Выбери свой спорт

Чудесный улов. Чудесный улов рыбы

Наставник… по слову Твоему закину сеть.

Лк. 5, 5

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Чудесами Божиими полнится видимый мир. Течение утвержденных «на пустоте» небесных светил и обращение крови в человеческих жилах, пенистые волны океанов и робкий аромат цветов – все поет песнь Всемогущему Творцу, все свидетельствует о неизмеримом Его величии. Мельчайшая букашка и придорожная былинка устроены так разумно и гармонично, что подобное совершенство и не снилось изобретателям самых хитроумных механизмов. Раскрытая перед нами книга природы представляет собой Естественное Откровение, повествующее о делах и славе Господа Вседержителя. Читая эту книгу, святой псалмопевец Давид восклицал:Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней (Пс. 23, 1).

Человеческая наука о природе призвана смиренно изучать Естественное Откровение, Откровение Божие, явленное в материальном мире. Однако лукавый человеческий рассудок, начиная с так называемой эпохи Просвещения, стал предпринимать попытки сделать науку идолом и орудием богоборчества. Слепотствующие суемудры выдвинули бредовую идею творения без Творца и совратили в безбожие и всякую пагубу множество нестойких душ.

Большинство истинных ученых не имели никакого отношения к этому тлетворному поветрию. Ньютон и Кеплер, Паскаль и Фарадей, Рентген и Линней, Ломоносов и Менделеев, то есть те, кто на самом деле создавал науку, были глубоко верующими людьми. Даже Чарльз Дарвин, чье лжеучение о происхождении видов наделало столько соблазна, пока не было опровергнуто генетикой, считал себя верным сыном Церкви и полагал, что открыл один из путей мироустроительства Божия. Авторами атеистических доктрин делались не ученые, а лжефилософы, восполняющие поверхностность своих научных знаний безграничной самоуверенностью.

В нынешнем веке Господь соизволил открыть ученым некоторые тайны, касающиеся обустройства Им материального мира. Наука вышла наконец из детских пеленок, и ей открылись поразительные вещи, лишающие атеизм всякого права именоваться научным. Корифей физики ХХ века Паскуаль Иордан утверждает: «Возможность убедиться в наше время в провале великого похода человечества против Бога – вот самая потрясающая и освобождающая уверенность, предлагаемая нам опытом последних лет».

Естественное Откровение, явленное современной науке, стало еще одним ярким свидетельством истинности Божественного Откровения, данного нам в Священном Писании. Долгое время неверы дерзали говорить о «ветхозаветных сказках», ныне их обличительницей стала почитаемая ими наука. Первая глава Книги Бытия оказалась изложенной на языке своего времени картиной сотворения мира, в точности соответствующей современным научным представлениям: Господь без помощи приборов и формул открыл пророку Моисею тайны, которые только начинают приоткрываться перед нынешними учеными. Геология подтвердила факт Всемирного потопа, на вершине горы Арарат найден остов Ноева ковчега, найдены доказательства гибели Содома и Гоморры. Предметом особых нападок со стороны суемудров было сказание о том, что солнце остановилось на сутки по молитве Иисуса Навина – ныне выкладки астрономов подтвердили казавшееся невероятным: единственный раз в истории на целые сутки было заторможено вращение земли, и случилось это именно во время похода Иисуса Навина на Палестину. Наконец, исследователями Туринской Плащаницы засвидетельствовано чудо Воскресения Иисуса Христа.

Современные теории происхождения Вселенной единодушно говорят о первотолчке и перводвигателе, то есть об акте Творения и Всемогущем Творце. Сама организация материи, по словам лауреата Нобелевской премии Эрвина Шредингера, есть «самый замечательный шедевр, осуществленный по руководящим законам Божией квантовой механики». Биология открыла в живых организмах мельчайшие генетические структуры, содержащие сведения о внутреннем устроении, облике, образе жизни, предках и окружении каждого существа – эти письмена могли быть начертаны только Высшим Разумом, то есть Словом Божиим. Практика врачей-реаниматоров непреложно засвидетельствовала, что душа человеческая не умирает по смерти тела. И несмотря на единодушные доводы религии и науки, в наши дни еще находятся безумцы, продолжающие упрямо твердить: «Нет Бога…»

Само понятие «законы природы» говорит о бытии Верховного Законодателя. Вся вселенная повинуется Творцу: по установленным Им законам вращаются галактики, сияют звезды, вздымаются горы, растут деревья и летают птицы. И только человек, одушевленная пылинка вселенной, дерзает нарушать заповеди Миродержца, извращать грехом собственную природу. Лукавым ослушникам нестерпима бывает мысль о неизбежном наказании, поэтому слепой рассудок человеческий пытается оттолкнуть от себя веру в Правосудного Господа и помимо Естественного Откровения требует еще каких-то чудес и знамений.

Если бы в небе над нами одновременно сияло двенадцать солнц, деревья росли прямо из воздуха, а домашние животные наши по средам и пятницам изрекали мудрые афоризмы – словом, если бы Творец обустроил видимый мир несколько иначе, мы тоже не находили бы в нем ничего чудесного. Чудом кажется нам лишь то, что выходит за пределы привычного, повседневного. И в этой будничности, которую люди устроили себе из таинственного мира Божия, мы уподобляемся живущим на склонах вулкана и позабывшим, что под ними вершится бурление стихийных сил, готовых в любой миг вырваться наружу и поглотить их привычный мирок.

Материальный мир, в котором мы до времени существуем – это лишь тонкая оболочка, за которой скрыт мир духовный, управляемый иными законами и наделенный невиданным нами могуществом. Самый слабый из обитателей духовного мира, будь то Ангел или даже демон, мог бы сделать с материальным миром все что угодно – если бы повелел или попустил это Всемогущий Господь. То, что мы называем чудесами, на самом деле – прорывы мира духовного в видимый нами мир.

Если такою мощью наделены служебные и даже падшие духи, то очевидно, что Самому Вседержителю проще простого изменить установленные Им же законы природы. «Для Бога легче возжечь новое солнце на небе, нежели нам засветить свечу», – говорит святитель Иннокентий (Борисов). Однако Господь никогда не совершает «чуда ради чуда»: чудеса Божии являются либо предостережением падшим, либо толчком, обращающим к вере уже созревшую для этого душу.

Сердца, окамененные гордыней, не сможет возродить никакое чудо. Такими жестокими сердцами обладали иудейские фарисеи: сошедший в мир Сын Божий исцелял слепых и параличных, воскрешал мертвых, а гордые фарисеи противились Ему и гнали Его. Сердца, открытые для восприятия чуда, обрел Спаситель не среди многознающих и власть имущих, а среди простых людей, хранивших способность к по-детски чистой и вдохновенной вере.

Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто… тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего (Пс. 23, 3–5), – воспевает святой пророк Давид.

Простое, будничное чудо сотворил Господь наш Иисус Христос для рыбаков галилейских. Всю ночь Симон Петр, Иаков и Иоанн закидывали сети, но тщетен был тяжелый труд их – в ячеях сетей лишь пузырилась вода да виднелись комки водорослей, но ни одной даже самой маленькой рыбки не попалось ловцам. С пустыми руками должны были они возвращаться к семьям, их ждал серый полуголодный день, но они задержались на берегу озера, чтобы послушать Учителя, слава Которого уже разнеслась по всей Галилее.

И вот, прервав слова наставления, Спаситель обратился к Петру и сказал:отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова (Лк. 5, 4).

Скорее всего Петру не хотелось этого делать, он думал о бесполезности подобной затеи. Усталый после бессонной тревожной ночи, опытный рыбак, Петр знал, что днем рыба почти не ловится, и мысль о том, что придется вновь тащить из воды пустую сеть, а потом опять чистить ее, не доставляла ему удовольствия. Но такой свет исходил от Лица Иисусова, такая сила и власть были в словах Его, что Петр расправил натруженные плечи и отвечал:Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть (Лк. 5, 5).

Петр вывел лодку на глубину, закинул сеть – и не поверил своим ощущениям, когда руки его дрогнули от огромной тяжести. Такого улова еще не видывали галилейские рыбаки! В сети кишели рыбы: большие и маленькие, всевозможных пород – таращили круглые глаза, извивались, били хвостами. Охваченный охотничьим азартом, Петр кликнул на помощь – и вот уже две лодки стали наполняться серебристой и золотистой, шевелящейся и бьющейся добычей. И лишь когда перегруженные лодки начали погружаться в воду, грозя потопить удачливых рыбаков, Петр опомнился – и посмотрел на сидящего рядом Иисуса, Который спокойно взирал на происходящее. Внезапно он понял, Кто сидит рядом с ним и видит его торопливую жадность, чувствует его мелкие корыстные мыслишки. И припав к коленям Иисуса, Петр взмолился: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный! (Лк. 5, 8).

Страшно человеку оказаться в одной лодке с Богом! Страшно, ибо нет достойных такой встречи, и ужас охватывает грешника, и все существо его кричит: бежать! бежать! потому что вот суд! вот кара! вот бездонные очи Всевидящего и Правосудного! Но Петр не бежал, Он припал к коленям Спасителя, и пока уста его шептали покаянное: «Оставь меня, недостойного грешника», сердце взывало: «Возьми меня с Собой, Господь Милосердный!» Сын Божий прозрел тайну сердца смиренного рыбака и избрал его Своим учеником.

В чудесном улове рыбы, посланном от Спасителя галилейским рыбакам, святитель Феофан Затворник видит образ всякого труда, совершаемого с помощью Божией, и говорит об этом: «Пока один человек трудится и одними своими силами хочет чего достигнуть – все из рук валится, когда приближается к нему Господь – откуда потечет добро за добром. А в духовно-нравственном отношении невозможность успеха без Господа осязательно видна».

Являя Петру, Иакову и Иоанну знак неограниченной Своей власти над материальным миром, Сын Божий призывал их к высшему служению в мире духовном. Отныне будешь ловить человеков (Лк. 5, 10), – сказал Спаситель Петру, и этот зов, обращенный к апостолам, обернулся для человечества воистину чудесной ловитвой.

Слабой тенью будущего величия была переполнявшая лодки галилейских рыбаков добыча. Что сулил рыбарям богатый улов? Только сытый желудок и набитый деньгами карман. Что ждало этих красивых, блистающих чешуей рыбин? Нож кухарки и крутой кипяток. Совсем иные блага сулит труд рыбаря Христова, ловца во имя Господне. Слава такому ловчему, ибо лучезарный венец в Царстве Небесном станет ему наградой за труд. Благо уловленному, ибо доброй рукою поднят он к вечному счастью из мрачных пучин преисподней.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В этом видимом мире, полном Господних чудес, величайшее чудо – человек, ибо создан он по святому образу и подобию Божию. В урочный час сгорит земля и испепелятся галактики, исчезнет материальный мир, но душа человека – безсмертна. За душу каждого из нас спорят Всеблагой Господь и злобный диавол. Превечный Отец зовет нас к небесному блаженству, сатана заманивает на дно преисподней.

Рыбы живут в иле и тине, извлеченные из темной воды, под куполом небес и солнечными лучами они погибают. Не так человек, истинное Отечество которого – не вязкий ил видимого мира, но Горнее Царство, дышать благоуханным воздухом которого он призван. Спаситель оставил на земле Церковь Свою – Небесную сеть, ячеи которой – православные храмы, а рыбари – достойные священнослужители. Великая радость – попасть в эту чудесную сеть, удержаться в ней и вознестись к Всемилостивому Ловцу.

Будем же молить Спасителя, да уловит Он благодатным неводом Своим наши души и да водворит там, где чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от Престола Бога (Откр. 22, 1). Аминь.

Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

(ныне – митрополит Омский и Таврический)

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним. Лк. 5:1-11

Чудесный улов рыбы.
Антон Павлович Лосенко. 1762 г.
Государственный русский музей, Санкт-Петербург

Занимаясь в Париже под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов». В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.

В сентябре 1760 года А. П. Лосенко вместе с архитектором В. К. Баженовым был направлен в пенсионерскую поездку в Париж. Там он совершенствовал свое мастерство в мастерской Ж. Рету (1692-1768), одного из последних представителей французской высокой исторической живописи. В первый год занятий Лосенко приступил к картине со сложной многофигурной композицией «Чудесный улов». Работа молодого художника - видоизмененная копия одноименной картины Ж. Жувене (1705; Лувр, Париж). Закончено полотно не позднее 20 ноября 1762 года, когда Лосенко отбыл из Парижа в Петербург.

Полотно «Чудесный улов» было высоко оценено Советом Академии. Однако впоследствии отношение к этому произведению сложилось неоднозначное.

О чудесном улове рыбы рассказано в Евангелии от Луки (Лк., 5:1-11). Христос вошел в рыбацкую лодку Симона Петра, чтобы из нее проповедовать собравшемуся народу, а затем сказал Петру и его спутникам, чтобы они закинули сети. И сети были настолько наполнены рыбой, что Иакову и Иоанну, находившимся в другой лодке, пришлось прийти к ним на помощь. Все они были поражены и испуганы.

Сцена на полотне Лосенко изображает берег моря Галилейского, на котором собрался народ, чтобы узреть чудо Господне. Петр припал на одно колено перед Иисусом Христом. Андрей вместе с Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведеевыми, тащат сети. Надо полагать, «Чудесный улов» произвел впечатление на Екатерину II, так как она распорядилась приобрести картину для Императорского Эрмитажа. http://www.nearyou.ru/losenko/ulov.html


Чудесный улов.
Сергей Васильевич Беклемишев (1870–1920)
http://www.pravoslavie.ru/guest/4736.htm


Чудесный лов рыбы.
Клавдий Васильевич Лебедев.

Толкование на Евангелие от Луки. Глава 4.1-15. Зачало 12

1 . Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,

2 . увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

3 . Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

Господь убегает от славы, а она тем более преследует Его. Когда народ теснился около Него, Он всходит на корабль, чтобы с корабля учить стоящих на берегу моря, так что все находились пред лицом Его, и никто не ушел за спину.

4 . Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

5 . Симон сказал Ему в ответ; Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

6 . Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

А за то, что Он учил с корабля, Он не оставил владетеля его без награды. Он даже вдвойне его облагодетельствовал: одарил его множеством рыб и сделал Своим учеником. Подивись смотрению Господа, как Он каждого привлекает через свойственное и сродное ему средство, например: волхвов – посредством звезды, а рыбарей – посредством рыб. Заметь и кротость Христа, как Он умоляет Петра отплыть от земли, ибо «просил» , разумей, вместо «умолял», и то, как благопокорен был Петр: Человека, Которого не видал, он принял на свой корабль и во всем ему повинуется. Когда Сей сказал ему, чтобы он отплыл на глубину, тот не отяготился, не сказал: всю ночь я трудился и ничего не приобрел, и Тебя ли теперь послушаю, и вдамся в новые труды? Ничего такого он не сказал, но напротив: «по слову Твоему закину сеть» . Так Петр был тепл в вере и прежде веры!

7 . И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

За то и поймал он столько рыб, что не мог один вытащить их, а знаками пригласил и соучастников, то есть общников, бывших на другом корабле. Знаками пригласил их потому, что пораженный необычайной ловлей не мог говорить.

8 . Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

9 . Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;

10 . также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

11. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

Если хочешь, понимай это и в переносном смысле. Корабль есть синагога иудейская. Петр представляет образ учителей Закона. Учители, бывшие до Христа, всю ночь трудились (ибо время до пришествия Христова – ночь) и ничего не достигли. А когда пришел Христос и настал день (Рим. 13, 12 ), то апостолы, поставленные на место законоучителей, «по слову» , то есть по заповеди Его, закидывают сеть Евангелия и уловляют множество людей. Но апостолы одни не могут вытащить сеть с рыбами, а приглашают и соучастников своих, и сообщников, и влекут вместе с ними. Это суть пастыри и учители церквей всех времен; они, преподавая и объясняя учение апостольское, помогают апостолам ловить человеков. Обрати внимание и на выражение: «закину ли сеть» . Ибо Евангелие есть сеть, имеющая изложение речи смиренное, простое и приближенное к простоте слушателей; поэтому и говорится, что оно закинуто. Если же кто скажет, что через закидывание сети означается глубина мыслей, то и с этим можно согласиться. Итак, исполнилось слово пророка, сказавшего: «Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со всякого холма, и из ущелий скал» (Иер. 16, 16 ). Рыбарями назвал он святых апостолов, а ловцами – правителей и учителей церкви последующих времен.

12 . Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

Прокаженный сей достоин удивления, потому что имеет о Господе мысль, достойную Бога, и говорит: «если хочешь, можешь меня очистить» . Это показывает, что он помышляет о Христе как о Боге. Ибо он пришел не как ко врачу (так как проказа неизлечима руками врачей), но как к Богу; ибо Ему Одному возможно исцелять от такого рода болезней.

13 . Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.

Господь «прикасается» к нему не без причины. Но поскольку, по Закону, прикасающийся к прокаженному считался нечистым, то, желая показать, что Он не имеет нужды соблюдать подобные мелкие предписания Закона, но Сам есть Господь Закона, и что чистый нисколько не оскверняется от кажущегося нечистым, но что проказа душевная, именно она, оскверняет, – для сей цели прикасается, а вместе и для того, чтобы показать, что святая Плоть Его имеет Божественную силу – очищать и животворить, как истинная Плоть Бога Слова.

14 . И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести: жертву за очищение свое, ка́к повелел Моисей, во свидетельство им.

Заповедует прокаженному не сказывать никому о Нем для того, чтобы нас научить не искать похвалы от тех, кому благотворим; но говорит: пойди, покажись священнику и принеси дар во свидетельство им. Ибо Закон был такой, чтобы священник осматривал прокаженных и определял, очистились ли они, и если прокаженный очистился в семь дней, он оставался внутри города, если же нет, был изгоняем (Лев. 13 ). Поэтому-то Господь сказал: ступай, покажись священнику и принеси дар. Какой же был дар? Две птицы (Лев. 14 ). Что значит: «во свидетельство им» ? Значит – в обличение их и осуждение; чтобы, если будут обвинять Меня, как преступника Закона, убедились, что Я не преступаю его, убедились из повеления тебе принести дар, заповеданный Моисеем. Кстати, можно сказать и о том, как эти две птицы приносились Богу. Одну птицу закалали, и кровь ее брали в новый глиняный сосуд; потом оба крыла другой птицы обмакивали в крови и таким образом отпускали птицу живой. Сим изображалось то, что имело сбыться на Христе. Два крыла суть две природы Христа, Божеская и человеческая, из коих одна была заклана, то есть человеческая, а другая осталась живой. Ибо природа Божественная пребыла бесстрастной, помазавшись кровью природы пострадавшей и страдание восприняв на себя. Кровь Господа принял новый глиняный сосуд, то есть новый народ из язычников, способный к принятию Нового Завета. Смотри: когда кто уже очистится от проказы, тогда достоин приносить этот дар, то есть закалать Христа и священнодействовать. Ибо прокаженный и нечистый по душе не может быть удостоен приносить такие дары, то есть приносить Тело и Кровь Господа, соединенные с Божеской природой. Внимай и тому, какое несказанное преимущество имеет Господь над Моисеем. Моисей, когда сестра его поражена была проказой, не мог уврачевать ее, хотя много молился (Чис.12,10–15 ), а Господь очистил прокаженного одним словом.

15 . Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.

Блаженный Феофилакт Болгарский

Чудесный улов рыбы

После этого Иисус «пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (см. Ис. 9, 1–2). С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Проходя же близ моря Галилейского (озера Генисаретского), увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним». (Мф. 4, 13–18. Лк. 5, 2–11)

«Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков», - дополняет святых апостолов евангелист Марк в своем повествовании сказанным Иисусом Христом при совершении этого второго чуда (Мк. 1, 17). Немного дней пробыл Иисус в Капернауме, так как приближалась Пасха Иудейская, Он пошел в Иерусалим, где и заявил Себя немедленно ревностнейшим почитателем и поклонником храма Господня.

Изгнание торгующих из храма

Войдя в храм, Он «нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег».

«И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и до ма Отца Моего не делайте домом торговли.

При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня (см. Пс. 68, 10). На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке». (Ин. 2, 14–25)

Беседа с Никодимом

«Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских». Пораженный чудесами и тронутый проповедью Иисуса, он почувствовал сильное влечение к Нему, но, видя нерасположение к Иисусу со стороны некоторых ученых фарисеев и опасаясь возбудить в них предубеждение против самого себя, он не решался открытым образом приближаться к Иисусу. Между тем стремление к истине, таившееся в глубине его души, побуждало его искать в беседе с появившимся среди народа великим Учителем разрешения многих, вероятно, смущавших, но неразрешимых для него вопросов.

И вот он просит Иисуса позволить ему прийти к Нему ночью, чтобы втайне от всех побеседовать с Ним.

«Равви! - обратился Никодим к Иисусу Христу, - мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог».

Отзываясь на стремление сердца робкого Никодима, Иисус открывает ему, сначала в коротких словах, всю сущность учения, проповедуемого Им. «Истинно, истинно говорю тебе, - отвечает ему Иисус, - если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».

В недоумении от непостижимого пока для него смысла слов Иисуса, Никодим возражает: «Как может человек родиться, будучи стар?»

С Божественной мудростью вразумляет тогда Иисус не понимающего, но желающего понять истину праведного человека: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».

«Как это может быть?» - продолжает недоумевать Никодим. «Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». (Ин. 3, 1–21)

Вся сущность христианства содержится в этих словах Христа. Следует предположить, что Никодим принял их в свою душу и просветился ими, так как он продолжал быть хотя и тайным, но всегда готовым защищать учение своего Учителя учеником. Позже, среди ожесточенной распри об Иисусе между фарисеями, Никодим открыто возразил им в защиту Его: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» (Ин. 7, 51). А наконец, когда ненавистью иудеев был предан смерти Христос, Никодим пребыл верным Ему и по смерти Его и, вместе с Иосифом из Аримафеи, принимал участие в погребении пречистого тела Иисуса, «принес состав из смирны и алоя, литр около ста» (Ин. 19, 39), чтобы обвить его пеленами с благоуханием по обычаю иудейскому. Церковью христианской был причислен Никодим к лику святых.


«Призвание апостолов»
Фрагмент росписи арки Святых врат
Курской Коренной Пустыни

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Вот и наступила в нашей жизни осень с ее дождями и холодными ветрами. И как в природе, так и во всем человеческом мире сейчас ощущается увядание самой жизни и глобальное похолодание человеческих сердец. В атмосфере нашего социального бытия сгущаются темные тучи. «Тайна беззакония», о которой говорит Священное Писание, открылась нам сегодня воочию. Святые Отцы, толкователи Апокалипсиса, писали, что полное раскрытие его образов станет возможным тогда, когда будут совершаться описанные в нем события. И вот, нам открылась тайна о главном признаке скорого пришествия антихриста - «зверя, выходящего из моря», как называет его евангелист Иоанн Богослов. Этот признак - «начертание», которое перед его приходом к власти будут накладывать людям на руку или на лоб. Это начертание является личным номером человека , цифровым кодом, данным ему антихристом в качестве нового имени… Сейчас функцию начертания несет УЭК - универсальная электронная карта. И пока этот код доступа к купле-продаже у людей будет в руке , а потом, как и предсказано, - на руке . И вот тогда начнется несанкционированный доступ к душе человека и, как следствие, - утрата духовной свободы, утрата образа Божия в человеке.

Православных людей выталкивают на обочину жизни за то, что они не принимают новых паспортов с антихристовой символикой,



не берут карточки пенсионного страхования, т.е. страховой номер индивидуального лицевого счета - СНИЛС, и протестуют против универсальной электронной карты. Потому что все это по своим свойствам и функциям подобно начертанию антихриста . Святейший Патриарх и многие архипастыри Русской Православной Церкви настоятельно просят у правительства дать нам альтернативу новым электронным документам, закрепить в федеральном законодательстве конкретные положения о функционировании традиционной системы учета данных и традиционных документов для граждан, не приемлющих по религиозным и иным убеждениям использование новых электронных технологий тотального контроля и управления человеческой личностью. Но призывы эти пока наталкиваются на глухую стену.

Затяжные войны и военные слухи, о которых говорил Господь Своим ученикам, открывая им признаки кончины мира, уже вовсю идут и охватывают все больше и больше нашу увядающую от человеческих грехов землю. Осеннее печальное настроение достигло и многих из нас с вами, церковных людей. Высохли цветы нашей детской веры и верности Слову Божию. И глядим мы уныло на свою перспективу, ибо забываем о смысле и цели земной жизни . А лжебогословы в эту духовно-ненастную пору своими идеями «толерантности», терпимости ко лжи других религий и оскорблениям Церкви, своими советами не бояться принимать электронные карты налетели, как осенние вихри, и срывают с простого народа последнюю листву доверия к тем, кому попущена власть. Люди протягивают свои руки, похожие на тонкие голые ветви кустов, в надежде на помощь духовную, а получают вместо этого советы слушаться безбожных властителей и при этом соблюдать дисциплину концлагеря, в котором все окончится не просто увяданием, а полным умиранием образа и подобия Божия в человеке! Незаметно для нас самих нас делают соучастниками построения рабовладельческого общества нового уровня, более страшного, которое будет угнетать всего человека: его дух, душу и тело. Безотрадная перспектива и мрачная картина…

Но все же и осенью бывают солнечные дни, нет-нет, да и проглянет солнышко. Как говорит пословица: «Весна да осень - на дню погод восемь» . Хочется верить, что есть еще в нашем церковном арсенале такие духовные силы, которые позволят нам видеть осень жизни другую, ту, которая «в багрянец и золото одетая», «очей очарованье», и которая, может быть, далеко не всегда солнечная, но всегда пронизанная благодатным светом веры Христовой, не подверженная осенним переменам погоды.

Сегодняшнее Евангелие рассказывает нам, как усердные рыболовы Петр, Андрей, Иоанн, Иаков и другие трудились всю ночь: ловили рыбу и ничего не поймали. Уже утром, уставшие и унылые от неудачи, они вышли на берег и вымывали сети. В это время Христос попросил разрешения войти в лодку Симона Петра и, слегка отплыв от берега, начал учить людей, во множестве собравшихся послушать Его проповедь о Царстве Небесном и о Боге Отце, Который любит людей и Сам заботится об их жизни. Рыбаки тоже внимательно слушали Иисуса Христа, но сердца их смущались недоумением: почему же Господь, любящий людей, в эту ночь не помог им, не послал хорошего улова? Они не могли тогда и представить себе, какой чудесный и богатый улов приготовил им Промысел Божий! Им не приходило на ум дать место действовать воле Божией. А для того чтобы действовал Бог, необходимо к Нему обращение, необходима смиренная, но неотступная молитва . Надежду на улов они возлагали всецело на свои силы, на свой многолетний опыт, то есть была такая самонадеянность, которая исключала возможность получать помощь от кого бы то ни было, в том числе и от Бога. Самонадеянность - это забвение Бога! Без Бога мы ничего не можем делать.

Но вот Спаситель закончил Свою проповедь и обратился к Петру: Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова (Лк. 5, 4). Петр как опытный рыболов знал, что не время сейчас для ловли рыбы, и невольно воскликнул: Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали! (Там же, 5). «К чему делать новую попытку?!» Он с удивлением смотрит на Христа и вдруг ощущает в Нем такую внутреннюю силу, такое присутствие Божественной власти, которой надо просто и безусловно подчиниться. И Петр, недолго думая, восклицает: Но по слову Твоему закину сеть! (Там же). И вот, отплыв на глубину и закинув сети, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорвалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова <…> И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне ты будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за ним (Там же, 7-11).

И оставили все и последовали за Христом. Они оставили богатый улов и ушли от привычной своей жизни в неведомый им путь. Удивительное дело и удивительные люди эти простые рыбаки! Главное средство их существования, их основная работа оказалась для них менее важной, чем следование за Христом. А как же их семьи, их дети? Неужели они вот так просто взяли и ушли из дома, не позаботившись о родных? Ведь у Петра в это время теща лежала в горячке, и отец его, глубокий старец Иона, еле двигался, и было двое детей - все они, значит, остались на попечении его супруги? И выходит, что они лишились кормильца из-за того, что Христос привлек его Своей проповедью о Царствии Небесном? Петр поверил Господу. Поверил в то, что тот, кто будет прежде всего искать Царства Небесного и правды его, не будет нуждаться и все потребное для жизни приложится ему чудесным образом, подобно тому, как это было с чудесным уловом рыбы, потому что Бог Сам будет заботиться о нем и о его семье. Вот, дорогие братья и сестры, нам пример всецелого доверия Богу!

Не бойтесь, говорит нам Христос, остаться голодными, хотя и поголодать нам полезно: голоданием лечатся многие болезни, - бойтесь превратиться в животных, потерять свою человечность, а значит, и смысл своего существования. Храните в себе образ и подобие Божие, живите в правде и в свободе , ибо духовная свобода - это и есть образ Божий в человеке. Не теряйте ее ради хлеба и рыбы, ибо рыба и хлеб - пища временной жизни, а свобода нам дарит нетленную пищу и любовь ко Творцу . Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем разумением, всею душою - и тогда Бог возлюбит не только тебя, но и тех, кто дорог тебе. Это Божий ответ на твой решительный выбор следовать за Христом.

Церковь Христова - это та самая лодка, из которой Христос продолжает учить о безконечной ценности Царства Небесного. Священнослужители, как апостолы, продолжают закидывать сети, призывают народ слушать слово Божие. И лодка наполняется, в Церковь приходят разные люди. За две тысячи лет так наполнилась, что вот-вот уже начнет тонуть. А Господу надо еще. Святыми людьми надо восполнить целую треть отошедших от Бога падших ангелов, соблазненных на Небе денницей. Но вот пришло наше время, когда лодка наконец-то должна приплыть к берегу Вечности. И кажется, что нет уже смысла закидывать сети - ибо все меньше и меньше попадается рыбы живой, все больше мертвая. Да и сети наши почти не пригодными стали - грязные, в тине и водорослях, кое-где порвались! А рыболовы?! Что с ними стало?! Профнепригодные! «Оскуде преподобный»!

Уже в 1920-е годы, во времена Святейшего Патриарха Тихона, верные Богу люди были свидетелями отступления от истиной Церкви и правды Христовой обновленческих пастырей и архипастырей , которые в угоду безбожным властям, из страха перед ними начали реформировать сам дух Православия. Образ жизни христианина и учение Церкви начали подстраивать под жизнь и учение мира сего, в котором Бог заменялся человеком. Антихристы того времени поманили народ «светлым будущим», в котором Царство Божие заменялось раем на земле. Но душа русского человека на такую жизнь, в которой попирается правда, то есть Бог, была не согласна. И тогда объявили кровавый террор. И духовный, и физический. Насилуя совесть ложным учением атеизма, власти добились того, что смутили простодушный народ, и началось массовое отступление от веры и от Царя, от устоев, на которых веками держалось наше Отечество. Царь был убит, но отступление от него совершалось еще долго, и даже до наших времен оно еще продолжается. А что такое отступление от Царя? Это отступление от Помазанника Божия! А кто такой Помазанник Божий? Это человек, которому Бог вручил власть над народом. И значит, отступление от Царя земного - это грубое, дерзкое нарушение воли Царя Небесного. И если люди внутренне восстали против Помазанника, значит они - нарушители заповеди Божией: Не прикасайтеся к помазанным Моим (1 Пар. 16, 22). Убийство Царя было совершено по замыслу богоубийц. Но и всякий, кто не воспрепятствовал этому или одобрял свержение законной монархии, становился богопротивником, и кровь Царя Николая II и святой Семьи его оказалась на нем. Кроме нынешних школьников, почти все прошли через кощунство поклонения мумии Ленина - убийцы Царя и православных людей. Многие соглашались с гнусной клеветой на святого Помазанника, подчинялись идеологии власти и работали на нее. Это не только позор для русской души, но и грех, смертный грех, в котором надо каяться…

После захвата власти большевиками совесть народа заглушили животным страхом. Это была невиданная в истории человечества физическая и духовная бойня православных христиан, осуществлявшаяся под контролем тайных мировых антихристианских сил, которые теперь присваивают нам личные номера. Террористы сели во главе духовно разрушенного государства и путем постоянной лжи стали господствовать над побежденным народом. Террористы и теперь правят во всем мире и «борются» с терроризмом. А нам с вами, братья и сестры, надо раскаяться в своих заблуждениях - очень страшных заблуждениях и ошибках, - и надо сесть в лодку Христову. Надо плыть дальше от греховного берега этой временной жизни, погибающей от богоубийц и цареубийц. И нам ничего не остается, как только трудиться всю ночь и весь день в поиске Царства Небесного и правды Божией, чтобы остаться вместе с Господом в лодке. Нам надо учиться жить в соответствии с Промыслом Божиим. Это значит, что мы обязаны знать конечные судьбы мира земного, о которых говорит нам Сам Христос из Своего Апокалипсиса, из этой книги, из последней словесной лодки, на которой мы и должны доплыть до берега Вечности.

Мы теперь вступаем в борьбу с сатаной и с антихристом, ибо их начертание, число имени зверя - три шестерки - теперь уже в действии. Нам приготовлены испытания, каких не было от создания мира. Подобно тому как Господь на Голгофе остался Один, покинутый всеми, кроме Матери и нескольких человек, а перед смертью вдруг почувствовал, что Сам Бог Отец Его оставляет и со Креста возопил: Боже мой, Боже мой, почто оставил Мя еси? (Мк. 15, 34). Каждый из нас тоже должен быть готов к этой оставленности , готов оказаться один на один со зверями, чтобы вытерпеть все до конца, но не отречься от Царства Небесного, от правды Его. А Господь нас ободряет: «Не бойтесь! Отныне надо верить в невероятное! Верить, что после трудов и всех неудач в этой жизни будет удача, будет великий улов - Царство Вечное!»

А земные удачи, хоть и редки, но они учат нас вере в Божию силу и в Промысел Божий, как это было с учениками Христа при чудесном рыбном улове. Явное Божие чудо открывает им истинную глубину Божией любви, и в их жизни совершается еще большее чудо - они становятся другими людьми: из простых рыбаков они делаются учителями вселенской Церкви Христовой.

И еще один урок из Евангелия: когда мы вспоминаем, что обе лодки наполнились таким множеством рыб, что начали тонуть, то приходит на ум, что не только житейские неудачи, но и удачи тоже могут потопить нашу лодку. Земной успех и позолоченные купола могут замаскировать духовную гибель, если человек не поймет и не захочет осуществлять свое истинное призвание - следовать по жизни только за Христом, а не за теми, кто убаюкивает нас словами о возрождении Церкви. И потому, глядя на нынешние духовные бедствия и неудачи в нашей стране, мы должны делать правильные выводы и не терять надежды. Ведь Господь нам сказал: «Кого люблю, того и наказую, чтобы исправился » (см.: Притч. 3, 12). Мы слишком долго доверяли тем, кто твердил о лояльности ко всем во имя мира и безопасности . Вспомните, что говорит по этому поводу апостол Павел, возмутивший фарисейскую самонадеянность : Когда будут говорить: «мир и безопасность », тогда внезапно постигнет их пагуба (1 Фес. 5, 3).

Мы должны научиться сегодня в самой глубине своих душ искренно благодарить Бога за все: и за удачи, и за неудачи, ибо со Христом в жизни земной нам все будет служить только на пользу. «Господи, я недостоин Твоих милостей, ибо я человек грешный!»(см.: Лк. 5, 8). Вот, дорогие братья и сестры, такова глубина осознания своего недостоинства у апостола Петра - он просит Самого Бога уйти от него за его недостоинство! Но Христос не уходит! На смирение человека Бог непостижимым образом отвечает Своим смирением и дарами милосердия. Христос не гнушается человеком - кающимся грешником, но Он гнушается самим грехом и теми, кто не кается. Как сказано в священных молитвах на Литургии: «не презираяй согрешающаго, но полагаяй на спасение покаяние» . И даже тех, кто не кается, Он не забывает. Если мы не забудем Его, Он про нас не забудет , потому что мы - Его дети. Это самое главное, о чем нам надо помнить как о самом великом и радостном: Господь - наш Отец. Он нас так любит, что Его всемогущая рука ни на единое мгновение не оставляет нас, живущих ныне, в период осеннего увядания жизни нашего мира. Это Он одевает нас то в золото святости, очищенное огнем испытаний , то в багрянец мученичества до крови за веру и верность Ему! А когда жизнь с ее неудачами заставляет нас опомниться и задуматься о своей судьбе, то Христос оказывается всегда рядом и говорит нам как детям Своим: «Не бойтесь, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 20).

Протоиерей
Георгий ВАХРОМЕЕВ,

настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва

ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ



Загрузка...