Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающегося на гимнастических снарядах. Эти упражнения доступны детям с 7-летнего возраста.
Различные сочетания положений (поз) и движений в висах и упорах выполняются в тоническом, изометрическом и ауксотони-ческом режимах, что позволяет оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся и решать самые различные
Общее воздействие. Принятие различных положений в. смешанных висах, упорах и седах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Упражнения в висах и упорах оказывают общее воздействие, гармонически развивают все физические качества, особенно статическую силу. Кроме того, перемещение тела из одного положения в другое требует динамических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств.
Тренирующее воздействие на внутренние органы. Различные положения тела занимающихся (горизонтальные, наклонные и вертикальные-головой вниз) влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия, поэтому упражнения в висах и упорах полезны для трениров-
ки сердечно-сосудистой и дыхательной систем и воспитания умения сохранять хорошую ориентировку в необычных положениях тела.
Формирование осанки. Выполнение упражнений в висах, упорах и седах связано с удержанием равновесия тела на снаряде и сохранением правильной осанки, что требует от занимающегося умения хорошо координировать работу многих мышечных групп.
Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах, упорах и седах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, и их способность перераспределять тонус мышц создают благоприятные условия для сохранения равновесия тела и удержания определенных положений.
Регулярное выполнение хорошо отработанных упражнений в висах, упорах и седах на различных гимнастических снарядах является эффективным средством формирования правильной осанки.
Выработка дифференцировок пространства, времени и степени мышечных усилий. При выполнении упражнений в висах и упорах учащиеся овладевают умением выполнять различные перемещения тела в пространстве с различной скоростью и с разным характером мышечных усилий. Чтобы научить занимающихся оценивать свои движения и управлять ими, нужно предлагать специальные задания. При выполнении упражнений в висе или упоре лежа можно давать задание оценивать угол наклона тела или угол сгибания тела, а при сгибании рук или туловища - определять время, затрачиваемое на выполнение этих действий, и характер мышечных усилий (выполнять движения быстро и медленно с максимальными и минимальными мышечными напряжениями).
В выполнении любых движений принимают участие все органы чувств: зрение, слух, мышечная, кожная и вестибулярная чувствительность. Особое место в управлении движениями занимает мышечное чувство. «Роль мышечного чувства,- пишет проф. А. Н. Крестовников,- чрезвычайно многообразна. Она имеет значение в осуществлении ряда функций организма, начиная с сохранения равновесия тела и кончая возникновением представлений о времени и пространстве» *.
Однако следует учитывать, что умение оценивать движения в пространстве, времени, а также по степени мышечных усилий возможно только при выполнении специальных упражнений, какими являются упражнения в висах, упорах и седах на гимнастических снарядах. Для формирования первоначальных умений управлять ■ своими движениями можно использовать следующие упражнения:
1. Принять положение виса лежа так, чтобы угол наклона тела по отношению к полу (рис. 97) был равен 45°. Определить точность выполнения задания может учитель или один из учащихся, который, стоя сбоку, зрительно измеряет угол наклона тела по
*А. Н. Крестовников. Очерки по физиологии физических упражнений. М., ФиС, 1951, стр. 64.
Градуированной шкале, на фоне которой выполняется упражнение. Срочная информация о величине ошибки дает возможность занимающемуся сравнить возникшие у него мышечные ощущения от выполненного действия с полученными результатами и исправить ошибку. Повторяя это задание, занимающиеся достигают высокой точности движений.
2. То же, но выполнить вис лежа под углом 35 и 25°.
3. То же, но принять положение виса лежа и определить угол наклона тела.
4. Принять положение виса лежа и согнуться в тазобедренных суставах на заданный угол (150, 120, 90°; рис. 98).
5. Из виса лежа ноги назад (рис. 99) прогнуться на 200 и 210°. Путем срочной информации о степени прогибания выработать диф-ференцировку степени прогибания на 200 и 210°.
6. Из упора лежа, руки на гимнастической скамейке, прогибание тела на 200 и 210° и сгибание его на 90 и 150°.
7. То же, но выполнять упражнения медленно (на 3-4 счета)^ и быстро (на 1 счет) и по сигналу (хлопок).
ных групп мышц и регулирования их напряжения. Обучать этим действиям удобно в процессе выполнения упражнений в висах и упорах.
Классификация упражнений
Висы и упоры относятся к наиболее простым статическим и силовым упражнениям.
Статические упражнения - это неподвижные положения в смешанных и простых висах, упорах и седах, выполняемых на гимнастических снарядах, стенке, лестнице, канате.
Статические упражнения в смешанных висах
Вис стоя - наклонное положение тела стоя при хвате руками за снаряд (рис. 100), туловище и ноги выпрямлены, голова прямо, как при стойке «смирно».
Вис стоя согнувшись - в висе стоя тело согнуто, спина прямая, голова отведена назад (рис. 101).
В этой статье мы разберем короткое слово, которое вместе имеет множество значений. А вы знаете, что такое вис? Давайте посмотрим!
Что значит вис в спорте?
Более всего термин распространен в спортивной сфере. Итак, что такое вис:
- Разновидность упражнений на спортивном снаряде (кольцах, брусьях и проч.) - при выполнении тело спортсмена находится в висячем положении (поддержание корпуса на весу).
- Положение, при котором плечевая линия спортсмена расположена ниже точек хвата.
- Если рассматривать акробатику, что такое вис здесь? Это положение верхнего, при котором точки его хвата выше линии плеч.
Каким может быть вис в спорте?
Мы разобрали, что такое вис. Определение имеет несколько разновидностей:
- На левой (правой): одна нога спортсмена опирается коленом о снаряд, а вторая прямая. При этом голова отводится назад, тело немного прогибается.
- Лежа: спортсмен ступнями касается пола (если брусья различной высоты, то бедрами) сзади или спереди точки хвата.
- Стоя и сзади: руки отводятся назад, выпрямленное тело немного наклоняется кпереди, а под местом хвата спортсмен касается пола своими ступнями.
- Стоя: тело выпрямляется и немного отклоняется назад, при этом ступни ног касаются пола в точке хвата.
- Согнувшись: корпус спортсмена согнут в тазобедренных суставах таким образом, что прямые ноги отказываются перед туловищем - либо перед снарядом, либо за ним.
- Смешанный: так называется гимнастический элемент с дополнительной опорой об пол или спортивный снаряд частью тела.
- Сзади: выполняется на отведенных назад руках.
- Простой: такое положение, при котором спортивный снаряд захватывается только одной частью - носками, ногами, руками.
- Прогнувшись: слегка прогнутое или выпрямленное тело спортсмена расположено вниз головой (при этом она отведена назад) - перед или за снарядом.
- Присев: вид гимнастического элемента, при котором ступни согнутых ног касаются опоры - пола, брусьев и проч.
Другие значения
Давайте посмотрим, что такое вис еще:
- Одна из мер веса в Бирмании.
- Аббревиатура ВИС - ведомственная информационная сеть, вертикально интегрированная система.
- Вис - старорусское редкое мужское имя (лат. vis - "сила").
- Вис - город в Германии, остров (и одноименный город на нем) в Хорватии, ярмарочная община в Австрии, село в Болгарии, и России.
Кроме того, это распространенная фамилия в Нидерландах.
Что такое вис в спорте и общеупотребительном смысле, мы вам рассказали. Важно знать, что понятие в акробатике, гимнастике и проч. имеет несколько разновидностей.
1.Энергичное, с силой сжимание кисти в кулак и разгибание пальцев.
2.Сжимание пальцами резинового мяча или кистевого эспандера.
3.Круговые движения кистями при различных положениях рук: вниз, вперед, в стороны, вверх.
4.В паре, соединив пальцы в замок, поочередное, с силой, оказывая сопротивление, сгибание и разгибание кистей.
5.То же самостоятельно, соединив пальцы в замок.
6.Перетягивание в парах, держась руками за гимнастическую палку (кисти партнеров соприкасаются).Перетягивание в парах в обоюдном хвате согнутыми пальцами.
7.В паре выкручивание и вырывание гимнастической палки.
8.Из положения стоя лицом к стене, руки вперед, ладонями книзу (расстояние от кончиков пальцев до стены 15-30 см) падение вперед и отталкивание от стены прямыми руками, акцентируя внимание на движении кистей.На гимнастической стенке (см. рисунок на с. 14).
9.Стоя спиной к стенке, в полуприседе, хват прямыми руками над головой - провисая, шаг вперед, оттягиваясь от стенки (смотреть прямо). Выполнять поочередно правой и левой ногой.
10. Из широкой стойки на второй-третьей рейке, лицом к стенке, хват прямыми руками на уровне плеч - поочередные приседания на левой и правой ноге, провисая в плечевых суставах и выпрямляя тело при вставании.
11.Из стойки на седьмой-восьмой рейке, лицом к стенке, хват прямыми руками на уровне пояса - пружинящие приседания поочередно на левой и правой ноге, опуская другую вниз и провисая.
12.Из стойки на второй-третьей рейке, лицом к стенке, хват руками на уровне груди, отклонившись прямым телом назад (вис стоя) - наклоняясь вперед и провисая, принять положение виса стоя согнувшись. То же, отводя назад поочередно правую или левую ногу и оттягиваясь от стенки.
13.В висе спиной к стенке сгибание ног вперед, постепенно увеличивая амплитуду движения до касания коленями груди.
14.В висе спиной к стенке поднимание прямых ног вперед и вверх, постепенно увеличивая амплитуду движений до касания носками стенки над головой.
15.Из виса стоя сзади согнувшись, спиной к стенке, толчком ног переход в вис прогнувшись, То же медленно, силой.
16.Стоя спиной к стенке, хват руками за головой - опуститься в вис, выпрямив ноги вперед до касания пятками пола и, отталкиваясь спиной и прогибаясь, встать, оттягиваясь от стенки.
17.Из виса спиной к стенке махом ног вперед соскок. Постепенно увеличивать высоту виса и дальность соскока.
18.Из виса лицом к стенке махом ног назад соскок.
19.В висе спиной к стенке махи ногами вправо и влево, постепенно увеличивая их амплитуду.
20.Из виса на согнутых руках, лицом к стенке, медленное опускание в вис, вытягиваясь «в струнку» и провисая. И. п. принимать, переступая по рейкам.
На гимнастических палках, шестах, которые держат товарищи, на жердях брусьев, низкой перекладине или подобных снарядах.
21.В висе лежа подтягивание, сохраняя прямое положение тела. То же в висе лежа согнувшись.
Основное упражнение - размахивание в висе, которое является в дальнейшем «фоновым» действием для других элементов на перекладине и брусьях разной высоты, ио сохранит свое полезное значение для укрепления мышц и суставов рук и плечевого пояса,- должно выполняться постоянно в любых условиях и на различных снарядах (на которых можно выполнить вис) как в школе (в зале, на площадке), так и дома.
22. Комплекс бубновский гимнастика . (Применять как средсто профоликтики при нагрузках на костно-мышечную систему.)
23.На низком снаряде размахивание в висе с согнутыми ногами - соскок махом назад (с 1 класса). То же соскок махом вперед (с 1 класса).
24.На высоком снаряде размахивание изгибами (с 3 класса). Размахивание в висе - соскоки махом вперед и махом назад (для мальчиков с 6 класса). Движения должны быть собран-ными, но свободными, без напряжения, провисая «в струнку», держа голову прямо и делая подхлесты прямыми ногами по ходу маха, во время притормаживания их.
25. Подтягивание с помощью и самостоятельно (для мальчиков).
Термины очень важны в спортивной, художественной гимнастике, а также в акробатике, прыжках на батуте, поскольку выполнение упражнений требуют точности, взаимопонимания тренера и спортсмена. Точное понимание специальных названий позитивно отображается на тренировках и конечных результатов гимнастов. Кроме терминов, обозначающих движения, особенные названия имеют снаряды, инвентарь, существуют специальные правила образования новых понятий.
Гимнастическая терминология очень интересна начинающим гимнастам. Старшие спортсмены уже привычно говорят сложные для восприятия фразы из коротких слов, крича в зале «сед», «мах», а их подопечные безропотно воплощают их в сложнейшие телодвижения. Короткие — потому что трюки делаются в связках по несколько штук, каждый элемент длиться доли секунд, и здесь профессиональная речь приспособлена к тяжелым будням гимнастов. Терминам обучают в спортивных учебных заведениях, потом їх повторяют на квалификациях, курсах переквалификации.
Но юным гимнастам тяжело вникнуть в сложные словосочетания, а объяснять их не спешат. Но прежде чем начинающие спортсмены не просто выучат спортивные слова и научатся их воплощать в красивые и грациозные движения, нужно учесть несколько моментов, которые позволят им заниматься долго, сохраняя здоровье.
Старайтесь разносторонне изучить спорт, которым занимаетесь, изучите теорию, технику безопасности и вам будет легче в трудные моменты, которых хватает в этом виде спорта. Гимнастика — самый сложный вид спорта, это занятие для сильнейших телом и духом, но именно эта особенность заставляет учитывать даже самые мелкие детали, к которым относятся казалось бы просто слова — термины.
Терминологические требования
Термины должны быть доступными для понимания, поэтому желательно, чтобы они строились на словах родного языка, а также из заимствованных слов с другого языка, но только тех, которые имеют интернациональное значение. Если образовывать термины не по правилах словообразования, а также из непонятных слов, то они не будут запоминаться и не будут восприниматься на слух.
Также термины должны точно передавать действие в упражнении, в этом случае они будут улучшать взаимодействие между тренером и спортсменом и освоение самого упражнения будет проходить быстрее. Важное свойство — удобство произношения, терминологические понятия должны быть краткими и легко выговариваться.
В гимнастике и сопутствующих видах спорта изучение терминологии имеет значение при соблюдении техники безопасности, поэтому специальные названия в этом виде спорта имеют большую разницу в произношении, что позволяет избегать непонимания даже при кратких не очень четких командах.
Термины делятся на:
- общие, которые применяются для общих понятий, как вольные, силовые упражнения;
- основные, которые еще называют конкретными — они определяют признаки движений, как вис, половорот, оборот;
- дополнительные — конкретизируют способ, которым нужно выполнять упражнение, направление движения — например дугой, разгибом, также можно их дополнить еще и словами, характеризующими динамику — быстро, мягко и так далее.
Общеразвивающие и вольные упражнения
Со скакалкой
- Подскок — небольшой прыжок без продвижения или с продвижением.
- Двойной подскок — два подскока с подпружиниванием — первый сильный, второй меньший по высоте, разновидности — подскок с правой на левую (ногу), подскок петлей и другие.
Упражнения на снарядах
Вис согнувшись (рис. 147) выполняется на перекладине, брусьях, кольцах. Тело согнуто в тазобедренных суставах примерно под углом 50-70°, спина округлена, голова слегка наклонена к груди, руки прямые. Закончить упражнение можно переходом в вис стоя сзади или, опуская таз, в вис присев.
Вис углом (рис. 148) выполняется на гимнастической стенке, перекладине, кольцах, брусьях. Из виса поднять прямые ноги до горизонтального положения. Можно выполнить и следующим образом: из виса принять вис согнув ноги и после этого разогнуть ноги в вис углом.
Вис прогнувшись
(рис. 149) выполняется на гимнастической
стенке, перекладине, кольцах, брусьях. к
Вису прогнувшись желательно начинать обучать на гимнастической стенке. Из виса стоя сзади согнувшись к гимнастической стенке толчком ног перейти в вис прогнувшись. В положении виса прогнувшись руки должны быть абсолютно прямыми (не подтягиваться). Затылок, спина, ноги и пятки касаются стенки, голова несколько наклоняется назад (рис. 150). Выполнять с помощью. Помощь оказывать, стоя сбоку, под плечо и ноги.
Вис на согнутых ногах и руках (рис. 151) выполняется на перекладине или брусьях р/в. Из виса стоя толчком двух ног, сгибая их, сделать перемах двумя и принять вис на согнутых ногах и руках (вис завесом двумя). Можно выполнить и другим способом: из виса стоя сзади с наклоном вперед толчком двумя, через вис согнувшись, вис на согнутых ногах и руках.
Вис на одной (рис. 152): хват на ширине плеч, одна нога, согнутая в колене, кладется на перекладину, жердь, другая - прямая и немного опущена вниз, тело немного прогнуто, голова слегка наклонена назад. Страховать, стоя сбоку, одной рукой за запястье, другой за голень ноги, выполняющей завес. Выполняется из виса стоя сзади, толчком двумя, через вис согнувшись сзади, перемахом одной ногой.
Вис на одной вне (рис. 153) выполняется аналогично вису на одной (завесом), только согнутая нога находится не между руками, а снаружи.
Вис на согнутых ногах (рис. 154) выполняется на перекладине и брусьях р/в. Ноги вместе, согнуты в коленях, тело выпрямлено, слегка прогнуто, голова наклонена назад. Страхуют, стоя сбоку, за голени, чтобы ноги не разгибались в коленных суставах. Выполнять упражнение из виса на согнутых ногах и руках (виса завесом двумя), опуская руки и выпрямляясь. Вначале руки опускают поочередно, а затем одновременно. При переходе из виса на согнутых ногах и руках в вис на согнутых ногах страхуют одной рукой за голени сверху, а другой поддерживают под спину.
Упор на брусьях (рис. 155), перекладине, брусьях р/в (рис. 156). Руки прямые, туловище и ноги составляют почти прямую линию, голова прямо. Обучение начинать с освоения упора на брусьях после повторения упоров на бревне и коне (III класс).
1. Из упора стоя поперек на концах брусьев прыжком в упор.
2. То же на середине.
3. Из виса стоя на перекладине, на н/ж брусьях р/в толчком двумя в упор.