Выбери свой спорт

Дыхательная гимнастика при кашле у взрослых. Дыхательная гимнастика при кашле для взрослых и детей Дыхательные упражнения для детей от кашля

Часто дыхание ребенка при бронхите становится свистящим, хриплым и затрудненным.
Это означает, что дыхательные пути малыша сузились.

Чтобы облегчить его состояние и помочь быстрее выздороветь, уменьшить воспаление и освободить бронхи от мокроты, выполняйте с ребенком специальную дыхательную гимнастику.

В такое время года иногда выход на морозный воздух способствует обострению кашля. Поэтому важно знать и уметь делать дыхательную гимнастику не выходя из дому, сидя на диване.
Кстати, о диване, хороший выбор мягкой мебели и даже ряд собственных эксклюзивных моделей видела по этой ссылке —
диваны в Минске , у ООО Летто-мебель.

Ворона

Ребенок сидит на стуле. Путь на вдохе малыш поднимает обе руки вверх через стороны. На выдохе с громким «К-а-р-р!» опускает руки вниз. Летим и каркаем 5 раз.

Жук

Ребенок сидит на стуле, держа руки на поясе. На вдохе малыш поворачивает корпус вправо и отводит правую руку в сторону и назад. С выдохом ребенок возвращается в исходное положение и гудит, как летящий жук «Ж-ж-ж-ж!». теперь повторяет дыхательный цикл с движением и гудением в левую сторону. Выполняем по 4-5 раза в каждую сторону.

Гуси

Малыш из положения сидя наклонятся вперед к полу, держа руки возле плеч. В таком положении делаем вдох, а на выдохе говорим громкое «Га-а-а!». Повторим 5 раз.

Аист

Ребенок стоит. На вдохе поднимает руки в стороны, сгибает одну ногу в коленке и поднимает ее. На выдохе пусть малыш опускает руки и ногу с громким звуком «Ш-ш-ш!».

Журавль

Журавль летит в гости к аисту. На вдохе ребенок поднимает руки вверх, а на выдохе опускает их вниз вдоль тела с протяжным звуком «У-у-у!» 5 взмахов крыльями, и журавль на месте.

Скоростной полет

А теперь пусть малыш «полетает» по комнате, бегая и интенсивно «взмахивая крыльями», как птица. Только пусть резко не останавливается, а постепенно замедляет движение и заканчивает его ходьбой.

Все виды дыхательной повторим 4-5 раз, звуки произносим громко и обязательно на выдохе. Вы можете дополнить гимнастику другими упражнениями с использованием шипящих и гудящих звуков. Всего 5-10 минут в день, и ваш малыш быстро избавится от бронхита и пойдет на поправку.

Эффективная дыхательная гимнастика при кашле оказывает многостороннее полезное действие. Она улучшает адгезивность бронхолегочной структуры, усиливает защитные свойства, укрепляет иммунитет, успокаивает дыхательный центр в головном мозге ребенка. Дыхательная гимнастика при кашле у детей поможет родителям справиться с любым, даже самым тяжелым недугом. Узнайте о том, какие игры и упражнения для этих целей можно использовать. Все они представлены на данной странице.

У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому они часто страдают от кашля. Чтобы помочь ребенку быстрее справиться с кашлем, попробуйте использовать игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2 лет). Использование этого комплекса способствует развитию дыхательных мышц, речевого аппарата, координации движений, мышц рук и позвоночника. Происходит становление правильного ритмичного дыхания и произнесения звуков.

Дыхательная гимнастика и упражнения от кашля для детей (с видео)

Выполнять дыхательные упражнения от кашля лучше до завтрака или после ужина в хорошо проветренном помещении. Все дыхательные упражнения при кашле для детей должны быть использованы в ненавязчивой, игровой форме.

«Пузырики»

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щечки-пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 - 3 раза.

«Насосик»

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает - вдох, выпрямляется - выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох - длительнее. Повторить 3 - 4 раза.

«Говорилка»

Вы задаете вопросы, малыш отвечает.

  • Как разговаривает паровозик? - « Ту-ту-ту-ту».
  • Как машинка гудит? - «Би-би. Би-би».
  • Как «дышит» тесто?- «Пых-пых-пых».

Можно еще попеть гласные звуки: «О-о-о-о-ооо», «у-у-у-уууу».

«Самолет»

Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха.

  • Самолетик-самолет (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
  • Отправляется в полет (задерживает дыхание) -
  • Жу-жу -жу (делает поворот вправо),
  • Жу-жу-жу (выдох, произносит «ж-ж-ж»).
  • Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки),
  • Я налево полечу (поднимает голову, вдох).
  • Жу-жу-жу (делает поворот влево),
  • Жу-жу-жу (выдох, «ж-ж-ж»),
  • Постою и отдохну (встает прямо и опускает руки).

Повторить 2 - 3 раза.

«Ветерок»

  • Я ветер сильный, я лечу,
  • Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос),
  • Хочу - налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть),
  • Могу подуть направо (голова прямо - вдох, голова направо, губы трубочкой - выдох),
  • Могу и вверх (голова прямо - вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох),
  • И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот),
  • Ну, а пока я туч и разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3 - 4 раза.

Дыхательные игры и упражнения для гимнастики для дошкольников

Игры дыхательными упражнениями позволят увеличить жизненный объем легких и укрепят иммунитет малыша, избавляя его от кашля. Предложенные далее игры для дыхательной гимнастики против кашлевого рефлекса обладают расслабляющим и адаптационным воздействием.

«Курочки»

Выполняйте вместе с малышом эти дыхательные игры для дошкольников: встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки - «крылья» и опустите голову. Произносим: «Тах-тах-тах» и одновременно похлопываем по коленкам - выдох. Выпрямитесь, поднимите руки к плечам - вдох. Повторить 3 - 5 раз.

  • Бормочут куры по ночам,
  • Бьют крыльями тах-тах (выдох),
  • Поднимем руки мы к плечам (вдох),
  • Потом опустим - так.

«Пчелка»

Начиная эти дыхательные игры и упражнения для дошкольников, покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчелка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим «ж-ж-ж», затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим «у-у-у»).

Полечу и пожужжу, детям меда принесу (встает и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Повторить 5 раз. Следите, чтобы вдох был через нос, дыхание было глубокое.

«Косим траву»

Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены.

Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений, который нужно проводить для профилактики и лечения респираторных заболеваний. Не все знают, насколько эффективны , поэтому часто прибегают лишь к медикаментозной терапии. Как правильно делать гимнастику, и что при этом происходит в организме?

Основной симптом и жалоба пациентов при респираторных заболеваниях – надоедливый кашель. На самом деле, кашель – не патология, а защитная реакция организма на скопление мокроты и воспалительный процесс в дыхательных путях. Он бывает двух видов:

  1. Сухой . Возникает из-за того, что слизистая бронхов раздражена и отечна. Такой тип кашля появляется в начале заболевания и также может быть вызван раздражением и першением в горле. Его еще называют непродуктивным – откашливание не приносит облегчения и происходит без выведения мокроты.
  2. Мокрый . В процессе кашля дыхательные пути очищаются, а больной замечает отделение мокроты, которая может быть разного цвета и консистенции. Именно таким способом организм выводит излишек бронхиального секрета и погибшие микроорганизмы. Препятствовать такому кашлю или подавлять его лекарственными препаратами нельзя , иначе застой мокроты приведет к осложнениям заболевания.

Необходимость дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика при кашле проводится два раза в день. Упражнения значительно облегчают выведение мокроты, уменьшают воспалительный процесс и тренируют дыхательную мускулатуру. Сочетание правильного дыхания и физической нагрузки улучшает кровообращение и помогает организму бороться с инфекцией .

Особенно полезна , которая имеет густую консистенцию и трудно выводится. Благодаря правильным упражнениям, прилипшая слизь хорошо отделяется от стенок бронхов. Очищение дыхательных путей – одна из главных задач в терапии респираторных заболеваний.

Упражнения для малышей:

  1. Ребенок делает глубокий вдох через нос, сильно надувает щеки, а затем медленно выдыхает через немного приоткрытый рот.
  2. Имитация звуков животных и транспорта . Малышам полезно говорить «Пых-пых», «Ту-ту» и другие подобные выражение, где выдох делается с усилием.
  3. Ребенок должен взять мяч и прижать его к груди. На выходе мяч бросается взрослому, а малыш говорит «ух-х-х».
  4. Ноги становятся вместе, руки поднимаются вверх. Ребенок делает потягивание вверх, приподнимаясь на носочках. При движении вверх делается вдох. На выдохе руки нужно опустить вниз, а ногу поставить на полную ступню.

Упражнения для взрослых :

  1. 2 минуты нужно шагать на месте и при этом высоко поднимать колени. Поднимая правую ногу, руки также поднимаются вверх, а ртом делается глубокий вдох. При подъеме второй ноги, нужно делать выдох.
  2. Вдох делают лежа, втягивая живот и напрягая мышцы пресса. На выдохе живот выпячивают.
  3. В положении стоя делается резкий вдох носом, при этом туловище чуть наклоняется вперед, а руки свисают вниз. На выдохе тело выравнивается. Нужно повторить упражнение 8 раз и сделать 12 подходов.

Движения и дыхание нужно выполнять так, как написано в методике. Существуют авторские методики, эффективность которых признается многими врачами. Например, предполагает резкий и короткий вдох, а затем расслабленный продолжительный выдох.

Занятия должны проводиться при нормальной температуре тела.

Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Правильное дыхание.

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.
Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»

Дыхательная гимнастика для детей.

Хорошо бы во время прогулок делать «вытягивающую» гимнастику. Бросьте на травку небольшой коврик.

Упражнение 1. Встать на колени, ягодицы прижать к пяткам, руки поднять вверх. Ребенок должен медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснутся земли. Не поднимая ягодиц с пяток, вытянуть руки как можно дальше, потянуть спину.

Упражнение 2. Лечь на спину, руки вдоль тела. По диагонали вытянуть правую руку и левую ногу, потянуться; потом – левую руку и правую ногу, снова потянуться. Повторить несколько раз.

Упражнение 3. Встать на четвереньки, отвести прямую правую ногу назад как можно выше, выпрямить ее, потянуть. То же самое проделать с левой. Повторить несколько раз. Между повторами можно попросить малыша «выгнуться кошечкой».

Упражнение 4. Подняться, походить на носочках, поднимая руки вверх. Контролируйте дыхание малыша. Потом попросите поднимать попеременно руки вверх, пытаясь при этом вытянуться как можно выше.
Объясните малышу, что он не только подышал, но и помог себе расти. Хорошо было бы сделать такие прогулки систематическими (кстати, и вам дыхательная гимнастика не только не помешает, но и вернет затраченные силы).

Как избавить ребёнка от кашля с помощью дыхательной гимнастики

У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто мучает кашель. Чтобы этого не допустить нужно с самого раннего детства укреплять дыхательные пути и лучше делать это играючи!
Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.

Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Выполнять лучше до завтрака или после ужина.
Итак, проветрите помещение и приступайте.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

Привожу пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.
Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

Петух.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.

Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая - на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Паровозик.
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

На турнике.
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад за голову - долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Шагом марш!
Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6–8 шагов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

Летят мячи.
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.

Насос.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.

Регулировщик.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Вырасти большой.
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Маятник.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.

Гуси летят.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у».

Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны - вдох, медленно опустить вниз - длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

Эти упражнения дошкольники могут выполнять утром и в середине дня. В летнее время - лучше на воздухе во время прогулки.

Курс ЛФК должен продолжаться 3-4 месяца. Приведенный комплекс упражнений назначают детям дошкольного возраста с частыми ОРВИ, при хроническом насморке, гайморите, ларинготрахеите. Лечебная гимнастика не только способствует быстрому выздоровлению ребенка от недугов, но и предупреждает возникновение повторных ОРВИ и обострений хронических заболеваний верхних дыхательных путей.
Комплексы необходимо выполнять два раза в день, не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1, 5 часа до сна. Общая продолжительность занятия 10-15 минут.

Перед началом занятия необходимо проветрить комнату и сделать влажную уборку. Занятия проводятся при открытой форточке.

Ходьба по комнате в сочетании с движениями рук. При вдохе – руки в стороны, при выдохе – руки по швам. Дыхание через нос. Рот закрыт. Ходьба может переходить в медленный бег. При беге на 3 счета – вдох, на 3 счета – выдох.
1. «Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.
2. «Вырасти большой». ИП – стоя; ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.
3. «Дотянемся до пяток». ИП – Сидя на скамейке. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Выпрямить ноги, ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5-6 раз.
4. «Сигнальщик». ИП – сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны – вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
5. «Пружинка». ИП – лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
6. «Тюлень». ИП – лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
7. «Прямая спинка». ИП – сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.
8. «Чистый носик». МП – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
Ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: спереди, над головой и за спиной. Рот плотно закрыт. Дыхание произвольное, через нос.

Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша.

Оградить ребенка от простудных заболеваний - задача не из легких. Микробы и вирусы то и дело одолевают маленького человечка и подрывают еще неокрепший иммунитет. Что же делать? Бежать к врачу и поить малыша таблетками или прибегнуть к бабушкиным рецептам? Ни то, ни другое не понадобится, если заняться с малышом дыхательной гимнастикой. Ведь всем известно, что дыхание - это жизнь.

Справедливость этого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.
Поскольку дыхание приоритетно, то естественно, что многие люди в совершенстве овладевают этим процессом. Эта способность, данная при рождении и развитая в течение жизни, помогает творить чудеса со своим организмом, в том числе и избавляться от болезней, что уже давно доказали индийские йоги.
Известно, что когда человек дышит ртом, слизистая полости ротовой полости быстро пересыхает, появляется жажда. К тому же инфекции легче забраться в дыхательные пути - гортань, трахею и бронхи.

Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.

1. Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.

2. Паровоз
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

3. Летят гуси
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.

4. Аист
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

5. Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

6. Мельница
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.

7. Конькобежец
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз.

8. Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

9. Лягушонок
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

10. В лесу
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

11. Веселая пчелка
На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

12. Великан и карлик
Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.

С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!

Бронхит - это серьёзное заболевание нижних дыхательных путей, особенно опасное для ребёнка. Прививки от данной болезни не существует, потому что она имеет обширную этиологию. Проще говоря, бронхит является следствием таких заболеваний, как грипп, ОРВИ и т. д. Лечение бронхита продолжительно, не последнюю роль в нём играют массаж, дыхательные упражнения и гимнастика.

Основные принципы лечения бронхита у ребёнка

Практически все болезни верхних и нижних дыхательных путей, в том числе и бронхит, передаются воздушно-капельным путём. Такие заболевания нельзя лечить самостоятельно, все препараты и рекомендации по лечению вашему ребёнку должен назначить врач-терапевт.

Для борьбы с бронхитом необходима комплексная терапия

В первую очередь важно помнить, что во время болезни родители должны обеспечить ребёнку покой - хотя бы первые несколько дней. Это не значит, что все время нужно заставлять малыша лежать в кровати, но и заниматься физическими упражнениями, бегать и прыгать тоже не стоит. Также необходимо обеспечить малыша обильным питьем.

В 90% случаев терапевт назначает лечение антибиотиками, чтобы избежать возможных осложнений, рекомендует муколитические препараты, обеспечивающие отхождение мокроты. Однако не только медикаменты могут помочь маленькому пациенту - для облегчения его состояния не следует пренебрегать массажем, дыхательными и физическими упражнениями.

Массаж

Массаж во время бронхита способствует отхождению мокроты. Делать его можно в домашних условиях – освоить технику выполнения под силу любому родителю.

Вибрационный

Уложите ребенка на колени и выполните простукивания в области бронхов

Наиболее известным является вибрационный массаж, его советуют практически все. Такой вид массажа особенно эффективен при острой форме бронхита – помогает отхождению мокроты, которая в больших количествах может скапливаться в бронхах. Суть вибрационного массажа заключается в ритмичном постукивании ребёнка по спине в области бронхов.

Вибрационный массаж можно проводить даже при острой стадии болезни, но всё же стоит воздержаться от процедуры, если температура тела у ребёнка очень высокая.

  1. Следует положить ребёнка животом к себе на колени таким образом, чтобы свешивались только голова и ноги, туловище должно полностью лежать на коленях.
  2. Необходимо создать небольшой наклон в сторону головы. То есть свою ногу, которая стоит дальше от головы ребёнка, поставьте на какую-нибудь возвышенность. В этом случае мокрота при массаже под действием силы тяжести не будет скапливаться в нижних отделах бронхов, а естественным путём будет стремиться наружу.
  3. Простукивание необходимо совершать нижней тыльной стороной руки, сжатой в кулак. Простукивается только область бронхов, не нужно без дела стучать ребёнка по спине. Ни в коем случае нельзя задевать позвоночник. Такая схема предпочтительна для детей старше одного года.

Если ребёнок грудной, то стучать нужно ещё осторожнее. Для грудничка массаж выполняется следующим образом:

  1. Положение малыша на коленях остаётся тем же.
  2. Следует положить левую руку на область бронхов ребёнка и двумя пальцами правой руки (средним и указательным) аккуратно постукивать по своей руке.
  3. Стучать нужно ритмично, но не очень сильно. Процедура длится около минуты, затем нужно дать ребёнку прокашляться. Если самочувствие больного позволяет, можно повторить процедуру до трёх раз.

Мастер-класс от доктора Комаровского - видеоролик

Дренажный

Уложите ребенка на мягкий валик или подушку и растирающими движениями проработайте область бронхов

Дренажный массаж проводится при острой и обструктивной формах бронхита. Положительно влияет на отхождение мокроты и облегчает кашель.

  1. Необходимо положить ребёнка животом на мягкой валик (можно сделать из одеяла или взять длинную узкую подушку) и хорошо растереть спину до красноты, главное - не поранить кожу. Растирать нужно область бронхов, не задевая позвоночник.

    Чтобы уменьшить болезненные ощущения лучше намазать спину детским кремом.

  2. Затем подушечками пальцев пройтись по межрёберным впадинам снизу вверх.
  3. После этого своей рукой, сжатой в форме лодочки (ладонью внутрь), простучать область бронхов в течение минуты. Дать ребёнку хорошо прокашляться и повторить процедуру 2–3 раза.

Начинать процедуры следует не раньше чем через 4 дня после улучшения самочувствия, чтобы не спровоцировать дополнительное воспаление. Если у ребёнка поднялась температура, то сеансы следует прекратить.

Техника выполнения массажа - видео

Точечный

Точеченый массаж лучше доверить специалисту, так как определить нужные точки довольно сложно

Точечный массаж основан на принципе воздействия на определённые точки на теле человека. При остром и хроническом заболевании зоны воздействия немного отличаются. Они расположены практически по всему телу: на шее, за ушами, под коленями и так далее. Такой вид массажа лучше доверить специалисту, чтобы не навредить крохе.

Медовый

Медовый массаж нельзя проводить при острой форме заболевания и при высокой температуре

Мёд является природным антисептиком, при этом он оказывает противовоспалительное, успокаивающее и иммуностимулирующее действие. Медовый массаж напоминает дренажный – он имеет схожий принцип выполнения.

  1. Необходимо положить ребёнка животом на мягкий валик, разогреть спину руками, затем нанести на область бронхов пчелиный мёд и растирать спину уже с мёдом.
  2. По мере растирания мёд будет густеть. Когда он станет очень липким, и невозможно будет продолжать растирание, нужно перейти на технику прилипания-отлипания рук от тела.
  3. Процедура длится 5–7 минут. После её окончания нужно вымыть ребёнка тёплой водой.

Любой вид массажа лучше проводить через 30 минут после приёма отхаркивающих средств.

Противопоказанием к такому массажу является острая форма бронхита. Кроме того, родителям следует помнить, что мёд является высокоалергенным продуктом, поэтому перед его применением стоит провести тест на аллергию.

Дыхательная гимнастика

В борьбе с бронхитом хорошо помогают дыхательные упражнения. В период обострения их проводить не стоит, ребёнок может закашляться. А вот на 3–4 день заболевания эти упражнения делать можно и нужно.

Одной из самых известных и наиболее эффективных методик является гимнастика Стрельниковой. Она заключается в быстром вдохе через нос и медленном выдохе через рот. Каждый вдох-выдох должен длится примерно 1 секунду. Упражнение можно выполнять стоя, сидя или лёжа.

Основные упражнения:

  1. Упражнение выполняется стоя. Ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Вдох должен быть коротким и резким - через нос, выдох длинный - через рот. На вдохе сжимаем руки в кулаки, на выдохе медленно расслабляем пальцы. Делаем перерыв в несколько секунд и повторяем упражнение.
  2. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Руки сжаты в кулаки и лежат на талии. На вдохе расслабляем руки и опускаем вниз. На выдохе возвращаем руки в исходное положение. Рекомендуется выполнять упражнение 12 раз.
  3. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. На вдохе наклоняемся вперёд, скругляем плечи, на выдохе возвращаемся в исходное положение. Выполнять 12 подходов по 8 наклонов с перерывом 10 секунд.
  4. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На вдохе наклониться вперёд, выводя руки перед собой до уровня колен, на выдохе подняться. Несильно прогнуться в пояснице, заводя руки за спину. Сделать быстрый вдох. Вернуться в исходное положение, одновременно выдыхая воздух.
  5. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки расслаблены, плечи расправлены, спина прямая, мышцы живота напряжены. На вдохе голову повернуть в левую сторону, на выдохе вернуться в исходное положение. Резко вдохнуть и повернуть голову вправо, спокойно выдохнуть и занять исходное положение.

Лучше всего делать упражнения в игровой форме, чтобы ребёнку было интересно.

Выполнение комплекса упражнений - видео

Зарядка и физические упражнения

Для скорейшего выздоровления и укрепления иммунной системы ребёнка необходимо выполнять комплекс гимнастических упражнений. Нагрузка должна быть рассчитана в соответствии с возрастом ребёнка. Лучше всего выполнять упражнения утром.

Комплекс упражнений:

  1. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Выполняем наклоны вперёд, руки и туловище должны быть параллельно полу. Через 3 наклона возвращаемся в исходное положение. Перед упражнением делаем вдох, во время наклонов 3 раза выдыхаем воздух.
  2. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на талии. Выполняем наклоны вбок. Одну руку поднимаем вверх и тянемся за туловищем. Через 3 наклона возвращаемся в исходное положение. Перед упражнением делаем вдох, во время наклонов 3 раза выдыхаем воздух.
  3. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на талии. Делаем наклоны головы вперёд, назад, влево и вправо.
  4. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на талии. Описываем круг бёдрами. 10 раз в одну сторону, 10 раз в другую.
  5. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Подтягиваем поочерёдно каждое колено к груди.
  6. Упражнения на фитболе подходят даже для самых маленьких

    Для малышей возрастом до двух лет подойдёт зарядка на фитболе. Его можно приобрести в любом спортивном магазине. Лучше брать мяч без ручек – для упражнений с ребёнком они не нужны.

    1. Прыжки на фитболе стоя. Держим ребёнка за подмышки и даём ему самостоятельно прыгать на мяче.
    2. Укладываем ребёнка животом на фитбол и перекатываем мяч вперёд-назад, поддерживая кроху.
    3. Аналогичное упражнение в положении на спине.
    4. Кладём ребёнка боком на фитбол. Одной рукой берём за предплечье, второй - за наружную часть бедра. Перекатываем фитбол по направлению от головы ребёнка к его ногам и обратно.
    5. Укладываем ребёнка животом на фитбол, ставим перед ним игрушки, перекатываем мяч вперёд-назад и даём ребёнку возможность схватить игрушку.
    6. Ставим ребёнка на пол и даём самостоятельно ему толкать руками фитбол. Если малыш может самостоятельно стоять, можно перекатывать мяч от себя к ребёнку и обратно.

    Такую гимнастику можно проводить в комплексе с детским массажем.

    Полностью вылечить бронхит у детей без медикаментозной терапии очень сложно. Но применяя лекарственные средства, не стоит забывать о дополнительных мерах, которые могут существенно улучшить состояние больного и ускорить выздоровление. Это в полной мере относится к массажу. Эта процедура не требует финансовых затрат и её можно делать в домашних условиях. Эффект же ощущается уже после проведения первого сеанса.

Загрузка...