Выбери свой спорт

Ликбез. Введение и гл.1 «Межсезонка»

Средства подготовки биатлониста. В процессе многолетней подготовки биатлониста для развития волевых и физических качеств, обучения технике стрельбы и бега на лыжах, повышения уровня функциональной подготовки применяется необычайно широкий круг различных упражнений. Каждое из применяемых упражнений оказывает на организм биатлониста многообразное воздействие, но вместе с тем решение тех или иных задач подготовки зависит от целенаправленного применения определенных упражнений. Точный выбор упражнений при обучении и тренировки во многом определяет эффективность многолетней подготовки на всех ее этапах. Во всех случаях подбора упражнений следует из взаимодействия навыков при обучении и физических качеств при тренировки, используя их положительный перенос с одного упражнения на другое.

В биатлоне при подборе упражнений необходимо учитывать больший или меньший перенос навыков и качеств с различных применяемых упражнений на способы стрельбы и передвижения на лыжах. Все физические упражнения, применяемые в подготовке биатлонистов, принято делить на следующие основные группы

Общеразвивающие упражнения, подразделяющиеся, в свою очередь, на две подгруппы: а) Общеразвивающие подготовительные; б) упражнение из других видов спорта.

В первую подгруппу включаются разнообразные упражнения без предметов и с предметами (набивные мячи, гантели, подсобные - отягощения, ядра и др.). Сюда же включаются упражнения с сопротивлением партнером и упругих предметов (амортизаторов резиновые, пружинные и т.п.). Наиболее широко общеразвивающие упражнения применяются юных биатлонистов и высоко квалифицированных. Во вторую подгруппу входят упражнения из других видов спорта, легкой атлетики, гребли спортивных игр, плавания и др. Эти упражнения применяются в основном бесснежное время года для развития физических качеств, необходимых биатлонисту. Упражнения подбираются так, чтобы наблюдался наибольший положительный перенос физических качеств, с применяемого вида на основной вид - биатлон. Так, для развития выносливости применяется кроссовый бег по пересеченной местности; для развития силовой выносливости - длительная гребля; для развития ловкости, координации движений и быстроты - спортивные игры (баскетбол, футбол) и т.д.

2. Специальные упражнения также разделяются на две подгруппы: а) специально подготовительные; б) специально подводящие. Специально подготовительные упражнения применяются для развития физических и волевых качеств, применительно биатлону. Специально подводящие упражнения применяются с целью изучения элементов техники способов передвижений на лыжах и стрелковой подготовке.

В группу специальных упражнений включаются упражнения, избирательно воздействующие на отдельные группы мышц, участвующие в определенных движениях, в способах передвижениях на лыжах (например, в отталкивании), а также широкий круг имитационных упражнений (на месте и в движении). Применение тренажеров значительно расширяет возможности воздействия специальных упражнений. Круг специальных упражнений, применяемых в тренировки биатлонистов, в настоящее время достаточно широк. Осенью объем и интенсивность имитационных упражнений увеличиваются, и способствуют развитию специальных качеств.

Общеразвиваюшие упражнения особенно важно подбирать в соответствии с особенностями избранного вида - биатлона. В подготовки биатлонистов сложился широкий круг упражнений, которые классифицируются по преимущественному воздействию на развитие отдельных физических качеств. Это разделение несколько условно, так как при выполнение упражнений, например на быстроту, развиваются и другие качества, в частности сила мышц.

Длительное выполнение разнообразных упражнений в какой - то мере способствует повышению и общего уровня выносливости.

Упражнения для развитие выносливости:

1. Бег на средние и длинные дистанции (по дорожке и кросс).2. Смешанное передвижение по пересеченной местности (чередование ходьбы и бега, бега и имитации в подъем).3. Гребля (байдарочная, народная).4. Плаванье на средние и длинные дистанции.5. Езда на велосипеде (по шоссе) и др. Все упражнения на развития выносливости выполняются с умеренной интенсивностью и длительностью в зависимости от этапа, периода, возраста и подготовленности.

Упражнения для развития силы:

1. Упражнения с отягощением собственным весом: а) сгибание и разгибание рук в упоре лежа и на брусьях; б) подтягивание на перекладине и кольцах; в) переход из виса в упор на перекладине и кольцах; г) лазание по канату без помощи ног; д) приседание на одной и двух ногах; е) поднимание ног в положение лежа.2. С внешними отягощениями (штанга, гантели, камни и другие подсобные предметы): а) броски, рывки толчки и жимы указанных предметов одной или двумя руками в различных направлениях; б) вращательные движения руками и туловищем (с предметами) и наклоны.3. Упражнения в сопротивлении с партнером (различные движения руками, туловищем и т.д.), передвижение на руках в упоре, партнер поддерживает за ноги, скачки в таком же положении и т.п.4. Упражнение с сопротивлением упругих предметов (резиновыми амортизаторами и бинтами, эспандерами) в различных положениях, разнообразные движения для всех групп мышц.5. Упражнения на тренажерах. Используются разнообразные тренажеры с тягами через блоки и отягощениями для всех частей тела и групп мышц в различных положениях.

Величина отягощений, количество повторений, интервалы отдыха и сочетание упражнений подбираются в зависимости от пола, возраста, подготовленности и квалификации биатлонистов и уровня развития силы отдельных групп мышц.

Упражнения для развития ловкости:

1. Спортивные игры.2. Элементы акробатики.3. Прыжки и прыжковые упражнения с дополнительными движениями, поворотами и вращениями.4. Специальные упражнения для развития координации движений. При развитии ловкости необходимо постоянно обновлять комплексы упражнений, так как они оказывают необходимый эффект лишь до тех пор, пока являются для спортсмена новыми. Применение освоенных упражнений не способствует развитию ловкости и координации движений.

Упражнения для развития гибкости:

1. Маховые и пружинистые с увеличивающейся амплитудой (для рук, ног и туловища).2. То же с помощью партнера (для увеличения амплитуды).

Все упражнения на развитие гибкости используются многократно, повторно с постепенным увеличением амплитуды, лучше их выполнять сериями по несколько повторений в каждой.

Упражнения для развития равновесия:

1. Маховые и круговые движения (для рук, ног и туловища), а также приседание на уменьшенной опоре.2. То же на повышенной опоре.3. То же на неустойчивой опоре.4. Ходьба, бег и прыжки на тех же видах опор.5. Специальные упражнения для развития вестибулярного аппарата.

В большом объеме применяются также специальные упражнения на развитие этого качества и совершенствование функций вестибулярного аппарата: наклоны головы вперед, назад вправо, влево; кружение и поворот головы, быстрые движения головой в различных положениях; повороты на 180 и 360 на месте и в движении: наклоны и круговые движения туловищем, кувырки вперед, назад в стороны, то же многократно с последующим выпрыгиванием вверх и с поворотами на 90-180 в прыжке и другие упражнения вращательного характера. Кроме этого, применяются разного ряда тренажеры (на неустойчивой, вращательной, качающейся, катящейся опоре) как развивающие равновесие, так и укрепляющие суставы.

Для развития скоростно-силовых качеств применяются различные прыжки и прыжковые упражнения - многократные прыжки с места, на одной и двух ногах из различных исходных положений в различных направлениях. Все прыжковые упражнения можно выполнять с отягощением. Очень важно при выполнении прыжков добиться максимально высокой скорости отталкивания. Для развития скоростно-силовых качеств целесообразно некоторые прыжковые упражнения выполнять с максимальной скоростью на время, например прыжки на двух ногах на отрезке 10 или 20 м, то же, но с преодолением 5-ти барьеров высотой 80 см и т.п. Для развития скоростно-силовых качеств мышц рук и плечевого пояса применяются разнообразные упражнения с внешними отягощениями, а также с отягощением собственным весом. Величина отягощений в различных упражнениях и для различных групп мышц меняется от малых (25 и более повторений), до средних (13-15повторений), но никогда не бывает большой придельной. Все упражнения выполняются в динамическом характере - с высокой скоростью. Возможно применение различных амортизаторов и эспандеров, приближающих упражнения к характеру движений в лыжных ходах. Но величина усилий и скорость движений при развитии и скоростно-силовых качеств в этих упражнениях должна превышать привычную для передвижения на лыжах. Скоростно-силовым упражнений можно считать и имитацию в подъем с палками и без палок, но выполняемую в высоком темпе.

Из перечисленных групп и примерных упражнений составляются комплексы. При этом необходимо учитывать, что условия выполнения упражнений могут изменить его направленность и конечно эффект от применения. Так, бег с высокой скоростью по ровному участку (по дорожке) развивает скорость, а бег в гору способствует развитию силы мышц.

В тренировке биатлонистов на общем фоне высокого развития силы, силовой выносливости, быстроты, ловкости и гибкости основное внимание уделяется стрелковой подготовке и ее скорострельности. Специальные упражнения широко применяются в подготовке спортсменов в различных видах лыжного спорта. В биатлоне для совершенствования элементов техники способов передвижения на лыжах используются имитационные упражнения и передвижения на лыжероллерах.

1.3 Стрелковая подготовка биатлонистов в подготовительном периоде

Специфическая особенность биатлона заключается в комплексном сочетании в одном соревновании различных по физиологическому воздействию на организм видов спорта - лыжная гонка и стрельба. Если лыжная гонка представляет собой продолжительную работу динамического характера, то спортивно-пулевая стрельба - статический вид спорта, требующий сосредоточения внимания, абстрагирования от посторонних раздражителей.

Анализируя данные научно-методической литературы по биатлону, можно отметить, что большое влияние на стрельбу оказывают внешние факторы: температура воздуха и сила ветра А.В. Пилин. Так, увеличение силы ветра до 5 м/с снижает результат стрельбы на 6±2%, а при снижении температуры воздуха на 15 и более градусов результативность снижается на 28±3%.

Отрицательное влияние, оказываемое лыжной гонкой на меткость стрельбы, отмечают большинство исследователей. Одна из основных задач - нахождение способа уменьшить это отрицательное влияние и тем самым улучшить спортивный результат. С этой целью в настоящее время в подготовке биатлонистов используется большое количество технических средств, регистрирующих выполнение отдельных элементов техники стрелкового упражнения В.А. Кинль.

Многие авторы Ю.С. Пядухов; В.Я. Субботин; Н.В. Астафьев, Н.Г. Б; и др. посвятили свои работы исследованию влияния физической нагрузки на результативность стрельбы. Ими показано, что физическая нагрузка значительно влияет на ведение прицельной стрельбы. Вместе с тем существуют разночтения относительно степени влияния интенсивности нагрузки на результат стрельбы.

Одни рекомендуют снижать темп передвижения перед стрельбой, что, по их мнению, увеличит вероятность качественной стрельбы Я.И. Савицкий; Н.В. Астафьев. По данным других авторов существует возможность ведения стрельбы при высоких пульсовых режимах (ЧСС 170-180 уд/мин), что позволяет сократить время пребывания на огневых рубежах.

Так, по данным В.Ф. Григоряна, при подходе к огневому рубежу ЧСС у спортсмена находилась в пределах 186-193 уд/мин. За время изготовки к стрельбе ЧСС снижалась в среднем на 8 уд/мин, а в процессе выполнения пяти выстрелов (в пределах 45-50 с) снижалась в среднем на 30 уд/мин. Однако отклонения пробоин от средней точки попадания и количество полученного штрафного времени от выстрела к выстрелу не уменьшалось, что, по мнению автора, свидетельствует о том, что между ЧСС и результатом стрельбы прямой зависимости не существует.

Третья группа исследователей считает, что необходим поиск индивидуального пульсового режима, при котором достигается наиболее высокая результативность выполнения стрельбы.

По данным обобщения научно-методической литературы по тактико-техническим действиям биатлонистов на огневых рубежах наблюдается тенденция снижения времени, затрачиваемого на изготовку и стрельбу, что обеспечивает значительное преимущество в общем времени преодоления дистанции.

Сильнейшие спортсмены-биатлонисты только за счёт сокращения времени пребывания на огневых рубежах добиваются преимущества в спортивном результате. К.С. Дунаев, Я.И. Савицкий, В.Я. Гельмут рекомендуют учитывать индивидуальные особенности биатлонистов в гоночной и стрелковой подготовке для выступления на спринтерских или индивидуальных гонках. Авторы установили, что в спринтерских гонках и эстафете спортивный результат в большей степени зависит от скоростных возможностей биатлониста, а в индивидуальных гонках решающее значение играет хорошая стрелковая подготовленность.

Динамика роста спортивных достижений в современном биатлоне обусловлена, прежде всего, тремя факторами: значительным улучшением результатов в лыжной гонке, повышением скорострельности и уменьшением времени пребывания на огневых рубежах, высокой точностью стрельбы и, как следствие этого, высокой плотностью результатов.

Вопросам методики тренировки в биатлоне посвятили свои исследования многие авторы В.А. Кинль, В.Ф. Тузов, А.И. Степнов, и др. Так, к примеру, ряд авторов в микроциклах соревновательного периода два занятия отводят лыжной подготовке (40%), одно - гонке с оружием без стрельбы (20%) и два - комплексной подготовке (40%); в предсоревновательном этапе соревновательного периода лыжной подготовке - 30% и стрелковой - 17%.

Е.А. Селюнин установил, что использование средств тренировки со скоростью передвижения 80-95% от соревновательной на всех этапах годичного цикла, снижает результативность стрельбы на 22±3%. Поэтому автор рекомендует планировать комплексную подготовку биатлонистов в циклических средствах с целью совершенствования специальной стрелковой подготовки, воспитания специальной выносливости на протяжении всего годичного цикла на околосоревновательных, соревновательных и вышесоревновательных скоростях.

Биатлон нельзя рассматривать как механическое соединение двух видов спорта: лыжной гонки и стрельбы. Раздельными специальными тренировками в гонках на лыжах и в стрельбе можно достичь высоких спортивных результатов в каждом из видов в отдельности, однако успешно реализовать такую подготовку в соревнованиях спортсмены могут не всегда. Только рациональное сочетание двух составных частей биатлона в комплексной подготовке может обеспечить успех.

Направленность на высшие достижения - главная закономерность тренировочного процесса в биатлоне. В тренировках биатлонистов она должна проявляться как выполнение определённых нормативов в гонке и стрельбе на каждом занятии, так и в достижении наилучших результатов на соревнованиях в течение сезона, ряда лет В.А. Кинль. В тренировочном процессе должна осуществляться всесторонняя подготовка биатлонистов, так как общая физическая подготовка создаёт фундамент, основу для специальной.

С точки зрения Я.И. Савицкого нельзя в достаточной мере развить такие качества как специальная, скоростная и силовая выносливость, столь необходимые спортсмену-биатлонисту для совершенствования специальной лыжной подготовки, если отсутствует разностороннее развитие силы, выносливости, быстроты. Также невозможно в совершенстве овладеть специфичными для биатлониста навыками в стрельбе: скорострельностью, стрельбой после физической нагрузки в сложных метеорологических условиях, если отсутствует достаточная стрелковая подготовка. Тренирующий эффект занятий во многом зависит от оптимального соотношения и сочетания занятий по специальной стрелковой, лыжной подготовке и комплексной тренировке С.В. Кочетков; Е.А. Лукунина.

В.А. Кинль установил, что большое значение при построении тренировок имеет постепенное увеличение нагрузок, обеспечивающее соответствие между функциональными возможностями организма спортсмена и предъявляемыми к нему требованиями. Постепенность в увеличении трудности, напряжённости и длительности учебно-тренировочных занятий играет решающую роль в развитии приспособительных процессов.

По мнению В.Н. Платонова управление тренировочным процессом спортсменов невозможно без установления количественных критериев и зависимостей, связывающих такие важные параметры физической нагрузки, как объём и интенсивность применяемых средств с ответной реакцией организма. Для оценки эффективности тренировочного процесса рекомендуется использовать систему комплексного контроля на разных этапах подготовки.

Система комплексного контроля должна включать все основные подсистемы контроля, так, например, педагогический, биомеханический, психологический контроль.

Как считает Н. С Загурский, подсистемы обеспечивают контроль по существу всех основных компонентов тренировочного процесса, включая интегральные характеристики, состояние здоровья, уровня функциональной, специальной физической, технико-тактической и психологической подготовленности, а также эффективности восстановительных мероприятий. Вместе с тем, с помощью системы комплексного контроля проверяется, анализируется выполнение программы подготовки спортсменов на различных её этапах, определяются рассогласования, вносятся соответствующие коррективы в программы, методы и средства подготовки.

Используя системы комплексного контроля можно установить уровень развития физической и специальной работоспособности, её изменения на этапах годичного цикла, выявить слабые и сильные стороны подготовки спортсменов и наметить пути дальнейшего тренировочного процесса. Эффективность управления в процессе спортивной тренировки во многом зависит от чётких представлений о структуре соревновательной деятельности Н.С. Загурский, А.Н. Степнов. По мнению этих авторов при построении тренировочного процесса следует исходить из необходимости достижения не только запланированного спортивного результата, но и планированной структуры и величины отдельных компонентов соревновательной деятельности спортсменов.

По С.В. Кочетков спортивный результат является тем организующим ("Системообразующим") фактором, которые предопределяют уровень функционирования системы, а также обеспечивает отбор и меру участия отдельных компонентов, необходимых для получения полноценного конечного результата.

Обобщая данные научно-методической литературы, направленные на оценку эффективности соревновательной деятельности в биатлоне следует отметить, что мнения специалистов о соотношении основных компонентов биатлона (гонки и стрельбы) для достижение более высокого спортивного результата расходятся. Так, Я.И. Савицкий, А.Н. Степнов считают, что наиболее весомый вклад в спортивный результат вносит гоночный компонент. С точки зрения Н.Г. Безмельницына главная роль принадлежит стрельбе. Другие авторы считают, что спортивный результат в эстафете и спринтерской гонке в большей степени зависит от скоростных возможностей, а в индивидуальной гонке решающее значение играет хорошая стрелковая подготовка.

В литературных источниках в малом количестве представлены сведения о структуре соревновательной деятельности юных биатлонистов, не выявлена роль отдельных компонентов соревновательной деятельности в достижении высокого спортивного результата.

Одной из важнейших задач отбора Ж.Н. Булгакова считает определение модельных характеристик спортсменов. Автор подчёркивает, что спортивный отбор должен основываться не только на знании модельных характеристик сильнейших спортсменов, но и на том, какими показателями они обладали на каждом этапе спортивного совершенствования. Знание процесса совершенствования позволяет, по мнению автора, более "прицельно" тренировать юных спортсменов.

Кроме того, определение модельных характеристик позволяет осуществить отбор спортсменов, оценивать уровень спортивно-технического мастерства и функциональных данных. Согласно результатам исследований, Осинцев В.В. можно выделить три уровня модельных характеристик: соревновательной деятельности, основных сторон подготовленности и ведущих систем организма.

Анализ соревновательной деятельности спортсменов позволяет выявить недостатки в его действиях при прохождении соревновательной дистанции. Причины этих недостатков выявляются при оценке показателей, относящихся ко второму уровню. Однако детальная оценка подготовленности спортсмена может быть дана лишь после анализа показателей, относящихся к третьему уровню. Наличие модельных характеристик различных составляющих спортивного мастерства позволяет оценить соответствие качеств и способностей демонстрируемому результату и на этой основе можно выявить сильные и слабые стороны в подготовке спортсмена.

А. В Пилин указывает, что в научно - методической литературе не существует общепринятой методики определения наилучших режимов направления стрельбы в биатлоне (справа - налево или слева - направо), а такая методика могла бы принести значительную пользу, поскольку от экономичности направления стрельбы в биатлоне в значительной мере зависит спортивно - технический результат на соревнованиях.

Н.В. Астафьев, Н.Г. Безмельницин указывают, что одной из специфических особенностей биатлона является то, что спортсмен выполняет прицельные выстрелы не по одной, а по пяти мишеням, расположенным в горизонтальный ряд. Амплитуда перемещения дульной части ствола оружия от 1 до 1,5 см. Указанный фактор приводит к снижению качества стрельбы биатлониста в том случае, если спортсмен не владеет навыком сохранения изготовки на протяжении серии выстрелов. Отклонения пробоин объясняются происходящим не произвольно перераспределением тонуса мышц, участвующих в удержании системы “ стрелок - оружие”.

А.А. Селюнин, В.Ф. Тузов предположили, что включение в тренировочный процесс идеомоторной подготовки будет способствовать повышению спортивно - технического мастерства биатлонистов. Специальная стрелковая разминка непосредственно при подходе к огневому рубежу в виде сеанса идеомоторной настройки приведёт в готовность весь психофизиологический аппарат спортсмена, что будет способствовать быстрой и точной стрельбе на высоких пульсовых режимах.

Е.А. Селюнин, В.Ф. Тузов установили, что комплексная подготовка биатлонистов с использованием высокоинтенсивных вариантов циклической нагрузки на скорости передвижения 80 - 90 % от соревновательной на всех этапах годичного цикла тренировки, а также применение общеразвивающих и специальных упражнений по круговому методу, дают возможность наиболее эффективно решать задачу повышения не только результативности, но также надёжности и стабильности стрельбы.

Анализ научно - методической литературы и обобщение практического опыта показали, что в процессе своего развития методика стрелковой подготовки биатлонистов постоянно совершенствовалась. Появились различные средства и методы тренировки, позволившие повысить её эффективность. Тем не менее, как показывает опыт, основной причиной недостатков в технике выполнения стрелкового упражнения является то, что тренеры, а также спортсмены не имеют объективных критериев оценки уровня мастерства и методов контроля за его совершенствованием.

В настоящее время в стрелковой подготовке биатлонистов используются и хронометрирование отдельных элементов выполняемого упражнения, оценка уровня стрельбы по мишеням и мишенным установкам, видеозапись. Применяются также простые технические средства и приспособления, позволяющие контролировать выполнение отдельных элементов стрелкового упражнения. Однако наблюдение за отдельными элементами малоэффективно, т.к. большое количество параметров техники стрельбы, интересующих исследователей и тренеров, требуют их систематизации, выявления взаимосвязи и оценки, которые возможны лишь на основе использования принципов системно - структурного подхода.

Перспективным направлением в области совершенствования движения является использование в педагогическом процессе так называемых средств срочной информации с обратной связью о количественных характеристиках выполняемых действий. Таким комплексом может стать стрелковый тренажер “Скатт”, дающий возможность получать всю информацию о микроструктуре техники выстрела и представлять ее на экране компьютера.

Направленность на высшие достижения - главная закономерность тренировочного процесса в любой спортивной специализации. Тренер должен реально учитывать возможности своих спортсменов, их индивидуальные способности в гонке и стрельбе, применяя наиболее эффективные средства и методы повышения подготовленности биатлонистов в слагаемых этого вида спорта.

В тренировочном процессе должна осуществляться всесторонняя подготовка биатлонистов, так как общая физическая подготовка создаёт фундамент, основу для специальной. Нельзя, например, в достаточной мере развить такие качества, как специальная, скоростная и силовая выносливость, столь необходимые спортсмену биатлонисту для совершенствования специальной лыжной подготовки, если отсутствует разностороннее развитие силы, выносливости, быстроты. Также невозможно в совершенстве овладеть специфичными для биатлониста навыками в стрельбе: скорострельностью, стрельбой после физической нагрузки, в сложных метеорологических условиях и т.д., - если отсутствует достаточная стрелковая подготовка.

Некоторые тренера по биатлону пренебрегают единством общей и специальной подготовки спортсмена, понимая специализацию как натаскивание в ограниченном количестве упражнений, специфичных лишь для биатлона: кроссовая подготовка (в бесснежное время), лыжная (зимой), выполнение стрелковых упражнений биатлона в различных вариантах. Что приводит раннему сходу спортсмена со спортивной арены. Соотношение же общей и специальной подготовки должно быть оптимальным и изменяться в зависимости от уровня тренированности спортсмена и периода тренировки.

Чем выше уровень тренированности спортсмена, тем больший удельный вес в его занятиях имеет специальная подготовка.

Тренирующий эффект занятий будет во многом зависеть также и от оптимального соотношения и сочетания занятий по специальной стрелковой и лыжной подготовке и комплексной тренировки. Большое значение при построении тренировок имеет постепенное увеличение нагрузок, обеспечивающее соответствие между функциональными возможностями организма спортсмена и предъявляемыми к нему требованиями. В процессе тренировок не следует усложнять условия выполнения задания в специально стрелковой и лыжной подготовке, повышая скорострельность за счёт увеличения темпа стрельбы, а также увеличивая объём и интенсивность нагрузки перед стрельбой, если спортсмен не достиг удовлетворительных результатов на предыдущих занятиях. Высокий уровень требований, предъявляемых к функциональным и приспособительным возможностям спортсмена, вызывает необходимость в волнообразном повышении нагрузок. Перепад нагрузок в малых циклах тренировки вызван необходимостью регуляции процессов утомления и восстановления, а на этапах и в периодах тренировки - запаздыванием организма спортсмена к большому объёму выполненной работы. Этим достигаются полноценное восстановление работоспособности и рост тренированности спортсмена.

Соревнования по биатлону характеризуются следующими особенностями:

1. Соединение в одном соревновании двух различных по основным двигательным навыкам и физическим качествам видов спорта, взаимно отрицательно влияющих друг на друга.

2. Усложнение условий гонки на лыжах и стрельбы.

В соревнованиях по биатлону лыжная гонка усложняется переноской оружия и боеприпасов, произвольным изменением интенсивности передвижения (при переходе от гонки к стрельбе и наоборот), а также некоторыми изменениями в технике передвижения.

Стрельбу приходится выполнять при значительно учащённом дыхании и сердцебиении, повышенном треморе отдельных мышц, в непродолжительное время и подчас в сложных метеорологических условиях.

Каждому этапу круглогодичной тренировки свойственна своя направленность занятий, на них решаются определённые задачи, преследующие общую цель - повышение уровня тренированности спортсмена, приобретение спортивной формы, сохранение её в период основных соревнований. Поэтому удельный вес видов специальной подготовки биатлонистов на каждом этапе будет различным, в зависимости от их значимости в решении поставленных задач.

При построении занятий необходимо также учитывать индивидуальную подготовленность спортсменов в отдельных слагаемых биатлона. Для этого используются различные средства и методические приёмы:

Акцентирование внимания на слабой стороне подготовки в плановых тренировочных занятиях;

Индивидуальные самостоятельные или внеплановые занятия под наблюдением тренера;

Увеличение удельного веса занятий в отстающем виде подготовки на летнем этапе подготовительного периода.

Основными средствами спортивной тренировки, используемыми на каждом этапе круглогодичного цикла, являются физические упражнения, которые по преимущественному решению тех или иных задач подразделяются следующим образом: 1) соревновательные (основные); 2) специально-подготовительные и 3) общеподготовительные упражнения.

Основными соревновательными упражнениями являются все способы передвижения на лыжах с оружием и без оружия, стрельба после прохождения отрезков дистанции в соответствии с условиями соревнований (в комплексных тренировках).

К специально-подготовительным упражнениям относятся передвижения на лыжероллерах, имитационные упражнения с лыжными палками и без палок в подъёме, стрельба в упражнениях биатлона в спокойном состоянии и после нагрузки.

К общеподготовительным относятся различные упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости и других качеств. Для повышения общей подготовки используются вспомогательные виды спорта: плавание, лёгкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, спортивно-пулевая стрельба, гребля.

Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие на организм и отражали специфику биатлона:

Для развития силы - упражнения с отягощениями, со штангой, метания и толкания различного рода тяжестей и др.;

Для развития быстроты движений и двигательной реакции - бег на короткие и средние дистанции, различные ускорения, спортивные игры;

Для развития ловкости и координации движений - гимнастика на снарядах, акробатика, спортивные игры, упражнения в равновесии и на подвижных предметах, прыжки в воду, подводное плавание и др.;

Для совершенствования техники меткого выстрела - спортивно-пулевая стрельба из малокалиберного и пневматического оружия;

Для развития силовой выносливости - гребля, рубка и пилка дров и различного рода трудовые процессы.

Деление тренировочного процесса на строго определённые периоды обусловлено закономерностями развития спортивной формы, сезонно-климатическими условиями и календарём соревнований. Спортивная форма с педагогической точки зрения представляет собой гармоническое единство всех сторон оптимальной готовности спортсмена - физической, психической, спортивно-технической и тактической. Периоды тренировок - это последовательные этапы управления развитием спортивной формы. Годовой план принято разделять на следующие периоды:

1. Подготовительный. Его основная задача заключается в создании предпосылок для приобретения спортивной формы и её становления.

2. Соревновательный. Тренировки в этот период направлены на сохранение достигнутой спортивной формы и её реализацию в соревнованиях.

3. Переходный. Период активного отдыха занимающихся. Его цель создать предпосылки для повышения уровня работоспособности спортсменов на следующем этапе круглогодичной тренировки.

Переходный период.

В данном периоде (апрель) спортивная форма временно утрачивается, в организме спортсмена завершаются длительные перестройки, вызванные предыдущими занятиями, усиливаются в сторону ассимиляции обменные процессы. Основная особенность этого периода - спад нагрузки, как по объёму, так и по интенсивности; занятия приобретают форму активного отдыха. В данном периоде решаются следующие задачи:

Совершенствование техники передвижения на лыжах (если есть снег); устраняются те ошибки в элементах техники, которые на предыдущих тренировках;

Совершенствование отдельных физических качеств (быстроты, гибкости, ловкости);

Совершенствование техники стрельбы.

Основными средствами на данном этапе являются передвижения на лыжах, общеразвивающие физические упражнения, вспомогательные виды спорта; применяются как в плановых занятиях, так и индивидуально.

Методы тренировки - равномерный и переменный. Плановые тренировки продолжительностью 2 - 2,5 часа проводятся не более трёх раз в неделю.

Весна и лето — традиционное время свадеб в зимних видах спорта. В любое другое время спортсменам просто не до того. Среди биатлонных новобрачных этого лета — лидер мужской сборной России . Олимпийский чемпион в эстафете показал себя человеком, не чуждым красивых широких жестов.

Предложение своей возлюбленной Луизе Сабитовой Шипулин сделал в кинотеатре на глазах у многочисленных зрителей. Запомнилась и сама свадьба с роскошным нарядом невесты и 7-часовым торжеством в 100-метровом тенте на берегу озера в Екатеринбурге, ради которого перекрыли часть территории городской зоны отдыха. Дату свадьбы держали в секрете, а часть гостей узнала точное место лишь накануне церемонии.

Однако после того, как свадьба состоялась, Шипулин сам поделился с прессой и поклонниками деталями церемонии и быстро обнародовал фото. Видимо, решил, что так проще будет избежать слухов и домыслов, которые неизбежны в подобных случаях. Медовый месяц пара провела на тренировочном сборе в Белоруссии.

Это не единственное радостное событие в большой биатлонной семье Шипулиных: у сестры Антона двукратной олимпийской чемпионки Анастасии Кузьминой в середине июля родился второй ребенок — дочь Оливия.


Итальянка Доротея Вирер, одна из самых эффектных биатлонисток мира на сегодняшний день, сочеталась браком со своим давним возлюбленным Стефано Коррадини, который сделал ей предложение на Олимпиаде-2014 в Сочи. Как и многие биатлонные свадьбы, это торжество не обошлось без специфических деталей: так, из церкви молодожены вышли через арку из лыж, выстроенную гостями. В отличие от Шипулина Вирер решила не смешивать работу с личной жизнью и пропустила следующий за свадьбой тренировочный сбор — тренерский штаб сборной Италии посчитал медовый месяц достаточно уважительной причиной.

Кстати, свое платье с асимметричным подолом биатлонистка затем выставила на аукцион, чтобы направить вырученные средства детям пострадавшего от землетрясения Непала.

В начале июля замуж вышла и Екатерина Глазырина. Избранником призера этапов Кубка мира стал детский тренер по имени Антон. Биатлонистка пропустит предстоящий сезон, поскольку осенью готовится стать мамой. После рождения ребенка Глазырина собирается возобновить карьеру.

Расслабляются

По ходу соревновательного сезона умные спортсмены обычно тщательно берегут себя. Никаких экстремальных развлечений или потенциально травмоопасных занятий. Некоторые, как Оле Эйнар Бьорндален, даже не пожимают руки посторонним людям, опасаясь инфекции. Но отпуск и межсезонье — редкий шанс отвлечься и позволить себе попробовать что-то новое.

Екатерина Юрлова отдала даль горному туризму и скалолазанию.

Симон Фуркад попробовал модный вейкборд.

Впрочем, не стоит думать, что все лыжники и биатлонисты — сплошные экстремалы. Есть у них и тихие, мирные хобби вроде рыбалки.

Развлекают болельщиков

Межсезонье дает отличную возможность открыть для себя спортивных кумиров с неожиданной стороны. Например, увидеть, что не все они так серьезны, как можно подумать по ходу сезона. Вот обычно такая серьезная Кайса Макарайнен делает «ласточку» на роликах вместе с Мириам Гесснер.

На случай, если вы раньше видели представителей зимних видов спорта только в комбинезонах унисекс: социальные сети лыжников и биатлонистов летом вполне могут составить конкуренцию фильму «Супер Майк» и его идущему сейчас в российском прокате продолжению.

Мужская сборная России по лыжным гонкам:

У девушек тоже можно найти немало эффектных кадров. Вот, например, немецкая биатлонистка Мириам Гесснер:

А это Кайса Макарайнен...

Норвежская лыжница Тереза Йохауг:

Доротея Вирер:

Тренируются

В циклических видах спорта лето — время, когда закладывается база на весь сезон. Как потренируешься сейчас, так и будешь бегать зимой. Когда соревнования идут почти каждую неделю, как это происходит в лыжах и биатлоне, времени что-то исправить, не пропуская гонок, уже практически нет.

Сегодня следить за этим процессом можно практически в режиме реального времени. Понятно, что большие тренировочные секреты никто не расскажет. Но в век социальных сетей спортсмены дают своим поклонникам беспрецедентную возможность заглянуть за кулисы и увидеть детали рабочего процесса.

Особенно радуют в этом смысле российские лыжники, с радостью выкладывающие у себя самые необычные для простого болельщика с дивана виды активности.

Никита Крюков против Алексея Петухова:

Тимбилдинг от мужской сборной Норвегии по биатлону. Знаменитые чемпионы в парном разряде теннисисты братья Брайан трепещут.

Чемпионка мира — 2015 Екатерина Юрлова снова работает в финском Контиолахти вместе с Кайсой Макарайнен. У девушек теплые дружеские отношения.

Порой не обходится и без серьезных происшествий. Француза Симона Фуркада во время велосипедной тренировки зацепила машина. Биатлонист получил множественные ссадины и ушибы.


К счастью, судя по всему, обошлось без серьезных повреждений, и французский биатлонист продолжил подготовку к сезону.

Неожиданные проблемы возникли у Дарьи Домрачевой: олимпийской чемпионке поставили диагноз «мононуклеоз», который несовместим с серьезными физическими нагрузками.


Сейчас героиня Олимпиады в Сочи отдыхает, не тренируется и поправляет здоровье. Дарья сообщила, что в случае необходимости готова пропустить сезон. Однако до этого может и не дойти.

В прошлом году то же заболевание было диагностировано у француза Мартена Фуркада. Лидер мужского биатлона не стал делать паузу в карьере, лишь несколько облегчил режим тренировок и, хотя по ходу сезона олимпийский чемпион выглядел не так мощно, как все привыкли за последние пару лет, все же оставил за собой победу в общем зачете Кубка мира. Пожелаем и Дарье отделаться как можно меньшими потерями.

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на зимних видов спорта.

Контрольная работа по теории физической культуры

тема:

“Построение тренировочного процесса в системе многолетней подготовки (на примере юных биатлонистов)

Выполнил:

Заочное отделение 3 курс

5 группа АФК

План:

1. Введение стр.3

2. Построение тренировочного процесса юных биатлонистов в системе многолетней подготовки

а. Введение стр.4

б. Годовой план стр.4

в. Тренировка в подготовительном периоде стр.5

г. Тренировка в соревновательном периоде стр.6

д. Тренировка в переходном периоде стр.6

3. Заключение стр.7

4. Список литературы стр.9

1. Введение

Рассматривая многолетнюю спортивную тренировку как целостную систему, мы попытались вычленить ее основные структурные компоненты или подсистемы. Но поскольку ни одна из этих подсистем не существует как нечто самостоятельное, они могут быть четко охарактеризованы лишь в ходе теоретического анализа. В этом аспекте очень важно уяснить, что собой представляет структура построения тренировочного процесса. Под понятием «структура» подразумевается

определенная взаимосвязь, взаиморасположение составных частей, характеризующее строение, устройство чего-либо.

В многолетнем планировании как целостной системы происходит непрерывное «изменение» всех структурных элементов.

разделил общую структуру многолетнего тренировочного процесса на микро- (малые), мезо - (средние) и макро - (болыние) циклы (части) тренировки. Многие специалисты поддержали эту классификацию.

впервые охарактеризовал эти части: микроциклы - совокупность нескольких тренировочных занятий, составляющих относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса; мезоцикл - относительно законченный

ряд микроциклов (этап, месяц); макроциклы – совокупность мезоциклов, длительность их от полугода (например, подготовительный период) до четырех лет (олимпийский период подготовки).

В теоретико-методических рекомендациях ведущих специалистов и в реальной практике подготовки ведущих спортсменов можно выделить ряд принципиально различных подходов к организации нагрузок в годичном цикле. Наиболее разработанными в методическом

плане, получившими широкое практическое применение можно признать три концепции построения круглогодичной подготовки спортсменов:

Традиционную периодизацию с одним, двумя и тремя пиками

подведения к наиболее ответственным соревнованиям, всесторонне

обоснованную в работах, ;

«блочную» сопряженно-последовательную с концентрацией средств СФП в начале каждого из двух больших этапов подготовки, предложенную и экспериментально подкрепленную в ряде прикладных работ представителей его школы;

Ориентированную на индивидуально присущие разным спортсменам оптимальные сроки вхождения в состояние спортивной формы и временную стандартизацию тренирующих воздействий модель годичного макроцикла, наиболее сильной стороной

Структура спортивной тренировки характеризуется наличием относительно обособленных звеньев тренировочного процесса:
а) тренировочные задания;

б) тренировочные занятия и их части;

в) микроциклы;

г) мезоциклы;

д) макроциклы;

ж) периоды.

Все эти звенья связаны друг с другом в единое целое.

Следует отметить, что современные представления о структуре тренировки не могут рассматриваться как неизменные. Они постоянно трансформируются, о чем свидетельствуют исследования и передовая спортивная практика последних лет.

На этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации в качестве нагрузки целесообразно применять стандартизированные тренировочные задания.

В своих работах рассматривает микро-, мезо - и макроциклы и сравнительно мало касается обоснования первых звеньев, т. е. тренировочных заданий и отдельных занятий. Однако в настоящее время представляет большой интерес, не только с практической точки зрения, но и теоретической, обоснование начальных звеньев всей структуры тренировочного процесса.

Учитывая, что в теории спортивной тренировки не решен вопрос о целенаправленном использовании тренировочного задания, есть смысл в его экспериментальном обосновании. Оформление такого научного поиска в области спортивной тренировки несет с собой перевод

последнего на качественно новый уровень.

Учитывая, что ряд специалистов в области спорта понимает нагрузку и тренировочное задание как одно и то же, следует кратко охарактеризовать и раскрыть эти два понятия.

В теории и методике физического воспитания под нагрузкой понимается, прежде всего, количественная мера воздействия физических упражнений. Причем нагрузка сопряжена с расходованием «рабочих потенциалов» организма (энергетических и др.) и с утомлением. Утомление неизбежно связано с отдыхом, во время которого происходят восстановительные процессы, обусловленные нагрузкой. Эффект нагрузки прямо пропорционален ее объему и интенсивности.
В спортивной тренировке различают внешнюю (физическую) и внутреннюю (физиологическую) стороны нагрузки. Если в первом случае внешняя нагрузка отражает величину выполненной механической работы, то во втором случае внутренняя - реакцию организма на проделанную работу.

Общий объем нагрузки в упражнениях циклического характера чаще всего оценивают по суммарному километражу (за отдельное занятие, неделю и т. д.), в упражнениях с отягощениями по суммарному весу отягощений или числу подъемов (штанги и т. д.).

В последние годы для суммарной оценки нагрузки по величине функциональных сдвигов, т. е. внутренней физиологической стороны нагрузки, используют непрерывную или достаточно частую регистрацию сердечных сокращений (с помощью телеметрической системы) и расчетом суммарных энерготрат. Абсолютная интенсивность внутренней нагрузки определяется величиной затрат энергии в единицу времени. Такими показателями могут быть ЧСС/мин, ккал/мин,

Теперь попытаемся ответить, почему исходной структурной единицей тренировки является не нагрузка, а тренировочное задание? На этот вопрос дает ответ в своей работе. Он объясняет это тем, что сами по себе абстрактные понятия работы и отдыха не несут педагогической информации. По его мнению, работа и отдых приобретают педагогический смысл только тогда, когда они определенным образом организованы. А организованная определенным образом работа и отдых - это уже тренировочное задание, дающее известную тренировочную нагрузку организму спортсмена и имеющее конкретные педагогические содержание и смысл. И основное заключается в том, что тренировочные задания всегда позволяют решать в занятии конкретную педагогическую задачу, а тренировочное занятие - это как определенная последовательность тренировочных заданий.

под тренировочным заданием понимает «назначенное для тренировки упражнение со всеми возможными условиями его выполнения и в том числе разного рода установками, формируемыми у спортсмена». Причем он считает, что знание любого задания зависит от его места во времени в ряду других заданий, и от организации заданий зависит целостность всей картины тренировки.

определяет тренировочное задание следующим образом: физическое упражнение со всеми необходимыми условиями его выполнения, позволяющими решать определенную педагогическую задачу.

2. Построение тренировочного процесса юных биатлонистов в системе многолетней подготовки:

а. Введение

Деление тренировочного процесса на строго определенные периоды обусловлено закономерностями развития спортивной формы, сезонно-климатическими условиями и календарем соревнований. Спортивная форма, с педагогической точки зрения, представляет собой гармоническое единство всех сторон оптимальной готовности спортсмена: физической, психической, спортивно-технической и тактической.

Известно, что приобретение, сохранение и совершенствование спортивной формы в круглогодичном цикле тренировки происходит пофазно, каждая фаза характеризуется строго определенным содержанием и построением тренировки.

Фазность развития спортивной формы является основной причиной периодизации тренировочного процесса. Фаза приобретения спортивной формы характеризуется созданием и развитием предпосылок для непосредственного ее становления; фаза относительной стабилизации (сохранения) спортивной формы поддержанием оптимальной (для данного цикла) готовности к спортивным достижениям; фаза временной утраты принижением определенных сторон тренированности и переключением организма на иной уровень функционирования.

Периоды тренировок - это последовательные этапы управления развитием спортивной формы.

б. Годовой план

Годовой план принято разделять на следующие периоды:

1. Подготовительный. Его основная задача заключается в создании предпосылок для приобретения спортивной формы и ее становления.

2. Соревновательный. Тренировки в этот период направлены на сохранение достигнутой спортивной формы и ее реализацию в соревнованиях.

3. Переходный. Период активного отдыха занимающихся. Его цель - создать предпосылки для повышения уровня работоспособности спортсменов на следующем этапе круглогодичной тренировки.

Значительную, но не определяющую роль в периодизации тренировки играют смена климатических условий в течение года и календарь соревнований. Первый фактор влияет на сроки периодов тренировки, ограничивая длительность соревновательного периода, а также

оказывая некоторое влияние на подбор средств тренировки, второй намечает внешние границы соревновательного периода, внося некоторые изменения в структуру тренировочного процесса данного периода. Календарь спортивных соревнований должен быть спланирован с учетом закономерностей периодизации тренировки, способствуя тем самым созданию оптимальных условий для сохранения и улучшения спортивной формы.

Закономерности развития спортивной формы, научные исследования, опыт передовой практики, а также специфические особенности биатлона определяют целесообразность следующего построения годичного цикла тренировки биатлонистов высокой квалификации:

подготовительный период - май-декабрь включительно (8 месяцев);

соревновательный период - январь - первая половина апреля включительно (3,5 месяца);

переходный период - вторая половина апреля.

По степени значимости решаемых в тренировках задач, а также по арсеналу средств и методов, используемых в тренировочном процессе, в подготовительном и соревновательном периодах различают следующие этапы:

В подготовительном: летний (май, июнь, июль); осенний (август, сентябрь, октябрь); предсоревновательный (ноябрь, декабрь);

В соревновательном: начало соревновательного этапа (январь); основные соревнования (февраль, март, половина апреля).

Летний этап подготовительного периода является общеподготовительным, в это время закладываются основы спортивной формы, осенний и предсоревновательный этапы - специально-подготовительные, когда происходит становление и доведение до совершенства спортивной формы.

Разделение соревновательного периода на 2 этапа вызвано специфическими особенностями занятий по биатлону с различным соотношением видов специальной подготовки.

Не всегда представляется возможным строго выдержать сроки этапов в указанных границах. Они могут незначительно изменяться в зависимости от климатических условий, возможностей и подготовленности спортсмена (ранее или позднее появление снежного покрова, возможность выезда на ранний и первый снег в северные районы, индивидуальные особенности вхождения в спортивную форму). Однако все эти отклонения от установленных границ периодизации не должны быть определяющими при решении задач на каждом этапе.

в. Тренировка в подготовительном периоде

Летний этап (май, июнь, июль). Основная задача этапа – заложить прочный фундамент спортивной формы. Занятия в это время направлены на создание условий для приспособления организма спортсмена к повышенным нагрузкам. В тренировках рекомендуется решать следующие задачи:

Повышать уровень общего физического развития (силы, выносливости, быстроты, ловкости, общей координации движений);

Развивать физические качества и умения, необходимые биатлонисту (скоростную и силовую выносливость, статическое и динамическое равновесие и др.), с помощью специально-подготовительных упражнений и вспомогательных видов спорта (гребля, бег по пересеченной

местности, упражнения с тяжестями, акробатика и др.);

Создавать предпосылки для лучшего овладения техникой передвижения на лыжах путем использования в тренировках имитационных упражнений лыжника, а также передвижений на лыжероллерах;

Ликвидировать слабые стороны общей и специальной подготовленности, обнаруженные на предыдущих этапах, путем акцентирования внимания на тренировке;

Повышать технические навыки в стрелковом спорте. Особое внимание обращается на совершенствование техники выстрела: выработку прочных навыков в изготовке, прицеливании и обработке спуска. В тренировочные занятия включаются различные упражнения спортивно-пулевой стрельбы;

Совершенствовать навыки выполнения стрелковых упражнений биатлона после нагрузки умеренной интенсивности. На данном этапе в тренировках преобладают упражнения общеподготовительного характера. Удельный вес специально-подготовительных упражнений

преимущественно развивающей направленности меньше.

Объем нагрузки увеличивается постепенно и растет быстрее, чем интенсивность. Постепенность в увеличении нагрузок достигается использованием равномерного и переменного методов тренировки.

Структура микроциклов должна обеспечить оптимальные условия для всестороннего развития спортсменов.

г. Тренировка в соревновательном периоде

Этот период приходится на январь, февраль, март и первую половину апреля.

Основная направленность - сохранение и улучшение спортивной формы и достижение высоких спортивных результатов.

Главная задача физической подготовки состоит в функциональной мобилизации организма спортсмена на предельные напряжения, в достижении и сохранении высшей степени специальной тренированности и поддержании уровня общей тренированности.

Спортивно-техническая и тактическая подготовки направлены на совершенствование техники передвижения на лыжах и выработку автоматизма действий на огневых рубежах путем закрепления ранее освоенных навыков двигательной деятельности и применения их

в различных сложных условиях.

Цель морально-волевой подготовки - психологическая настройка на предстоящие соревнования, мобилизация биатлониста на высшие проявления физических и духовных сил.

В соревновательном периоде решаются задачи:

Дальнейшее совершенствование, шлифовка техники передвижения на лыжах, ликвидация неточностей в отдельных элементах движения, совершенствование техники в усложненных условиях;

Совершенствование техники и тактики стрельбы в соревновательных и близких к соревновательным условиях. В комплексных тренировках стрельба проводится в сложных метеорологических условиях, ограничивается время стрельбы, увеличивается количество серий стрельб, вводятся элементы соревнований, решаются тактические задачи;

Дальнейшее развитие силовой и скоростной выносливости;

Поддержание и доведение до высшей степени специальной тренированности, сохранение ее в период основных соревнований;

Воспитание моральных и волевых качеств.

Средства тренировки. Средства тренировки те же, что и на пред - соревновательном этапе, но применяются они в более сложных условиях. Передвижение на лыжах с оружием на большой скорости доминирует в общем объеме занятий. Во второй половине периода увеличивается

удельный вес комплексных тренировок. Стрельба входит в содержание комплексных и контрольных тренировок, соревнований. Количество и вариативность стрелковых упражнений зависит от индивидуальных способностей спортсмена и поставленных перед тренировкой задач. Длина отрезков в комплексных тренировках уменьшается до 1-1,2 км, количество повторений и интенсивность прохождения увеличиваются.

Методы тренировки. На данном этапе используются переменный, повторный, интервальный и контрольный методы тренировки.

д. Тренировка в переходном периоде

В данном периоде (апрель) спортивная форма временно утрачивается, в организме спортсмена завершаются длительные перестройки, вызванные предыдущими занятиями, усиливаются в сторону ассимиляции обменные процессы. Основная особенность периода - спад нагрузки

как по объему, так и по интенсивности; занятия приобретают форму активного отдыха. Это предотвращает переход суммарно нарастающего эффекта тренировок, вызванного длительным применением нагрузок, в перетренировку. Данный период является как бы охранительным. Он необходим также для профилактической проверки и ликвидации отклонений в состоянии здоровьяспортсмена, лечения незначительных травм, восстановления нервной системы, диспансеризации.

Вместе с тем занятия должны быть построены таким образом, чтобы сохранить определенную тренированность, позволяющую начать новый цикл тренировок с более высокого уровня, чем предыдущий.

Следовательно, между двумя циклами развития спортивной формы

соблюдается преемственность.

В данном периоде решаются следующие задачи:

Совершенствование техники передвижения на лыжах (если есть снег); устраняются те ошибки в элементах техники, которые обнаружены на предыдущих тренировках;

Совершенствование отдельных физических качеств (быстроты, гибкости, ловкости);

Совершенствование техники стрельбы. Занятия проводятся в тире из малокалиберного и пневматического оружия с помощью тренажерных установок и вхолостую. Удельный вес спортивно-пулевой стрельбы незначительный.

Основными средствами на данном этапе являются передвижение на лыжах, общеразвивающие физические упражнения, вспомогательные виды спорта (кроссы, велоспорт , спортивные игры, плавание, гимнастика, туризм и др.). Методы тренировки - равномерный и переменный.

3. Заключение

При разработке перспективных планов тренировки, построенной на основе проекта победной тактики будущего поединка, надо придерживаться следующих правил:

1. Модель тактики победного выступления - чисто творческая работа. Она требует от тренера возможно более полного знания арсенала тактики спортивного поединка в избранном виде

соревновательных упражнений (как прошлого, так и современного). Необходима также фантазия, которая позволит сконструировать новую, необычную, «абсурдную » тактику. Элементы этой необычной тактики должны быть опробованы экспериментально в практической работе со спортсменами. Вы должны убедиться в возможности их освоения и реализации. Неудача в

пробном обучении может говорить о нереальности модели тактики, но может быть истолкована и по-другому: «Я (тренер) не умею этому учить». Первый вывод - исключает возможность

подготовки победителя, поэтому он нежелателен. Требуется углубленный анализ модели тактики. Второй вывод лучше: он требует подробного поиска причин неудачи и конструирования специальных подводящих упражнений для ликвидации ошибок в обучении сложному тактическомуприему и технике его исполнения или новых схем организации нагрузок, обеспечивающих специальную соревновательную работоспособность и контексте требований «невыполнимой» тактической схемы. Второй путь стимулирует тренера на творческий прогресс, на его профессиональное продвижение к совершенству.

2. Реализация Вашего проекта строго индивидуализирована: планируемые показатели по всем основным требованиям проекта тренировки вашего ученика должны соответствовать реальному

уровню его развития, подготовленности и способности к прогрессированию. План тренировки в следующем макроцикле разрабатывается с учетом итогов прошедшего макроцикла по всем показателям планирования. Каждый следующий макроцикл требует корректировки предварительного плана по результатам проведенной работы с учетом личных ощущений спортсмена и объективных показателей уровня и состояния его тренированности. При коррекции мезоциклов следует придерживаться правила: вводить стабилизирующий (или даже разгрузочный)

мезоцикл вместо развивающего при формировании хронического переутомления (как с ледствия бытовых перегрузок или перенесенного заболевания) или при появлении признаков незапланированного перехода в состояние высшей спортивной формы (в стадию истощения в развитии стресс-реакции - ответа на завышенные тренировочные нагрузки), или в случае резкого падения работоспособности. В последнем случае следует обратиться к компетентным медикам и внести коррективы в тренировочный процесс в соответствии с их рекомендациями.

Выполнение тренировочного плана мезоцикла может сопровождаться ощущениями незапланированной легкости, В этом случае не следует повышать запланированную нагрузку в следующем мезоцикле: реализация запланированных нагрузок с неожиданной легкостью не нанесет вреда здоровью спортсмена, а лишь вызовет подъем высшей соревновательной спортивной формы в соревновательном периоде на более высокий уровень, чем было запланировано.

При выполнении плана очередного занятия нелъзя требовать от спортсмена буквального исполнения количества предусмотренных планом упражнений. Ваша цель - получить запланиро-

ванный ближайший тренировочный эффект (БТЭ), т. е. ту усталость, которая снизит работоспособность спортсмена до предусмотренного вами оптимального уровня, (он отражается в качество выполнения тренировочных упражнений). Преждевременное формирование запланированного БТЭ может быть следствием нехватки внергии, затраченной на приспособление к неблагоприятным условиям тренировочного занятия. Такого рода условия могут быть следствием педагогических ошибок (например, акцентирование внимания занимающегося на особой тяжести нагрузки или опасности предложенного упражнения), угнетающих психологическое состояние спортсмена (грубость и невнимание тренера, конкурентные или даже враждебные отношения в тренировочной группе, насмешки над неудачным выполнением заданна и т. п.). страх перед опасностью упражнения. В случаях, когда снижение работоспособности вызвано

факторами тренировочного занятия, следует применить средства и методы из арсенала внетренировочных и внесоревновательных воздействии: оптимизировать отношения между членами группы, между педагогом и учениками, применять отвлекающие задания, сопровождать занятия приятной музыкой и т. п. Но причиной могут быть и внетрепировочные нагрузки (бытовые,

учебные, производственные и т. п.), которые вы не можете регулировать, по обязаны их учитывать для оперативнойкоррекции тренировочного задания. Эпизодическое невыполнение плана занятия не скажется на динамике повышения тренированности. Если же случаи снижения работоспособности повторяются систематически, следует выяснить причины и, в случае нарушений требований спортивного режима, предложить спортсмену подумать о возможности

экономить энергию в режиме жизни или о переходе со спортивного на физкультурный образ жизни.

4. Список литературы:

1. Матвеев и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991

2. Верхошанский организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле // Теория и практика физической культуры. – 191 - №2

3. Гибадуллин тренировочного процесса у юных биатлонистов 10-12 лет: метод. рекомендации. – ИжевскЖ Изд-во УдГУ 1988

4. Боген подготовка - основа многолетнего спортивного совершенствования – Москва Издательство «Физическая культура» 2007

Стабильность - это контролируемая мобильность . То есть та подвижность , которую наша нервная система умеет безопасно контролировать.

Функционально мышцы реагируют и включаются, для того, чтобы останавливать отдаление точек своего крепления к костям. Благодаря этой способности наш опорно-двигательный аппарат сохраняет целостность.

Когда в теле есть перекос, симметричные мышечные группы работают асимметрично. Половины нашего тела сегментарно берут на себя разную нагрузку в условиях привычной стабильной опоры. Сегментарно развиты и мышцы с одной и с другой стороны тела.

Когда есть перекос и асимметрия, у симметричных мышечных групп разный неврологический порог включения в работу. То есть у той половины, которая «привыкла» брать на себя нагрузку (где есть мышечный валик), порог включения НИЖЕ. Здесь мышцам нужно меньше информации, чтобы включиться в работу. Более слабая сторона «просыпается» гораздо позже и вносит свою лепту в работу гораздо менее интенсивно.

Все движение таким образом выстраивается асимметрично с разным взаимодействием сторон тела с поверхностью земли. Если протестировать большую группу людей на бароподометрической платформе, то с виду, стоящие прямо люди, на самом деле стоят на одной ноге. И все их тело соответственно перекашивается под этот стереотип.

А теперь представьте, что человек оказался на нестабильной балансировочной поверхности, которая постоянно меняет угол наклона и нужно постоянно подстраиваться под это изменение, чтобы сохранить вертикальное положение.

Это похоже на работу гироскопа, который переносит центр своей массы в противоход воздействию морских волн, таким образом нейтрализуя качку судна.

Всему организму приходится работать слаженно и равномерно, чтобы центр массы тела удерживался устойчиво по центру баланса. Всем мышцам при этом приходится гармонизировать свою работу и выравнивать не только таз, но всю структуру.

В дело включается подсознательно регулируемая, мощная работа глубоких постуральных (их ещё называют «антигравитационными») мышц, которые практически невозможно тренировать каким-либо образом, кроме как в эксцентрическом режиме и с помощью баланса.

Во время балансовых тренировок смена режимов работы мышц эксцентрика/концентрика происходит очень быстро и это бесценный опыт для нервной системы.

Вот комплекс упражнений. Их довольно много. Не нужно делать их все подряд. Можно выбрать одно, два упражнения. Менять и чередовать их. Не обязательно использовать натяжные ленты или тросы. Можно использовать балансировочные платформы, Bosu и другой инвентарь.

Комплекс развивающих технических упражнений.

1. Линия плеч и линия таза всегда работают параллельно.

2. Нога и туловище на одной линии. Постановка палки параллельна голени.

3. Туловище в момент отталкивания параллельно палке.

4. Голень и туловище параллельны.

5. Упражнение на пресс.

6. В сторону.

7. Упражнение на равновесие на натяжном канате. Необходимо выйти на опорную ногу не «ломаясь» в линиях плеч и таза.

8. Поднимание плеча.

9. Поднимание туловища.

9А. Упражнения с резиной.

10. Акцент на стоящей руке. Небольшие по амплитуде движения вперед-назад.

11. Скручивание.

12. Поднимание и опускание таза с малой амплитудой.

13. Упражнения с резиной.

14. Тоже самое с одной и другой ногой.

15. На локтях.

16. На спине.

17. На боку.

26. Ногами поочередно.

27. Ногами вместе.

28. Одной ногой.

29. Упражнения на баланс.

30. Перенос веса тела на опорную ногу.

31. Шаги. Влево, вправо.

32. Выпад вперед. Колено над носком.

33. Выпад в сторону. Стопу не разворачивать.

36. Перенос веса тела на опорную ногу с разворотом.

37. Выпад впред, стопы на одной линии.

38. Выпад впред со скручиванием туловища.

39. Классический вариант. Отталкивание завершать носком.

40. Коньковый вариант. Центр тяжести под пяткой.

41. Перенос веса тела с короткой амплитудой. В отталкивании акцент на носок.

42. Тоже самое, руки перед грудью.

43. Исходное положение - сидя на скамейке. Встать на одну ногу и поднять руки вверх.

44. Упражнения с резиной.



Загрузка...