два героя кашляют. Оба персонажа в конце пьесы умрут: Анна естественной смертью, а Актёр закончит жизнь самоубийством. Сатин рычит. В этом рычании – протест против безысходной жизни. Ремарка «Начало весны. Утро» содержит глубокий подтекст, несёт надежду на начало новой, лучшей жизни, на духовное воскрешение.

Начинается пьеса с реплики барона: «Дальше!» Эта реплика подчёркивает обыденность, однообразие, неизменяемость течения той жизни, которую ведут ночлежники. Картина ада дополняется изображением грешников и их взаимоотношениями друг с другом. Эти взаимоотношения выражены метафорически в реплике Бубнова: «А ниточки-то гнилые!» Нити любви не связывают обитателей ночлежки, они разобщены. Люди словно чувствуют наслаждение от того, что мучают и раздражают друг друга. Квашня гордится тем, что свободна, что сама себе хозяйка и ни за что не выйдет замуж за полицейского Медведева. Клещ с удовольствием и злорадным торжеством ей возражает: «Врёшь!» Барон выхватывает у Насти книжку и дразнит её. Слышатся ругательства. Квашня обзывает Клеща «козлом рыжим». Тот, в свою очередь, называет торговку «старой собакой», когда она упрекает его в том, что он «заездил жену-то до полусмерти». Барон называет Настю дуррой и ударяет книгой по голове. Реплика больной Анны: «Начался день!» - подчёркивает, что эта сцена – обычное явление для ночлежки. Бубнов нисколько не сочувствует умирающей Анне, равнодушно заявляя, что «шум – смерти не помеха». Реплика Сатина о том, что 2дважды убить нельзя», подчёркивает, что герои духовно мертвы, им уже терять нечего. В настоящем у них ничего нет, единственное, что у них осталось, - прошлое, о котором они так любят говорить. Актёр вспоминает о том, как играл в драме «Гамлет» могильщика, гордится тем, что его «организм отравлен алкоголем». Сатин вспоминает о том, как он служил мальчишкой на телеграфе и много книг читал. От удручающей действительности он спасается непонятными словами: «органон», «сикамбр», «макробиотика», хотя автор вкладывает в эти слова глубокий подтекст. «Органон» в переводе означает «орган зрения, разумность». Сатин ведёт речь о том, что отравлен разум, нарушена разумность устроения жизни. Актёра Сатин называет «сикамбром». Сикамбры – древнегреческое историческое племя. Актёр – дикарь, потому что не может разумно устроить свою жизнь. «Макробиотика» - название книги немецкого врача Гуфеланда «Искусство продлить человеческую жизнь».

Бубнов любит вспоминать о том, как он был скорняком и своё заведение имел. Он отмыл теперь руки от жёлтой краски как доказательство своей профессии и делает глубоко философский вывод о человеке: «…снаружи как себя ни раскрашивай – всё сотрётся». Главное в человеке не его место и положение в обществе – внешняя раскраска, а внутреннее содержание. Но души героев вычерпаны до дна, «стёрлись».

С появлением хозяина ночлежки Костылева усиливается социальный мотив пьесы. В ремарке передаётся лицемерие Костылёва: «Напевая под нос что-то божественное, подозрительно осматривает ночлежку». Его религиозное «словоблудие» носит ограничительный характер, прикрывая его грехи: ревность к жене, жадность. Он собирается «накинуть полтину» Клещу, чтобы «маслица» в лампадку купить. Костылёв хвалит актёра за заботу об Анне, но не хочет «скостить2 ему половину долга, лицемерно утверждая, что доброта Актёра зачтётся ему на том свете. А сам не гнушается продавать краденые часы, полученные от вора Васьки Пепла.

Заканчивается сцена спором о совести. Клещ гордится тем, что с малых лет работает, и осуждает своих соночлежников за то, что они «живут без чести, без совести». Пепел заявляет, что «честь – совесть тем нужна», у кого власть да сила. Бубнов с ним полностью согласен: «На что совесть? Я – не богатый…» После этого спора и появляется лука. С этого момента и начинается завязка действия.

Пьеса Горького «На дне» глубоко философична и необычайно интересна. Перед глазами читателя на протяжении всего произведения проходит галерея живых образов. Каждый персонаж пьесы наделен своей позицией, своим представлением о мире. Особенно интересен тот факт, что действие разворачивается в ночлежке, на самом «дне» жизни.

Многие герои пьесы М. Горького «На дне» – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со «дна» жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти – вымышленный ею роман со студентом.

Таким образом, персонажи пьесы подготовлены к появлению такого, как Лука с его «евангелием миражей». И он появляется и поддерживает все иллюзии или сеет новые.

Этот персонаж появляется в первом акте пьесы. Показательна первая его фраза: «Доброго здоровья, народ честной!». Первый раз на страницах этого произведения появляются хорошие, не бранные слова, сказанные без насмешки. Такое обращение настолько необычно для обитателей ночлежки, что Луку сразу же называют «занятным»: «Какого занятного старичишку привели вы, Наташа…». На первый взгляд он действительно кажется простым и милым человеком, но несколько позже читатель убеждается в обратном.

До появления странника Луки в ночлежке идет спор о совести. Слесарь Клещ ставит себя особняком перед своими «соплеменниками», заявляет, что его окружает сплошная «рвань, золотая рота…» Он говорит о том, что «с малых лет работает» и мечтает вырваться из той ситуации, в которой он оказался. Клещ не принимает образа жизни ночлежников: «живут без чести, без совести». На что Васька Пепел, вор с детства, заявляет Клещу: «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть…»

И на самом деле, эти люди поставлены в такие социальные условия, когда понятие «честь» и «совесть» невероятно трансформируются. Здесь, на дне, «всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее…»

И именно в разгар этого спора и появляется Лука, произнося фразу: «Доброго здоровья, народ честной!» Тут уже начинается другой разговор. На реплику странника Бубнов отвечает: "Был честной, да позапрошлой весной…"

С самого появления Луки автор начинает раскрывать нам жизненную позицию этого человека. Очень важен его ответ Бубнову: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…» Какое яркое сравнение! Оно мгновенно раскрывает отношение Луки к людям. Они все одинаковы, ничтожны, достойны лишь жалости. Они прыгают, имитируя какую-то деятельность, а на самом же деле все это суета, суетливы их движения, суетлива их жизнь.

При беседе с Наташей мы понимаем, что Лука не привязан к какому-либо месту, у него нет дома: «Старику – где тепло, там и родина…». Он скиталец, у которого нет даже родины. Об этом говорит и та песенка, которую Лука напевает, сидя на кухне: «Середь ночи… путь-дорогу не видать…» Стоит заметить, что у Горького в этом произведении нет ни одной лишней фразы, каждая из них весомая, несущая в себе большой смысл.

Лука с первых же минут своего появления на сцене вносит в постановку совершенно иную философию. Памятен момент, когда странник поет песню, а его просят замолчать, говоря, что он плохо поет. Его ответная реплика заставляет задуматься читателей: «Ишь ты! А я думал – хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны…» И на самом деле, простыми фразами безграмотного старика Горький выражает очень интересные мысли, которые приходили в голову каждому человеку, но он не мог их так четко и ясно сформулировать.

Показателен в этой части произведения момент, когда Васька Пепел страдает от скуки. Какое же развлечение придумывает себе молодой человек? Он говорит Барону: «Ну, полай! Мне забавно будет… Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и все такое…» Этим моментом очень ярко показан уровень моральной деградации героев. Причем нельзя назвать Пепла отрицательным героем. Он способен любить, желает заботится о дорогом человеке… Но лучшее развлечение для него – унизить другого человека. В этом случае очень мудрой кажется реплика Барона: «Какое тебе от этого может быть удовольствие, если я сам знаю, что стал чуть ли не хуже тебя? Ты бы меня тогда заставлял на четвереньках ходить, когда я был неровня тебе…»

Позиция же Бубнова на этот вопрос раскрывается одной репликой: «Что было – было, а остались – одни пустяки… Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался…» Действительно, на самом дне жизни уже нет и не может быть подобных различий между людьми - перед лицом голода и нищеты все равны. И все былые регалии уже не имеют абсолютно никакого значения, лишь мозолят глаза и душу, как оспа, «и выздоровеет человек, а знаки-то остаются…». Какова же позиция Луки? «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут – все хуже, а хотят – все лучше… упрямые!»

Лука является очень важным персонажем в пьесе. Он появляется и нарушает привычный ритм жизни и мысли ночлежников. Каждому говорит те слова, которые не могут оставить равнодушным, для всех у него найдется утешительная фраза. Лука умеет подмечать главное в человеке. Молодому Алешке, так же бездумно прожигающему свою жизнь в постоянных пьянках, старик говорит добродушно: «Эх, парень, запутался ты…». Он пристыжает обитателей ночлежки за их отношение к умирающей Анне: «… а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Уже в начале пьесы Горький обозначает принцип отношения Луки к человеку – принцип сострадания. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни.

На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и отношения к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя.

Загрузка...