Выбери свой спорт

Времена брежнева какие седла для лошадей. Когда и где появились стремена

В наши дни возвращается из забвения для любительниц старины и необычных ощущений дамское седло. До сих пор оно нередко называется "седлом королев", ведь именно коронованные особы и женщины-аристократки ездили в нем и принимали самое живое участие в его усовершенствовании. Среди имен благородных всадниц прошлого встречаются имена Катерины Медичи, Марии Стюарт, Изабеллы Бурбонской, шведской королевы Кристины.

История

Исторически сначала и мужчины, и женщины ездили одинаково. Дамские седла появились не сразу. По-английски дамское седло называется боковым. Это связано с тем, что на первых дамских седлах приходилось сидеть боком.

В 14 веке женщины ездили на небольших лошадях (до 145см) и им не требовалось особых усилий для управления такой лошадкой. Поэтому вначале для перемещения дамы в седле широко использовались седельные подушки, которые могли иметь ухваты для рук, кожаные ремни для крепления к мужскому седлу. Чаще всего, средневековые дамы сидели позади своих мужчин, держась за их ремни и были просто пассажирами на лошади.

Позже к мягкому сиденью-подушке приспособили дощечку, на которую дама могла поставить свои ноги. В отсутствие приспособлений для обеспечения безопасности, на нем можно было ехать только очень медленно.

Женщина всегда хотела быть в центре внимания. Эпоха рыцарских турниров, а позднее, увлечение знати охотой, вызывало страстное желание дам быть в центре событий. Это и привело к усовершенствованию седла.

Изменилась и сама манера сидеть в таком седле: корпус дамы развернулся параллельно плечам лошади, что придало большую безопасность езде и предоставило больший контроль над лошадью. Вскоре после изменения посадки дам была изобретена и первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы. Считается, что в Англию такую манеру езды в 1382 году привезла Анна Богемская, жена Ричарда II.

Вторая верхняя лука была изобретена во Франции около 1580 года, во время Екатерины Медичи - страстной поклонницы охоты и верховой езды. Теперь всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, а вторая поддерживала эту же ногу справа, что сделало дамскую езду более безопасной.

В середине XIX века с появлением среднего класса и, соответственно, большего количества людей, которые могли позволить себе лошадь, прогулки верхом вошли в моду, стал развиваться конный спорт, турниры, показательные выступления, стали строиться центры верховой езды. В это время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел.

Однако уже в XX веке женское движение за равноправие привело к тому, что женщины не захотели отличаться от мужчин и в верховой езде, и после Второй мировой войны женщины, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве. Однако в 1952 году юная королева Елизавета выехала на свой первый военный парад в дамском седле, чем поддержала дальнейшее развитие дамской езды.

В настоящий момент ассоциации по всему миру устраивают соревнования по классической езде и конкуру, дамские седла появляются в каталогах магазинов, что свидетельствуют об интересе к этой ветке конного спорта.

«Седло королев»

Английское дамское седло состоит из обтянутого кожей ленчика, неравномерных кожаных крыльев, подкрылка с одной стороны, приструг с каждой стороны седла, одной или двух съемных подпруг, левого путлища и левого стремени. Путлище спрятано под крылом, имеющим, как правило, особую защелку - типа "собачки", которая в момент падения всадницы срабатывает, высвобождая путлище.

Средний вес старых английских дамских седел в полной комплектации (с путлищем и стременем) равен 10-12 кг. Современные западно-европейские (в основном австрийские) шорники применяют более легкие материалы - твердую пластмассу для изготовления ленчика, синтетический наполнитель - поэтому весят такие седла всего 5-7 кг.

Одним из главных отличий дамского седла от обыкновенного является наличие двух передних лук, как правило, с левой стороны. Левая верхняя лука делается для обхвата правой ногой в случае необходимости, а нижняя лука - для упора левой ноги в этом же случае. При нормальной езде ноги не касаются лук: права нога лежит на расстоянии двух пальцев впереди верхней луки, а левая - на расстоянии ширины ладони сзади нижней луки.

Сиденье дамского седла должно быть почти идеально прямым и достаточно широким. Длина сиденья должно соответствовать длине бедра всадницы. Ширина седла должна позволять всаднице сидеть в седле, не свешиваясь ни на одну из сторон.

Седельная подушка приподнимает дамское седло гораздо выше - примерно на 10-12 см - от спины лошади по сравнению с обыкновенным седлом. Да и сидит всадница дальше от центра тяжести лошади по сравнению с обычным всадником, что делает ее посадку более безопасной в случае неповиновения лошади.

Стремя дамского седла короче и имеет свои особенности при подгонке. Если у седла не предусмотрен механизм быстрого высвобождения путлища из замка, то используется так называемое "безопасное" стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу наездницы при падении. Для дамского седла используется одна основная подпруга, которая шире и прочнее, чем обычная, и, как правило, еще и балансировочная подпруга, идущая от приструги с левой стороны до полукольца на правой задней стороне седла. Для того, чтобы избежать возможного дискомфорта лошади, балансировочная подпруга пропускается через петлю, расположенную снизу на основной подпруге. Иногда балансировочная подпруга представляет собой часть подпруги, пришитой к основной подпруге и пристегиваемой свободным концом к кольцу на задней правой части седла.

Костюм для дамской верховой езды

Для езды в дамском седле обязательно наличие специального костюма. Дамы эпохи барокко ездили верхом в своих повседневных длинных и пышных платьях. Специальный костюм всадницы - амазонка - появился только в начале XIX века. Он был создан в целях безопасности: при падении длинные пышные юбки могли создать серьезные проблемы. По правилам Британской ассоциации существует несколько видов костюма для верховой езды: для охоты, для показательных выступлений по выездке, по конкуру, для подростков и для взрослых всадниц. Однако основные составляющие костюма не меняются: рубашка, галстук, жилетка, пиджак с фалдами, ниспадающими до седла; передник, который застегивается и расправляется, когда всадница находится уже в седле; бриджи и сапоги.

На голове у английской всадницы должна быть шляпа - котелок соответствующего цвета (коричневого для охоты и черного для остальных случаев), каска (для соревнований по конкуру и для детей и подростков) или цилиндр (для полуфинальных и финальных соревнований по выездке, проходящих после 12 часов дня). В случае с котелком и цилиндром обязательно наличие вуали, удерживающей головной убор на месте, и низко расположенного пучка, который может представлять собой шиньон, если всадница не является счастливой обладательницей длинных волос. Цилиндр всадницы выше обыкновенного выездкового цилиндра - от 13 до 15,5 см, под него всадница одевает белый сток и белые перчатки, а на лошадь - мундштучное оголовье.

Посадка всадницы

Существует «10 золотых правил» правильной посадки в дамском седле:

1.Сидя в боковом седле, распределяйте вес на правом бедре.

2. Правая нога должна свободно располагаться на верхней луке. Расстояние от верхней луки до места под коленкой должно быть не менее 2 см.

3. Левое бедро должно быть выдвинуто вперёд так, чтобы за ним всё тело подалось вперёд, это даст возможность распределить вес на правом бедре.

4.Держать плечи развёрнуто и прямо, не сгибаться в талии.

5.Спину держать прямо, затылок стремиться вверх.

6.Левая пятка опущена вниз, а левое колено прижато к седлу.

7.Не опускать подбородок вниз, смотреть прямо перед собой.

8.Стремя требуется только для отдыха левой ноги, не переносить в него вес тела.

9.Балансировать на правом бедре и не сжимать луки седла коленями.

10.Кисти рук держать свободно, а локти прижаты к талии.

Поводья для езды в дамском седле должны быть на 20 см длиннее, чем для езды в седле обыкновенном. Свободная петля поводьев должна находиться на правой стороне шеи лошади, чтобы не зацепиться за правую ногу или колено амазонки в случае неповиновения лошади.

В правой руке всадница держит хлыст, который должен быть достаточно длинным, чтобы достать до того места, где в обычном седле лежит правая нога, но не более 1 метра длиной. Необходимо следить, чтобы работа хлыстом не влияла на работу повода.

Принцип воздействия седалища и поясницы в дамском седле аналогичен езде в обычном седле: расслабленные седалище и поясница сопровождают движение, "блокирование" седалища и поясницы заставляют лошадь прислушаться, более сильный "блок" вместе с воздействием левым шенкелем, хлыстом и натяжением поводьев приводят к остановке лошади.

Дамская лошадь

В любой из зарубежных школ ответственно подходят не только к получению необходимой квалификации для преподавания искусства езды в дамском седле, но и всегда предоставляют надёжную учебную лошадь.

Дамская лошадь, верховая лошадь под дамское седло, должна быть хорошо выезженной, иметь не слишком чувствительный рот, спокойно стоять, пока всадница садиться и слезает.

Любая лошадь, не жалующаяся на спину и почки, не почувствует разницу между обычным и дамским седлом. Естественно, некоторые лошади по экстерьеру больше остальных подходят под дамское седло. Основное внимание уделяется холке, плечам и спине: хорошая холка и плечо не позволяют седлу сползать вперед, поэтому любая тенденция к мясистым плечам или к округлению холки при избыточном весе нежелательна. Лопатка желательна отлогая, "косая", поскольку прямая лопатка нередко сопровождается "каретным ходом", что делает езду достаточно тряской. Сильная и хорошо обмускуленая спина позволяет легко нести более длинное и более тяжелое дамское седло. Высота в холке и другие промеры не играют большой роли: одно и то же седло может подойти и чистокровной верховой, и уэльскому пони.

Чем же так интересно дамское седло?

Во-первых, это новый опыт, новые ощущения. Во-вторых, это прекрасная возможность самовыразиться для всадницы, которой «не светит» яркая спортивная карьера, и «выйти в свет» - для лошади с посредственными способностями в «обычных» спортивных дисциплинах. Для дамского седла практически нет ограничений в возрасте. Иногда бывает, что после перенесенной травмы или болезни человек уже не может ездить в обычном седле - а в дамском получается… Более того, дамские седла отнюдь не являются прерогативой исключительно прекрасного пола: в них ездили и ездят многие уважаемые джентльмены. Например, один из лучших в мире тренеров амазонок - англичанин Роджер Филлот: множество всадниц из самых разных стран, от Америки до Австралии, обязаны ему великолепной посадкой и высокой техникой езды. Наконец, езда в дамском седле - это очень интересно, очень красиво и стильно.

Дамское седло, как правило, ассоциируется у нас с элегантными всадницами в длинных платьях, неспешно совершающими прогулку по парку. Современный мир диктует другие правила: женщин уравняли в правах с мужчинами - изменилась и верховая езда. Конный спорт стал быстрее, жестче, динамичнее, и дамское седло потеряло свою актуальность. Так ли это? Попробуем ответить на этот вопрос.

Истоки и корни

Самые ранние изображения дамского седла можно увидеть на греческих вазах, барельефах и кельтских камнях. Первоначально такое седло представляло собой мягкое сиденье, к которому позднее была добавлена твердая основа или планшет, позволявший всаднице увереннее передвигаться верхом. Тем не менее, подобный дизайн не позволял женщине управлять лошадью - пока она была просто пассажиром, поэтому в средние века на картинах нередко изображали женщин, располагающихся на небольшом сиденье позади мужчины или же сидящих боком, в то время как мужчина ведет лошадь под уздцы. Всадницы были излюбленной темой многих художников и более поздних веков: вспомним картины «Всадница» и «Портрет К.А. и М.Я.Нарышкиных» К.П.Брюллова, «Перед охотой» Хайди Хейвуд, «Прогулка в Бойс де Булонь. Мадам Генриетта Даррас на прогулке» Пьера Огюста Ренуара, «Всадница» Эдуарда Мане, - перечислять можно до бесконечности! Все они иллюстрировали популярную в те времена езду в дамском седле.

В рамках приличий

В Европе своим возникновением дамское седло отчасти обязано культурным нормам и традициям, которые диктовали правила хорошего тона женщинам из высших слоев общества. В то время ездить верхом по-мужски, развернувшись на лошади по ходу движения, считалось абсолютно неприемлемым. Кроме того, в моде были длинные юбки, которые просто не позволяли сидеть в седле подобным образом - словом, это было непрактично, неудобно и считалось «неприличным». Тем не менее, представительницы прекрасного пола все же ездили верхом, в связи с чем и возникла необходимость создать такое седло, которое, с одной стороны, позволяло бы контролировать лошадь, а с другой, смотрелось бы элегантно и скромно.

Привычка против традиции

Идея создания самого раннего «функционального» дамского седла принадлежит Анне Богемской (1366-1394): сначала оно напоминало стульчик, на котором женщина сидела боком, поставив ноги на небольшую подножку. В XVI веке более практичный дизайн предложила Екатерина Медичи: всадница располагалась лицом вперед, перекинув правую ногу через верхнюю луку седла, а подножка была заменена скользящим стременем, куда вставляли левую ногу. Это седло позволило женщинам как держаться в седле, так и управлять лошадью, по крайней мере, на небольшой скорости. Однако несмотря на культурное давление, не все представительницы прекрасного пола охотно пользовались дамским седлом: известно, что Диана де Пуатье (любовница Генриха II) и Мария-Антуанетта чаще имели обыкновение ездить верхом по-мужски, а Екатерина Великая и вовсе его игнорировала. Любимым занятием императрицы было проснуться рано утром, оседлать своего любимого коня по кличке Бриллиант и нестись во весь опор куда глаза глядят. Екатерина даже заказала портрет, где она сидит верхом в обычном седле в мужском офицерском мундире.

Маленькая революция

В 1830 году Жюль Пелье изобрел дамское седло со второй, нижней лукой. Эта конструкция используется и по сей день: верхняя лука располагается практически вертикально, под углом примерно 10 градусов влево и плавно загнута вправо и вверх. Нижняя лука, наоборот, загибается вниз и служит для того, чтобы придерживать сверху левое бедро. Таким образом, правая нога всадника лежит на расстоянии двух пальцев спереди от верхней луки, а левая - на расстоянии ширины ладони сзади нижней луки. Появление нижней луки сыграло, воистину, революционную роль: теперь женщины могли передвигаться не только шагом или неспешной рысью, но также галопировать, участвовать в охоте и преодолевать препятствия. Такая конструкция седла открыла женщинам путь и во многие дисциплины конного спорта, ранее недоступные по меркам приличий. Например, мировой рекорд в конкуре в дамском седле был установлен в Сиднее, Австралия, в 1915 году и составил в 6 футов 6 дюймов (около 195 см). Нижняя лука стала последним усовершенствованием дамского седла и остается основой основ современных седел из самых разных материалов.

В начале ХХ века верховая езда по-мужски, сидя лицом по ходу лошади, стала социально приемлемой: женщины постепенно избавились от длинных юбок и переоделись в бриджи. В течение нескольких десятилетий дамское седло перестало быть предметом общего пользования, однако и сегодня у него осталось немало поклонников, которые до сих пор бережно хранят традиции прошлого.

Умение и сноровка

В принципе, для езды в дамском седле подойдет любая лошадь, однако потребуется время, чтобы приучить ее к необычному для нее распределению веса всадника и командам, которые подаются хлыстом вместо правой ноги. Руки при такой езде держат выше, чем обычно, поэтому чувствительным на рот животным придется приспособиться и к этому. Тем не менее, большинство хорошо выезженных лошадей быстро и без труда привыкают к непривычному для них положению всадника и могут одинаково хорошо работать как под обычным седлом, так и под дамским.

Ошибка первого впечатления

Езда в дамском седле - не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Поскольку обе ноги всадницы находятся с одной стороны, существует риск неравномерного распределения веса на спине лошади и, соответственно, травмирования животного. Кроме того, если человек не сбалансирован, подпругу придется затягивать сильнее, и это может причинить лошади дискомфорт и даже вызвать проблемы с дыханием. В дамском седле используется только одно стремя, и нога всадницы поднята выше, по сравнению с ездой в обычном седле. Левая лодыжка подвижна, и пятка левой ноги должна быть опущена вниз для корректного баланса, уверенного контакта с лошадью и правильного положения ноги в стремени. Как и при езде в обычном седле, всадница может использовать шпоры и хлыст, при этом хлыст служит «заменой» правой ноги, а шпора надевается только на левую ногу, соответственно.

Мужской вопрос

Ездят ли мужчины в дамском седле - вопрос, конечно, интересный. На самом деле, очень даже ездят, и не только ради забавы. В частности, во время Второй мировой войны так прокладывали кабель полевого телефона, разматывая катушку со спины движущейся лошади. Иногда в дамском седле передвигаются фермеры на очень крупных лошадях с широкой спиной, сидеть на которых боком гораздо удобнее. Некоторые современные всадники с определенными типами травм спины также утверждают, что езда в дамском седле им помогает.

Дамское седло активно используется и для иппотерапии, например, для людей с ампутированными ногами, поскольку конструкция этого седла обеспечивает инвалидам дополнительную безопасность. Хотя в современном мире дамское седло считается неким причудливым анахронизмом, многие любители верховой езды и по сей день используют его в исторических реконструкциях, парадах и шоу. Всадниц, сидящих в дамском седле, можно встретить и в классических дисциплинах конного спорта - выездке, троеборье и конкуре.

Словом, дамское седло - вещь не такая уж устаревшая, а, наоборот, удобная и в некоторых случаях даже полезная. Так, американская писательница Рита Мэй Браун когда-то сказала: «Если бы мир был устроен логично, мужчины ездили бы в дамских седлах».

Седло - приспособление, кладущееся на спину лошади для удобства посадки всадника и равномерного распределения его веса по спине лошади. Первые седла появились в 1 тысячелетии до н. э. и представляли собой покрывала, которые держались на спине животного с помощью хвостового и нагрудного ремней. Седла сегодня - конструкции с жесткой основой, которые крепятся вокруг груди лошади с помощью особых ремней-подпруг. Седла для соревнований и шоу делаются из высококачественной кожи, учебные и тренировочные седла - из более дешевых материалов.

Самое простое седло состоит из нескольких деталей :

  • деревянная, пластиковая или металлическая основа-ленчик из двух частей-лавок, соединенных спереди и сзади дугами-луками;
  • два кожаных крыла, предупреждающие контакт ног всадника с пряжками приструг и путлищ;
  • два кожаных подкрылка;
  • кожаное сиденье, дающее всаднику возможность правильно и удобно расположиться;
  • две подушки из плотной материи, обычно набитые шерстью и расположенные под сиденьем, дабы минимизировать воздействие веса всадника на позвоночник лошади;
  • войлочный потник, смягчающий давление седла и подушек на тело лошади, препятствующий образованию потертостей;
  • тесьмяная, прорезиненная или кожаная подпруга, плотно облегающая тело животного и не дающая седлу сползать вбок или вдоль спины (некоторые виды седел имеют по две-три подпруги);
  • две или четыре приструги, к которым крепится подпруга;
  • два кожаных или металлических стремени (куда вставляются ступни всадника) с двумя ремнями-путлищами для крепления к седлу путем продевания в пряжки-шнеллеры.

Существует множество разновидностей седел в зависимости от их назначения и места происхождения. Они различаются по форме, размерам, конфигурации и наличию специальных деталей.

Так, безленчиковые седла , как ясно из названия, не имеют жесткой основы-ленчика. Седла-вестерн отличаются специальным рогом впереди для крепления лассо пастухов и особой конфигурацией стремян. Скаковые очень малы по массе и размеру и обладают небольшим весом. Длинные дамские имеют всего одно стремя (слева) и два рожка спереди, чтобы женщина могла сидеть в седле в платье, перекинув обе ноги на одну сторону. Казачьи оснащены толстой подушкой на сиденье для облегчения долгого пути в них. Седла для выездки отличаются длинными крыльями и высокими луками, обеспечивающими плотную посадку всадника. Вольтижировочные имеют специальные упоры для выполнения гимнастических упражнений на лошади. Многие страны и местности имеют свои, именные седла с различными особенностями: португальское, австралийское и др .

Дамская езда - верховая езда в особом боковом седле. Ранее была единственно возможным вариантом для женщин, сегодня используется в костюмированных шоу и выступлениях.

Помимо полноценных седел, существуют урезанные их варианты (гурты, седелки и пр.), специально модифицированные для выполнения определенных задач. О используются, например, для вольтижировки или иппотерапии .

На современном дамском седле имеются "рожки", количеством две штуки. Посадка - ноги на левую сторону. Левая нога упирается в стремя - как при посадке по-мужски, правая нога плотно облегает "рожки", предупреждая заваливание на правый борт и назад.

Дамы эпохи барокко ездили верхом в своих повседневных платьях. Специальный костюм всадницы - амазонка - появился только в начале XIX века. В принципе он был создан в целях безопасности: при падении длинные пышные юбки могли создать серьезные проблемы. Юбка амазонки на самом деле как бы и не является таковой: это скорее что-то вроде передника, а вниз надеваются бриджи того же цвета. Когда всадница в седле, полотнище закрывает ноги, как обычная длинная юбка, а при спешивании подол оборачивают вокруг бедер и закрепляют специальной пуговицей.

Однако амазонка - это не просто платье для верховой езды. Это еще и безупречный вкус, элегантность и чувство собственного достоинства. В прошлом мода и правила этикета строго регламентировали все, от формы шляпки до цвета ткани. Сегодня внешний вид всадницы оценивается не менее придирчиво, чем ее выступление. Да и как иначе, ведь в дамском седле любая всадница - леди. Как говорится, положение обязывает...

ПОСАДКА В СЕДЛО

Садиться в дамское седло нужно всегда либо с возвышения, на которое забирается всадница перед тем, как сесть в седло обычным способом, либо с помощью помощника, который ее подсадит. Существует несколько способов подсаживания амазонки и несколько способов "приземления" в дамское седло.

Однако для начинающих удобнее и безопаснее сначала садиться как в обычное седло, а затем перекидывать правую ногу через шею лошади. При подсаживании амазонка должна стоять лицом к седлу и на таком расстоянии от переднего края седла, чтобы при приземлении не попасть на передние луки или слишком близко от них. Правой рукой при этом амазонка держится за заднюю луку, а левой - за переднюю верхнюю.

Для того чтобы подсадить амазонку, помощник должен стоять, согнув колени и чуть выставив вперед правую ногу, и, держа амазонку за ее согнутую в колене левую ногу, на счет "три" поднять ее вверх. При этом амазонка на руках подтягивается вверх, разворачивается и садится на заднюю часть дамского седла как при обычной езде. Затем, убедившись в том, что она сидит по центру, амазонка, не меняя положения тела, перекидывает правую ногу через шею лошади и поправляет передник, если таковой имеется.

ШАГ, РЫСЬ, ГАЛОП


Все аллюры, начиная с шага, рекомендуется поначалу делать только ездой направо. Посылают лошадь одновременно воздействуя левым шенкелем и хлыстом с правой стороны. Необходимо следить, чтобы левая нога при этом не уходила от колена вверх и не старалась прижаться к боку лошади, поскольку в первом случае теряется необходимое равновесие, а во втором левое колено отходит от бока лошади и рискует выскочить за пределы нижней луки. Левое бедро при езде не должно ни упираться в нижнюю луку, ни выходить из-под нее. Также важно, чтобы правое колено не поднималось и не выходило за пределы верхней луки, а было плотно прижато к телу лошади в точке опоры.

Руки амазонки находятся по обе стороны правого бедра либо, в случае хорошо выезженной лошади, в подоле. При этом руки движутся вместе с головой лошади, поддерживая легкий контакт со ртом. Перед посылом в рысь или галоп всадница делает полу подержу. Принцип воздействия седалища и поясницы в дамском седле аналогичен езде в обычном седле: расслабленные седалище и поясница сопровождают движение, "блокирование" седалища и поясницы заставляют лошадь прислушаться, более сильный "блок" вместе с воздействием левым шенкелем, хлыстом справа и натяжением поводьев приводят к остановке лошади. На рыси в дамском седле амазонка, как правило, не облегчается.


Но при длительной езде рысью важно и полезно уметь облегчаться. На облегченной рыси амазонка привстает не на стремени, а на правом бедре, при этом делает движение вперед и чуть вправо - так, что при желании может увидеть правое плечо лошади, а затем возвращается назад. При этом укрепляются мышцы правой ноги, обеспечивающей надежную опору в чрезвычайных ситуациях, на галопе и при прыжках. Левое колено и левое бедро на облегченной рыси плотно прижаты к боку лошади.

Также как и при обычной езде на учебной рыси, всадница амортизирует ягодицами и поясницей так, чтобы плечи, спина, шея и голова "не дергались" вверх-вниз и находились на одной прямой линии, не теряя при этом своей гибкости и упругости. Поскольку рысь - не самый удобный аллюр в дамском седле, иногда начинающей амазонке лучше после шага сразу попробовать перейти на наиболее удобный аллюр - галоп.

Посыл в галоп при езде направо - стандартный, при езде налево в галоп можно послать, выставив вперед левую ногу и воздействуя хлыстом на правый бок лошади в том месте, где при обычной езде находится правый шенкель. Заменить воздействие правой ногой можно воздействием левой стороной седалища в то время, когда лошадь выносит переднюю левую ногу: всадница воздействует левым седалищем, посылая лошади команду сделать первый такт галопа с правой задней ноги.

На галопе амазонка поясницей сопровождает движения лошади. Руки идут "вниз и вперед", затем "вверх и назад", обеспечивая легкий контакт со ртом лошади. Сама всадница не должна сильно наклоняться внутрь ни при посыле в галоп, ни на самом галопе. В любое время движения позвоночник амазонки должен быть расположен перпендикулярно позвоночнику лошади, а плечи - параллельно плечам лошади. При езде налево необходимо уделять особое внимание положению правого плеча: следить, чтобы корпус не был слишком повернут в сторону движения.

На полевом галопе руки должны быть поданы вперед и находиться по обе стороны правого колена, однако это не означает удлинения поводьев: в любой момент всадница должна быть в состоянии воздействовать на лошадь поводом, чуть подав тело назад. На полевом галопе амазонка лишь слегка подается вперед, не прогибая при этом поясницу. Также важно правильное положение правой ноги, обеспечивающее опору всаднице, если лошадь споткнется, упадет или выйдет из повиновения.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ


Преодоление препятствий в дамском седле не сильно отличается от их преодоления в обычном. Обучение нужно начинать на хорошо управляемой и опытной лошади, переступая одиночно лежащие палки, затем переходить к кавалетти. При этом амазонка учится наклоняться вперед, не прогибаясь в пояснице и не отрывая седалище от седла. Спина остается прямой, без прогиба в пояснице, руки подаются вперед параллельно гриве.

Очень важно "сложиться" от бедер во время отталкивания, а не раньше, чтобы не помешать лошади вынести перед и самой не стукнуться грудью о луки, но и не позже, чтобы не отстать и не быть "выдернутой" поводьями вперед, если только вы не сообразите ослабить натяжение повода или отдать его столько, сколько нужно лошади. Левое плечо при прыжке стремится к правому колену, и уж если амазонка и вынуждена посмотреть вниз, то только направо. В идеале она должна все время смотреть вперед.

Необходимо помнить, что нижняя, "прыжковая" лука и "аварийный захват" не всегда используют при прыжках, а только в чрезвычайных ситуациях, чтобы не сползти на шею лошади. Самое главное на прыжках - опора правой ногой.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДАМСКОЙ ЕЗДЫ

Что дает езда в дамском седле? Во-первых, это достаточно безопасный и практичный способ езды, позволяющий наслаждаться ею и в юном, и в преклонном возрасте - долго после того, как ее оставят женщины, ездящие в обычном седле. В Англии нередко встретишь амазонку за 70, которая принимает участие в конной охоте.

Во-вторых, только так достижима устойчивая посадка, при которой всадница может ни при каких обстоятельствах не хвататься, а тем более, "не висеть" на поводе. То, что рукой амазонка действует мягче обычного всадника, стало общепризнанным фактом.

В-третьих, при наличии базовых навыков верховой езды любая всадница уже на первом занятии в дамском седле может освоить рысь и даже галоп. На освоение азов потребуется в среднем не больше пяти-шести уроков. Многие инструкторы отмечают, что человек, никогда не ездивший на лошади, быстрее научится ездить в дамском седле, чем в обычном.

В-четвертых, это благородно и элегантно, показатель определенного статуса. Недаром на протяжении веков так ездить могли себе позволить только коронованные особы и аристократки.

В-пятых, это безумно красиво, это всегда привлекает внимание и даже завораживает. Неизгладимое впечатление произвело на меня показательное выступление членов Британской ассоциации дамской езды в Ньюмаркете в декабре 2002 года. Некоторые из амазонок были одеты в костюмы прабабушек, сшитые еще в XIX веке. Но особенно поразило то, насколько легко и непринужденно сидела в седле одна из всадниц, чья лошадь внезапно начала нервничать, прыгать из стороны в сторону и "козлить". Такое спокойствие и уверенная посадка вызвали восхищение не только у меня, но и у всей публики, буквально взорвавшейся бурей аплодисментов.

В-шестых, это дополнительный стимул и возможность показать себя и лошадь в новых видах соревнований, ведь в дамском седле можно заниматься всеми видами конного спорта без исключения. Учитывая непрерывно возрастающее количество участников любительских соревнований по выездке и конкуру, нетрудно предположить, что перспективным направлением будет проведение аналогов английских соревнований типа "Лучшая прогулочная лошадь", "Лучшая дамская лошадь", "Наиболее гармоничная пара всадница-лошадь", "Лучшая всадница", в котором оцениваются навыки всадницы, а не движения лошади, "Лучший исторический костюм", где амазонка выступает в костюме соответствующей эпохи, и т.д. Такие соревнования заметно разнообразили бы жизнь конников-любителей нашей страны.

В-седьмых, это просто удобно: ведь дамское седло было изобретено именно для женщин и на протяжении веков дамы ездили так, потому что именно так им было наиболее комфортно. Кстати, во многих странах люди ездят, свесив обе ноги на один бок, если это позволяет седло. Кроме того, многие всадницы, в дамском седле ездят лучше, чем в обычном.

А есть ли какие-нибудь неудобства? Все ли женщины, получившие возможность ездить в дамском седле, спешат избавиться от обычного? Ответ "да" на первый и "нет" на второй. В серьезных соревнованиях по конкуру амазонка, выступающая на седле, которое минимум в два раза тяжелее обычного, будет проигрывать по времени. А крутые левые повороты будут представлять для нее неоправданный риск.

Кроме того, некоторые всадницы считают, что в дамском седле они не чувствуют лошадь: и сидишь выше, и центры тяжести не совпадают, и ногами лошадь не обхватываешь, хотя именно эти "минусы" и обеспечивают амазонке независимость от резких движений лошади. Более того, английская королева Елизавета II в свободное время предпочитала ездить верхом именно в обычном седле, хотя на все официальные выезды и парады выезжала в дамском.

Существуют предрассудки, некоторые из которых дошли до нас из глубины веков, например, то, что дамская езда приводит к искривлению позвоночника. Именно поэтому юные леди в прошлые века ездили попеременно в дамском седле то с луками налево, то с луками направо. Действительно, старая конструкция дамского седла приводила к тому, что всадница сидела лицом к левому плечу лошади и ей приходилось искривлять позвоночник, чтобы держать свои плечи параллельно плечам лошади.

Современная конструкция дамского седла позволяет сидеть параллельно плечам лошади, не искривляя позвоночник: при правильной посадке позвоночник всадницы находится перпендикулярно позвоночнику лошади и сзади ее посадка ничем не отличается от посадки в обыкновенном седле.

Другой предрассудок, что дамская лошадь должна быть специально обучена. Но это - явный пережиток викторианской эпохи, когда считали, будто дамский конь вообще не должен переходить в рысь, а двигаться только шагом или галопом только с правой ноги. При повороте налево лошадь переводили на шаг, поворачивали, а затем опять поднимали в галоп. Кроме того, выездка средней лошади в те времена оставляла желать лучшего, большинство дам ездили по пересеченной местности очень осторожно и только в сопровождении мужчин либо в парке на светских раутах. Лошадь для дамы выезжали до такой степени, чтобы сделать ее максимально безопасной для всадниц, которых сегодня мы бы назвали начинающими.

Ездить галопом и преодолевать препятствия дамы начали только в 1870-х, когда австрийская императрица Елизавета своим примером сделала конную охоту приемлемым времяпровождением для дам.

Из истории дамской езды


"С некоторого времени входит в моду у дам езда по-мужски. Не говоря о том, что такая езда отнимает грацию, сидеть дама будет всегда слабее мужчины, так как ляжки и ноги женщины круглее и слабее, чем у мужчины. Думаю, что дамы скоро откажутся от этой езды, так как падать будут чаще". Джеймс Филлис, "Основы выездки и езды" (1901), глава "Дамская езда"

Сейчас уже не важно, кто - французы или итальянцы, назвали всадниц амазонками, но название прижилось. Исторически сначала и мужчины, и женщины ездили одинаково. Дамские седла появились не сразу. По одним сведениям, в IX, а по другим, в XII веке нашей эры женщины ездили боком фактически на подушке, а ноги ставили на дощечку внизу. Как правило, кавалер либо вел лошадь с сидящей таким образом дамой в поводу, либо сажал свою даму боком в седло за собой. Такая посадка считалась более целомудренной и наиболее соответствующей женщине.

На картинах нидерландского художника XVI века Брейгеля изображены крестьянки, сидящие боком на своих рабочих лошадках. На его же картине с библейским сюжетом "Бегство в Египет" Богоматерь таким же образом сидит на ослике. Но охота и турниры служили в то время теми видами спорта, в которых благородные мужчины доказывали свою состоятельность, и дамы не хотели упустить свой шанс посмотреть на действо. Желание дам присутствовать на охоте привело к тому, что совершенствовалось не только дамское седло, но и манера в нем сидеть: корпус дамы развернулся параллельно плечам лошади, что сообщило большую безопасность езде и предоставило даме больший контроль над лошадью.

Вскоре после изменения посадки была изобретена и первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы с внешнего боку. Анна Богемская, жена английского короля Ричарда II, привезла такую манеру езды в Англию из Франции в 1382 году. Дамское седло по праву называется "седлом королев", ведь коронованные особы принимали самое живое участие в его усовершенствовании.

Так, во времена Екатерины Медичи - страстной поклонницы охоты и верховой езды, во Франции около 1580 года была изобретена вторая верхняя лука. Теперь всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, что сделало дамскую езду более безопасной. Но не только по причине безопасности изобрели вторую верхнюю луку: злые языки поговаривали, что таким образом Екатерина Медичи любила продемонстрировать свои стройные ножки. В 1770 и 1803 годах появляются первые книги о дамской езде, написанные итальянскими и французскими учителями. В течение почти двухсот лет в дамской езде ничего не менялось, пока в 1830 году известный конник-француз Шарль Пелье не изобрел "подвижную головку" - нижнюю луку, привинчивающуюся к седлу и повторяющую изгиб левого бедра всадницы.

Именно это усовершенствование сообщило дамскому седлу его сегодняшнюю безопасность и позволило дамам легче преодолевать препятствия: у дамского седла появилась дополнительная подпруга для большей устойчивости и безопасное стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу всадницы при ее падении, а также механизм замка, высвобождающий путлище при падении всадницы. До этих важных усовершенствований большое количество падений всадниц заканчивалось трагически: испугавшаяся падения всадницы лошадь часто во весь опор тащила за собой зацепившуюся в стремени и запутавшуюся в широких юбках всадницу.

Другая страстная охотница и великолепная всадница - австрийская императрица Елизавета - ввела моду следовать за собаками и с тех пор женщины и мужчины уравнялись в своих правах на охоте. До нее, вплоть до 1870 года считалось неприличным, чтобы амазонки преследовали добычу на охоте вместе с собаками: как правило, дамы лишь сопровождали мужчин до начала гона. К 1870 году одна из верхних лук (самая первая - с внешнего правого бока) почти исчезла. Любила конную охоту и русская императрица Екатерина II, предпочитавшая ездить по-мужски, или "по-татарски".

Памятуя пристрастия императрицы, генерал-губернатор Новороссийской губернии Григорий Потемкин устроил ей необыкновенную встречу в Балаклаве: навстречу императорскому кортежу выехали сто амазонок - балаклавских гречанок, одетых в курточки из зеленого бархата, обшитые золотым галуном, малиновые бархатные юбки и белые тюрбаны с золотыми блестками и страусовыми перьями. Екатерина II была в восторге от зрелища и пожаловала предводительнице амазонок перстень с бриллиантом, а умеющему угодить властительнице Потемкину - еще большее расположение.

В середине XIX века с появлением среднего класса и, соответственно, большего количества людей, которые могли позволить себе лошадь, прогулки верхом вошли в моду, стал развиваться конный спорт, турниры, показательные выступления, стали строиться центры верховой езды. В это время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел.


Однако уже в XX веке женское движение за равноправие привело к тому, что женщины не захотели отличаться от мужчин и в верховой езде, и после Второй мировой войны женщины, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве. Тем не менее, в настоящее время дамская езда переживает свое второе рождение и в Великобритании находится на подъеме. Одной из причин, наряду с почитанием традиций, является и поддержка королевы Елизаветы II, которая до недавних пор все официальные конные парады принимала в дамском седле.

Среди других царственных амазонок встречаются имена Марии Стюарт, Изабеллы Бурбонской, шведской королевы Кристины, английской королевы Виктория, русских императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны.

И хотя прогноз Джеймса Филлиса, выдающегося всадника и старшего учителя верховой езды в офицерской кавалерийской школе С.-Петербурга, не оправдался - абсолютное большинство женщин сегодня в мире ездит именно "по-мужски" - дамская езда переживает свое второе рождение: свои ассоциации современные амазонки создали в Великобритании, Голландии, Франции, Швеции, Германии, США и других странах, не желая забывать искусство амазонок прошлого.

ДАМСКАЯ ЛОШАДЬ


Любая лошадь, не жалующаяся на спину и почки, не почувствует разницу между обычным и дамским седлом. Естественно, некоторые лошади по экстерьеру больше остальных подходят под дамское седло. Основное внимание уделяется холке, плечам и спине: хорошая холка и плечо не позволяют седлу сползать вперед, поэтому любая тенденция к мясистым плечам или к округлению холки при избыточном весе нежелательна. Лопатка желательна отлогая, "косая", поскольку прямая лопатка нередко сопровождается "каретным ходом", что делает езду достаточно тряской.

Сильная и хорошо обмускуленая спина позволяет легко нести более длинное и более тяжелое дамское седло. Высота в холке и другие промеры не играют большой роли: одно и то же седло может подойти и чистокровной верховой, и уэльскому пони.

Среди требований к аллюрам следует выделить в первую очередь хороший шаг. Рысь должна быть ровной и плавной и не очень широкой, галоп - прямым и плавным, без усиленной работы зада. Для комфортабельной езды в дамском седле, как впрочем, и в обычном, лошадь должна быть хорошо уравновешена и выезжена. Уравновешенность лошади особенно важна при выполнении поворотов налево и особенно для начинающих всадниц, имеющих тенденцию заваливаться налево. Лошадь также не должна отделывалась от повода, прогибая спину и шею. В идеале она сама несет голову и хорошо отзывается на средства управления, в первую очередь на шенкель.

Настоятельно не рекомендуется использовать под дамское седло лошадей, имеющих тенденцию становиться на свечку, поскольку в этом случае животное рискует опрокинуться на спину вместе со всадницей из-за внушительного веса дамского седла, расположенного дальше обычного. Порода и тип (коб (полуупряжная), гунтер (охотничья), прогулочная или спортивная лошадь), а также пол лошади не имеют большого значения.

Бытует мнение, что дамское седло подходит не всем лошадям арабской породы, поскольку у некоторых представителей этой породы встречаются слишком короткие спины и мясистые плечи.

ДАМСКАЯ ПОСАДКА

Основа посадки амазонки - плечи и бедра параллельно плечам лошади, позвоночник - перпендикулярно позвоночнику лошади в любое время движения. Спина прямая, поясница слегка прогнута. Со спины посадка амазонки ничем не отличается от посадки всадника в обычном седле, за исключением положения правой ноги. Правая нога от колена до ступни расположена на расстоянии одного-двух пальцев от верхней луки и полностью лежит на передней части крыла, расположенной перед луками. Правый носок повернут к шее лошади и свободно свисает. Баланс поддерживается за счет опоры (так называемой purchase), которая находится в области колена - в точке обхвата тела лошади правой ногой и достигается, если нижнюю часть правого бедра стремиться "вдавить" в седло, а внешнюю сторону правой голени сильно прижать к передней части крыла.

Для того чтобы добиться более удобного положения правой ноги, необходимо, чтобы всадница, взявшись за балансировочную подпругу и приподняв правое колено, левой рукой расправила мышцу правого бедра так, чтобы касающаяся седла сторона бедра была как можно более плоской.

Левая нога лежит почти как при езде в обычном седле: колено прижато к боку лошади, мизинец левой ноги смотрит вверх и в сторону, так чтобы со стороны была видна часть подошвы левой ступни. Между левым бедром и нижней лукой - расстояние в ладонь. При этом нога не должна стремиться обхватить бок лошади, так как в этом случае невозможно удержать колено прижатым к боку лошади и сама нога может выскочить за пределы нижней луки. Стремя поддерживает вес левой ноги, но никак не является опорой даже в случае езды облегченной рысью.

В российской литературе распространено ошибочное мнение, что амазонка во время езды упирается левым бедром в нижнюю луку и таким образом поддерживает баланс. Во-первых, так просто невозможно ехать: на левом бедре образуется синяк и все время теряешь стремя. Во-вторых, баланс поддерживают за счет опоры, обеспечиваемой правой ногой всадницы. Левое бедро упирается в нижнюю луку только в двух случаях.

Первый случай - серьезное неповиновение лошади, при котором прибегают к "аварийному захвату": обе ноги прижимаются к соответствующим лукам, т.е. правая нога еще сильнее прижимается к седлу, обхватывая верхнюю луку, а левая нога прижимается к левой луке, обеспечивая таким образом дополнительную устойчивость посадки и возможность продержаться во время неконтролируемых движений лошади.

Второй случай, когда левое бедро верхней частью может соприкасаться с нижней лукой, - это преодоление препятствий. Нижняя лука была изобретена в XIX веке именно для преодоления препятствий во время охоты, чтобы всадница при прыжке не слишком "уезжала" вперед и не рисковала оказаться впереди лошади при приземлении, поэтому она и получила соответствующее название - "прыжковая" лука.

Вес всадницы равномерно распределяется на внутренней части левой ягодицы и середине правой ягодицы, при этом таз слегка подан вперед. Это позволяет избежать распространенной ошибки - заваливанию назад левого бедра. В противном случае - при равном распределении веса на обеих ягодицах - ее левое бедро будет находиться дальше правого, поскольку большая часть веса окажется на левой стороне.

Руки амазонка держит, как и при езде в обычном седле. Существует два классических варианта положения рук. Первый - на уровне и по обе стороны правого бедра. Такое положение больше подходит для начинающих. Второй - обе руки в подоле, суставы пальцев почти соприкасаются. Он подходит для более опытных всадниц и хорошо выезженных лошадей. В обоих положениях рука от плеча до локтя расположена вертикально и рядом с телом, в локте - согнута под прямым углом, а от локтя до запястья располагается над правым бедром, но не лежит на нем.

Поводья для езды в дамском седле должны быть на 20 см длиннее, чем для езды в седле обыкновенном. Свободная петля поводьев должна находиться на правой стороне шеи лошади, чтобы не зацепиться за правую ногу или колено амазонки в случае неповиновения лошади. В правой руке всадница держит хлыст, который должен быть достаточно длинным, чтобы достать до того места, где в обычном седле лежит правая нога, но не более 1 метра длиной. Необходимо следить, чтобы работа хлыстом не влияла на работу повода.

Принцип воздействия седалища и поясницы в дамском седле аналогичен езде в обычном седле: расслабленные седалище и поясница сопровождают движение, "блокирование" седалища и поясницы заставляют лошадь прислушаться, более сильный "блок" вместе с воздействием левым шенкелем, хлыстом и натяжением поводьев приводят к остановке лошади.

Немного о самом седле.

Оно плоское, с подбитыми подушками, имеет два рога. На верхний рог опирается правая нога, нижний рог фиксирует левую ногу. Хотя сказать фиксирует не совсем верно, поскольку по правилам между рогом и верхней частью левой ноги должна проходить ладонь. Его функция - служить опорой на прыжках. Сейчас выпускается много моделей дамских седел, но их главное преимущество - это их функциональность. Современное дамское седло максимально удобно для всадницы.

Законодательницей правил в этом виде конного спорта является Великобритания, и видимо, поэтому в этом виде спорта так много правил и ограничений, связанных с одеждой и не только. И мы немного о них расскажем вам.

Сами костюмы делятся на исторические и современные, которые в свою очередь могут быть: классическим, неформальным, охотничьим, для юниоров, для соревнований по выездке и вестерн. К историческим костюмам относят костюмы, сделанные в полном соответствии с той эпохой, в которую их носили.

Современный костюм для верховой езды состоит из пиджака и юбки. Обычные цвета это черный, коричневый и темно-синий. Пиджак должен быть достаточно длинным, но его край не должен касаться спины лошади, в идеале он должен быть до задней луки седла. Юбка полностью закрывает правую ногу, которая ни при каких обстоятельствах не должна показываться из под нее. Край юбки должен быть параллелен земле, и доходить до щиколотки левой ноги.

Рейтузы, одеваемые под юбку, могут быть любого однотонного цвета, но приветствуются в тон основного костюма. При езде также ни в коем случае не должны быть видны. Сапоги должны быть длинными до колена, черные или коричневые в тон основного костюма. Разрешены нестрогие шпоры и гаркроты. Головной убор - котелок или цилиндр, обязательна вуаль. Край головного убора располагается около бровей и параллелен земле. Волосы должны быть убраны в пучок (если волосы короткие, допустима его имитация).

Размеры пучка не должны превышать размеры пончика. Сверху надевается сетка для волос в тон. Край шляпы должен касаться пучка. Жилет не должен быть ярких цветов, только пастельных (напр. бежевый, желтый, серый) Перчатки должны быть или кожаные (коричневые или желтоватые) или из ткани (коричневые, бежевые), но ни в коем случае не черные.

Недопустимо украшать костюм цветами (напр.в петлице) и надевать драгоценности. Жесткий хлыст не более метра длиной, используется с правой стороны. В классе юниоров в качестве головного убора используется каска без вуали. Волосы должны быть аккуратно убраны. Лента для волос должна быть черной, коричневой или темно-синей. Длина хлыста не должна быть превышать 76 см. Шпоры или гаркроты не обязательны...

Одними из главных снаряжений для верховой езды являются седло и уздечка. Очень важно не только правильно надеть их, но и подобрать, чтобы избежать физических повреждений (ссадин, потёртостей и даже травм спины) лошади. Не всегда ассортимент в магазинах позволяет найти нужное, поэтому нередко коневоды задумываются над тем, как сделать седло для лошади своими руками.

Важно правильно подобрать седло, чтобы избежать физических повреждений лошади.

Для начала следует разобраться, из чего состоит седло.

Все элементы седла

  • Ленчик седла – основа конструкции. Изготавливается из двух деревянных дощечек (обычно используется многослойная просмолённая фанера), которые, в свою очередь, скрепляются металлическими дужками на концах. Также ленчик для современного снаряжения часто изготавливается из прочного, но гибкого пластика. Форма ленчика определяет форму седла. К каркасу крепятся все остальные части седла.
  • Крылья и подкрылки необходимы для того, чтобы защитить ноги всадника от соприкосновений с подпругой, пристругой, пряжками.
  • Подушки, изготовленные из плотного материала и набитые шерстью (либо заменителями из синтетики), расположены под сидением. Они необходимы для того, чтобы седло не соприкасалось с позвоночником коня.Посередине между подушками обязательно должно проходить три пальца.
  • Ремень под крылом называется пристругой.
  • Луки – это выгнутые выступы спереди или сзади седла. Они могут иметь различную форму в зависимости от предназначения снаряжения.
  • Подпруга крепится к пристругам с обеих сторон. Она представляет собой ремень, который проходит под животом коня. Подпруга препятствует сползанию седла. Располагать её нужно, отмерив от передней ноги лошади 4 пальца, и затянуть так, чтобы под ней можно было просунуть ладонь. Если подпруга перетянута, не позволяйте лошади наклонять голову ниже груди, так как от этого происходит пережимание артерий на животе, у животного образуются гематомы.
  • Мартингал – специальный кожаный ремень, предназначение которого заключается в том, чтобы не давать коню поднять голову выше необходимого уровня. Проходит между ног лошади, прикрепляется к подпругам и оголовью.
  • Стремена – металлические приспособления, служащие для опоры ног человека при посадке и во время движения. Располагаются они на путлищах с обеих сторон седловины.
  • Подперсье предназначается для того, чтобы сидение не сдвигалось назад, особенно при пересечении неровной поверхности или на подъёме. Концы подперсья крепятся к ленчику и подпруге.
  • Путлища – ремни, которые крепятся с обеих сторон от седла (продеваются через специальные кольца, так называемые шнеллеры).
  • Вальтрап (в нашей стране довольно часто можно услышать другое название – потник) – специальный коврик или покрывало, который подкладывается под седло на спину лошади.

У вальтрапа сразу несколько функций: он впитывает пот лошади, чтобы её спина (а также и седло) оставалась сухой, защищает спину животного от перегрева и препятствует скольжению снаряжения. Также потник может нести и эстетическую функцию. Необходимо соблюдать гигиену вальтрапа, регулярно его стирать.

Седло для лошади состоит из многих элементов: подпруга, стремена, ленчик, подушка и другие.

Виды седел

Разновидностей конских седел довольно много, но подобрать нужное не составит труда, тем более что часто их названия говорят сами за себя.

В России наиболее известны 4 типа: английские, азиатские, вестерн, испанские. Также снаряжения подразделяют на седло походное и спортивное (для соревнований).

Ниже представлено краткое описание наиболее популярных лошадиных седел.

  • Казачье. Его механизм исполнен так, чтобы наездник смог привстать на прямых ногах во время езды. Основу составляют арчак, крылья и подушки.
  • Кавалерийское седло иначе называют строевым. Оно предназначается для продолжительного нахождения всадника на лошади. Основа изготавливается из высокопрочных материалов (стали, дерева). Это позволяет обеспечить хорошую износостойкость и равномерную нагрузку на спину животного. Кроме того, строевое седло оснащается креплением для оружия.
  • Конкурное седло. Применяется для соревнований с преодолением препятствий, потому главное требование к сидению – устойчивая посадка всадника. С этой целью крылья снаряжения выдвигаются немного вперёд, а задняя лука делается округлённой (реже – квадратной).
  • Выездковое. Такой вид имеет более короткое сидение и длинное зауженное крыло. Выездка требует более плотного контакта всадника с лошадью, чтобы можно было управлять животным за счёт изменения посадки, корпусом. Для этой цели обивка седла уменьшается, а полки делаются короткие и узкие.
  • Безленчиковое. Считается самым щадящим для лошадиной спины (использовать его можно даже при наличии незначительных травм). Такое седло имеет мягкую пластичную конструкцию, а потому практически вплотную ложится на спине скакуна.
  • Вестерн. Ковбойское седло достаточно комфортно как для наездника, сидящего на нём, так и для скакуна. Оно выполнено таким образом, чтобы руки всадника во время движения были свободны, а посадка оставалась устойчивой даже при внезапных резких движениях коня. Форма довольно глубокая, задняя лука высокая. Кроме того, особой характеристикой ковбойского седла является присутствие рожка для лассо. Широкие луки позволяют оптимально распределить вес наездника во время дальних поездок.
  • Скаковое седло. Скачка подразумевает особенное положение человека на коне – стоя в коротких стременах. Снаряжение имеет достаточно упрощённую форму, за счёт чего значительно снижается его масса.
  • Троеборное седло. Основное его отличие заключается в дополнительном выносе крыльев вперёд и усиленном оснащении упоров для коленей человека.
  • Универсальное седло подходит практически для любых задач, но чаще всего его выбирают для постижения азов верховой езды, в тренировочных целях, а также для прогулок и охоты.
  • Дамское седло – особый вид снаряжения. Сейчас встречается не столь часто, как в 14 веке, когда его придумали. А задумывалось оно таким образом, чтобы придать позе дамы, сидящей верхом, изысканность: ноги всадницы расположены с одной стороны коня (при этом одна находится в стремени, а вторая – на верхней луке). Когда женщины стали надевать для катания галифе, популярность таких седел значительно снизилась. Женское седло встречается на каких-либо конных шоу.

Здесь перечислены виды седел, пользующиеся наибольшей популярностью. На самом деле их гораздо больше.

Седло своими руками

Сделать седло для коня самостоятельно – непростая задача. Но если у вас имеется опыт и есть уверенность в собственных силах, то почему бы и не попробовать изготовить седло своими руками? Это позволит не только сэкономить, но и придать экипировке свой особенный стиль.

Если есть уже готовая основа (например, от другого седла), то задача в разы упрощается – остаётся только сменить обивку и ремни, а затем добавить необходимую экипировку.

Материалы, которые потребуются:

  • картон или плотная бумага;
  • ножницы;
  • проволока длиной не менее полутора метров;
  • многослойная фанера или доски;
  • гвозди и молоток;
  • поролон;
  • войлок;
  • кожа или любая прочная ткань;
  • степлер.

Изготовление седла для лошади своими руками придаст экипировке собственный стиль.

Последовательность изготовления

  1. Чтобы смастерить каркас, придется сначала снять мерки со скакуна. Сделайте это так: отметьте наиболее высокую точку на холке; затем точку передней луки — на четыре пальца ниже лопаток; потом самое низкое место на спине и, наконец, место окончания сидения (не далее 18 позвонка). Сформируйте за счёт плотного приложения проволоки плавность изгиба. Все эти замеры и образец необходимо сначала выполнить на картоне или плотной бумаге.
  2. Из досок или фанеры вырежьте полки. Соедините прочной проволокой таким образом, чтобы они поддерживали форму по спине вашей лошади. Не забудьте в досках сделать отверстия для подпруг.
  3. Из заготовки вырежьте ленчик, придайте ему гладкую форму и прикрепите гвоздями к полкам.
  4. Следующим этапом необходимо сделать обивку. По той же заготовке вырежьте поролон, затем прикрепите его к каркасу. Для полок сшейте подкладку из войлока.
  5. Далее сделайте подпруги и приструги. В магазинах они стоят не очень дорого, поэтому проще их купить. Но если у вас есть прочные ремни и необходимые крепления, то поступите так: к пристругам прикрепите стремя, а подпруги закрепите в полках.
  6. Каркас полностью обтяните негрубой кожей (либо другим прочным материалом). Крепить его удобнее всего степлером.
  7. И, наконец, пристегните стремена. Готово!

От качества седла зависит здоровье скакуна и лошади, а также удобство всадника во время езды.

Резюме

К выбору седла для лошади необходимо относиться так же ответственно, как если бы вы выбирали себе обувь. Размер и контуры должны чётко соответствовать по всем параметрам. Можно купить готовое в специализированном магазине либо изготовить его самому. Но чаще всего снаряжение изготавливается на заказ, в таком случае делаться оно будет специалистами с учётом всех особенностей и пожеланий. На седле нельзя экономить, ведь от его качества зависит в первую очередь здоровье скакуна, а во вторую – удобство всадника.



Загрузка...