Выбери свой спорт

Общие сведения. Певцова Е.В., инструктор по плаванию

Сероштанова Анна Борисовна, инструктор по физической культуре (по плаванию)

ГБДОУ детского сада № 43

Невского района Санкт-Петербурга, победитель конкурса педагогических достижений «Мир в твоих руках»

Невского района 2014-2015 года

в номинации «Сердце отдаю детям»

Система работы инструктора

по физической культуре (по плаванию)

в условиях реализации ФГОС ДО

Санкт-Петербург

2016

«Один в поле не воин» (народная пословица)

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, особую значимость приобретает усиление взаимодействия всех педагогических работников ДОУ, направленное на улучшение качества образования. В ГБДОУ детском саду №43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга, где я работаю, осуществление системного сотрудничества инструктора по физической культуре (плаванию) с воспитателями и специалистами службы сопровождения особенно актуально. Так как работу по формированию у дошкольников навыков плавания необходимо проводить с учетом направлений коррекционной логопедической работы.

Цель работы – разностороннее развитие дошкольников в процессе формирования у них навыков плавания на основе интеграции образовательных областей .

Анализ печатных изданий, в том числе журналов «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Обруч», Интернет-сайтов показал, что теме решения задач физкультурно-оздоровительной работы во взаимосвязи с задачами по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию уделено внимание в большей степени инструкторами, организующими занятия в зале и на открытом воздухе, и, в меньшей степени, инструкторами по плаванию. При этом немногочисленные публикации специалистов, работающих в бассейне, посвящены отдельным организационным моментам и не демонстрируют целостного подхода к вопросам взаимодействия сотрудников ДОУ.

Создание системы работы инструктора по физической культуре (по плаванию), которая включала бы тесное сотрудничество с воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, родителями воспитанников и социальными партнерами рассматривается нами как средство реализации поставленной цели. Инициативу по формированию данной системы поддержали руководители и все педагоги детского сада. Общая заинтересованность в результативности работы сделала взаимодействие полезным для всех.

Этапы формирования системы работы инструктора по плаванию

ГБДОУ детский сад №43:

Первый этап (диагностико-прогностический)

Изучение нормативных документов. Анализ образовательной программы ДО ГБДОУ детского сада №43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга и образовательной программы ДО ГБДОУ №43, адаптированной для детей с ОВЗ, рабочих программ воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, с целью построения собственной работы на принципах интеграции образовательных областей. Изучение передового педагогического опыта по теме, педагогический поиск и подбор объективных методов отслеживания результатов работы. Определение цели, задач взаимодействия инструктора по плаванию с педагогами ГБДОУ.

Второй этап

(подготовитель- ный)

Составление рабочих программ и программы дополнительного образования, определение содержания работы с детьми, родителями воспитанников, педагогами, социальными партнерами. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды бассейна, пополнение методического материала.

Третий этап (практический)

Этап реализации намеченных планов, анализ хода и результатов работы, внедрение нововведений и корректировка содержания работы в соответствии с результатами.

Система работы инструктора по плаванию

ГБДОУ детский сад №43

Новизна данного опыта состоит в том, что предъявленная модель показывает возможности организации процесса формирования у дошкольников навыков плавания в интеграции со всем спектром образовательных областей в контексте взаимодействия всех педагогов ДОУ.

Практическая значимость представленной системы заключается в возможности ее применения в повседневной деятельности любого дошкольного образовательного учреждения, оснащенного плавательным бассейном. Предлагаемый опыт нетрадиционных для практики формирования навыков плавания подходов к организации совместной деятельности с детьми позволит повысить интерес ребенка к занятиям плаванием, вовлечь в игры, что обеспечит эффективное решение образовательных задач. А пример взаимодействия педагогов ГБДОУ №43 может послужить прототипом для создания собственной модели сотрудничества.

Первый этап формирования системы:

Анализ документов

Цель и задачи системы работы

Методы педагогического исследования

ФЗ №273 "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07

«О коррекционном и инклюзивном образовании детей»; - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 15 мая 2013 г. N 26); - Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ №43 комбинированного вида Невского района СПб; - Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи) для детей с 5 до 7 лет ГБДОУ №43 комбинированного вида Невского района СПб;

Рабочие программы педагогов ГБДОУ №43.

Цель : Реализация образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ №43 комбинированного вида Невского района СПб и образовательной программы ДО, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (ОНР, ФФНР). Задачи: - Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями в процессе формирования навыков плавания; - Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их интеллектуальных и физических качеств;

Формирование познавательных интересов и познавательных инициатив ребенка во время занятий в бассейне; - Обеспечение взаимодействия с педагогическими работниками ДОУ на предмет координирования работы по решению образовательных задач; - Повышение значимости деятельности инструктора по плаванию в улучшении качества физкультурно-оздоровительной работы ДОУ;

Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей воспитанников (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, необходимости формирования навыка плавания у всех детей, как жизненно важного; - Выявление детей, одаренных в области водных видов спорта, участие в прохождении ими отбора в группы начальной подготовки спортивных школ.

Теоретические: 1. Анализ и обобщение данных . Эмпирические: 1. Наблюдение во всех формах взаимодействия с детьми на предмет :

Психологической комфортности пребывания детей в воде,

Динамики формирования у воспитанников навыков плавания; - способности детей управлять своим поведением на занятиях в бассейне;

Развития у детей познавательной активности. 2. Беседы с детьми на темы : - «Что мы знаем о здоровом образе жизни?»; - «Почему мы любим заниматься плаванием?»; - «Безопасность на воде.»; и т.д. 3.Анкетирование родителей для изучения удовлетворенности работой инструктора; 4. Мониторинг; 5. Изучение портфолио достижений воспитанников; 6. Изучение документации ГБДОУ (учет посещаемости, заболеваемости).

Второй и третий этапы формирования системы:

Взаимодействие педагогических работников

Инструктор по плаванию Инструктор по физической культуре

Периодичность

1. Совместное планирование физкультурно-оздоровительной работы с целью обеспечения взаимосвязи по развитию у детей физических качеств и накоплению и обогащению двигательного опыта. Некоторые движения в воде выполнять легче, а некоторые сложнее, преемственность работы инструктора по физкультуре и инструктора по плаванию обеспечивает комплексный подход к физическому развитию детей.

2. Инструктор по физической культуре включает имитационные упражнения движений рук, ног и согласования работы рук и дыхания в плавании в комплексы ОРУ, обеспечивая специальную подготовку детей к занятиям плаванием.

3. Обсуждение динамики физического развития детей, внесение корректив в работу.

4. Осуществляют взаимопомощь в организации и проведении праздников, досугов, проектной деятельности групп и детского сада.

Один раз в год

один раз в неделю

один раз в месяц

в рабочем порядке

Инструктор по плаванию Воспитатель

1.Воспитатель обеспечивает условия для проведения инструктором по плаванию в группе утренней гигиенической гимнастики в виде сухого плавания.

Задачи УГГ: формирование и закрепление представлений об упражнениях по освоению с водой, о технике дыхания при плавании; выполнение упражнений, подводящих к выполнению сложно координационных движений в воде; знакомство, сближение, сотрудничество с детьми, не посещающими бассейн из-за водобоязни; формирование положительных эмоций на предстоящий день.

2. Беседуют о содержании комплексно-тематического плана воспитателя и на предмет обратной связи (опросы о настроении детей, о том, какие задания вызвали у них наибольший интерес, что, с точки зрения детей, получилось и не получилось на занятии, для дальнейшего анализа и обеспечения индивидуального подхода).

3. Инструктор участвует в проектной деятельности групп и детского сада в целом.

4. Воспитатель оказывает инструктору помощь в осуществлении обратной связи с родителями воспитанников.

5. Инструктор участвует в формировании культуры здоровья у воспитателей (проводит мастер-классы по обучению плаванию).

Один раз в неделю за день до занятия в бассейне

один раз в неделю

(во время тихого часа)

в течение года

в течение года

два раза в год

Инструктор по плаванию

Учитель-логопед Воспитатель логопедической группы

1. Логопед выдает инструктору план лексических тем, для построения собственной работы и подбора технологий, средств и методов в соответствии с ним (гимнастики в стихах, сюжетные игры, сюжетные упражнения, словесные дидактические игры).

2.Учитель-логопед, воспитатель консультируют инструктора по плаванию о направлениях коррекционной логопедической работы (развитие общих речевых навыков при помощи дыхательной, мимической, артикуляционной гимнастики; развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления). Также раскрывают содержание специальных упражнений и словесных дидактических игр, обсуждают какие из них можно выполнить в бассейне.

3. Обсуждают динамику результатов детей на консультациях.

Один раз в год (сентябрь)

в рабочем порядке

один раз в месяц

Инструктор по плаванию Педагог-психолог

1.Педагог-психолог обучает инструктора по плаванию приемам, играм, направленным на снятие напряжения, страхов у детей, обогащает опыт в области развития эмоциональной сферы воспитанников.

2.Инструктор проводит в бассейне психогимнастику.

3.Психолог консультирует инструктора по плаванию, дает рекомендации по результатам наблюдения на группах, психологических обследований по взаимодействию с той или иной категорией детей (гиперактивные, агрессивные, замкнутые, застенчивые).

4.Психолог в ходе бесед, выполнения специальных упражнений помогает детям с повышенной водобоязнью преодолеть страх.

Один раз в год (сентябрь)

На каждом занятии

В рабочем порядке

по мере необходимости

  • Подведение итогов взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и специалистами, определение направлений дальнейшего сотрудничества на итоговом педагогическом совете в мае.

Взаимодействие инструктора по плаванию с воспитателями и специалистами детского сада, осуществлялось в ходе реализации программ обучения дошкольников плаванию:

Рабочая программа «Плавая, познаем мир»

Цель : Формирование навыков плавания, физической культуры, расширение кругозора дошкольников в различных видах совместной деятельности.

Рабочая программа «Плавая, познаем мир», адаптированная для детей с ОВЗ (ОНР, ФФНР)

Цель : Формирование навыков плавания, физической культуры, расширение кругозора дошкольников в различных видах совместной деятельности, с учетом особых и индивидуальных потребностей детей с нарушением речи. Отличие программы обучения дошкольников «Плавая, познаем мир» от типовых заключается в том, что для реализации ее цели, был составлен комплекс занятий в бассейне с детьми старшего дошкольного возраста в виде совместной деятельности сюжетного характера в контексте тематического планирования.

Тема плана ГБДОУ №43

Тема занятия

«День толерантности»

«По родной стране с игрой»

Инструктор перемещает флажок по карте России, делая остановки в различных республиках. Предлагает поиграть в национальные игры: кабардинская «Журавушки-журавли»,

татарская «Тимберай», башкирская «Сабантуй», чувашская «Хищник в море», чукотская «Меткий оленевод», еврейская «Маккавеи», русская «Чехарда».

«Перелетные птицы»

«Приключения лягушки- путешественницы»

Дети отгадывают загадки про перелетных птиц, изображают их движения, отправляются в путешествие в теплые края.

«Север России»

«Край суровый, край прекрасный!»

Дети передвигаются по карте по морям Северного морского пути. Во время путешествия ловят рыбу, добывают нефть, изучают животных севера, играют в снежки.

«День защитника отечества»

«Мы морской десант!»

Дети проходят военные учения: преодолевают полосу препятствий, упражняются в попадании в цель, достаю со дна бассейна снаряды, транспортируют пострадавшего.

«Всемирный день воды»

«Путешествие в Океанариум»

Инструктор перемещается от одного аквариума к другому и наблюдает различных обитателей водного мира, которых изображают дети.

«Всемирный день здоровья»

«Путешествие с золотой рыбкой к острову здоровья»

Дети в сопровождении золотой рыбки отправляются за волшебным салютом здоровья, по пути их ждет много приключений.

«День космонавтики»

«Мы вместе подготовимся к полету в пределы неизведанных планет!»

Дети проходят специальную подготовку в «Гидролаборатории центра подготовки космонавтов».

«День города»

«Люблю тебя, Петра творенье!»

Дети погружаются в прошлое, участвуют в строительстве города, гуляют по летнему саду.

Каждое занятие с детьми по программе «Плавая, познаем мир» построено на основе интеграции образовательных областей благодаря использованию современных образовательных технологий:

Задачи:

Формы взаимодействия с детьми

Современные технологии, средства и методы, используемые для решения поставленных задач

Оздоровительные:

Закаливать организм; формировать привычку правильной осанки, осуществлять профилактику плоскостопия;

Формировать навыки личной гигиены

Развивающие:

Физическое развитие :

Развивать физические качества;

Умение владеть своим телом в непривычной обстановке;

Освоить технические элементы плавания;

Способствовать формированию у детей потребности в занятиях плаванием.

Познавательное развитие:

Формировать представления о водных видах спорта;

Формировать познавательные интересы и познавательные инициативы детей;

Формировать представления о малой родине, Отчизне, традициях, праздниках, воспитывать патриотизм, любовь к природе.

Речевое развитие :

Развитие моторики, мимических мышц, памяти, внимания, мышления, пополнение активного словаря.

Социально-коммуникативное развитие:

- Формирование основ безопасного поведения на воде;

- Развитие партнерских взаимоотношений в процессе двигательной деятельности;

Развитие навыков игровой деятельности.

Художественно-эстетическое развитие:

Развитие продуктивной деятельности: рисунки, поделки (отражение впечатлений, полученных на занятиях в бассейне и группах)

Воспитательные:

Способствовать развитию чувства радости от упражнений в воде и собственных успехов

В режиме дня:

Утренняя гигиеническая гимнастика;

Развлечения («Веселый Мойдодыр», «Морские обитатели хотят найти друзей»);

Беседы;

Презентации: «Водные виды спорта», «Правила безопасности на воде», «Плавай как мы!»;

Просмотры мультфильмов («Оля, Коля и Архимед», «Правила безопасности за бортом», «Три котенка»)

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность в бассейне:

Занятия–тренировки;

Совместная деятельность сюжетного характера;

Игровая деятельность;

Игровая деятельность с элементами соревнования.

***Для детей с нарушением речи задания, игры подбираются с учетом лексических тем и в соответствии со спецификой работы.

Здоровьесберегающие: пальчиковая гимнастика (тематическая, в зависимости от времени года, плана воспитателя);

массаж мячиками с шипами («Ежик», «Этот мячик не простой»);

комплексы ОРУ, имитационных упражнений ;

дыхательная гимнастика («Насосы», «Воздушный шарик», «Мыльные пузыри», «Ехали мы ехали…», «Остуди чай», «Варим обед»);

технология активной сенсорно-развивающей среды (разминка на водно-галечной тропе).

*** мимическая гимнастика («Солнечный зайчик», «Веселая капелька»), артикуляционная гимнастика («Толстый, худой»);

технология развития физических качеств:

методы: повторный, равномерный, игровой;

средства: упражнения на освоение с водой и скольжение, упражнения на освоение техник плавания при помощи ног кролем на груди и спине, при помощи рук кролем на груди, спине, брассом, согласования работы рук и дыхания, ног и дыхания, плавания в полной координации.

*** Для детей с ОВЗ подбор упражнений, дозировка осуществляются, исходя из их самочувствия на момент проведения занятия.

Игровые :

Игры на развитие эмоциональной сферы («Приветствие», «Передаю хорошее настроение», «Кто во что одет?»);

игры на чередование напряжения и расслабления («Эскимо», «Гантели», «Потопаем, похлопаем»);

игры на формирование представлений об упражнениях по освоению с водой («Морские обитатели хотят найти друзей», «Море волнуется раз...»).

*** Игры на развитие внимания, памяти, мышления («Запрещенное движение», «назови лишний предмет», словесные дидактические игры «Поймал букву – назови слово», «Назови предмет в единственном, множественном числе, уменьшительно ласкательно и т.д.);

игры на ознакомление со свойствами воды, на дыхание, на лежание всплывание, скольжение, ныряние ,;

игры с элементами соревнования («Кто дальше проскользит? «Кто дольше?»,

игры с элементами спортивных игр (баскетбол, водное поло) и т.д.

Личностно-ориентированные:

Технология сотрудничества (дети сами выбирают виды гимнастик, темы, игры, оборудование, игрушки).

Технология проектной деятельности (участие в проектной деятельности групп, детского сада в целом)

ИКТ (создание презентаций, подготовка к занятиям, подбор упражнений, игр, стихов.)

Взаимодействие инструктора по плаванию с родителями воспитанников :

Формы взаимодействия

Периодичность

Наглядная информация (информационный стенд в рекреации, памятки в группах)

- консультирование на актуальные темы; - освещение организационных вопросов; - размещение объявлений, фотоматериалов

один раз в месяц

Открытые занятия

Демонстрация достижений детей

два раза в год

Анкетирование

Определение представлений родителей о формировании навыков плавания у детей в детском саду; - определение удовлетворенности родителей качеством работы инструктора

два раза в год

Беседы, консультации

Согласование у родителей действий по преодолению водобоязни у детей, не посещающих бассейн; - рекомендации родителям одаренных детей

один раз в неделю

Участие в мероприятиях ГБДОУ №43 для родителей воспитанников (Дни открытых дверей, круглый стол, педагогические чтения)

Показ мастер-классов по обучению плаванию; - Сообщения из опыта работы инструктора по плаванию

по плану ГБДОУ

Осуществление обратной связи с помощью «облачных технологий» (электронная почта, социальные сети)

в рабочем порядке

Взаимодействие с ГБОУ ДОД «Комплексная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по водным видам спорта

«Невская волна»

Мероприятия

Задачи

периодичность

Экскурсия детей старшего дошкольного возраста в ЦВВС «Невская волна», просмотр тренировок на отделениях: плавание, синхронное плавание, подводное плавание, прыжки в воду

Формирование у детей представлений о водных видах спорта; - Развитие у детей интереса к занятиям плаванием.

один раз в год (октябрь)

Контакт с тренерами СДЮШОР

Предоставление тренерами информации об открытии набора в группы начальной подготовки

один раз в год (май)

Результативность работы инструктора по плаванию в контексте системного взаимодействия с воспитателями, специалистами ГБДОУ, родителями воспитанников и социальными партнерами

Эффект со стороны детей

Эффект со стороны родителей

Эффект со стороны педагога

1. Сформирован устойчивый интерес к занятиям плаванием, посещаемость занятий возросла.

2. Дети стали более уверены в себе, раскрепощены, менее тревожны, эмоционально отзывчивы.

3. Наблюдается положительная динамика сформированности навыков плавания (Дети старшей логопедической группы стали дипломантами районного праздника-соревнования «Веселые старты на воде») .

4. Наблюдается развитие общей и мелкой моторики.

5.Заложены основы здорового образа жизни.

6. Сформированы представления о водных видах спорта.

7. Дети проявляют любознательность, активность (с удовольствием участвуют в совместной деятельности сюжетного характера, демонстрируют знания о ближайшем социуме, стране, мире и природе; интересуются, на какую тему будет следующее занятие, предлагают свои сюжеты).

8. Одаренные в области водных видов спорта дети, получили возможность к дальнейшему совершенствованию.

1. Положительная оценка работы инструктора по плаванию;

2. Положительные эмоции от успехов детей;

3.Информирован-

ность о ходе формирования у детей навыков плавания;

4. Родители испытывают радость от разностороннего развития детей.

5. Уважение к работе инструктора по плаванию.

1. Приобретение опыта работы во взимодействии с коллегами.

2. Удовлетворенность от результативности работы.

3. Трансляция опыта работы:

- IV Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «На пути к школе здоровья: реализуем новые образовательные стандарты», 26.03.2015 (организатор: СПб АППО);

X Всероссийский научно-методический семинар «Экологическое образование и образование для устойчивого развития: взгляд в будущее», 05.11.2015, (организатор: СПб АППО);

Районный семинар «Введение ФГОС ДО. Формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве в совместной деятельности специалиста по физкультуре с детьми».

10.02.2016. (организатор: ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга).

Вывод: по итогам анализа результатов взаимодействия инструктора по физической культуре (плаванию) с воспитателями, специалистами ГБДОУ и социальными партнерами, проведенного на педагогическом совете в конце 2014-2015учебного года, было принято решение признать систему работы эффективной, обобщить инновационной опыт и продолжить работу в следующем учебном году.

В 2015-2016 учебном году сложившаяся система подтвердила свою жизнеспособность. Тесное сотрудничество обеспечило преемственность в работе педагогов, что в свою очередь повлияло на повышение эффективности образовательной деятельности. Результаты педагогического мониторинга на конец 2015-2016 учебного года показали положительную динамику в освоении образовательных программ дошкольного образования ДОУ.

Список литературных источников

1. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. - СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-80 с.

2.Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн –фитобар - сауна: Методическое пособие, Коллектив авторов, под ред. Б. Б. Егорова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.- 160 с.

4.Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада и родителей-М. : Просвещение, 1991.-159 с.

5.Денисова О.А. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида. Издательство «Сфера» 2012.

6.Лоурэнс Д. М. Акваэробика. Упражнения в воде. М; 2000.

7.Яковлева С. А. Игры и обучение плаванию младших дошкольников. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 96.

8.Рокосовская Л. Г. Обучение плаванию способом брасс. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 55.

9.Аскарова Г. Н. Использование нестандартного оборудования в обучении дошкольников плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 38.

10.Есипова С. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по обучению детей плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 94.

11.Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду. – М., 2008.

12.Булгакова Н. Ж. Учите детей плавать. – М., 1977.

13.Горбунов В. В. Вода дарит здоровье. – М., 1990.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка- детский сад №83 «Фея»

Консультация для воспитателей

«Роль воспитателя

на занятиях по плаванию»

г. Набережные Челны

Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния, а также развитие гигиенических навыков зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно - гигиенические правила.

Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы, так как только в сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.

Режим дня, включающий занятия по плаванию предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательных занятий, приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы. Обязательно учитывается время приема пищи. Занятия по плаванию должны проходить не ранее чем через 40 мин после еды.

    Подготовка детей к занятиям и их гигиеническое воспитание.

Гигиеническое воспитание и обучение детей, формирование у них навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах, оказывает положительное влияние на результаты многих видов их деятельности в дошкольном учреждении и дома.

Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении должно быть неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. Гигиенические навыки необходимы ребенку при подготовке к занятиям плаванием. При обучении плаванию у детей формируются и закрепляются привычки к водным процедурам, потребность в них, положительное к ним отношение, умение самостоятельно осуществлять необходимые действия, связанные с использованием водных процедур. И в связи с этим становятся более прочными гигиенические навыки – чистоплотность, аккуратность.

Развитие гигиенических навыков в процессе обучения плаванию.

Возрастная группа

Гигиенические навыки

Первая младшая

Приучают к выполнению простейших правил. При посещении учат пользоваться индивидуальными принадлежностями: с помощью взрослых они должны уметь насухо вытираться, переодеваться, аккуратно складывать свои вещи, необходимые для занятий в бассейне, не забывать их убирать и после окончания занятий.

Вторая младшая

Продолжают воспитывать навыки личной гигиены, но все больше привлекают детей к самостоятельному их выполнению. Формируют, закрепляют и совершенствуют у детей навыки и умения самостоятельно раздеваться и одеваться, соблюдая определенную последовательность, аккуратно складывать или вешать свою одежду, ставить на место обувь. Напоминают детям правила мытья под душем перед плаванием, помогают им в этом, учат их самостоятельно вытираться. Сушить и расчесывать волосы.

Средняя

Все гигиенические процедуры дети должны чаще выполнять без помощи взрослых, более осознанно, а также знать свои личные вещи.

Старшая

Дети должны уметь уже без помощи взрослых мыться под душем, помогать друг другу при одевании и сборе вещей. Следует добиваться от детей умения тщательно, в определенной последовательности вытираться – сначала вытирать голову и лицо, затем шею, уши, руки, туловище ноги.

Подготовитель-ная к школе группа

Дети должны самостоятельно, осознанно выполнять все гигиенические правила как в повседневной жизни, так и на занятиях по плаванию. Без напоминаний, но при контроле взрослых должны уметь правильно и быстро раздеваться и одеваться, аккуратно складывать вещи, ставить на место обувь, замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, в одежде и помогать в этом товарищу.

Наличие бассейна в детском саду создает возможность привлечь к занятиям плаванием всех детей, начиная с младшего возраста. Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане. И от того насколько правильно распределены обязанности педагогического, медицинского, обслуживающего персонала зависит более эффективная организация занятий по плаванию.

    Организация занятий по плаванию в дошкольном учреждении

Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий по установленному расписанию. Длительность занятий в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, периода обучения. В начале обучения занятия короче по времени, затем, по мере освоения детей с водой, их длительность постепенно увеличивается. Также отличается и длительность пребывания в воде в каждой возрастной группе и зависит уже не только от вышеперечисленных причин, но и от того как организована совместная работа всего коллектива образовательного учреждения.

Большая роль в подготовке и проведении занятий отводится воспитателям групп. Они ведут работу в своей группе: следят за выполнением расписания учебных занятий по плаванию и готовят подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, учат быстро раздеваться и одеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями.

Воспитатель перед каждым занятием проверяет наличие у детей всех купальных принадлежностей: пакет, плавательная шапка, купальник (трусы), 0банное полотенце, халат, сменное белье. Перед каждым занятием проверяет их наличие, помогает детям подготовить все необходимое. Воспитатель (младший воспитатель) сопровождает детей в бассейн, под его присмотром дети раздеваются, надевают плавательные шапки и готовятся к занятию. Особого внимания взрослых требуют дети младшего возраста. Им необходима помощь и при раздевании, и при одевании, и при мытье под душем, и при вытирании, так как самостоятельно делать это они еще не умеют, а также при входе в воду и при выходе из нее. Дети младшего возраста плохо еще запоминают свои принадлежности. Поэтому, для того, чтобы ускорить все процессы и не допустить, охлаждения детей и необходима помощь воспитателя (младшего воспитателя). Роль воспитателя очень важна при организации занятий в бассейне и имеет огромное значение для воспитания гигиенических навыков.

Валентина Хабаху
Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического , психического, социального здоровья, важная роль отводится дошкольному учреждению. Однако решение этой проблемы невозможно без слаженной работы инструктора по физ . воспитанию и воспитателя . Самое главное – здоровый образ жизни должен стать нормой для взрослых и детей не на словах, а на деле. Его основными компонентами являются : правильное питание, рациональная двигательная активность, закалывание организма, развитие дыхательного аппарата, сохранение психоэмоционального состояния.

Из своей практики заметила, что воспитатели редко принимают участия в физкультурных занятиях или досугах и в лучшем случае просто присутствуют на них, не проявляя интереса к происходящему, считая, что если в дошкольном учреждении есть инструктор , значит воспитатели свободны от процесса физического воспитания . Подмечаю, многие просто не знают что делать и как. Чтобы физкультурное занятие прошло эффективно, необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя . Как инструктор , организую и провожу физкультурное занятие в соответствии с программой. Хорошо если воспитатель приходит на занятие в физкультурной форме и выполняет упражнения в носках без обуви.

Задача воспитателя помогать мне как специалисту :

Осуществлять страховку

Контролировать качества выполнения упражнений

Проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.

Типовое занятие по физической культуре делиться на 3 части : вводная часть, основная часть и заключительная, во время которых воспитатель принимает непосредственное участие.

Части НОД по физкультуре . Действие воспитателя процессе НОД по физкультуре .

Вводная часть. Воспитатель наблюдает за поведением детей, контролирует соблюдение дистанции во время движения.

Основная часть. Воспитатель участвует в оказании индивидуальной помощи детям по необходимости, помогает контролировать правильность выполнения общеразвивающих упражнений детьми. Воспитатель помогает специалисту расставлять необходимый спортивный инвентарь для основных видов движений и убирает его после выполнения детьми упражнений.

Заключительная часть. Воспитатель выражает свое мнение о том, как прошло занятие, кто из детей справился с заданием, что им было трудным.

Действие воспитателя в процессе НОД по физкультуре .

Существует разные способы организации детей во время проведения занятия : фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки.

При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников.

При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом занимается с одной группой, а воспитатель с другой .

Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.

При организации круговой тренировки на занятиях физической культурой воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь.

Во время проведения подвижных игр воспитатель , как и инструктор по физической культуре , должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

По окончании занятия при подведении инструктором итогов , воспитатель может выразить свое мнение, дать характеристику : как прошло занятие и что не удалось.

Все что делают воспитанники за занятиях , воспитатель обязательно закрепляет с ними в повседневной жизни при проведении индивидуальной работы , которая проводиться в часы игр и прогулок с одним ребенком или с небольшой группой.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях , воспитатель в тесном контакте с инструктором организует в группах и на участке развивающую двигательную среду, учитывая возрастные особенности детей и их интересы.

При организации физкультурных досугов , праздников, воспитатель – незаменимый помощник для инструктора по физической культуре . Процесс подготовки к празднику сплачивает детей и педагогов единством цели и общими задачами.

Подготовка к празднику – это составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, приглашений.

Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. Данную работу проводят , как инструктор , так и воспитатель . Инструктор заранее готовится к проведению похода, совместно с воспитателем .

Формирование здорового образа жизни дошкольника будет успешным при непрерывном взаимодействии инструктора по физической культуре и воспитателя детского сада .

Публикации по теме:

Аналитический отчет инструктора по физической культуре о летней оздоровительной работе за 2017 г. Аналитический отчет инструктора по физической культуре о летней оздоровительной работе за 2017 г. Лето - самое плодотворное время для укрепления.

Конспект совместного занятия педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателя Конспект совместного занятия педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателя для детей.

Консультация «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в условиях современных инноваций» В настоящее время в нашем детском саду непосредственно образовательная деятельность по физической культуре и физкультурные досуги проводятся.

Большую популярность в работе с детьми в образовательных организациях набирают поисковые игры (квесты). Использование таких форм взаимодействия.

Мастер-класс «Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателей» Данное мероприятие предназначено для воспитателей детей всех возрастных групп. Цель: совершенствование знаний педагогов о постоянном взаимодействие.

инструктор по физической культуре (плавание)

Гулина Марина Валерьевна (воспитатель)

Свердловская область

Г.Ревда МКДОУ № 50

Пояснительная записка.

Физическое развитие детей дошкольного возраста является основой разностороннего развития.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровьесбережения, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например воспитателя и инструктора по плаванию.

Как показывает практика, многие воспитатели не придают значения тому что они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по плаванию зависит конечный результат и достижение таких целей как: воспитание воли, целеустремлённости, воспитание чувства товарищества, выдержки, воспитание сознательной дисциплины, организованности, воспитание уверенности в своих силах.

Взаимодействие инструктора по физической культуре (плавание) и воспитателя для достижения воспитательных целей в дошкольном учреждении.

Взаимодействие инструктора по плаванию и воспитателя имеет три направления.

1.Помощь воспитателя в организации занятий.

Воспитатель готовит детей к занятиям по плаванию, следит за наличием принадлежностей для занятий по плаванию, объясняет, как правильно одеваться и складывать одежду, что взять с собой, рассказывает, сколько интересного будет во время занятия и сколько удовольствия они получат от купания, просит проверить вещи и ни чего не забыть.

Помогая детям принимать гигиенические процедуры воспитатель воспитывает в них уважительное отношение к чистоте, навыки самообслуживания, уважения к друг другу, оказывать помощь товарищу.

Ведёт беседы о пользе занятий.

2.Поддержка психологически комфортной среды для воспитания личностных качеств.

Также воспитатель проводит имитационные упражнения в группе. Ряд упражнений, которые разрабатывают два педагога: воспитатель и инструктор по плаванию.

Разминки с использованием упражнений "Мельница"(попеременные круговые движения прямыми руками), "Мотор(попеременные движения ног, из положения лёжа на полу, махи прямыми ногами, вверх, вниз)", "Прыжки с приседаниями по сигналу", "Рачки"(ходьба в полуприсяде руки между ног),

Чтобы ребенок заходя в бассейн был подготовлен заранее не только физически, но и морально. Ведь ребенок, который преодолел страх перед водой, начинает уверенно чувствовать себя в коллективе. Огромная радость и счастье светятся в его глазах, когда он начинает понимать, что преодолел свой страх, стал сильнее и увереннее в себе. Сразу появляется огромное желание плавать и плавать. Это и есть цель к которой мы стремимся.

Инструктор по плаванию во время занятий воспитывает такие качества как воспитание выдержки, воспитание уверенности в своих силах, смелости, воспитание нравственно волевых чёрт личности (сдержанности, дисциплинированности, честности), воспитание настойчивости в достижении цели, честности. Добиваюсь я этого помогая ребёнку преодолеть страх водобоязни, заинтересовывая его, мотивируя на дальнейшие результаты и личные победы.

3.Взаимодействие с родителями.

Мотивация детей, побуждение прийти на занятия, повышать интерес детей, проводить беседы с родителями тех детей, которые ещё не решились в серьёз заняться оздоровлением своего ребёнка. Для решения поставленных задач было организовано:

    Родительское собрание, на котором родители могли ознакомиться с поставленными задачами и условиями проведения занятий в бассейне;

    Оформлены стенды и папки-передвижки;

В папке-передвижке представлена информация для родителей о пользе плавания для организма ребенка и упражнения, которые можно выполнять дома в ванной.

Инструктор по плаванию подобрала упражнения не требующие специальной подготовки, простые в выполнении.

Такие как:

Поочерёдное погружение (сначала погрузить в воду подбородок, затем сделать вдох нос, после погружение по уровень глаз, наконец с головой)

"Вода кипит"(выдох в воду, через рот) выполняется 4-5 раз

"Смотри на пузыри"(выдох в воду через нос с открытыми глазами под водой)

"Споём рыбкам песенку"(выдох в воду с произнесением звуков: "у", "а", "ж".

"Бегемотики" (короткие чередующиеся выдохи в воду, через нос, через рот)

"Сдуй" (дуть на нетонущий предмет так чтобы он передвигался по поверхности воды, без касания руками)

"Что там под водой" (рассматривание под водой предметов и частей тела)

Занятия в воде воспитывают развитие гибкости, командные отношения, целеустремлённость, сообразительность.

Во время занятий ребёнок, когда погружался под воду, собирал со дна детского бассейна, предметы заинтересовался, почему люди не могут дышать под водой?

Задал вопрос инструктору по плаванию, на что я с готовностью откликнулась и предложила ему провести исследование в этой области работа оказалась плодотворной и интересной, с данным проектом мы выступили на конференции "Мудрый совёнок" , и вошли в число призёров.

В группе с детьми мы собирали коллекцию игрушек от киндер – сюрприза.

Дети попросили инструктора придумать как использовать эти игрушки во время занятий в бассейне. Оказалось они являются хорошим тренажером для пальчиков, бросаем их на дно и «спасаем», вылавливая. Такое занятие имеет свое название «Морские сокровища» Очень полезная и увлекательная игра.

Так родился наш проект.

Игрушки от киндер – сюрприза.

Данный проект дал нам понять, что шоколадные яйца с игрушками - гениальная придумка. Самое главное для детей не столько полакомиться шоколадом, сколько поскорее узнать, что же находится внутри на этот раз. А внутри находится очень полезные игрушки. Мы их используем как дидактический материал в настольных, режиссерских, театральных играх, играх-импровизациях, конструируем парки аттракционов для игрушек-малышей, тем самым тренируем мелкую моторику.

Исходя из всего выше сказанного приходим к выводу что на занятия по плаванию воспитывают огромное множество качеств позволяющих вырастить крепкого физически развитого закаленного сильного и смелого человека и добиться наилучшего результата мы сможем если приложим усилия все вместе.

Общие сведения о материально техническом оснащении организации

Назначение объекта: дошкольное образовательное учреждение, назначение: нежилое
Обеспечение доступа в здание инвалидов и лиц с ОВЗ: ГБДОУ детский сад № 23 адаптирован к условиям беспрепятственного доступа в образовательную организацию для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Подробное описание с фотоотчетом содержится в разделе "Доступная среда"

Двухэтажное типовое здание первого корпуса и трёхэтажное здание второго корпуса детского сада находятся в центре жилого массива, имеют благоустроенную территорию, надежно защищенную металлическим забором. На территории установлена система видеонаблюдения с функцией записи изображения, вход в здание оснащён домофоном для взрослых и для людей с ограниченными возможностями. Установлена система автоматической пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией, система охранной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией, система охранной сигнализации, кнопка тревожной сигнализации, система внутреннего противопожарного водоснабжения.

Прогулочные площадки каждой группы оснащены игровым и спортивным оборудованием. Силами педагогов и родителей на участках разбиты цветники и оформлены экологические уголки.

Пищеблок оснащен необходимым технологическим оборудованием. Питание детей организовано в соответствии с действующими «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях". Дети получают 4-х разовое питание по десятидневному меню, разработанному Управлением социального питания Санкт-Петербурга. В зимнее время года проводится С-витаминизация. За качеством питания следит медицинский персонал.

Так же силами медицинского персонала проводится мониторинг физического состояния детей и сотрудников, проводится профилактическая работа по предупреждению заболеваний простудного и хронического характера, по графику выполняются прививки, готовятся медицинские карты для будущих первоклассников. В ГБДОУ оборудованы медицинский кабинет, процедурный кабинет.

В учреждении выстроена полифункциональная предметно – пространственная развивающая среда в помещении групп и в кабинетах специалистов. В ГБДОУ есть необходимые условия для всестороннего развития детей: групповые помещения, музыкальный зал, физкультурный зал, логопедические кабинеты, кабинет учителя - дефектолога. С целью оптимизации совместной образовательной деятельности, педагогами создаются и используются инновационные образовательные продукты, успешно применяемые в образовательном процессе. Педагоги детского сада активно применяют новые технологии, делятся своим творческим потенциалом с коллегами на открытых мероприятиях , районных и городских методических объединениях, семинарах, конференциях

Загрузка...