Выбери свой спорт

Секунды которые потрясли мир. Три секунды александра белова, которые потрясли мир

Пожалуй, самый известный поединок за всю историю международных баскетбольных соревнований. И совершенно точно самый яркий за всю историю этих турниров на Олимпийских играх. До этого момента ни разу не уступала в финалах Игр, даже несмотря на то, что в те года на Олимпиады ехали не профессионалы из НБА, а студенты. Счет на табло был 50:49 в пользу американцев, главный тренер взял тайм-аут, было принято решение доверить завершение игры Сергею Белову и Модестасу Паулаускасу .

Первая попытка советских баскетболистов ввести мяч закончилась неразберихой у судейского столика: арбитр-секундометрист отказывался подписывать протокол, поскольку по его хронометру игру остановили чуть раньше положенного. Проблема была в том, что табло включили в тот момент, когда Иван Едешко отдавал пас, а не в момент касания мяча игроком, принимающим передачу, как того требуют правила.

После устранения всех неполадок Едешко получил еще один шанс, и на этот раз через всю площадку бросил мяч к щиту американской команды, где находился Александр Белов. Джеймс Форбс в этот момент упал, а Кевин Джойс оказался за лицевой линией. Советский баскетболист поймал мяч и отправил его в кольцо. Американцы подали протест, и судейская коллегия до самого утра обсуждала ситуацию.

Всю ночь шло заседание комиссии, а мы не спали, - рассказывал впоследствии Едешко. - В гостинице ждали решения. В холодильнике пиво, баварские сосиски, но к этой красоте не притрагивались. Вдруг переигровка? Утром открывает дверь Башкин , второй тренер: "Переигровка…" Вот что должен был фотографировать Юрий Рост! Наши лица, когда услышали эту весть! Башкин, выдержав паузу, продолжает: "В 1976-м".

Все решил голос тогдашнего президента Международной федерации баскетбола (ФИБА) Абделя Монейма Уаби . Он утверждал, что справедливо было бы переиграть матч, но времени для этого до окончания Олимпиады не осталось. "СЭ" рассказывает о том, как сложились судьбы у советской пятерки, которая была на площадке в те самые три секунды.

Александр БЕЛОВ
центровой

Автор того знаменитого броска после Игр-72 прожил всего 6 лет. Он успел стать бронзовым призером Монреаля-76, но уже тогда его стало подводить здоровье. В самом начале 1977 года перед отъездом в Милан на еврокубковую игру с "Чинзано" случился скандал на таможне. "Выезжая за границу, наши спортсмены всегда вывозили с собой что-то на продажу, - рассказывала "Известиям" жена Белова, баскетболистка ленинградского Александра Овчинникова . - Суточных не хватало, а так выручали какую-то сумму. Насколько знаю, в ту поездку несколько спартаковцев, скинувшись, взяли водку, икру и иконы. Когда эту сумку обнаружили на таможне, все свалили на Белова. Думали, ему простят: он звезда, великий, без него и сборная - не сборная. Не простили...".

Белова лишили звания заслуженного мастера спорта, исключили из сборной и лишили стипендии, запретили не только играть за "Спартак", но и тренироваться вместе с ним. Бытует мнение, что таким образом его пытались переманить в , но, как бы то ни было, нервная 10-месячная пауза отразилась на его здоровье. Весной 1978 года, Александр Гомельский позвал Белова на подготовительный сбор к чемпионату мира в небольшом латышском городке Талее. Короткое время спустя спортсмен почувствовал себя плохо, но смертельный диагноз - саркома сердца - врачи долго поставить не могли.

"Сашу уложили в больницу, - писал после в своей книге Гомельский. - Причем - горькая ирония судьбы - это была та же больница, где умер его отец. Вдобавок Саша оказался даже на той же самой кровати, на которой лежал отец. Из больницы Саша уже не вернулся..." В марте 2007 года Белов был включен в зал баскетбольной славы ФИБА.

Модестас ПАУЛАУКАС
форвард

Для литовского форварда и капитана сборной Олимпиада в Мюнхене стала последней в карьере. "Он умел сплотить партнеров вокруг себя, создать на площадке дружный, боевой коллектив, настроенный на победу, и повести его за собой вперед, - писал в своей книге Гомельский.- Капитанскую повязку и в своем родном клубе, и в сборной Модестас носил по праву. Паулаускас отстаивал право считаться первым среди равных добросовестным отношением к тренировкам, отличной игрой. Своей неуемной энергией, комсомольским задором он зажигал в партнерах желание не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствовать мастерство. На майке Модестаса была цифра 5. Он многие годы играл под этим номером, и играл на "пятерку", отлично".

В составе сборной СССР Паулаускас провел 181 матч, из которых выиграл 162. Спортивную карьеру он закончил в 1977 году, отыграв в прощальной встрече по четверти за родной и сборную СССР. Общительный и доброжелательный литовец нашел себя в детско-юношеском спорте. И совсем не потому, что не смог найти себе применение в качестве тренера в профессиональном спорте. В конце 1970-х - начале 1990-х он работал и с главной командой "Жальгириса", и даже со сборной Анголы . Но, как он сам признался в одном и интервью, рядом с детьми он чувствует себя гораздо уютнее, а главное - полезнее.

Сегодня Паулаускас комментирует успехи на Евробаскете-2017.

Стал самым результативным игроком в составе сборной СССР, набрав 20 очков. Позже он еще дважды становился бронзовым призером Игр. А на домашней Москве-80 зажигал олимпийский факел на церемонии открытия. Спортивную карьеру закончил в начале 1980-х, в 1993 стал президентом Российской федерации баскетбола и невероятным образом совмещал эту должность с работой во главе сборной. При этом на чемпионатах мира 1994 и 1998 года наша команда становилась серебряным призером, в первом случае уступив американской "дрим тим", а во втором - сборной Югославии .

Его в начале 2000-х дважды становился чемпионом России, всего через год после того, как тогдашний президент клуба Сергей Кущенко предложил Белову возглавить команду. Сергея Белова не стало 3 октября 2013 года.

Зураб САКАНДЕЛИДЗЕ
защитник

Без защитника тбилисского "Динамо" знаменитых трех секунд не было бы вовсе. Когда при счете 49:48 в пользу сборной СССР мяч попал к центровому Александру Белову, до конца оставалось 8 секунд. Из всех вариантов продолжения атаки он выбрал диагональный пас назад Саканделидзе, которого караулили сразу два американца. Перехвативший мяч у центральной линии защитник Даг Коллинз рванул к нашему кольцу. Саканделидзе ринулся ему наперерез и сфолил. Не случись "золотого фола", перевес американцев мог стать неотыгрываемым.

Карьеру баскетболиста защитник закончил в 1974 году - просто не видел стимула продолжать. Будучи химиком по образованию, он сумел найти себя после спорта - занимал руководящие должности на крупных предприятиях, в середине 1990-х был владельцем чайной фабрики. Олимпийский чемпион скончался в 2004 году на 59-м году жизни.

"Беда пришла семь лет назад, когда у Зураба обнаружили цирроз печени, - рассказывал в книге Федора Раззакова "Как уходили кумиры" партнер по команде Михаил Коркия . - В Грузии ведь все дела решались и решаются через застолье. Но я бы не сказал, что Сако злоупотреблял, просто печень у него оказалась слабой…

С тех пор он каждые два-три месяца ложился в больницу и прожил бы, я уверен, еще долго. Но неожиданная смерть 31-летнего сына убила его раньше времени. Он перестал бороться с болезнью. Постоянно говорил о том, что не хочет больше жить, хотя рядом были жена Мацаца, дочка Кэто, внуки. И умер на руках жены, не приходя в сознание.

Зураб унес с собой частицу меня, мы ведь постоянно были вместе. Родились в одном городе, играли в одних командах. Даже тбилисское "Динамо" в самые трудные его времена тренировали вдвоем. Сохранили для команды место в высшей лиге грузинского чемпионата…

Похоронили его рядом с сыном. На панихиде 12-тысячный тбилисский Дворец спорта был переполнен. Жаль, никого из нашей "золотой" команды не было…"

9 сентября 1972 года на Олимпийских Играх в Мюнхене состоялось событие, навсегда вошедшее в историю мирового спорта. В финальном матче баскетбольного турнира мужская сборная СССР играла с командой США, не упускавшей «золото» за всю историю Олимпиад. За три секунды до конца матча американцы повели 50:49. А затем...

3 секунды, принесшие победу

Это был исторический матч, полный драматизма. В самом конце игры счет был 49:48 в пользу сборной СССР. Но в результате двух штрафных бросков, реализованных американцем Дугом Коллинзом, счет стал 50:49 в пользу сборной США и до конца игры осталось 3 секунды. Тренер советской сборной Владимир Кондрашин попросил тайм-аут, но в царившей у судейского столика суете на его просьбу внимания не обратили.

Едва наши ввели мяч после штрафных Коллинза, как игра была остановлена: арбитры, посовещавшись, решили предоставить сборной СССР запрошенный Кондрашовым, но проигнорированный ими тайм-аут. После него советские баскетболисты провели безуспешную атаку. Время матча истекло, и американцы начали бурно праздновать победу, однако сам руководитель Международной ассоциации баскетбола англичанин Уильям Джонс повелел три секунды переиграть: ошибся судья-хронометрист, запустивший часы непосредственно при вбрасывании, а не при касании мяча принимающим первую передачу баскетболистом, как гласят правила (пока мяч находится в воздухе после ввода в игру, время игры должно быть остановлено).

Наши снова ввели мяч в игру и опять не сумели завершить атаку. Однако теперь уже сломалось табло, которое почему-то показывало, что до конца матча осталось 50 секунд. Электронику починили, и сборной СССР был предоставлен ещё один шанс длиной в три секунды. Третья попытка оказалась удачной: Иван Едешко отдал пас через всю площадку Александру Белову, а тот, приняв передачу, в прыжке уложил мяч в корзину - 51:50! Причём в данном эпизоде проявилось не только мастерство советских баскетболистов, но и расслабленность не веривших в возможность подобной комбинации американцев, двое из которых пассивно опекали Белова.

Сборная США отказалась получать серебро и подала официальный протест на решение судей, утверждая, что президент FIBA не имел права вмешиваться в ход матча. Однако протест тремя голосами против двух отклонила специальная комиссия Международной федерации баскетбола. Причём итог голосования, в общем-то, легко предсказывался заранее - исходя из имён, назначенных в неё лиц. Было совершенно очевидно, что в духе бушевавшей тогда Холодной войны между Западом и Востоком представители Италии и Пуэрто-Рико непременно проголосуют за американцев, а представители Венгрии, Польши и Кубы будут отстаивать позицию СССР.

В итоге советские баскетболисты получили золото через сутки после матча - в пустом гандбольном зале, без болельщиков. Серебряные медали американцев до сих пор хранятся в сейфе - в главном офисе МОК в Лозанне, а капитан той американской команды Кенни Дэвис указал в своём завещании, чтобы ни жена, ни дети после его кончины не смели получать серебро мюнхенской Олимпиады. То поражение американцы так и не признали.

Посвящённый легендарному баскетбольного матчу и победе советской сборной на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. Исход матча между СССР и США решился на последних секундах. Журналистам “Чемпионата” удалось посетить закрытый пресс-показ и одними из первых увидеть, что же получилось у создателей “Экипажа” и “Легенды 17”.

Для того чтобы быть более объективными, мы отправились на премьеру вместе с куратором раздела “Баскетбол” Никитой Загдаем. В нашем обзоре мы представим две позиции: человека, который не разбирается в баскетболе и каждые 15 минут судорожно доставал телефон, чтобы сверить слишком уж лихо закручивающийся сюжет с фактами из «Википедии», и человека, который точно знал, что происходило в те последние несколько секунд на площадке, и пришёл в зал для того, чтобы понять, получился ли фильм “о баскетболе” или это всего лишь красивая художественная и коммерческая картинка.

Небаскетбольный взгляд на фильм “Движение вверх”

Весь фильм меня не покидало ощущение: “Ну ведь так не могло быть на самом деле!”. Поэтому рука тянулась за телефоном, чтобы в который раз перепроверить фактологию, изученную накануне премьеры. В своём обзоре я постараюсь сосредоточиться на тех фактах, которые могли бы зацепить самого обыкновенного зрителя, пришедшего в кинотеатр. Лично меня, как человека, не сильно глубоко погружённого в баскетбольную тематику, больше всего волновал вопрос: “А как было на самом деле?”.

О сюжете фильма: 1970 год - в сборной СССР по баскетболу сменяется главный тренер, с формулировкой “советская власть проигрышей не прощает”. На смену легендарному Гомельскому приходит пока ещё не такой известный тренер ленинградского “Спартака” Владимир Петрович Гаранжин (прототип - реальный тренер сборной Владимир Петрович Кондрашин). Вместе с ним меняется всё: начиная от состава и заканчивая методикой тренировок и тактикой игры. У сборной появляется не просто амбициозная, но, на первый взгляд, недостижимая цель - обыграть непобедимых американцев на Олимпиаде в Мюнхене в 1972.

Как было на самом деле?

Матчи между спортсменами США и СССР во всех видах спорта всегда носили принципиальный характер. Сборная США по баскетболу перед турниром игр 1972 года считалась фаворитом. С 1936 года, то есть с того момента как баскетбол появился в программе летних Игр, американские спортсмены не проигрывали ни разу.

На фоне основного сюжета разворачивается несколько сложных и одновременно драматичных линий, которые и делают этот фильм живым и наполненным. Сын Владимира Петровича нуждается в дорогостоящей операции за рубежом, единственный шанс убедить советское правительство подписать все выездные листы - стать героем, сделать что-то невозможное и важное для всего советского спорта.

Как было на самом деле?

Сын легендарного тренера Владимира Кондрашина Юрий действительно нуждался в дорогостоящей операции, всю жизнь он прикован к инвалидному креслу. Диагноз: детский церебральный паралич.

Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”

Параллельно с этим закручивается сюжет вокруг центрового сборной Александра Белова. Во время поездки на сборы в Америку у него диагностируется редкое заболевание - саркома сердца, врачи дают ему от шести месяцев до пары лет жизни.

Как было на самом деле?

После олимпиады в Мюнхене Белов прожил ещё шесть лет. Знаменитого спортсмена лечила целая группа именитых профессоров, которая и установила причину его заболевания: панцирная сетка. Болезнь, когда известь, как панцирем, из года в год покрывает сердечную мышцу. В конце концов человек перестаёт дышать. Болезнь была неизлечимой, и врачи прекрасно это знали. Тренер Белова Владимир Петрович Кондрашин пытался найти в США врача, который смог бы вылечить его талантливого ученика, но эта попытка не увенчалась успехом. Когда Белову стало совсем плохо, он написал письмо другу Ване Рожину, что олимпийскую медаль завещает тренеру (тогда медали давали только игрокам).

Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”

Девизом последних лет жизни Белова становится фраза “Пока живой - всё можно”. Этим пронизан весь сюжет фильма. Победа сборной на последних секундах матча становится не просто победой страны, но чем-то более личным для каждого героя той самой игры. Тогда решался не просто исход поединка, а вершились судьбы.

Но это не все сюжетные линии и перипетии, в фильме нашлось место и красивой истории любви между Александром Беловым и Александрой Свечниковой (прототип героини - баскетболистка Александра Овчинникова ). И грузинским застольям с Зурабом и Мишико (Михаил Коркия иЗураб Саканделидзе - “грузинский тандем” - игроки сборной СССР).

И печально известному “олимпийскому теракту”, который унёс жизни 11 человек из сборной Израиля. Об этом подробнее расскажет в обзоре мой коллега.

Всё это нужно смотреть, нужно прочувствовать и пронести через себя, а если рассказать заранее, то и смотреть будет не интересно. Главное, что хотелось бы отметить, говоря о фильме, он получился честным и по отношению к нам, и по отношению к американской сборной. В отличие от карикатурных хоккеистов из “Легенды 17”, в фильме “Движение вверх” отдали должное обеим командам, не было цели показать американцев в невыгодном ракурсе, была цель передать атмосферу битвы чемпионов против чемпионов, лучших против лучших.

Баскетбольный взгляд на фильм “Движение вверх”: история, которую необходимо было придумать

Рассказывает Никита Загдай, куратор раздела «Баскетбол»

«Красная машина», «советский спорт», «играли за страну» и прочие стереотипные штампы можно смело выбрасывать из головы, когда пойдете в кинотеатр на «Движение вверх». Всё, что нужно знать про этот фильм - он не про баскетбол.

Это был как раз мой самый большой страх. Потому что знал, как трепетно создатели подошли именно к баскетбольным историям. Режиссёр Антон Мегердичев вникал в тему так, что начал смотреть тематические тележурналы и изучать баскетбольные новости. Иван Едешко выступал консультантом и практически отвечал за достоверность фактуры.

Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”

Автор того самого паса, герой главного эпизода и один из творцов победы – соучастник экранизации! В съёмках принимали участие баскетбольные люди. От чемпиона Европы 2007 Николая Падиуса до героев уличных площадок Москвы. И были серьёзные опасения, что это будет всего лишь спортивный фильм для крайне узкой аудитории. Для съемок фильма практически из пенопласта собрали баскетбольный корт. Чтобы снимать трюки и не убить актёров и дублёров о жёсткий паркет. Но всё это, как выяснилось, лишь иллюстрации для другой истории.

  • Мюнхен-72 - это не просто спортивная сказка со счастливым концом. Это что-то большее. Начать с того, что это просто одна из самых невероятных олимпийских сказок. Не случайно американцы до сих пор не забрали серебряные медали, словно добавляя в ту мистическую историю ещё несколько штришков. Но даже в этой легенде найдётся ещё тысяча скрытых сценарных линий, которые даже придумывать не надо.
  • Мюнхен - это трагедия с политическим окрасом. Террористы расстреливают сборную Израиля и меняют олимпийский спорт. Политический окрас (но почему-то под слоганом «спорт вне политики»), безопасность – всё это едва ли не важнейшие аспекты каждой последующей Олимпиады.
  • Мюнхен - это точка отсчёта для мирового баскетбола. В 1972 году американцы впервые проиграли. И родилось противостояние в рамках холодной войны. СССР против США. То, как выглядит баскетбол сейчас, – это последствия той самой битвы. Итог всего этого – появление «дрим-тим» через 20 лет, и глобализация баскетбола. 3 секунды не просто перевернули мир, они его взболтали, но не сразу смешали.
  • Мюнхен родил настоящее тренерского противостояние. Гомельский создал ту самую сборную. Но Кондрашин смог с ней выиграть Олимпиаду. А дальше отечественный баскетбол фактически разделился на два лагеря. Ради справедливости - Гомельский выиграл золото Игр только в 88-м. Поставив точку в баскетбольной главе под названием «Советы против США».

Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”

  • Эта победа практически официально оформила Сергею Белову статус легенды. Без этого золота его величие было чуть менее ярким. Каким бы доминирующим баскетболистом своего времени он ни был, только победы делают великими. А 20 очков в финале против непобедимых американцев – пожалуй, главный подвиг в карьере Сергея Белова.
  • Александр Белов - автор победного броска и обладатель неизлечимого недуга. Такую историю могла выдумать только сама жизнь. Стать героем главного эпизода в истории олимпийского баскетбола и уйти из жизни в 26 лет.
  • Иван Едешко . Разыгрывающий с ростом 195. Это опережало время на годы вперёд. И в сборной не такой быстрый, но высокий плеймейкер появился именно по инициативе Владимира Кондрашина. Ноу-хау начала 70-х. Мэджик Джонсон своего времени! Итог – тот самый пас. Ещё один сюжет.
  • Модестас Паулаускас. Одна из первых литовских легенд. Чуть было не сбежал из СССР. Но остался и выиграл Олимпиаду. Ещё один сюжет, заслуживающий экранизации.

  • Владимир Кондрашин. Тот, кто не боялся смелых экспериментов и отдельно готовился к матчу с американцами. Он сделал ставку на Едешко. Он впервые выпустил двух грузин Саканделидзе и Коркию вместе в финале, подняв уровень страсти до запредельного уровня.

Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”

Это история людей. Тех, для которых баскетбол был смыслом жизни, а для кого-то просто работа. Режиссёры «Движения вверх» не стали выбирать историю. Они перемешали все это и переплели между собой. Трикотажные костюмы советских спортсменов, и отличные декорации. Немного политики партии, которая была важной частью «любительского спорта» того времени. И невероятные истории людей. Разных национальностей, рожденных в деревнях, городах, в разных культурах и иначе принимающих общий флаг СССР.

После просмотра фильма, неумело сдерживая восторг, захотел сделать только одно - набрать номер Ивана Едешко и задать два вопроса. Иван Иванович ответил на звонок сразу.

- Насколько точно переданы характеры игроков той сборной?
- Слегка утрировано, но ничего не придумано. Примерно всё так и было.

- Хронология финального матча Олимпиады – это художественный ход?
- Да вы что?! Мы столько раз все проговаривали, обсуждали и дискутировали. Создатели фильма хотели максимально точно передать эмоции и настроение того времени. Конечно, баскетбол показан иначе. Но суть верна. Мы выигрывали тот матч и сами чуть не проиграли. Сергей Белов был великолепен. Никто из американцев не мог его остановить. Всё это показано, и в этом есть некая справедливость. Конечно, мы не забивали с такими выкрутасами, но мне объяснили это желанием показать всю яркость баскетбола. Так что если не акцентировать внимание на всей этой акробатике, то да. Фильм больше документальный, чем художественный.

Сейчас, когда фильм уже готов к премьерам, продюсеры занимаются серьёзным промоушеном. И это не просто использование инструментов отечественной киноиндустрии с билбордами в центре Москвы. Это по-настоящему баскетбольная история. Актёры ходят на матчи, вместе с Алжаном Жармухамедовым и Иваном Едешко устраивали автограф сессию на матче Евролиги. И это было невероятно трогательно. Едешко вместе с актёром, который сыграл Ивана Ивановича. Актёры фильма уже провели несколько выставочных матчей. Предпоказ для кинокритиков прошёл параллельно для «баскетбольной тусовки». И если суровые кинокритики цинично и холодно хвалили фильм, то неискушённые зрители едва сдерживали слёзы. Одни из-за того, что баскетбол заслужил большого экрана. А другие – из-за осознания масштаба личностей того подвига. 3 секунды - это не просто эпизод финального матча. Это вишенка на торте большой драмы.

На какое-то время баскетбол стал не просто основой для отличного фильма. Он стал частью чего-то большего, чем просто вид спорта с хештегом «лучшая игра с мячом».

Журналистам “Чемпионата” удалось посетить закрытый пресс-показ и одними из первых увидеть, что же получилось у создателей “Экипажа” и “Легенды 17”.

Для того чтобы быть более объективными, мы отправились на премьеру вместе с куратором раздела “Баскетбол” Никитой Загдаем. В нашем обзоре мы представим две позиции: человека, который не разбирается в баскетболе и каждые 15 минут судорожно доставал телефон, чтобы сверить слишком уж лихо закручивающийся сюжет с фактами из «Википедии», и человека, который точно знал, что происходило в те последние несколько секунд на площадке, и пришёл в зал для того, чтобы понять, получился ли фильм “о баскетболе” или это всего лишь красивая художественная и коммерческая картинка.

Небаскетбольный взгляд на фильм “Движение вверх”

Весь фильм меня не покидало ощущение: “Ну ведь так не могло быть на самом деле!”. Поэтому рука тянулась за телефоном, чтобы в который раз перепроверить фактологию, изученную накануне премьеры. В своём обзоре я постараюсь сосредоточиться на тех фактах, которые могли бы зацепить самого обыкновенного зрителя, пришедшего в кинотеатр. Лично меня, как человека, не сильно глубоко погружённого в баскетбольную тематику, больше всего волновал вопрос: “А как было на самом деле?”.

О сюжете фильма: 1970 год - в сборной СССР по баскетболу сменяется главный тренер, с формулировкой “советская власть проигрышей не прощает”. На смену легендарному Гомельскому приходит пока ещё не такой известный тренер ленинградского “Спартака” Владимир Петрович Гаранжин (прототип - реальный тренер сборной Владимир Петрович Кондрашин). Вместе с ним меняется всё: начиная от состава и заканчивая методикой тренировок и тактикой игры. У сборной появляется не просто амбициозная, но, на первый взгляд, недостижимая цель - обыграть непобедимых американцев на Олимпиаде в Мюнхене в 1972.

Как было на самом деле?

Матчи между спортсменами США и СССР во всех видах спорта всегда носили принципиальный характер. Сборная США по баскетболу перед турниром игр 1972 года считалась фаворитом. С 1936 года, то есть с того момента как баскетбол появился в программе летних Игр, американские спортсмены не проигрывали ни разу.

На фоне основного сюжета разворачивается несколько сложных и одновременно драматичных линий, которые и делают этот фильм живым и наполненным. Сын Владимира Петровича нуждается в дорогостоящей операции за рубежом, единственный шанс убедить советское правительство подписать все выездные листы - стать героем, сделать что-то невозможное и важное для всего советского спорта.

Как было на самом деле?

Сын легендарного тренера Владимира Кондрашина Юрий действительно нуждался в дорогостоящей операции, всю жизнь он прикован к инвалидному креслу. Диагноз: детский церебральный паралич.


Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”

Параллельно с этим закручивается сюжет вокруг центрового сборной Александра Белова. Во время поездки на сборы в Америку у него диагностируется редкое заболевание - саркома сердца, врачи дают ему от шести месяцев до пары лет жизни.

Как было на самом деле?

После олимпиады в Мюнхене Белов прожил ещё шесть лет. Знаменитого спортсмена лечила целая группа именитых профессоров, которая и установила причину его заболевания: панцирная сетка. Болезнь, когда известь, как панцирем, из года в год покрывает сердечную мышцу. В конце концов человек перестаёт дышать. Болезнь была неизлечимой, и врачи прекрасно это знали. Тренер Белова Владимир Петрович Кондрашин пытался найти в США врача, который смог бы вылечить его талантливого ученика, но эта попытка не увенчалась успехом. Когда Белову стало совсем плохо, он написал письмо другу Ване Рожину, что олимпийскую медаль завещает тренеру (тогда медали давали только игрокам).


Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”

Девизом последних лет жизни Белова становится фраза “Пока живой - всё можно”. Этим пронизан весь сюжет фильма. Победа сборной на последних секундах матча становится не просто победой страны, но чем-то более личным для каждого героя той самой игры. Тогда решался не просто исход поединка, а вершились судьбы.

Но это не все сюжетные линии и перипетии, в фильме нашлось место и красивой истории любви между Александром Беловым и Александрой Свечниковой (прототип героини - баскетболистка Александра Овчинникова). И грузинским застольям с Зурабом и Мишико (Михаил Коркия иЗураб Саканделидзе - “грузинский тандем” - игроки сборной СССР).

И печально известному “олимпийскому теракту”, который унёс жизни 11 человек из сборной Израиля. Об этом подробнее расскажет в обзоре мой коллега.


Всё это нужно смотреть, нужно прочувствовать и пронести через себя, а если рассказать заранее, то и смотреть будет не интересно. Главное, что хотелось бы отметить, говоря о фильме, он получился честным и по отношению к нам, и по отношению к американской сборной. В отличие от карикатурных хоккеистов из “Легенды 17”, в фильме “Движение вверх” отдали должное обеим командам, не было цели показать американцев в невыгодном ракурсе, была цель передать атмосферу битвы чемпионов против чемпионов, лучших против лучших.

Баскетбольный взгляд на фильм “Движение вверх”: история, которую необходимо было придумать

Рассказывает Никита Загдай, куратор раздела «Баскетбол»

«Красная машина», «советский спорт», «играли за страну» и прочие стереотипные штампы можно смело выбрасывать из головы, когда пойдете в кинотеатр на «Движение вверх». Всё, что нужно знать про этот фильм - он не про баскетбол.

Это был как раз мой самый большой страх. Потому что знал, как трепетно создатели подошли именно к баскетбольным историям. Режиссёр Антон Мегердичев вникал в тему так, что начал смотреть тематические тележурналы и изучать баскетбольные новости. Иван Едешко выступал консультантом и практически отвечал за достоверность фактуры.


Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”

Автор того самого паса, герой главного эпизода и один из творцов победы – соучастник экранизации! В съёмках принимали участие баскетбольные люди. От чемпиона Европы 2007 Николая Падиуса до героев уличных площадок Москвы. И были серьёзные опасения, что это будет всего лишь спортивный фильм для крайне узкой аудитории. Для съемок фильма практически из пенопласта собрали баскетбольный корт. Чтобы снимать трюки и не убить актёров и дублёров о жёсткий паркет. Но всё это, как выяснилось, лишь иллюстрации для другой истории.

  • Мюнхен-72 - это не просто спортивная сказка со счастливым концом. Это что-то большее. Начать с того, что это просто одна из самых невероятных олимпийских сказок. Не случайно американцы до сих пор не забрали серебряные медали, словно добавляя в ту мистическую историю ещё несколько штришков. Но даже в этой легенде найдётся ещё тысяча скрытых сценарных линий, которые даже придумывать не надо.
  • Мюнхен - это трагедия с политическим окрасом. Террористы расстреливают сборную Израиля и меняют олимпийский спорт. Политический окрас (но почему-то под слоганом «спорт вне политики»), безопасность – всё это едва ли не важнейшие аспекты каждой последующей Олимпиады.
  • Мюнхен - это точка отсчёта для мирового баскетбола. В 1972 году американцы впервые проиграли. И родилось противостояние в рамках холодной войны. СССР против США. То, как выглядит баскетбол сейчас, – это последствия той самой битвы. Итог всего этого – появление «дрим-тим» через 20 лет, и глобализация баскетбола. 3 секунды не просто перевернули мир, они его взболтали, но не сразу смешали.
  • Мюнхен родил настоящее тренерского противостояние. Гомельский создал ту самую сборную. Но Кондрашин смог с ней выиграть Олимпиаду. А дальше отечественный баскетбол фактически разделился на два лагеря. Ради справедливости - Гомельский выиграл золото Игр только в 88-м. Поставив точку в баскетбольной главе под названием «Советы против США».


Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”

  • Эта победа практически официально оформила Сергею Белову статус легенды. Без этого золота его величие было чуть менее ярким. Каким бы доминирующим баскетболистом своего времени он ни был, только победы делают великими. А 20 очков в финале против непобедимых американцев – пожалуй, главный подвиг в карьере Сергея Белова.
  • Александр Белов - автор победного броска и обладатель неизлечимого недуга. Такую историю могла выдумать только сама жизнь. Стать героем главного эпизода в истории олимпийского баскетбола и уйти из жизни в 26 лет.
  • Иван Едешко. Разыгрывающий с ростом 195. Это опережало время на годы вперёд. И в сборной не такой быстрый, но высокий плеймейкер появился именно по инициативе Владимира Кондрашина. Ноу-хау начала 70-х. Мэджик Джонсон своего времени! Итог – тот самый пас. Ещё один сюжет.
  • Модестас Паулаускас. Одна из первых литовских легенд. Чуть было не сбежал из СССР. Но остался и выиграл Олимпиаду. Ещё один сюжет, заслуживающий экранизации.

  • Владимир Кондрашин. Тот, кто не боялся смелых экспериментов и отдельно готовился к матчу с американцами. Он сделал ставку на Едешко. Он впервые выпустил двух грузин Саканделидзе и Коркию вместе в финале, подняв уровень страсти до запредельного уровня.


Фото: Кадр из фильма “Движение вверх”

Это история людей. Тех, для которых баскетбол был смыслом жизни, а для кого-то просто работа. Режиссёры «Движения вверх» не стали выбирать историю. Они перемешали все это и переплели между собой. Трикотажные костюмы советских спортсменов, и отличные декорации. Немного политики партии, которая была важной частью «любительского спорта» того времени. И невероятные истории людей. Разных национальностей, рожденных в деревнях, городах, в разных культурах и иначе принимающих общий флаг СССР.

После просмотра фильма, неумело сдерживая восторг, захотел сделать только одно - набрать номер Ивана Едешко и задать два вопроса. Иван Иванович ответил на звонок сразу.

Насколько точно переданы характеры игроков той сборной?
- Слегка утрировано, но ничего не придумано. Примерно всё так и было.

Хронология финального матча Олимпиады – это художественный ход?
- Да вы что?! Мы столько раз все проговаривали, обсуждали и дискутировали. Создатели фильма хотели максимально точно передать эмоции и настроение того времени. Конечно, баскетбол показан иначе. Но суть верна. Мы выигрывали тот матч и сами чуть не проиграли. Сергей Белов был великолепен. Никто из американцев не мог его остановить. Всё это показано, и в этом есть некая справедливость. Конечно, мы не забивали с такими выкрутасами, но мне объяснили это желанием показать всю яркость баскетбола. Так что если не акцентировать внимание на всей этой акробатике, то да. Фильм больше документальный, чем художественный.

Сейчас, когда фильм уже готов к премьерам, продюсеры занимаются серьёзным промоушеном. И это не просто использование инструментов отечественной киноиндустрии с билбордами в центре Москвы. Это по-настоящему баскетбольная история. Актёры ходят на матчи, вместе с Алжаном Жармухамедовым и Иваном Едешко устраивали автограф сессию на матче Евролиги. И это было невероятно трогательно. Едешко вместе с актёром, который сыграл Ивана Ивановича. Актёры фильма уже провели несколько выставочных матчей. Предпоказ для кинокритиков прошёл параллельно для «баскетбольной тусовки». И если суровые кинокритики цинично и холодно хвалили фильм, то неискушённые зрители едва сдерживали слёзы. Одни из-за того, что баскетбол заслужил большого экрана. А другие – из-за осознания масштаба личностей того подвига. 3 секунды - это не просто эпизод финального матча. Это вишенка на торте большой драмы.

На какое-то время баскетбол стал не просто основой для отличного фильма. Он стал частью чего-то большего, чем просто вид спорта с хештегом «лучшая игра с мячом».

Баскетбольный мир знает много ярких имен, которые проявляли и продолжают проявлять мужество, и упорство на спортивной площадке, чей вклад в развитие игры неоценим, но имя этого спортсмена навсегда осталось в истории советского и мирового баскетбола.

Александр Белов, человек, проживший всего 26 лет, выдающийся баскетболист, заслуги которого неоценимы. Он бы мог еще очень долго радовать и удивлять спортивный мир. Его путь едва лишь начинался, и сегодня любителям баскетбола остается только вспоминать достижения спортсмена, его удачи и промахи, и, конечно, памятную победу на Олимпиаде 1972 в Мюнхене. Незабываемые три секунды навсегда вписали имя спортсмена в историю баскетбола.

Александр пришел в баскетбол в 11 лет. Тренер «Спартака» Владимир Кондрашин стал для мальчика не только наставником, но и заменил отца. Талантливый тренер и одаренный ученик, создали замечательный спортивный тандем, который достиг необыкновенных высот. Кондрашин первый заметил у паренька с нелегким характером, выдающиеся способности, настойчивость, волю к победе, так необходимые для успеха. Тренер видел, что Александра ждет замечательное будущее, спортивная карьера, народное признание и любовь.

Ленинградский «Спартак» принял Белова в основной состав, когда тому исполнилось 16 лет. Уже тогда спортсмен себя хорошо зарекомендовал. Его обожали фанаты, его прыгучести легкости завидовали друзья, но он учился, придумывал, экспериментировал, находил новые красивые «обманки». В 18 лет мастер попадает в сборную страны, ее основной состав. В 20 лет о нем узнаёт весь мир.

Об этой удивительной игре между сборными США и на мюнхенской олимпиаде до сих пор ходят легенды. Кому-то удалось видеть игру в то время, кто-то смотрит и пересматривает записи, а баскетболисты США до сих пор не согласны с победой советской команды. Но это было на самом деле. И три секунды, перевернувшие спортивный мир, сделали сразу Александра знаменитым.

До Мюнхена, советская команда никогда не занимала олимпийских медалей высшего эшелона. Равных сборной США не было, но только благодаря слаженной игре русских, в финал вышли команды СССР и США. Советская сборная играла не хуже чемпионов, и в конце матча вела 49:48. Оставалось всего 8 секунд. Однако из-за фола, американская команда выиграла два броска. 49:50. Раздалась сирена.

Американские игроки, выбежав на площадку, начали принимать поздравления. Все подумали, что США снова чемпионы. А в союзе успели объявить о проигрыше. Однако вышла маленькая неувязка. По техническим причинам, сирена прозвучала раньше на целых три секунды. Игра продолжилась. Оставалось три секунды.

Баскетболист И. Едешко выбросил мяч из-под кольца, который пролетел через всю площадку. Отличный прыжок Саши и мяч оказался в его руках. Увернувшись от американцев, за оставшиеся доли секунд положил мяч прямо в корзину противника. Звучит сирена. Со счетом 51:50 побеждает СССР, став в первый раз в истории мирового баскетбола олимпийским чемпионом.

В 1976 после олимпиады в Монреале начались проблемы с сердцем. Он уже не мог отдаваться игре до конца, боли в груди этому мешали. Да и скверный случай, произошедший с ним на таможне, и последовавшие за этим скандалы в прессе, лишение званий и регалий, уход из сборной и «Спартака», сыграли свою зловещую роль. Его лишили тренировок, он стал выпивать, что только усугубляло его болезнь. Несмотря на то что в 1978 Александра вызвали в сборную, медицинское обследование поставило страшный диагноз. Похоронен спортсмен в Санкт-Петербурге. В Зале славы ФИБА есть и его имя. Не дожил, не доиграл.

Загрузка...