Выбери свой спорт

Способы подъемов, спусков, торможений в лыжном спорте. Техника спуска с горы на лыжах Техника спуска с горы на лыжах

Среди любителей экстремального горнолыжного спорта часто встречаются люди, игнорирующие правила, техники и виды подъема на лыжах, как, собственно, и спуска, поворотов, торможений. Даже будучи профессионалами, они мало обращают внимания на такие «пустяки» и все делают «по-своему». Новички, отправляясь на горный курорт, в большинстве отметают всякие правила, не подозревая, что тем самым подвергают свое здоровье и жизнь неоправданному риску. Для безопасного и удобного катания недостаточно пройти короткий инструктаж. Обучение этим приемам — процесс длительный и трудоемкий, но пренебрегать им не стоит.

Чтобы спуститься с горы, нужно сначала на нее подняться, неподготовленным лыжникам такой подъем представляется чем-то неосуществимым. Передвигаясь по неровной, пересеченной поверхности, предстоит преодолевать разнообразные трудности склонов, отличающиеся по крутизне, протяжности, и рельефных особенностей. Подъемы на лыжах, точнее, их способы, выполняются с учетом этих факторов. Но выбор должен основываться на не менее важных технических факторах: физической подготовки горнолыжника, степени его выносливости.

Подъемы по невысоким склонам осуществляются с помощью попеременного шага. Здесь применимы те же принципы, как и при привычной ходьбе. Только с увеличившимся наклоном всего корпуса относительно следования, распределяя, таким образом, центр тяжести и усиливая упор на палки. При отсутствии условий для скользящего шага, по причине недостатка в сцеплении лыж со снеговым покровом применима техника ступающего. В зависимости от крутизны склона потребуется большее по ширине разведение лыжных носков и уклон на внешнее ребро, с усилением опоры на палки. Для преодоления внушительных подъемов потребуется применение специальных методов, проверенных горнолыжниками.

Способы подъемов в горы на лыжах:

  1. «Елочка» — применима для восхождения на средние по высоте горные склоны. Лыжные носки нужно как можно шире разводить в стороны друг от друга, а постановку шагов переносить на ребра. Лыжные палки для дополнительной опоры должны упираться позади лыж.
  2. «Полуелочка» — вариант, применяющийся для восхождения на средние по высоте склоны, двигаясь вверх наискосок, в чем его отличие от классической «елки». Необходимо, чтобы верхняя лыжа двигалась прямо, параллельно маршруту следования, носок, находящийся снизу, отводился в сторону, а при шаге делался упор на ее ребро. Ставить палки следует с применением перекрестного координационного метода — ниже верхней лыжи и выше нижней.
  3. «Лесенка» — применима при восхождении на самые высокие склоны. Осуществляется данный способ при боковом положении лыж перпендикулярно горному склону с попеременной перестановкой шага на внешнее ребро верхней и внутреннее нижней. Палки упираются синхронно шагу: одна — над верхней лыжей, другая — под нижней.
  4. «Зигзаг» — отличный способ, хоть и небыстро подняться на протяжные, значительные по крутизне склоны, если восхождение напрямую по какой-то причине затруднено или невозможно. Движение вверх происходит попеременно: то наискось, то классическим шагом, с использованием принципов «полуелочки».

Способы спуска с горы

Пересекая неровную заснеженную местность по горному склону, с различными препятствиями и сложностями, потребуется умение мгновенно переориентироваться в сложившихся, часто неблагоприятных условиях. Чтобы обойти тяжелые, ненадежные участки, представляющие опасность для лыжника, следует помнить, что спуски и подъемы на лыжах подчинены биомеханическим принципам. А потому, все, что потребуется, — следовать установленным правилам спуска, безо всякой импровизации.

Во время спусков применимы разные техники, зависящие от высоты склона, протяжности и состояния его поверхности. Существует несколько простых правил, применимых в любой из нестандартных ситуаций. Так, для устойчивости при спуске одна из лыж выдвигается несколько дальше другой, на которую переносится центр тяжести. Этот же прием, только с отклонением тела назад, выполняется, чтобы исключить врезание в снег на финише. Для ускорения и улучшения скольжения нужно наклонить корпус назад. В остальном — дело техники.

Способы и техники спусков с горы на лыжах:

  1. На различных по высоте и протяжности склонах, подходящих для универсального положения спусков, применяется средняя стойка. Она позволяет с легкостью совершать повороты и обходить трудные участки. Идеальное соотношение — в немного согнутых ногах, так равномерно распределяется вес, наклоненном вперед корпусе, в согнутых в локтях руках, прижатых к телу палках, повернутых острыми концами назад.
  2. Высокие склоны со сложными особенностями рельефа и толстым слоем рыхлого снега — далеко не лучшее место для спуска. Но в таких сложных условиях уместно применить положение высокая стойка, улучшающее устойчивость и несколько замедляющее слишком скоростной спуск, с которым сложно тормозить и совершать повороты. Выражена она в следующем: немного согнуть ноги, наклониться вперед, руки согнуть в локтях и выдвинуть вперед. Палки плотно прижать к торсу и повернуть назад.
  3. На покатых склонах, лишенных каких-либо препятствий, используется низкая стойка, применимая для существенного ускорения спускающихся. Для достижения оптимального положения нужно основательно согнуть ноги в коленях (буквально присесть), наклониться далеко вперед, вытянуть руки и согнуть их в локтях на уровне пояса. Крепко зафиксировать палки и повернуть назад острием.
  4. На протяженных и относительно ровных склонах применима стойка отдыха, позволяющая снять напряжение в поясничном отделе и мышцах ног. В такой позе можно находиться в выпрямленном положении, нужно лишь немного согнуть ноги, сделать незначительный уклон торса вперед, руки остаются выпрямленными, прижатыми предплечьями к бедрам. Палки находятся далеко позади, едва не волочась по снегу.
Внимание! Никогда не стоит держать палки кольцами вперед, существует угроза наткнуться на них и получить серьезную травму.

Виды поворотов при спуске

Повороты являются основой и составляющей каждого спуска, без них не обойтись, они изменяют направление движения, замедляют его скорость, благодаря им удается обойти опасные участки. Применяется несколько основных видов поворотов: в зависимости от целей, поставленных себе горнолыжником. Они рознятся применимо к различным ситуациям, но в любом случае должны учитываться внешние факторы, способные влиять на поворот. Условия, необходимые для оптимального скоростного баланса и качества скольжения — рельефное состояние местности, плотность снегового покрытия, дуга самого поворота.

Виды выполнения поворотов в разных условиях:

  1. На не слишком крутых, но пересеченных склонах актуален вариант поворота переступанием, наиболее известный из применяющихся на спуске. При нем не снижается скорость движения, а, наоборот, увеличивается, если при его выполнении отталкиваться наружной лыжей. Достигается это попеременной перестановкой лыж в поворачиваемую сторону. Сворачивая влево, нужно отталкиваться правой ногой с синхронной перестановкой левой лыжи в нужную для поворота сторону, с последующей приставкой к ней правой.
  2. На склонах со средним уклоном, небольшим слоем рыхлого снегового покрытия применим поворот «плугом», выполняющийся на невысокой скорости, еще больше ее замедляя. Сворачивая вправо, перевести упор на левую лыжу, выставляя ее на ребро внутренней стороны и выводя вперед, одновременно поворачивая туловище в направлении следования. Дугу можно увеличить либо уменьшить отведением лыжной пятки в противоположную сторону и углом постановки на ребро.
  3. На всех без исключения склонах, независимо от крутизны, рельефных особенностей и состояния снегового покрова, применяется поворот «упором», получивший широкое распространение. Он используется в любой ситуации, на ухоженных альпийских трассах и диких склонах, причем исполняется на высокой скорости, без ее снижения. Чтобы выполнить поворот влево, следует перенести упор на правую лыжу, как бы приседая на нее. Одновременно с этим нужно сделать резкий замах туловища в сторону следования с выведением вперед правого плеча. Левая лыжная пятка отводится в противоположном направлении с переносом на нее упора, а ребром правой делается легкое отталкивающее движение.

Как правильно тормозить на спуске

Спуски, так или иначе, требуют торможения для прерывания скольжения вниз или снижения скорости. Хотя применяются далеко не всегда, нередко лыжники достигают финиша, ни разу даже не притормозив. В большинстве случаев к этому прибегают при возникновении каких-либо неожиданных препятствий, затрудняющих движение. Самые распространенные, когда приходится тормозить во время спуска: падение на пути другого лыжника, помехи, создаваемые детьми, слишком сложный рельеф или топкий снег, плохая подготовка самого горнолыжника.

Техника и способы торможения при спуске:

  • снижению скорости и плавному торможению способствует положение низкой стойки с пропущенными снизу палками, постепенным, но ни в коем случае не резким вдавливанием их в снег позади, как бы садясь на них;
  • можно развести в стороны лыжные пятки со смещением на внутреннюю сторону ребер, максимально сведя слегка согнутые в коленях ноги. Степень торможения в этом случае зависит от ширины разведенных пяток;
  • при варианте «плугом» замедляется или прерывается скольжение, нужно развести лыжные пятки, согнув ноги, равномерно распределяя упор на обе лыжи, а вытянутыми вперед руками удерживать скользящие позади палки;
  • при способе «полуплугом» нужно отвести в сторону только одну лыжную пятку, перенеся упор на скользящую лыжу с легким сгибанием ноги в коленке, оставляя носки их обеих сомкнутыми;
  • на особенно крутых склонах применим способ боковым торможением, выраженный в соскальзывании на внешнем ребре (для верхней лыжи) и внутренним (для нижней), делая резкий поворот, переступая в любую удобную сторону.
Важно! Вопреки общепринятому мнению, остановиться, применяя лыжные палки, невозможно, особенно на большой скорости, таким способом можно лишь замедлить движение.

Экстренное торможение

Данный способ торможения выражен в управляемом падении и применяется только в самом крайнем случае, во избежание еще больших проблем, или чтобы не нанести серьезную травму другому человеку. При этом существует угроза и самому лыжнику, совершающему экстренное торможение, травмироваться и получить увечья, ведь в такой ситуации нет времени для выбора наиболее подходящего для падения места. Техника экстренного торможения заключается в заваливании набок с низкой стойки так, чтобы лыжи находились в положении перпендикулярно склону, руки плотно прижаты к туловищу с выставленными назад палками.

По большому счету, во всех этих техниках и способах нет ничего сложного, но для них важна практика. Уверенность в том, что «я смогу», почти всегда бывает обманчивой и часто заканчивается плачевно. Чтобы усвоить их, необходимо поупражняться на невысоких склонах при небольшой скорости, а когда наметится прогресс, можно будет переходить и на более сложный уровень.

При передвижении на лыжах по пересеченной местности спорт- сменам-лыжникам, туристам и школьникам во время прогулок приходится преодолевать подъемы различной крутизны, длины и рельефа. Во время обучения и соревнований по лыжным гонкам используются в основном способы подъемов по лыжне, обеспечи­вающие высокую скорость передвижения (скользящим беговым и ступающим шагом). В очень редких случаях на коротких крутых участках трассы при слабой подготовке или неудачной смазке спортсмены вынужденно переходят на менее быстрые способы подъемов - «полуелочкой» и «елочкой». Туристы и школьники во время прогулок, при передвижении без лыжни, по-прежнему до­вольно часто пользуются подъемами «полуелочкой», «елочкой» и даже «лесенкой».

Выбор способа преодоления подъемов зависит не только от их крутизны; важную роль играют и другие факторы: сцепление лыж со снегом, физическая и техническая подготовленность лыжника, степень его утомления в данный момент и состояние лыжни. При благоприятном стечении обстоятельств квалифици­рованные лыжники преодолевают подъемы крутизной до 5° по­переменным двухшажным ходом, не снижая соревновательной скорости. В других менее благоприятных условиях даже на более пологих склонах приходится переходить на способы преодоления подъемов скользящим, беговым и ступающим шагом.

Во всех этих способах нет фазы свободного скольжения и фазы скольжения с выпрямлением ноги. При подъеме скользящим ша-

гом фазы скольжения и стояния лыжи по времени примерно рав­ны. При преодолении подъемов любым способом большое значе­ние имеет активная работа рук, что уменьшает возможность про­скальзывания лыж при увеличении крутизны подъемов.

По сравнению с попеременным двухшажным ходом при подъе­ме скольжением (рис. 20) увеличивается наклон туловища, умень­шается длина шага, толчок рукой заканчивается одновременно с отталкиванием ногой. Уменьшается амплитуда в работе рук и ног - они выносятся вперед энергичным маховым движением сразу после окончания толчков, «замах» почти отсутствует. Период работы (отталкивание) одной рукой наслаивается на толчок другой рукой, поэтому с увеличением крутизны подъема опора палками стано­вится непрерывной. С дальнейшим увеличением крутизны подъе­ма все эти изменения в технике по сравнению с попеременным двухшажным ходом еще более заметны.

Все это диктуется необходимостью увеличить сцепление лыж со снегом и избежать их проскальзывания. Увеличивается и угол от­талкивания ногой, что требует более активной работы рук. Палка ставится на снег под углом около 65-75° Отталкивание ногой ста­новится более продолжительным. Свободная нога выполняет махо­вое движение в период толчка другой ногой. При выносе ноги впе­ред недопустимо «выскальзывание» стопы, так как это вызывает стопорящее положение и затрудняет выполнение переката, что, в свою очередь, вызывает другие нарушения техники.

Подъем скользящим шагом изучается со школьниками вначале на пологих подъемах (до 3°) на хорошо подготовленной лыжне. Предварительно набрав скорость на ровном участке, школьники преодолевают отрезок подъема длиной 25-30 м. Постепенно с освоением техники преодоления подъема скользящим шагом кру­тизна склона увеличивается до 5-6°. Но спешить с дальнейшим

увеличением крутизны подъемов не следует до тех пор, пока школьники прочно не освоят технику скользящего шага. Прежде­временный переход на более крутые склоны затрудняет у школь­ников освоение техники их преодоления. Большую роль при этом играет физическая подготовка, особенно уровень развития силы 1^ышц плечевого пояса.

/ Подъем беговым шагом применяется на склонах средней кру­тизны, а при плохом скольжении - и на более пологих подъемах. Переход на этот способ преодоления подъема зависит и от других факторов. При этом наблюдается значительное сокращение вре­мени скольжения, что может привести к временному переходу на бег с фазой полета. В этом способе длина выпада в 3-4 раза больше длины скольжения. Маховые движения и подседания выполняются быстро, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп движения. В целом способ похож на бег на полу­согнутых ногах при сохранении многих деталей подъема сколь­зящим шагом.

Подъем ступающим шагом применяется в условиях, когда скольжение невозможно или нецелесообразно (из-за большой за­траты сил). Это связано прежде всего с увеличением крутизны подъемов, но и условия сцепления лыж со снегом играют важную роль. Исключительно большое значение здесь имеют скорость выпада, энергичное отталкивание стопой и палкой. Обучение школьников этому способу подъема по координации особых за­труднений не вызывает, но преодоление самых крутых подъемов требует хорошей физической подготовки.

v Подъем «полуелочкой» (рис. 21) применяется при преодолении склонов наискось и выполняется следующим образом. Верхняя лыжа скользит прямо по на­правлению движения, а ниж­няя отводится носком в сто­рону и ставится на внутреннее ребро. Палки работают так же, как и при попеременном двухшажном ходе (с перекре­стной координацией), и выно­сятся вперед прямолинейно.

Важно добиться у школьни­ков хорошей опоры на палки.

Это позволит преодолеть подъемы даже средней крутиз­ны. Длина шагов при подъеме «полуелочкой» неодинакова:

шаг лыжи, скользящей прямо, Рис. 21. Подъем «полуелочкой»

всегда длиннее, чем лыжи, отведенной носком в сторону. Этот способ может применять и при прямом подъеме.

Рис. 22. Подъем «елочкой»

Подъем «елочкой» (рис. 22) при­меняется на довольно крутых скло­нах (до 35°), когда школьники не в состоянии преодолеть подъем сту­пающим шагом. Разведение носков и постановка лыж на внутреннее ребро значительно увеличивают сцепление их со снегом и предот­вращают скатывание. Название это­го способа происходит от следа на снегу, который оставляет лыжник, и напоминает ветви елочки. Лыжник, преодолевая подъем этим способом, также передвигается ступающим шагом с разведением носков лыж и постановкой их на ребро. Важное значение при этом способе подъема имеет опора на палки, которые ставятся сзади лыж. С увеличени­ем крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед. При передвижении этим способом могут быть различные варианты работы рук: одновременно с лыжей выно­сится одноименная или противоположная (разноименная) палка.

Этот способ подъема ученики осваивают довольно быстро. После показа школьники пытаются сразу его выполнить, только не

следует первоначальное обучение про­водить на глубоком снегу. Крутизна склона при этом не должна превышать

    10° При обучении могут встретиться следующие ошибки: недостаточное

разведение носков и кантование лыж, слабая опора на палки, чрезмерный на­клон туловища вперед. Все они легко устраняются после нескольких повто­рений. Постепенно крутизна склона увеличивается до 20°; кроме того, мож­но предложить школьникам преодолеть подъем по более глубокому снегу.

V Подъем «лесенкой» (рис. 23) применя­ется на очень крутых склонах и при глу­боком снежном покрове во время тури- Рис. 23. Подъем «лесенкой» стских походов на лыжах и прогулок.

Особых затруднений изучение этого способа у школьников не вы­зывает. После показа и объяснения ученики выполняют несколько приставных шагов внизу у подножия горы и сразу продолжают подъем по склону с хорошей опорой на палки. Поперечное распо­ложение лыж по склону и постановка их на ребра (канты), опора на палки позволяют преодолевать подъемы большой крутизны (до 40°). Обычно ученики легко осваивают этот способ подъема. Затем следу­ет научить их подниматься по склону с продвижением вперед и назад. Ошибки, возникающие при изучении способа: недостаточное канто­вание лыж, их негоризонтальная постановка, плохая опора на палки.

Техника и методика обучения преодолению подъёмов

Техника подъёмов

При передвижении на лыжах по пересеченной местности обязательно приходится преодолевать подъемы различной крутизны, длины и рельефа.

Существуют разные способы подъемов на лыжах, но основными из них являются следующие способы: скользящий шаг, ступающий шаг, «полуелочкой», «елочкой» и лесенкой. Выбор того или иного способа зависит от крутизны подъе­ма, условий скольжения, качества смазки лыж, физической и технической подготовленности лыжника. При преодолении подъемов любым способом большое значение имеет активная работа рук, что уменьшает воз­можность проскальзывания лыж при увеличении крутиз­ны подъема.

Подъем скользящим шагом (рис. 16) очень похож на попеременный двухшажный ход, но длина шага здесь ко­роче, движения чаще, опора на палки дольше и сильнее, отталкивание рукой (точка 1) заканчивается одновремен­но с отталкиванием ногой (точка 2). Туловище несколько больше наклонено вперед (точка 3), палки ставятся с большим наклоном (точка 4). После отталкивания лыжа меньше поднимается над снегом (точка 5). Подъем скользящим шагом применяется на склонах сред­ней крутизны (4-12°) при хорошем сцеплении со снегом.

Рис. 16 . Подъём скользящим шагом

При подъеме ступающим шагом (рис. 17) полностью от­сутствует скольжение, отталкивание одной лыжной палкой заканчивается позднее, чем постановка другой, что ведет к двойной опоре на палки. После выноса вперед лыжа опус­кается на снег сверху, прихлопыванием для улучшения сце­пления со снегом. Этот способ подъема приме­няется на крутых склонах (13-16°), когда скольжение невоз­можно из-за плохого сцепление лыж со снегом.

Рис. 17. Подъем ступающим шагом

При подъеме «полуелочкой» (рис. 18) верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения (точка 1), а нижняя отводится носком в сторону (точка 2) и ста­вится на внутреннее ребро. Палки работают так же, как при попеременном двухшажном ходе (с перекре­стной координацией), и выносятся впе­ред прямолинейно. Отталкивание ногой при движении в подъем производится прежде всего за счет развернутой в сто­рону лыжи.

Этот способ применяется при пре­одолении склонов средней крутизны наискось.

Рис. 18. Подъем «полуелочкой»

При подъеме «елочкой» (рис. 19) лыж­ник передвигается ступающим шагом, обе лыжи ставятся на внутреннее реб­ро под углом к направлению движе­ния с разведенными в сторону носка­ми (точки 1 и 2). Палки для опоры ставятся по бокам позади лыж (точки 3 и 4). Сувеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед и лыжа еще больше ставится на ребро. При шаге нога выносится согнутая в колене, ботинок развернут в сторону, задник одной лыжи переносится через задник другой. Этот способ применяется на довольно крутых склонах (до 35°) и при плохом сцеплении лыж со снегом.



Рис. 20. Подъем «лесенкой»

Способы подъёмов и спусков в лыжном спорте

Способы преодоления подъемов на лыжах Выбор способа преодоления подъемов зависит не только от их крутизны; важную роль играют и другие факторы: сцепление лыж со снегом, физическая и техническая подготовленность лыжника, степень его утомления в данный момент и состояние лыжни.

Подъём скольжением Увеличивается наклон туловища, умень­шается длина шага, толчок рукой заканчивается одновременно с отталкиванием ногой. Уменьшается амплитуда в работе рук и ног - они выносятся вперед энергичным маховым движением сразу после окончания толчков, «замах» почти отсутствует. Период работы (отталкивание) одной рукой наслаивается на толчок другой рукой, поэтому с увеличением крутизны подъема опора палками стано­вится непрерывной.

Подъёмы « полуелочкой », «елочкой» при преодолении склонов наискось и выполняется следующим образом. Верхняя лыжа скользит прямо по на­правлению движения, а ниж­няя отводится носком в сто­рону и ставится на внутреннее ребро. Палки работают так же, как и при попеременном двухшажном ходе (с перекре­стной координацией), и выно­сятся вперед прямолинейно. Длина шагов при подъеме « полуелочкой » неодинакова: шаг лыжи, скользящей прямо, всегда длиннее, чем лыжи, отведенной носком в сторону. Этот способ может применять и при прямом подъеме. Подъем «елочкой» при­меняется на довольно крутых скло­нах (до 35°) Разведение носков и постановка лыж на внутреннее ребро значительно увеличивают сцепление их со снегом и предот­вращают скатывание.

Подъем «лесенкой» Применяется на очень крутых склонах и при глубоком снежном покрове во время туристских походов на лыжах и прогулок. Поперечное расположение лыж по склону и постановка их на ребра (канты), опора на палки позволяют преодолевать подъемы большой крутизны (до 40°).

Стойки спусков Наиболее часто применяется при спусках основная (средняя) стойка. Она наименее утомительна и позволяет выполнить при спуске любые другие приемы (торможения, повороты). При прямом спуске в основной стойке лыжи расставлены на 10-15 см одна от другой, ноги слегка согнуты в коленных суставах, туловище немного наклонено вперед, руки опущены и несколько выведены вперед, палки (обязательно кольцами назад) не касаются склона. Для увеличения устойчивости одну ногу выдвигают впе­ред на 10-20 см. Основная стойка обеспечивает наибольшую устойчивость при спуске.

Низкая стойка Применяется на прямых, ровных и от­крытых склонах, когда требуется развить максимальную скорость спуска. В этом положении ко­лени сильно согнуты, туловище наклонено и подано вперед, руки вытянуты также вперед, локти опущены и прижаты. Лыжник в этой стойке принимает достаточно обтекаемое поло­жение и значительно снижает лобовое сопротивление. На высокой скорости некоторые неверные движения или положения могут заметно мешать достижению максимальной скоро­сти для данных условий.

Высокая стойка Применяется для временного уменьшения скорости спуска за счет увеличения сопротивления встречного потока воздуха. Для большего торможения следует еще выпрямиться и развести руки в стороны. Иногда эту стойку применяют для отдыха или лучшего просмотра незнакомого склона в начале спуска. Длительно спускаться в высокой стойке нецелесообразно: слишком ве­лика потеря скорости, да и преодоление неровностей склона тоже затруднено.

Загрузка...