Выбери свой спорт

Дыхательные упражнения. Дыхательная гимнастика: виды, как делать, в чем польза Нади шодхана - дыхание через левую и правую ноздрю

Вы знаете, почему вреден для здоровья углекислый газ? Разберемся, чтобы понять , для чего нужна дыхательная гимнастика выясним, что дает организму обычное дыхание. Во время дыхания легкие наполняются воздухом, из него выделяется кислород. Кислород одновременно обогащает кровь и очищает ее от углекислого газа. Углекислый газ является продуктом гниения болезнетворных бактерий, частиц, собранных кровью со всего организма. После очищения от углекислого газа и насыщения кислородом, чистая кровь поступает в сердце, мозг и другие части тела.

Профилактика или лечение:

для чего нужна дыхательная гимнастика

При недостаточном поступлении кислорода в организм, болезнетворные бактерии разносятся по всему организму и вскоре здоровье будет подорвано. Дефицит кислорода может появиться в результате неправильного дыхания. Помните, что дыхательный процесс состоит из двух этапов: вдох и выдох? Сбой может произойти на любом из них. Если вдох короткий, то поступит недостаточное количество кислорода. Если выдох будет слабым, то в легких останется углекислый газ, который снова отправится в организм.

Итак, для чего нужна дыхательная гимнастика

  • для укрепления мышц легких;
  • для увеличения объема легких;
  • для очищения легких от углекислого газа и бактерий;
  • для насыщения крови кислородом;
  • для улучшения обмена веществ.

Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики. Суть их сводится к одному: тренировка легких. Так же, как упражнения для рук, живота, бедер укрепляют мышцы тела, также и дыхательная гимнастика укрепляет мышцы грудной клетки и легких.

Надеюсь, что вы поняли, для чего нужна дыхательная гимнастика и теперь хотите попробовать, но не знаете с чего начать? Вот несколько известных и простых упражнений:

  1. Коктейльную трубочку опустите одним концом в стакан с водой. Сделайте глубокий вдох, возьмите в рот свободный конец трубочки и выдыхайте до тех пор, пока не закончатся пузырьки.
  2. Сядьте на стол, кисть одной руки положите на грудь, другой – на живот. Во время вдоха выпячивайте живот. Выдыхая, громко произносите «ффффффффффффффф». Тяните звук до тех пор, пока есть силы.
  3. Встаньте прямо, руки опустите вдоль туловища и сделайте глубокий вдох. Во время выдоха медленно наклоняйтесь в сторону (руки скользят по бокам) и произносите «ссссссссссссс». Вернитесь в исходное положение и сделайте глубокий вдох. Повторите выдох в другую сторону.

Чтобы не терять интереса к дыхательной гимнастике, делайте ее вместе с детьми и внуками. Включите в свой комплекс игру в мыльные пузыри, задувание свечи ртом и носом, прыжки на скакалке и батуте. Систематическая зарядка органов дыхания укрепит ваши легкие и станет лучшей профилактикой

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста.

Для чего нужна дыхательная гимнастика?

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.

Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшает деятельность сердечно -сосудистой системы.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др., но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.

Нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя);

Среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);

Верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть);

Смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:

Воздух набирать через нос;

Плечи не поднимать;

Выдох должен быть длительным и плавным;

Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);

Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе, имеют, значительный оздоровительный эффект;

Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.

С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы утреней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, на НОД по физическому развитию и физкульт -минутках во время проведения непосредственно образовательной деятельности.

Примеры упражнений для гимнастики правильного дыхания.

1. «ТРУБАЧ»

И. п. Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «д-у-у-у»;

Повторить 4-5 раз.

2. «ЧАСИКИ»

И. п. Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить;

1-взмах руками вперёд-тик (вдох)

2-взмах руками назад-так (медленный выдох)

Повторить 5-6 раз.

3. «ПЕТУХ»

И. п. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны сделать «вдох», а затем медленно

Опуская руки, выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».

Повторить 5-6 раз.

4. «КАША КИПИТ»

И. п. Сидя, одна рука лежит на животе, другая-на груди. Втягивая живот - вдох, выпячивая живот - выдох.

Выдыхая, громко произносить: «ф-ф-ф-ф-ф»;

Повторить 3-4 раза.

5. «ПАРОВОЗИК»

Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая

«чух-чух-чух»;

Повторять в течение 20-30 секунд.

6. «НАСОС»

И. п. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону-выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить: «с-с-с-с», «с-с-с-с»;

Повторить 6-8 наклонов в каждую сторону.

7. «РЕГУЛИРОВЩИК»

И. п. Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.

Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха

Произносить «р-р-р-р-р».

Повторить 5-6 раз.

8. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»

И. п. Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох;

Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х»;

Повторить 4-5 раз.

И. п. Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, руки открыты встороны. Наклонять туловище вправо и влево.

При наклоне-выдох, произносить: «т-у-у-у-х-х»;

Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

10. «ГУСИ ЛЕТЯТ»

Медленная ходьба в течение 1-2 минут. Поднимать руки в стороны - вдох, руки вниз-выдох,

произносить «г-у-у у-у».

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!».

Педагог должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку. Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.

Как часто мы перестаем замечать мелочи, к которым привыкли? А ведь некоторые из них имеют большое значение. Например, дыхание. Согласитесь, редко кто обращает внимание на правильную постановку дыхания, делает упражнения, знает техники. А эти знания полезны для здоровья и общего самочувствия. Как правильно дышать и почему - поговорим в этой статье.

Существует несколько видов дыхания, дыхательных техник и упражнений, причем многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Какие именно и как им следовать - давайте разберемся.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика - это определенная последовательность дыхательных упражнений. При ее помощи лечатся заболевания бронхов, легких, а также упрочняется костно-связочная система. Улучшается общее состояние: повышается активность и концентрация, становится легким, а физические показатели лучше. При том, что упражнения дыхательной гимнастики можно выполнять по 30 минут в день без особых усилий, эффект чувствуется почти сразу, а видимый результат не заставит себя долго ждать.

Такие практики весьма специфичны, имеют множество видов и при неправильном исполнении могут нанести вред. Следует быть внимательным и осторожным при выборе своего метода лечения дыхательной гимнастикой. Проконсультируйтесь с врачом и подберите подходящий именно вашему организму блок дыхательных упражнений.

Чтобы более полно раскрыть возможности гимнастики, давайте разберем, какие виды дыхания существуют:

  1. Верхнее - дыхание через верхний отдел грудной клетки. Диафрагма почти не двигается вниз, а мышцы живота едва напрягаются.
  2. Среднее - воздух поступает в организм за счет расширения среднего отдела грудной клетки. Мышцы живота сокращаются сильнее, диафрагма едва смещается вниз.
  3. Нижнее - задействует нижний отдел грудной клетки. Диафрагма максимально опущена вниз, а мышцы живота расслаблены.
  4. Полное - совмещение всех предыдущих типов дыхания. Происходит максимальное наполнение легких воздухом.
  5. Обратное - при вдохе все действия обратны: мышцы живота напряжены, диафрагма уходит вниз. Внутренние органы сдавливаются и происходит их массаж.
  6. С задержкой - дыхание, при котором в цикле “вдох-выдох” появляется задержка. Есть несколько вариантов такого дыхания:
    • вдох, задержка, выдох;
    • вдох, выдох, задержка;
    • вдох, задержка, выдох, задержка.

Последний метод активно используется в йоге, поскольку древние мастера этого учения считали, что в момент задержки дыхания организм наполняется энергией и силой.

Итак, мы знаем основные типы дыхания - теперь поговорим о видах и отличиях дыхательной гимнастики.

Существует множество видов дыхательной гимнастики, но все они работают по следующим принципам:

  • искусственное затруднение;
  • задержка дыхания;
  • замедление дыхания.

Иначе говоря, всё строится на ослаблении дыхания, благодаря которому и возникает польза дыхательной гимнастики.

Будучи молодой оперной певицей, Александра Николаевна Стрельникова вместе с матерью разработала метод восстановления певческого голоса, так как с ним начались проблемы. Методика оказалась полезной не только для вокала, но и для организма в целом.

Как правильно делать дыхательную гимнастику Стрельниковой? Перед началом следует подготовить место проведения: это должно быть светлое помещение с чистым воздухом и открытой форточкой. Занятия лучше проводить натощак или спустя полчаса после приема пищи.

Суть методики Стрельниковой - в ежесекундном резком вдохе через нос, который сопровождается рядом упражнений. Такой вдох должен быть активным, сильным и шумным - “нюханье воздуха”. Выдох - незаметный, происходит сам по себе.

Необходимый ряд правил:

  1. Плечи с каждым вдохом двигаются не вверх, а вниз.
  2. Ноздри должны смыкаться так, как будто на них нажимают. Они должны Вас слушаться и быть под контролем.
  3. Гимнастику следует проводить до тех пор, пока она не станет Вас утомлять, пока есть удовольствие.

При первом занятии упражнения следует выполнять на 4, 8 или 16 резких вдохов. Отдых между упражнениями - 2-4 секунды. Для одного подхода среднее количество составляет 32 вдоха, с перерывом на отдых в 2-4 секунды.

При тренировке в две недели можно довести уровень занятий до 4000 вдохов в день, поделив серии упражнений на три части, выполняемых утром, в обед и вечером. После того, как Вы почувствуете значительное улучшение здоровья, можно сократить количество вдохов в упражнениях, но заканчивать занятия совсем нельзя.

Если Вам становится хуже, болезнь обостряется - лучше выполнять этот комплекс дыхательных упражнений сидя или лежа на 2, 4, 8 вдохов с перерывом между ними в 2 и более секунд.

Гимнастика Стрельниковой влияет на легкие, бронхи, кожу и голосовой аппарат и лечит соответствующие заболевания: , бронхит, пневмония, заикание, сколиозы, травмы позвоночника, заболевания мочеполовой системы и даже неврозы.

Метод дыхательных упражнений Константина Павловича Бутейко основана на принципе “меньше дышать”. Клинически доказано, что такой подход может лечить свыше 90 заболеваний, основная причина которых в недостатке углекислоты в организме. Сам автор назвал свой подход “методом волевого устранения глубокого дыхания”.

Все упражнения в системе Бутейко основаны на задержке или поверхностном дыхании. Задача состоит в уменьшении потребности в кислороде и хорошем насыщении организма углекислым газом.

Стандартная дыхательная гимнастика по методу Бутейко:

  1. Вдох - 2 секунды.
  2. Выдох - 4 секунды.
  3. Задержка дыхания - 4 секунды.

При этом Вы будете испытывать ощущение недостатка кислорода - это нормально. Такое состояние - неотъемлемая часть дыхательной гимнастики Бутейко.
Само дыхание должно быть легким, незаметным, в отличие от методики Стрельниковой, абсолютно бесшумным.

Данный вид гимнастики отлично справляется с бронхитом, пневмонией, аденоидитом, кожными патологиями, болезнью Рейно, ожирением, ревматизмом и многими другими заболеваниями.

Чтобы выяснить свое состояние по системе Бутейко, проведите следующий опыт:

  1. Сделайте самый обычный вдох.
  2. Задержите дыхание насколько сможете.

Если задержка длилась менее чем 20 секунд - это плохо, от 20 до 40 секунд - удовлетворительно, от 40 до минуты - хорошо и свыше 60 секунд - отлично.

Естественно, перед применением такой дыхательной гимнастики стоит проконсультироваться с врачом и выяснить, подходят ли Вам такие нагрузки.

Помимо решения проблем с внутренними органами, гимнастика для дыхания решает проблемы эстетические, например, борется с лишним весом. Специальная серия упражнений, особая техника и ежедневное их выполнение придадут Вам сил, энергии и смогут убрать лишние килограммы.

Такой вид дыхательной гимнастики гораздо легче, чем бег или силовые тренировки, поэтому применить его в обыденной жизни гораздо проще и приятнее. Занятия можно проводить в любое время и любом месте. Однако стоит проконсультироваться с лечащим врачом, поскольку не все упражнения будут полезны. Например, при травмах позвоночника, сердечно-сосудистой системы, во время беременности или кормления не следует самостоятельно прибегать к помощи такой гимнастики. Но Вы можете заниматься под присмотром врача или инструктора.

Первые результаты от упражнений для похудения станут заметны уже через две недели. При интенсивном занятии год и более они отразятся и на общем самочувствии и здоровье в целом.

К основным видам гимнастики для похудения относятся:

  • цигун - духовная и дыхательная практика из трех упражнений для избавления от лишнего веса;
  • пранаяма - система упражнений йоги для избавления от всего лишнего в организме;
  • бодифлекс - основан Чайлдерс Григ на аэробном дыхании;
  • оксисайз - модификация бодифлекса без резких выдохов и вдохов, более щадящая техника.

Основными упражнениями в этой гимнастике считаются “доллар”, “кошка”, “брюшной пресс” и “ножницы”. Все они особенно полезны женщинам после родов.

Как мы видим, внутри одного вида гимнастики существует несколько разновидностей. Чтобы не ошибиться в выборе и подобрать действенный метод, проконсультируйтесь со своим врачом.

Несмотря на такой богатый ассортимент дыхательных техник, существуют и общие указания для всех типов упражнений:

  1. Постоянные и регулярные тренировки.
  2. Занятия должны проходить только в хорошем настроении, абстрагируйтесь от всего, что может вызывать негативные эмоции.
  3. Нельзя бросать тренировки на долгое время, а лучше и вовсе держать один удобный для Вас темп тренировок.
  4. . Самый идеальный вариант - занятия на улице или на природе в чистом районе.

Последний пункт особенно важен, поскольку без чистого воздуха нет смысла в таких дыхательных упражнениях. Как быть, если Вы живете в загрязненном районе, а частые выезды на природу невозможны?

Один из вариантов - занятия дома, если у Вас установлен очиститель воздуха. Еще лучше - , поскольку он имеет три степени фильтрации против пыли и грязи, аллергенов и вредных газов. Он поставляет поток столь необходимого для дыхательной гимнастики кислорода, уже очищенного от уличной грязи. Такое оборудование постоянно поддерживает в доме свежий и чистый воздух, что поможет Вам заниматься дыхательными практиками.

В основе методики Марины Корпан лежат бодифлекс и оксисайз - сочетание правильного дыхания с растяжкой мышц:

  1. Вдох через нос с втягиванием живота.
  2. Спокойный выдох через рот с максимальным выходом воздуха из легких.

Также Марина практикует задержку дыхания на 8-10 секунд, что способствует насыщению организма углекислотой, о важности которой мы уже говорили в методе Константина Бутейко.

Занимайтесь по 15 минут в день и уже скоро получите первые видимые результаты и ощущения. Самым важным условием техники являются постоянные и регулярные тренировки - не пропускайте и не откладывайте занятия надолго. В противном случае эффект будет либо минимальным, либо его не будет совсем.

Прием пищи лучше делать спустя час после тренировки. Если Вы планируете заниматься днем, то практика принесет пользу спустя два часа после приема пищи или за час до еды. Вашим преимуществом станет легкое недоедание - организм будет свеж и готов к упражнениям, в ходе которых Вы поймете, что сыты.

Нельзя заниматься такой дыхательной гимнастикой в случае кровотечений, глаукомы, повышенного давления.

Упражнения бодифлекс с Мариной Корпан легко найти в интернете.

Йога берет свое начало из древности и помогает не только чувствовать свое тело, контролировать эмоции и разум, но и постигать духовное начало. Одной из ступеней йоги является дыхание.

Дыхательная гимнастика йогов использует полное дыхание с последовательным напряжением мышц:

  1. Исходное положение может быть любым: сидя, стоя, лежа. Важно помнить, что сидеть нужно с ровной спиной и расправленной грудью. Лежать - на твердой поверхности, дышать только через нос.
  2. Резкий выдох, при этом нижняя часть живота втягивается.
  3. Вдох также начинается с нижней части живота, затем идет верхняя часть, ребра разводятся в стороны и только потом расширяется грудная клетка с легким подъемом плечей.
  4. Фаза выдоха: втягиваем живот, выдыхаем, опускаем ребра и грудь.
    Вдох и выдох легкие и свободные - должно поступить столько воздуха, сколько необходимо для комфортного дыхания. Это упражнение осваивают постепенно: с 20 секунд по 2 минуты в день. Позже можно дойти до 8-10 минут в день.

Еще один вид упражнения дыхательной йоги - очистительное дыхание:

  1. Как можно глубже вдохните через нос.
  2. Затем задержите дыхание и спустя несколько секунд сильно и редко выдохните небольшую часть воздуха через рот. Щеки при этом не раздуваются, а губы сомкнуты.
  3. Снова задержите дыхание на секунду и выдохните вторую порцию.
  4. Делайте так до тех пор, пока не выдохнете весь запас воздуха. Повторяйте упражнение 2-3 раза в день и сможете укрепить легкие, а, значит, и весь организм.

Если данная методика оказалась Вам ближе остальных, запишитесь на йогу в своем городе и под присмотром инструктора занимайтесь не только дыхательными практиками, но и растяжкой мышц. Это положительно скажется как на общем самочувствии, так и на здоровье в целом.

Для лучшего обогащения организма кислородом используют дыхание животом или диафрагмальное дыхание. Грудь при этом остается неподвижной, живот на вдохе выпячивается и расслабляется, на выдохе втягивается.

Чтобы понять, как правильно дышать животом, выполните следующий комплекс упражнений:

  1. Лежа на полу, положите правую руку на грудь, а левую на живот. Начинайте дышать животом, раздувая его на вдохе и расслабляя на выдохе. Правая рука остается неподвижной. Левая движется вверх-вниз.
  2. Измените напор при выдохе. Сделайте легкий обычный вдох, сомкните губы и медленно выдыхайте воздух так, будто спокойно дуете на свечку. Живот должен втянуться максимально.
  3. Обратная техника - выдыхайте резко со звуком “Ха”. Звук должен идти именно с низа живота.
  4. Положите на живот книгу не более 1,5 кг. Продолжайте дышать с задержкой дыхания на “раз-два-три” как на вдохе, так и на выдохе. Это упражнение укрепит брюшное дыхание и мышцы пресса.
  5. “Собака”: встаньте на четвереньки и начните резко и быстро дышать животом. Это позволит Вам лучше почувствовать диафрагму и в будущем контролировать ее работу. Упражнение делается недолго, чтобы не вызвать головокружение.

Дыхание животом, динамические упражнения и затяжной выдох отлично подходят для лечения и профилактики заболеваний легочной системы. Дыхательная гимнастика для легких отлично укладывается в несколько упражнений.

  1. Выдох в воду. Возьмите стакан с водой, поставьте в него трубочку, сделайте обычный вдох и медленно выдыхайте воздух через трубочку. Упражнение развивает механические свойства легких, нормализует газообмен. Делать необходимо не более пяти раз в день по 10-15 минут.
  2. Обнять себя. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны, ладони вверх. Делаем вдох и на выдохе быстро скрещиваем руки перед собой таким образом, чтобы ладони ударили по лопаткам. Выдыхаем быстро и громко.
  3. Дрова. Встаем на носки, прогибаемся назад с поднятыми вверх руками, пальцы сцеплены. Делаем вдох и на выдохе резко нагибаемся вниз, как будто рубим дрова, затем возвращаемся в исходное положение. Выдыхаем также сильно и громко.
  4. Лыжник. Исходное положение: ноги на ширине плеч. Поднимаемся на носки, слегка подаем тело вперед, руки тоже вытягиваем перед собой, будто в них лыжные палки. На выдохе слегка наклоняемся вниз, словно оттолкнулись, заводим руки максимально вниз и назад и в таком положении пружиним на ногах 2-3 секунды. Завершаем выдох и возвращаемся в исходное положение с диафрагмальным вдохом.

Для чего нужна дыхательная гимнастика

У родителей часто возникает вопрос о здоровье детей. В нашем дошкольном учреждении очень много делается для того, чтобы дети приобрели и сохранили привычку к здоровому образу жизни.

Одним из способов оздоровления –дыхательной гимнастикой, а точнее- как проводится такая гимнастика в подготовительной группе «Крепыш» я хочу вас познакомить. Но сначала хочется пояснить, для чего нужна дыхательная гимнастика? Этот вопрос часто возникает у нас, когда мы слышим данный термин. Практика показывает, что дыхательные упражнения просто необходимы детям, болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, пневмонией, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Детям группы «Крепыш» очень нравится дыхательная гимнастика. Мы ее проводим в хорошо проветренном помещении и утром, и во второй половине дня.

Одно из любимых упражнений –«Булькание».

Упражнение восстановливает носовое дыхание, формирует ритмичный выдох и его углубление. Для этого берется стакан, наполненный на треть водой, соломинка.

Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхают через нос и делает длинный выдох в трубочку. У кого бульканье дольше всех, тот и победил.

«Совушка-сова»

Упражнение проводится для развития координации движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, для улучшения функции дыхания.

Дети садятся полукругом перед ведущим.По сигналу ведущего:»День» - дети-совы медленно поворачивают головы вправо-влево.

По сигналу «Ночь» - дети смотрят вперед и взмахивают руками-крыльями.Опуская вниз протяжно произносят «у..у…ффф». Повторяют 3-4 раза.

А еще наши ребята сами смастерили атрибуты для дыхательных упражнений- вот такие веселые китята.

Делаем глубокий вдох… и, как можно медленнее, выдыхаем…

Нравится ребятам дыхательное упражнение «Ветерок», движения которого сопровождаются стихами:

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока.. я тучи разгоняю (круговые движения руками) .


С помощью дыхательной гимнастики ваш ребенок не только оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить вашего ребенка стороной!

Знаменщикова Е.Е., воспитатель.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

« ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА»

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста Здоровьесберегающие технологии

Для чего нужна дыхательная гимнастика

  1. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.
  2. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
  3. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.
  4. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, болезней, улучшает пищеварение.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшает деятельность сердечно -сосудистой системы.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.

  • нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя) ;
  • среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается) ;
  • верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть) ;
  • смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких) .

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:

Воздух набирать через нос;

Плечи не поднимать;

Выдох должен быть длительным и плавным;

Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) ;

Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;

Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.

С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы утреней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, на НОД, по физическому развитию и физкульт. минутках, во время проведения непосредственно образовательной деятельности.

Примеры упражнений для гимнастики правильного дыхания.

  1. «ТРУБАЧ»
  • Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить: « д-у - у -у» (повторить 4-5 раз).
  1. «ЧАСИКИ»
  • И. п. Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить
  • 1-взмах руками вперёд-тик (вдох)
  • 2-взмах руками назад-так (медленный выдох) - повторить 4-5 раз.
  1. «ПЕТУХ»
  • Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны сделать «вдох», а затем медленно
  • опуская руки, выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». - повторить 5-6раз.
  1. «КАША КИПИТ»
  • Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох.
  • Выдыхая, громко произносить: « ф -ф» (повторить 3-4 раза)
  1. «ПАРОВОЗИК»
  • Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая: « чух - чух - чух» . (20-30 секунд) .
  1. «НАСОС»
  • Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища (с -с-)
  1. «РЕГУЛИРОВЩИК»

*Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая

  • отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить « р-р-р-р-р-р» (5-6 раз)
  1. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»
  • Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки—вдох
  • опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». (4-5 раз) .
  1. «МАЯТНИК»
  • Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, руки открыты встороны. Наклонять туловище в право и влево.
  • При наклоне—выдох, произносить: « т -у-у-у-х-х» (3-4 наклона) .
  1. «ГУСИ ЛЕТЯТ»
  • Медленная ходьба в течение 1—2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз—выдох, произносить: « г - у-у-у-у» .

Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Правильное дыхание.

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста - умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох - грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача - научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри - тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.

Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»

Как избавить ребёнка от кашля с помощью дыхательной гимнастики

У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто мучает кашель. Чтобы этого не допустить нужно с самого раннего детства укреплять дыхательные пути и лучше делать это играючи!
Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень полезная для развития лёгких игрушка - свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится - весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 - 10 минут.

Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Выполнять лучше до завтрака или после ужина. Итак, проветрите помещение и приступайте.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки - пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 - 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает - вдох, выпрямляется - выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 - 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту - ту - ту - ту.
Как машинка гудит? Би - би. Би - би.
Как « дышит» тесто? Пых - пых - пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. САМОЛЁТ .
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу-жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу - жу - жу (делает поворот влево)
Жу- жу -жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА .
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки - очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 - 4 раза.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК .
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх - вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ .
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево - выдох, вправо - вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 - 4 раза.

Привожу пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.

Шагом марш!

Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6-8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

Летят мячи .
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3-4 раза.

Эти упражнения дошкольники могут выполнять утром и в середине дня. В летнее время — лучше на воздухе во время прогулки.

Курс ЛФК должен продолжаться 3-4 месяца. Приведенный комплекс упражнений назначают детям дошкольного возраста с частыми ОРВИ, при хроническом насморке, гайморите, ларинготрахеите не только способствует быстрому выздоровлению ребенка от недугов, но и предупреждает возникновение повторных ОРВИ и обострений хронических заболеваний верхних дыхательных путей.
Комплексы необходимо выполнять два раза в день, не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1, 5 часа до сна. Общая продолжительность занятия 10-15 минут.

Перед началом занятия необходимо проветрить комнату и сделать влажную уборку. Занятия проводятся при открытой форточке.

Ходьба по комнате в сочетании с движениями рук. При вдохе - руки в стороны, при выдохе - руки по швам. Дыхание через нос. Рот закрыт. Ходьба может переходить в медленный бег. При беге на 3 счета - вдох, на 3 счета - выдох.

  1. «Наклон вперед». ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.
  2. «Вырасти большой». ИП - стоя; ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох носом). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох ртом). Повторить 5-6 раз.
  3. «Дотянемся до пяток». ИП - Сидя на скамейке. Спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Выпрямить ноги, ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 5-6 раз.
  4. «Сигнальщик». ИП - сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны - вверх, скрещивая их над головой, как бы подавая сигнал флажками (вдох носом). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
  5. «Пружинка». ИП - лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
  6. «Тюлень». ИП - лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Повторить 6-8 раз.
  7. «Прямая спинка». ИП - сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.
  8. «Чистый носик». ИП - сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
    Ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: спереди, над головой и за спиной. Рот плотно закрыт. Дыхание произвольное, через нос.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа « Не навреди!»

Педагог должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку.

Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.



Загрузка...