Выбери свой спорт

Как быть хорошим футбольным защитником. Козловский В.И

Экстремальность условий соревновательной борьбы в современном футболе обусловлена большим разнообразием и динамичностью игровых ситуаций, трудностью их восприятия и распознавания, недостаточностью информации для принятия решений, пространственно-временными ограничениями игровых действий, необходимостью согласования индивидуальных действий при решении групповых задач. Поэтому ученые и специалисты считают, что решающее значение в футболе приобретает рациональная организация деятельности игроков и команды в целом, более совершенная тактика (А. Вайтерс, 1968; А. Чанади, 1981; Ваксес Леонард. 1983; Г. М. Гаджиев, 1984; Л. Качани, 1984; Г. Д. Качалин, 1986; А. В. Петухов, 1990; А. П. Золотарев, 1993; Р. Хюсси, 1997 и др.),

Выдающийся отечественный тренер В. В. Лобановский (1989) писал по этому поводу: «Самое пристальное внимание тренеры должны сосредоточить на тактике. Именно в ней скрыты те дополнительные резервы, которые позволяют усилить игровую мощь, поднять класс. В самом деле, многие команды добились отменных достижений в физической подготовке, заметно выросло техническое умение, постигаются - когда успешно, когда нет - тайны психологической настройки, волевой закалки, а вот тактическая бедность и однообразие набили оскомину» (с. 149).

Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная эффективность обучения юных футболистов тактике футбола. В сложившейся ситуации одним из приоритетных направлений совершенствования спортивного мастерства юных футболистов должно выступать обучение групповым тактическим действиям.

В каждом игровом действии футболиста условно выделяются две взаимосвязанные стороны: внешняя – способ решения двигательной задачи с определенной двигательной структурой (техника) и внутренняя – психические процессы, связанные с выбором способа разрешения игровой ситуации (тактика).

Передача мяча как групповое тактическое действие является главным тактическим элементом игры в футбол. Необходимыми условиями согласования действий игроков при осуществлении передач является адекватность понимания сложившейся игровой ситуации.

В соревновательной деятельности в футболе наблюдается определенная повторяемость игровых ситуаций, обладающих общими для них признаками. Поэтому необходимым условием формирования у спортсменов способности распознавания и оценивания игровых ситуаций является их классификация с выделением их существенных опознавательных признаков. С учетом этих признаков определяются наиболее эффективные варианты игровых действий.

Игровые ситуации определяются нами как целостные, системно организованные образования, которые:

1) обладают элементным составом (мяч, игроки обеих команд);

2) составляющие ее содержание элементы расположены на футбольном поле и находятся в постоянном движении;

3) расположение и перемещение элементов игровой ситуации взаимосвязаны и взаимообусловлены;

4) системообразующим фактором, определяющим расположение и перемещение элементов игровой ситуации, выступают цели нападения и защиты.

Атакующая игровая ситуация представляет собой сложившееся в конкретный момент игрового времени расположение игрока, владеющего мячом, его партнеров и соперников, перемещающихся в определенном направлении и определенной скоростью и перемещающих мяч с целью создания, сохранения и реализации численного преимущества в той зоне, где находится мяч.

Индивидуальными технико-тактическими действиями являются технические приемы, выполняемые игроком для улучшения игровой ситуации в нападении и в защите. Индивидуальными технико-тактическими действиями с мячом являются удар (по воротам, в направлении партнера), ведение, обводка, отбор, перехват, выбор позиции, действиями без мяча – открывание и закрывание.

Групповое тактическое действие представляет собой целостное системно-организованное действие, включающее в свое содержание в качестве своих элементов согласованные индивидуальные технико-тактические действия группы игроков, направленное на улучшение игровой ситуации.

Групповым тактическим действием в нападении, выполняемым с мячом, является передача мяча, включающая в свое содержание согласованные индивидуальные технико-тактические действия двух игроков: удар по мячу в направлении партнера и открывание (выбор позиции) для приема мяча. Групповым тактическим действием без мяча в нападении является групповой маневр, включающий согласованные перемещения группы игроков

Передача мяча будет успешной, если входящие в его содержание индивидуальные технико-тактические действия (удар по мячу и открывание) будут согласованными по времени, пространству, скорости, и скрытными (неожиданными) для соперников.

При осуществлении передачи мяча роль ситуативного лидера принадлежит игроку без мяча: его перемещение выступает для игрока, владеющего мячом в качестве признака согласования, показывающего когда, куда и с какой силой следует выполнить удар по мячу, чтобы он дошел до адресата. Другим признаком согласования выступают действия игрока с мячом, информирующие его партнера о готовности к удару по мячу в определенном направлении.

Тактическая комбинация представляет собой последовательность согласованных между собой групповых тактических действий (передач мяча и группового маневра), направленную на улучшение игровой ситуации.

Выделяются подготовительные и атакующие тактические комбинации. Системообразующим фактором, объединяющим групповые тактические действия в атакующую тактическую комбинацию, выступают ее цель: создание численного преимущества в зоне мяча. Существенная роль в этих комбинациях принадлежит передаче мяча на ход, которая характеризуется соблюдением трех условий: футболист, которому направлен мяч, находится в движении; в момент приема мяча перед ним имеется свободное пространство; после приема мяча движение выполняется в направлении ворот.

Игровая ситуация «2 на 2» рассматривается нами как исходная «клеточка», из которой рождаются все варианты игровых ситуаций, обусловленных расположением и передвижением мяча и игроков обеих команд. В соответствии с этим исходной «клеточкой» тактики футбола является взаимодействие двух атакующих игроков против двух обороняющихся. Изменение данной игровой ситуации осуществляется через перемещение мяча и передвижение всех 4 игроков.

Общей целью действий атакующих игроков в игровой ситуации «2 на 2» является создание численного преимущества, т.е. превращение ее в ситуацию «2 на 1». Наиболее общими элементами игровой ситуации «2 на 2» являются:

1) позиция защитника (А1) по отношению к игроку с мячом (Б1). Здесь возможны два варианта:

А) защитник располагается ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей мяч и центр своих ворот;

Б) защитник располагается ближе к центру поля.

2) позиция защитника (А2) по отношению к игроку без мяча (Б2). Здесь возможны также два варианта:

А) защитник располагается близко с атакующим игроком Б2;

Б) защитник располагается на расстоянии. Во втором случае он может занимать две позиции:; ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей атакующего игрока Б2 и центр своих ворот; ближе к центру от этой линии.

С учетом качественного своеобразия элементов игровой ситуации «2 на 2» в момент передачи мяча выделяются 7 возможных типовых игровых ситуаций и соответствующих им тактических комбинаций, создающих численное преимущество в зоне мяча.

1 ситуация – нет диагональной страховки; комбинация «передача на ход за спину чужому защитнику»;

2 ситуация – оба защитника располагаются ближе к центру, чем нападающие; комбинация – «стенка с уходом во фланг»;

3 ситуация - оба защитника располагаются ближе к бровке, чем нападающие; комбинация – «стенка с уходом во фланг»;

4 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к бровке, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к центру; комбинация – «передача – прием мяча с уходом во фланг»;

5 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к центру, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к бровке; комбинация – «передача – прием мяча с уходом в центр»;

6 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к центру, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к бровке; комбинация – «передача на ход вдоль бровки за спину своему защитнику»;

7 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к бровке, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к бровке; комбинация – «скрещивание» с уходом игрока, владеющего мячом в центр, в зону, освобождаемую партнером.

Ориентация на знания общих и частных элементов 7 выделенных нами типичных игровых ситуаций «2 х 2» и соответствующих им вариантов тактических комбинаций, направленных на создание численного преимущества, позволяет футболистам быстро, точно и одинаково «распознавать» возникающие в процессе игры разнообразные игровые ситуации и принимать одинаковые решения о реализации адекватных им тактических комбинаций.

Быстрота обеспечивается игнорированием «избыточной информации» и сосредоточением внимания на тех элементах игровых ситуаций, которые являются существенными для них, определяют их качественное своеобразие. Это значимо для футбола, игровые ситуации в котором меняются в доли секунды.

Точность обеспечивается полнотой учета при «распознавании» игровых ситуаций всех элементов, которые отличают одну ситуацию от другой.

Согласованность в «распознавании» игровых ситуаций обусловлена ориентацией футболистов на одни и те же элементы, составляющие в совокупности ориентировочную основу групповых тактических действий.

Нами для развития тактических способностей юных футболистов разработан комплекс игровых упражнений, распределенных на 4 группы с учетом тактической сложности решаемых в процессе их выполнения игровых задач:

1) упражнения для овладения передачей мяча как групповым тактическим действием через совершенствование и согласование входящих в его содержание индивидуальных технико-тактических действий – удара по мячу и открывания;

2) упражнения для совершенствования передачи мяча в рамках выделенных нами типовых тактических комбинаций;

3) игровые упражнения «2 на 1» с применением передач, как групповых тактических действий в рамках выделенных нами типичных тактических комбинаций;

4) игровые упражнения «2 на 2» с применением передач, как групповых тактических действий в рамках выделенных нами типичных тактических комбинаций.

Для развития тактических способностей в рамках этих игровых упражнений нами на основе современных систем визуализации различных светодинамических образов с использованием вычислительной техники создан интерактивный тренажерный комплекс.

На сервере формируют компьютерные модели игрового поля, виртуальных игроков на поле, виртуального мяча и передает их видеоизображение в компьютер тренера. Тренер путем ввода команд управления задает первоначальное положение виртуальных игроков и виртуального мяча на игровом поле.

Игроки заданного состава команд устанавливают соединение своего компьютера с сервером и осуществляют на сервере авторизацию. При положительном результате авторизации всех игроков нападающей и защищающейся команд сервер передает в компьютеры игроков видеоизображение первоначального положения виртуальных игроков и виртуального мяча на игровом поле и разрешает перемещение виртуальных игроков по игровому полю и их действия с виртуальным мячом.

В ходе игры игроки перемещают свои виртуальные образы по игровому полю путем ввода команд управления перемещениями и воздействуют на виртуальный мяч. Все перемещения виртуальных игроков и их действия с виртуальным мячом с компьютеров игроков передают на сервер, который обрабатывает поступающую видеоинформацию, и посылает игрокам и тренеру обновленное видеоизображение о положении виртуальных игроков и виртуального мяча на игровом поле.

Игроки нападающей команды стремятся доставить виртуальный мяч в зону поражения или поразить ворота защищающейся команды.

Игрок команды, владеющий виртуальным мячом, перемещает свой виртуальный образ с виртуальным мячом в свободную зону или посылает виртуальный мяч игроку своей команды.

Игроки защищающейся команды перемещают свои виртуальные образы по игровому полю, стремясь овладеть виртуальным мячом или препятствовать попаданию виртуального мяча в зону поражения или в защищаемые ворота.

Данный комплекс позволяет оптическим способом моделировать различные варианты игровых ситуаций «2 на 2» и создавать многовариантные тактические задания. Компьютерная программа данного комплекса может задавать 7 возможных вариантов действий пары защищающихся футболистов. Пара атакующих игроков тренируется в распознавании моделируемых игровых ситуаций и принятии адекватных их содержанию групповых тактических решений.

В футболе тактические действия выполняются в чрезвычайно вариативных условиях, что превращает их выполнение в каждой игровой ситуации в относительно новую тактическую задачу, требующую творческого подхода к ее решению. Это обеспечивается через формирование ориентировочной основы третьего типа (по П. Я. Гальперину), в котором на первый план выходит обучение не столько способу действия в конкретной ситуации, сколько анализу игровой ситуации, выделению в ее содержании общих и частных элементов и определению адекватных способов тактических действий. Это обусловливает широкий диапазон творческого применения тактических действий с учетом конкретных условий игровой ситуации.

Поэтому формирование знаний обобщенной ориентировочной основы групповых тактических действий и тактических комбинаций с применением интерактивного тренажерного комплекса осуществляется с применением:
методов проблемного обучения: футболисты с помощью наводящих проблемных вопросов тренера открывают и усваивают знания о существенных признаках типовых игровых ситуаций и адекватных им тактических комбинациях;
приема графического моделирования типовых игровых ситуаций и действий футболистов при розыгрыше соответствующих их содержанию тактических комбинаций;
вербализации (проговаривания вначале в громкой, а затем во внутренней речи) в виде слов (лаконичных терминов) существенных признаков воспринимаемых игровых ситуаций и осуществляемых групповых тактических действий и тактических комбинаций.

Распознавание игровых ситуаций и выбор адекватных их содержанию групповых тактических действий и комбинаций не является для футболистов сложной умственной задачей. Трудности возникают при решении этих задач в условиях игровой деятельности, когда игровые ситуации изменяются очень быстро. Поэтому формирование и успешное функционирование ориентировочной основы больше зависит от развития тактических способностей, относящихся к фазе восприятия игровой ситуации и умственного решения тактической задачи.

Развитие этих способностей осуществляется через выполнение разработанных нами упражнений с постепенным повышением требований к быстроте и точности восприятия игровых ситуаций, выбора и принятия решения. Для этого применяются два методических приемов: 1) постепенно повышение скорости перемещения атакующих игроков и защитников, приводящее к повышению скорости развития игровой ситуации в целом; 2) регулирование сопротивления защитников со стороны тренера с постепенным повышением количества альтернативных решений тактической задачи.

С помощью компьютерной программы можно регулировать как скорость развития игровой ситуации (скорость перемещения игроков и мяча), так и степень активности защитников. По мере развития тактических способностей, связанных с распознаванием игровых ситуаций и выбором соответствующих решений, осуществляется постепенный переход от группы простых упражнений к упражнениям игрового характера.

Применение интерактивного тренажерного комплекса способствует:
вооружению юных футболистов знаниями о типичных игровых ситуациях и способах решения задачи создания численного преимущества (групповых тактических действиях и тактических комбинациях);
развитию тактических способностей, проявляющихся в быстроте и точности восприятия и распознавания игровых ситуаций, быстроте и точности выбора способа решения тактической задачи из арсенала разученных тактических комбинаций;
к повышению согласованности индивидуальных тактических действий на основе одинакового видения и понимания воспринимаемых игровых ситуаций и способов решения обусловленных их содержанием групповых тактических задач.

    Несмотря на устоявшееся мнение, защитнику не обязательно быть рослым. Даже при росте чуть более 170 см можно быть успешным игроком обороны и нейтрализовать высоких нападающих. Все дело в мощи; общая выносливость, корпус, спина и ноги. Общая выносливость и мощная спина помогут оттереть соперника и не потерять равновесие, а в сочетании с мощным корпусом вы сможете закрыть мяч от высокого оппонента, сдерживать противника, прочно стоять на ногах, вступать в отбор и т.д. Мощные ноги – залог быстроты бега и прыгучести, особенно при невысоком росте. Даже будучи на 20 см ниже некоторых форвардов, вы сможете выигрывать борьбу за верховые мячи благодаря возможности оттеснить оппонента и совершить высокий прыжок.

    Для развития общей мощи и выносливости хорошо подходят такие упражнения, как плавание. Также не помешают комплексные тренировки в тренажерном зале с дополнительным упором на ноги (для прыжков). Не забывайте тренировать прыгучесть; на сервисе YouTube можно найти обучающие видео, которые спустя годы тренировок помогут вам выпрыгивать на 20 см выше.

    Выбор позиции крайне важен для игроков обороны, в особенности для центральных защитников. В этом пункте мы сосредоточимся на игроках этой зоны. Практически всегда выбор позиции происходит инстинктивно, этому практически невозможно научиться, но все же есть несколько советов. Являясь последней линией защиты, вам придется следить за всем вокруг, начиная от нападающих соперника, которых упустили ваши товарищи по обороне, до подключившихся в атаку полузащитников. Обычно проблемы решаются путем общения игроков обороны, но иногда для этого не остается времени или это просто невозможно. Задача центрального защитника – сдерживать все атаки на ворота, поэтому вы не можете сосредоточиться только на одном оппоненте. Если вам противостоит два игрока соперника, то необходимо следить за обоими, пока вы не вступите в единоборство с одним из них, как в случае, когда игрок с мячом будет намереваться нанести удар по воротам. В таком случае следует попытаться закрыть ворота собой, бросившись под удар. Это сложно объяснить, ведь все происходит почти инстинктивно, но для этого необходимо оказаться в правильном месте, чтобы вступить в борьбу с любым получившим мяч игроком и не дать ему нанести удар или выполнить обостряющую передачу. Нужно быть подвижным и быстрым, чтобы поспевать за нападающими, уметь резко менять направление движения и сдерживать игрока, пока не придет подмога. На самом деле все еще сложнее, но на словах этого не объяснить.

    Общение игроков – ключ к успешной игре в обороне. Защитники должны общаться с голкипером, полузащитниками и между собой; если защита пытается организовать искусственный офсайд, если игрок не соблюдает линию или не накрывает соперника, то ему нужно быстро и громко сообщить об этом. Если полузащитник не видит мяч или не возвращается в оборону, то ему следует сказать об этом. Если защитник оставляет мяч вратарю или отдает пас назад, то вратаря нужно предупредить. Защитники не могут себе позволить быть робкими; без энтузиазма и чувства соперничества вам не обойтись. Общаться значительно легче, когда защитники и другие игроки знакомы, знают манеру игры своих товарищей и обладают навыками командной игры.

    Для игрока обороны очень важно уметь читать игру; они находятся под наибольшим давлением. Форварды и полузащитники обычно не имеют прямых обязанностей по защите ворот, а перед вратарем всегда есть линия защиты. Игрокам обороны приходится жертвовать всем, включая даже здоровье и возможность продолжить игру. Например, если мяч взмыл высоко над штрафной площадкой, то защитник должен выиграть борьбу за него (желательно играть головой, чтобы не нарушить правила), даже если первой на мяче окажется голова или нога соперника. Если оппонент собрался нанести удар по воротам, то вам необходимо заблокировать траекторию полета мяча корпусом, ногами или даже лицом. Не подпускайте оппонентов с мячом к воротам. Это главнейшая задача защитника. Нельзя дать себя обыграть, проиграть борьбу за верховой мяч или дать нанести удар, даже если есть риск получения травмы. Защитники всегда должны бороться до последнего и никогда не сдаваться, как бы не складывалась ситуация вокруг.

Содержимое:

Итак, вы хотите играть в американский футбол за школу в следующем году, но вы не знаете, как попробовать свои силы? Если вы крупный парень, вы можете рассмотреть игру в обороне. Это очень выгодная позиция, вы сможете получить много славы от игры. Тренер всегда ищет хороших защитников, которые могут помочь в защите. Эта статья поможет вам в том, как стать именно таким.

Шаги

  1. 1 Футбольный сезон начинается в конце лета. Если вы читаете это примерно в середине зимы, то у вас есть время для тренировок. Если вы высокий, медлительный, не меткий, эта статья поможет сделать вас лучше. Если вы уже хороший спортсмен, быстрый и сильный, это здорово, но вы все равно должны обучаться.
  2. 2 Расписание занятий любого футболиста включает в себя работу с весом и кардио тренировки. Для выполнения этих шагов запишитесь в тренажерный зал. Большинство тренажерных залов имеют все, что нужно для вашего обучения и многое другое. Даже если у вас уже есть тренажеры дома, настоятельно рекомендуется присоединиться к тренажерному залу. Но если вы настаиваете на работе на дому, вы должны делать жим лежа, заниматься на беговой дорожке или велотренажере и на турнике.
  3. 3 Перед тем, как начать заниматься, вам понадобится правильное расписание. Вы не должны тренировать одни и те же мышцы каждый день. Вы должны обучать различные группы мышц каждый день. Следующие несколько шагов покажут вам хороший график, вы можете ему следовать. Если вам нужна помощь в выполнении тренировок, посмотрите в поиске Google о том, как их делать.
  4. 4 Начните с кардио тренировки. Она должна выполняться каждый день. Независимо от того, какие вы мышцы тренируете, вы должны начать, по крайней мере с 20 минутной кардио разминки. Ваша кардио разминка должна включать беговую дорожку, велотренажер или, может быть езду на реальном велосипеде. Вы должны также включить в свои кардио тренировки бег на 40-ярдов (36,6 м) с грузом или плавание.
  5. 5 В 1-й день тренировки вы должны работать грудью и плечами. Упражнения, которые можно выполнять и задействовать эти мышцы, является жим лежа, отжимания и вис на турнике. Для того чтобы стать защитником, вы должны получить большую мышечную массу. Таким образом, вместо того, чтобы сидеть, делайте 400 повторений с каждыми 45 фунтами (20,41 кг), если выберете больший вес, то можно делать меньше повторений. Вы должны сделать 3 подхода в общей сложности и около 8 повторений. Если вы устали, то снизить вес, это нормально. Сделайте 3 подхода и снижайте количество повторений каждый раз. Обязательно пейте много воды или напиток Gatorade во время тренировки (Gatorade с сахаром. Вы также можете попробовать Powerade Zero. На вкус он как Gatorade, но без сахара)
  6. 6 На 2-й день вы должны тренировать верхнюю часть спины и руки. Упражнения, которые можно сделать для этих мышц необходимо делать со штангой или гантелями, подбородок подымайте вверх, работайте бицепсами и запястьями. Сделайте то же количество подходов и повторений, как на вашей первой тренировке.
  7. 7 День 3 является наиболее важным, потому что вы будете работать с нижней частью тела. Почти каждая позиция в футболе требует сильных ног, потому что ваши ноги являются решающими для скорости и удара мяча. Тренировки, которые можно сделать для нижней части тела включают приседания, становую тягу, сгибание ног, поднимание ног и икроножных частей. Сделайте то же количество повторений в другие дни. Вы должны работать 6 дней в неделю. Старайтесь не пропускать.
  8. 8 Чтобы получить оптимальные результаты от тренировок, вы также должны питаться здоровой пищей. Если вы привыкли есть вредную еду каждый день, вы должны изменить ваши привычки в еде. Вместо приторных зерновых и кофе, загруженного сахаром на завтрак, попробуйте яичные белки с сыром и немного арахисового масла на пшеничный тост со стаканом апельсинового сока. Вместо того, чтобы перекусывать картофельными чипсами и печеньем весь день, попробуйте перекусывать фруктами и арахисовым маслом (убедитесь, что вы употребляете много арахисового масла, это отличный источник белка и он помогает строить больше мышц). На ужин, убедитесь, что вы едите достаточно мяса и овощей. Пейте больше воды. Старайтесь свести поедание сладостей к минимуму.
  9. 9 Если вы будете следовать этим рекомендациям, то должны быть в хорошей форме к тому времени, когда начнутся игры. Играя в защите, ваша цель состоит в том, чтобы устраивать различные препятствия и останавливать наступление в игре, перед тем как игра пойдет дальше. Мяч должен находиться в центре. Игра может проходить за пределами бекфилд и вы должны остановить мяч, пытаясь выбить его наружу. Если тейлбек или другой игрок делает подсечку, или что-то запрещенное, вы должны остановить их.
  10. 10 Как только вы доберетесь до линии, вы должны стать в позицию 2 игрока сзади (если вы не знаете, где именно это сделать, просто наблюдайте за принимающим игроком). Вы должны знать, в какую сторону сдвинуться. Просто убедитесь, что вы стоите немного за пределами последнего игрока на наступательной линии.
  11. 11 Когда мяч разыгрывается, вы должны бежать к линии. Не бегите прямо на квортербека, иначе вы оставите свою зону защиты открытой. Попробуйте добраться снаружи. Игроки, очевидно, будут пытаться остановить вас. Если игрок пытается втолкнуть вас внутрь, не позволяйте ему. Передвигайтесь снаружи. Другой игрок может попытаться опередить вас. Избегайте блокировок, и вы получите мяч.
  12. 12 Доберитесь до игрока с мячом. Ухватите его за нижнюю часть тела, задействуйте всю вашу силу на это. Схватите его за талию, сохраняя самообладание, и повалите на землю. Не позволяйте ему перебраться через вас, это может подразумевать разницу между 4-м и 2 м приземлением. Если вы доберетесь до квортербека, он бросит мяч, окажите давление на него.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

В ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ

Курский государственный медицинский университет

Игровые упражнения являются золотым запасом в багаже каждого футбольного тренера, с помощью которого возможно решение практически любых задач физической, технической и тактической подготовки. Они позволяют повышать мастерство всех спортсменов – от начинающих до высококвалифицированных.

Игровые упражнения – это физические упражнения, проводимые с использованием методических приемов игры, когда физические упражнения, сохраняя свою сущность, приобретают игровую окраску .

Сущность метода упражнений состоит в неоднократном выполнении игроками двигательных действий. Использовать упражнения необходимо целенаправленно, чтобы они вписывались в учебно-тренировочный процесс футболистов.

понимает под игровыми упражнениями в тренировке футболистов такие физические упражнения, в которых используются те или иные методические особенности игры. При этом игровым упражнениям присущ соревновательный момент, дающий возможность по конкретным показателям определять победителя .

Игровые упражнения определяются спецификой футбола и в то же время отличаются от этой игры. Они включают элементы соревновательных действий, их варианты, а также движения и действия, сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей. Поэтому игровые упражнения могут быть дифференцировано направлены на развитие физических качеств, формирование и совершенствование навыков, необходимых футболисту.


Особенностями игровых упражнений являются:

Ярко выраженная эмоциональность двигательных действий;

Близость отдельных движений к целостным действиям в игре;

Комплексное воздействие двигательных, физических и психологических качеств;

Определяющая роль каждого игрока и взаимосвязь функций всех играющих;

Наличие элемента состязательности .

В каждом отдельном игровом упражнении отмеченные выше особенности могут выражаться по-разному в зависимости от конкретного содержания и вида игрового упражнения, способа его проведения и подготовленности футболистов.

Одна из немногочисленных попыток классифицировать игровые упражнения в футболе предпринята. Автором предлагается подразделить игровые упражнения на группы, исходя из задач действий, составляющих смысловую структуру игры и их воздействию на развитие тех или иных качеств футболиста. Всего выделяется пять групп:

1. Группа упражнений, направленная на обучение и совершенствование техники.

2. Упражнения, связанные с тактической подготовкой футболистов.

3. Упражнения для разминки перед соревнованиями и тренировкой.

4. Упражнения, направленные на совершенствование физической подготовки футболистов.

5. Общеразвивающие упражнения .

В учебно-тренировочном процессе футболистов чаще всего применяются такие виды игровых упражнений как «квадраты»: 4х2; 5х2; 3x3, 4x4, 5x5, 6x6, 7x7.

Усложнение условий в игровых упражнениях осуществляется следующими способами: включением различного числа противодействующих игроков выполнению действия; игры на уменьшенных или увеличенных площадках; увеличение числа взаимодействующих партнеров; регулирование сопротивления противника; включение дополнительных правил.

Комплекс игровых упражнений для совершенствования у футболистов групповых тактических действий в нападении разработал. Комплекс включает 5 групп упражнений, систематизированных с учетом тактической сложности решаемых в процессе их выполнения игровых задач:

Упражнения для овладения передачей мяча как групповым тактическим действием через совершенствование и согласование входящих в его содержание индивидуальных технико-тактических действий;

Упражнения для совершенствования передачи мяча в рамках тактических комбинаций;

Игровые упражнения «2 на 1» с применением передач в рамках тактических комбинаций;

Игровые упражнения «2 на 2» с применением передач в рамках тактических комбинаций;

Игровые упражнения, моделирующие соревновательные условия для применения групповых тактических действий в рамках тактических комбинаций.

В своем исследование автору также удалось установить, что игровая ситуация «2 на 2» является исходной «клеточкой», из которой рождаются все возможные варианты игровых ситуаций, обусловленных расположением и передвижением мяча и игроков обеих команд .

Поскольку основу тренировочного процесса футболистов составляют физическая, техническая и тактическая подготовка отобранные нами игровые упражнения были распределены в три комплекса.

Первый комплекс составили игровые упражнения, направленные на развитие координационных способностей и быстроты футболистов.

Эти упражнения следует использовать, или в конце подготовительной части тренировочного занятия, или в начале основной части.


Второй комплекс игровых упражнений, направлен на совершенствование техники футболистов.

В него вошли следующие задания:

Ведение мяча с обводкой фишек. Игроки делятся на две команды. Игроки первой команды каждый с мячом выполняют ведение мяча с обводкой 5 фишек, расположенных на разном расстоянии друг от друга, на отрезке 7 м туда и назад. Задача как можно быстрее обвести фишки;

Игра проводится на ограниченном участке поля. Каждый игрок, в том числе и водящие (их может быть два-три), имеет мяч. По сигналу все игроки выполняют ведение мяча по полю, следя за водящими и уклоняясь от встречи с ними. Задача каждого водящего – попасть своим мячом в мяч других футболистов. Если это удастся, водящий меняется ролью с этим игроком;

Игроки располагаются по углам площадки каждый со своим мячом. По сигналу игроки перемещаются из угла в угол, ведя мяч. Все игроки должны обязательно пробежать между двумя фишками, установленными в середине площадки. При ведении мяча игроки не должны задевать друг друга. Побеждает тот, кто больше раз проведет мяч между фишками;

Ведение мяча с обводкой фишек и соперника. Игроки делятся на две команды. Игроки первой команды каждый с мячом выполняют ведение мяча с обводкой 3-5 фишек, а затем пытаются обвести защитника, стараясь завести мяч за линию, обозначенную за спиной защитника. После чего игроки меняются ролями;

Игроки выполняют ведение мяча с обводкой соперника один против одного в квадрате 4х4, 5х5, 6х6, 7х7 м. Упражнение выполняется в течение 2-3 минут;

Участвуют две команды по 7 человек, игра проводится 2 мячами. Задача сделать передачу партнеру между двух колпаков. Если прошла точная передача между колпаками своему партнеру, команде дается 1 очко. Очко не засчитывается, если при передаче мяча колпак упал, а также, если передача перехвачена или партнеру не удалось принять мяч. Нельзя выполнять передачу дважды подряд между одними и теме же колпаками. Расстояние между колпаками – 1 м. Побеждает команда, набравшая больше очков;

Игра в квадрат 4х2. Каждый из четырех игроков располагается на середине линий квадрата. Их задача передавать мяч друг другу, не совершая более двух касаний. Ещё два игрока находятся в середине квадрата. Их задача – перехватить мяч. Игрок, совершивший ошибку при передаче или остановке мяча, становится водящим;

Две команды с произвольным количеством игроков, несколько полей размером 20х5, посредине поля с помощью переносных ворот намечаются ворота шириной 1,5 м. Игроки попеременно пытаются поразить ворота. Победителем становится та команда, которая по истечении времени больше забьёт голов;

Играют по две команды на площадке по три игрока в каждой. В центре площадке обозначается круг диаметром 6 м. В центре круга устанавливается медицинбол. Команда владеющая мячом, стремиться попасть им в медицинбол, лежащий в центре круга, при потери мяча эта команда защищает круг. Игрокам не разрешается переступать линию круга. Если мяч уходит в аут или остается в кругу, то игра продолжается вбрасыванием. Побеждает команда попавшая большее количество раз в медицинбол;

Играют 4 против 4. Каждая команда стремится с помощью ударов отогнать соперника от его основной линии. Засчитывается очко если мяч коснется земли за основной линией. Команды располагаются на одном расстоянии от средней линии. Одна команда начинает игру дальним ударом в направлении основной линии соперника. Мяч кладут на место, где он коснулся земли, соперник пробивает его с той же целью. Заранее устанавливается последовательность пробивания мяча игроками;

На каждой линии, разделяющей поле на зоны, стоит игрок соперника. Игрок, ведущий мяч, пытается последовательно обвести своих трех соперников. При потере мяча он получает его обратно и атакует следующего игрока. Игрокам защиты не разрешается оставлять линию разметки. За каждого обведенного игрока начисляется очко. Побеждает тот кто наберёт большее количество очков;

Удары в стену поочередно правой и левой ногой на расстоянии 3 метров в течение 1 минуты. Побеждает игрок, который больше всех сделает ударов в стену.

Игровые упражнения второго комплекса следует применять в первой половине основной части тренировочного занятия футболистов.

Третий комплекс игровых упражнений, направлен на совершенствование технико-тактических действий футболистов.

Комплекс составили следующие игровые упражнения:

Игра с защитой трех ворот. Игра проводится 2 мячами. Участвуют две команды по 7-8 игроков, каждая команда защищает ворота 3x2 м и двое малых ворот. Разделение на защитников и нападающих отсутствует, технико-тактические действия не регламентируются. Тренер периодически дает два свистка. Это означает, что атаковать можно только малые ворота. Такая мера предусматривает быструю смену направления атаки. После длинного свистка атаку можно проводить в любые ворота. Выигрывает команда, забившая больше мячей;

Участвуют 2 команды по 7 человек. 3 защитника каждой команды действуют только на своей половине поля, тогда как н нападающих – только на половине поля соперника. При овладении мячом защитники пытаются передать мяч своим нападающим на половину поля соперника, которые стремятся провести результативную атаку;

Игровое поле разделено на 3 зоны. Игра проводится 2 мячами. Участвуют две команды по 8 игроков: вратарь, 3 защитника, 2 полузащитника и 2 нападающих, играющие в своих зонах. Один из нападающих имеет право отходить в среднюю зону, один из полузащитников играть в зоне атаки. Игрок, сделавший точную передачу своим партнерам в другую зону, имеет право подключиться в эту зону. При срыве атаки игрок обязан быстро вернуться в свою зону. Выигрывает команда, забившая больше мячей;

Участвуют две команды по 8 человек, включая вратарей. Поле разделено на 3 зоны: зона «белых», зона «черных», зона, где играют только вратари. Игра ведется 4-5 мячами. Для того чтобы нанести удар по воротам, надо сбить любой колпак на поле соперника. На каждой половине поля по 6 колпаков. Правила розыгрыша углового и свободного от ворот отсутствуют. Вратари активно подают мячи после ударов по воротам. Побеждает команда, забившая больше мячей;

Игра 4 против 4 на площадке 24 на 12 м с маленькими воротами. При первой возможности футболисты должны бить по воротам – 4 тайма по 2,5 минуты;

Игра 4 на 4 на площадке 24 на 12 м, с 4 маленькими воротами – 5 минут;

Игра 2 на 2 на площадке 10 на 15 м, 2 тайма по 3 минуты;

Игра 2 против 2 на площадке не более чем 20 на 20 м, с маленькими воротами, без вратарей. Два футболиста, владеющих мячом, постоянно перемещаются, контролируя мяч, и при первой возможности бьют по воротам – 3 тайма по 1,5 минуты;

Квадрат 3х3 на площадке 15 на 15 м с заданием остановить мяч на бровке «противника». Первая тройка начинает упражнение и повторяет его 4-5 раз, каждый раз начиная его с исходного положения (есть 2 варианта завершения упражнения: мяч зафиксирован на бровке соперника или потерян в борьбе). После этого упражнение выполняет вторая тройка, победитель определяется по числу доставок мяча на бровку соперника;

3 против 1. Площадка 20х20 м. Три игрока с мячом путем правильного выхода на свободное место должны удерживать мяч. Игрок защиты пытается отобрать его. Если защитник коснется мяча, или он выйдет в аут, то защитник меняется с одним из игроков, передающих мяч;

Игра 4х4 на площадке 30 на 20 м. После каждой остановки игры, мяч вводится набрасыванием на стопу или бедро – 2 тайма по 3 минуты;

Игра 3х3 на площадке 15 на 10 м с использованием внутренней стороны стопы для остановок и ведения мяча, а также для ударов по воротам;

6 команд по 2 футболиста в каждой, игра 2 против 2 на площадке 10 на 5 м, ворота 1 х 1 м. Два тайма по 2 минуты каждый, пауза отдыха – 2-3 минуты. Каждая команда проводит по 2 игры;

Игра один против одного – вести мяч, не убегая от противника, а укрывая от него корпусом мяч, перекатывать его подошвами правой и левой ног;

Игра в квадрат 3х3 на площадке 25 на 20 м с одним нейтральным в 2 касания. Остановки мяча, как правило, внутренней стороной стопы;

На каждом из площадок играют 4 против 3. Четверка игроков нападает и, чтобы получить очко должны передать мяч своему партнеру в углу игрового поля, меняя фланг. Остальные три игрока защищаются.

Игровые задания данного комплекса следует реализовывать во второй половине основной части тренировочного занятия футболистов.

Эффективность разработанных комплексов проверялась в ходе педагогического эксперимента, результаты которого показали значительное повышение физической и технической подготовленности футболистов, а также уровня владения ими групповыми технико-тактическими действиями.

Литература

1. Вихров в тренировке футболистов. – Киев: Здоровье, 1983. – 96 с.

2. , Кореневская игры в учебно-тренировочных занятиях футболистов: методические указания. – Смоленск, 1994. – 33 с.

3. Психомоторика: словарь-справочник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychomotor. academic. ru.

4. Фаттахов групповых тактических действий юных футболистов на основе применения игровых упражнений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Набережные Челны, 2011. – 25 с.

Игровая установка:

Двое маленьких ворот установлены на одном конце поля 14 х 18м. Противоположная линия поля выполняет функцию контрольной линии.

Основная последовательность:
Первый нападающий из команды «А» атакует двое ворот сразу. Если он не сможет обвести двух защитников, он может в любое время отдать мяч своему партнеру, ждущему за контрольной линией, чтобы он продолжил атаку. Если защитники отнимут мяч, они могут заработать очко, проведя его за контрольную линию.

Для защитников:
Старайтесь избежать фланговых атак. Если нападающий атакует в центре, старайтесь встретить его так, чтобы партнер прикрывал вас сзади.

Игровая установка:
Два поля 14 х 18м расположены рядом друг с другом (сторона к стороне). Каждое поле имеет одни ворота на одной стороне и двое на другой. На каждом поле команда из двух игроков играет против команды из трех.

Основная последовательность:
Два игрока из команды «А» защищают свои ворота от трех игроков из команды «Б»; если они выигрывают мяч, они могут атаковать двое ворот на противоположной стороне. Пока одна группа играет, другая отдыхает.

Для защитников:
Игрок с мячом должен быть атакован и остановлен.
Свободный защитник пытается пресечь попытки атакующего забежать или дать пас в зону находящуюся возле ворот.

Игровая установка:
Игровое поле с одними воротами поделено вдоль на два одинаковых поля. Контрольная линия установлена напротив ворот на расстоянии 36м. Команда «А» из четырех человек защищает ворота, против команды «Б» из шести игроков.

Основная последовательность:
Трое из атакующих назначены на одну из половин, и не могут покидать ее. А все четверо защитников могут следовать за мячом свободно, и пересекать центральную линию, чтобы создавать ситуацию 4 на 3. Если команда «А» выигрывает мяч, они могут заработать очко проведя его через контрольную линию.

Для защитников:
Все защитники должны следовать за мячом. Вратарь играет на выходе и перехватывает мяч как «чистильщик». Задача защитников пресечь любую возможность удара по воротам.

1 на 1 защитник против нападающего

Игровая установка:
Двое ворот установлены на расстоянии 28 метров друг от друга. Игроки разделены на две команды с равным количеством игроков. Команды расположены на линиях ворот против друг друга. У каждого члена команды «А» есть мяч.

Основная последовательность:
Первый игрок из команды «А» дает пас своему оппоненту из команды «Б», и тут же бежит защищать ворота 1. Игрок «Б» пытается забить гол ворота 1, но если игрок «А» выиграет мяч он может атаковать ворота 2.

Для защитников:
Жесткий прессинг оппонента, быстрое сокращение расстояния до противника. Постарайтесь «вытолкнуть» оппонента ближе к бровке поля. Встречайте противника в том направлении в каком он хочет провести мяч.

Игровая установка:
Игроки поделены на пары защитник/атакующий и играют 1 на 1 в одни ворота. У каждого нападающего есть мяч. И еще один игрок (дополнительный) стоит на расстоянии 22м от ворот.

Основная последовательность:
Атакующий делает длинную передачу «дополнительному» игроку и пытается убежать от своего оппонента, открыться для получения мяча. Если нападающий получает пас то он пробует забить гол. Если защитник выиграет мяч, то он может заработать очко проведя его через линию на которой стоит «дополнительный» игрок. После этого начинает следующая пара.

Для защитников:
Стартуйте за нападающим, но убедитесь в том, что открыто поле зрения и путь к мячу свободен. Оставайтесь с нападающим так близко, как можете, но избегайте столкновений. Старайтесь не позволять атакующему повернуться лицом к воротам. Легче всего отнять мяч, когда атакующий поворачивается к воротам после получения мяча.

Игровая установка:
На расстоянии 22м от ворот обозначена лини, которая поделена на три одинаковых части. Четыре защитника располагаются между ней и воротами. На расстоянии 8м от линии находятся три защитника с мячами.

Основная последовательность:
Первый нападающий ведет мяч к воротам через свою секцию. Ближайшие к нему защитники пытаются отнять мяч, а ближайший тоже начинает нападать, только через свою секцию.

Для защитников:
Два боковых защитника пытаются «вытолкнуть» нападающих за пределы поля. Когда атакует центральный защитник, два внутренних защитника пытаются окружить его. Защитники всегда должны пытаться превосходить по численности нападающих.

4 НА 4, НА ТРОЕ МАЛЕНЬКИХ ВОРОТ.

Игровая установка:
4 х 4 на поле 36 х 27м. Трое маленьких ворот по 2,5м установлены на одной стороне.

Основная последовательность:
Четверо нападающих пытаются обвести защитников и провести мяч через любые из трех ворот. Если защитники выигрывают мяч, то они могут заработать очко, проведя мяч через контрольную линию находящуюся напротив ворот.

Для защитников:
Все защитники смещаются за мячом. Если «ваш» нападающий сменил позицию, не следуйте за ним просто прикрывайте партнеров. Не реагируйте; действуйте! Вы можете повлиять на то, где и как ваш противник будет атаковать.

4 НА 4 С ВОРОТАМИ И КОНТРОЛЬНОЙ ЛИНИЕЙ.

Игровая установка:
Контрольная линия прочерчена поперек стандартного поля, на расстоянии 40м от ворот. Играют две команды по четыре человека в каждой.

Основная последовательность:
Команда «А» пытается забить гол. Команда «Б» пытается им помешать, смещаясь по мячу как одно целое, овладев мячом, они должны провести его через контрольную линию.

Для защитников:
Все игроки перемещаются за мячом. Вратарь действует как «чистильщик». Расстояние между защитниками должно быть как можно меньше. Не приближайтесь слишком сильно к другим защитникам, у каждого должна быть своя игровая зона.

5 НА 4 С ВОРОТАМИ И КОНТРОЛЬНОЙ ЛИНИЕЙ.

Игровая установка:
Контрольная линия прочерчена поперек стандартного поля на расстоянии 45м от ворот. Две команды играют в этой зоне. Команда «А»: задняя четверка плюс оборонительный центральный игрок. Команда «Б» пять атакующих (два форварда, два боковых полузащитника и центральный полузащитник).

Основная последовательность:

Для защитников:
Все защитники перемещаются за мячом. Вратарь действует как «чистильщик». Используйте искусственный офсайд каждый раз когда это возможно. Прессингуйте игрока с мячом или прикрывайте партнера.

5 НА 6, НА ОДНИ ВОРОТА И КОНТРОЛЬНАЯ ЛИНИЯ.

Игровая установка:
Две контрольные линии (по 9м) отмечены на каждой стороне поля на расстоянии 45м от ворот. Команда «А»: задняя четверка и два полузащитника. Команда «Б»: пять человек (два форварда, два боковых и один центральный полузащитник).

Основная последовательность:
Команда «Б» атакует ворота, а команда «А» мешает им перемещаясь за мячом. Если они отнимут мяч, они должны немедленно провести его через контрольную линию. Вратарь участвует в атаке со своей позиции. Искусственный офсайд может использоваться как защитная тактика (удачная попытка = одно очко).

Для защитников:
Все защитники перемещаются за мячом. Вратарь действует как «чистильщик». Используйте искусственный офсайд каждый раз когда это возможно.

Варианты:
6 х 6: в команде «Б» добавляется центральный защитник.

6+2 НА 5+2, ДВОЕ ВОРОТ И КОНТРОЛЬНАЯ ЛИНИЯ.

Игровая установка:
Две контрольные линии (по 9м) отмечены на каждой стороне поля на расстоянии 45м от ворот. Две команды играют на этом промежутке так же как и в предыдущем упражнении. Четыре дополнительных игрока играют 2 х 2, между контрольной линией и вторыми воротами.

Основная последовательность:
Команда «Б» (5 игроков) атакует ворота, а команда «А» (6 игроков) мешает им перемещаясь за мячом. Если они отнимут мяч, они должны сначала провести его через контрольную линию, а потом отдать пас одному из дополнительных форвардов, которые играют 2 х 2 чтобы забить во вторые ворота.

Варианты:
Защита получает одно очко за удачно реализованный искусственный офсайд. Только два дополнительных игрока расположены за контрольной линией, где они играют 1 в 1. когда одному из них (форварду) отдают пас все игроки могут присоединиться к ним чтобы помочь партнерам по команде.



Загрузка...